Решение №001789 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «АРГУС (вх. № 001789) от 3 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «АРГУС (вх. № 001789)

«20» февраля 2017 г.                                                                                                                        г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Белова А.Н., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов.

Члены комиссии:

Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов.

 рассмотрев жалобу ООО «Аргус»  (вх. № 001789) (далее – заявитель) на действия АО  "ГОЗНАК" (Пермская печатная фабрика – филиал акционерного общества «Гознак») (далее – организатор торгов), Закупочной комиссии при организации и проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации на автоматику насосной станции и узлов управления водяным пожаротушением на Пермской печатной фабрике – филиале акционерного общества «Гознак», (извещение № 31704677949, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

09.02.2017 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, в которой указано на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.

Заказчик с доводами заявителя не согласен, настаивает на правомерности действий организатора торгов, представил письменные возражения на жалобу.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными организациями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно частям 1 и 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – организация обязан руководствоваться, в том числе утверждённым руководителем унитарного предприятия и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).

Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

 

2.  18.01.2017г. на официальном сайте торгов было размещено извещение о проведении закупки, закупочная документация с приложениями. Датой окончания подачи заявок является 26.01.2017г., дата рассмотрения заявок и подведения итогов – 31.01.2017г.

При проведении рассматриваемой процедуры заказчик руководствовался Положением, утвержденным советом директоров АО «Гознак». 

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 31.01.2017г. для участия в запросе цен поступило 3 заявки: ООО «НПП АТИСС», ООО «Аргус» и ООО «ИТЦ КРИС».

До участия в закупке было допущено ООО «ИТЦ КРИС».

Заявка ООО «Аргус» была отклонена по причине непредставления отчета о прибылях и убытках за последний отчетный период, также не было приложено пояснение об отсутствии промежуточной отчетности (п. 7 информационной таблицы).

         Далее, как следует из информации, размещенной на сайте торгов 07.02.2017г. организатор на основании пункта 7.21.6. Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд АО «ГОЗНАК» в целях корректировки закупочной документации запроса цен принял решение отменить данную закупку.

Таким образом, на сегодняшний день, оспариваемые заявителем действия организатора торгов не будут иметь результатом порождение каких либо правовых последствий.

С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу о признании жалобы заявителя необоснованной.

         Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

Согласно п. 7.21.6 Положения заказчик вправе отказаться от проведения запроса цен в любой момент, путем размещения сообщения об этом на официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня принятия такого решения.

Как следует из п. 7.20 Положения запрос цен не является торгами (конкурсом, аукционом) в соответствии со ст. 447-449 ГК РФ или  публичным конкурсом со ст. 1057-1061 ГК РФ.

При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия Пермского УФАС России полагает, что действиями организатора закупки была  нарушена ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 1.2 Положения запрос цен – это способ закупки, при котором информация о потребностях в Продукции для нужд Заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса цен, документации о запросе цен и победителем в проведении запроса цен признается участник Закупки, предложивший наиболее низкую цену договора. 

При этом, каких-либо доводов, либо пояснений, указывающих, что выбранный способ закупки - запрос цен отличен от способов торгов, указанных в ст. 447 ГК РФ, ст. 3 Закона о закупках, заказчиком в материалы жалобы не представлено. Комиссией Пермского УФАС России таких отличий также не установлено.

Кроме того, положения документации содержат условия о том, что комиссия оценивает и сопоставляет предложения участников в соответствии с требованиями, в том числе, документации (п. 7.25.1 Положения). Пунктом 7.20 Положения предусмотрено, что цена является единственным критерием.

В силу п. 7.25.10 Положения Комиссия принимает решение о выборе наилучшей заявки с наименьшей ценой договора. Победителем в проведении запроса цен признается участник закупки, соответствующей требованиям документации о проведении запроса цен и предложившей самую низкую цену договора.  

Аналогичные требования содержатся в разделе. 12 документации.

Таким образом, победителем будет признан участник, предложивший лучшую цену, что также характеризует процедуру, проводимую организатором, как торги.

Запрос цен тоже является конкурентной процедурой, конкурентное положение лица, участвующего в запросе цен, не может быть необоснованно ущемлено и ему не может быть предоставлено меньше гарантий честной конкуренции при участии в данной процедуре.

Кроме того, п. 7.21.7 Положения предусмотрено, что во всем, что неоговорено п. 7.21 Положения, применяются положении я п. 7.2 Положения, регламентирующие «порядок проведения одноэтапного конкурса».

В ст. 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В п. 1.1.2 Положения также указано, что при закупке заказчик руководствуется, в том числе, ГК РФ.

Следовательно, процедура запроса цен является разновидностью торгов и порядок ее проведения основывается (базируется), в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный вывод также подтверждается судебными актами (Определения Верховного суда РФ № 305-КГ15-3950 от 13.05.2015 г. ; № 305-КГ15-1682; Постановление Семнадцатого ААС № 17АП-2413/2015-АК).

Таким образом, включение заказчиком в положение о закупке нормы о том, что заказчик вправе отказаться от проведения запроса цен в любое время, противоречит Закону о закупках, Гражданскому кодексу РФ.

Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае право заказчика отказаться от закупочной процедуры (заключения договора) является нарушением антимонопольного законодательства, так как случаи отказа в закупочной документации не конкретизированы, не мотивированы, что свидетельствует лишь о формальном, субъективном мнении организатора торгов (заказчика).

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа полагает необходимым предписать организатору запроса цен - внести соответствующие изменения в Положение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Аргус»  (вх. № 001789) на действия АО  "ГОЗНАК" (Пермская печатная фабрика – филиал акционерного общества «Гознак»), Закупочной комиссии при организации и проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации на автоматику насосной станции и узлов управления водяным пожаротушением на Пермской печатной фабрике – филиале акционерного общества «Гознак», (извещение № 31704677949, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»), необоснованной.
  2. Признать в действиях АО "ГОЗНАК" (Пермская печатная фабрика – филиал акционерного общества «Гознак») факт нарушения ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившийся в установлении в Положении о закупках нормы, противоречащей действующему законодательству, в том числе, нормы о том, что запрос цен не является торгами, что не обязывает заказчика заключать договор с победителем процедуры, а также нормы, что заказчик вправе отказаться от процедуры на любом этапе.  
  3. Выдать АО  "ГОЗНАК" (Пермская печатная фабрика – филиал акционерного общества «Гознак») предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                  А.Н. Белова

 

Члены Комиссии                                                                                                                     Е.П.Трутнева                                                                                          

     П.И. Литвинов

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Е.П. Трутнева,

(342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны