Решение б/н Решение по жалобе ООО «АРГУС от 10 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Белова А.Н., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов.

Члены комиссии:

Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов.

 рассмотрев жалобу ООО «Аргус»  (вх. № 001789) (далее – заявитель) на действия АО  "ГОЗНАК" (Пермская печатная фабрика – филиал акционерного общества «Гознак») (далее – организатор торгов), Закупочной комиссии при организации и проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации на автоматику насосной станции и узлов управления водяным пожаротушением на Пермской печатной фабрике – филиале акционерного общества «Гознак», (извещение № 31704677949, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

09.02.2017 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, в которой указано на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.

Заказчик с доводами заявителя не согласен, настаивает на правомерности действий организатора торгов, представил письменные возражения на жалобу.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными организациями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно частям 1 и 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – организация обязан руководствоваться, в том числе утверждённым руководителем унитарного предприятия и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).

Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

 

2.  18.01.2017г. на официальном сайте торгов было размещено извещение о проведении закупки, закупочная документация с приложениями. Датой окончания подачи заявок является 26.01.2017г., дата рассмотрения заявок и подведения итогов – 31.01.2017г.

При проведении рассматриваемой процедуры заказчик руководствовался Положением, утвержденным советом директоров АО «Гознак». 

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 31.01.2017г. для участия в запросе цен поступило 3 заявки: ООО «НПП АТИСС», ООО «Аргус» и ООО «ИТЦ КРИС».

До участия в закупке было допущено ООО «ИТЦ КРИС».

Заявка ООО «Аргус» была отклонена по причине непредставления отчета о прибылях и убытках за последний отчетный период, также не было приложено пояснение об отсутствии промежуточной отчетности (п. 7 информационной таблицы).

         Далее, как следует из информации, размещенной на сайте торгов 07.02.2017г. организатор на основании пункта 7.21.6. Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд АО «ГОЗНАК» в целях корректировки закупочной документации запроса цен принял решение отменить данную закупку.

Таким образом, на сегодняшний день, оспариваемые заявителем действия организатора торгов не будут иметь результатом порождение каких либо правовых последствий.

С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу о признании жалобы заявителя необоснованной.

         Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

Согласно п. 7.21.6 Положения заказчик вправе отказаться от проведения запроса цен в любой момент, путем размещения сообщения об этом на официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня принятия такого решения.

Как следует из п. 7.20 Положения запрос цен не является торгами (конкурсом, аукционом) в соответствии со ст. 447-449 ГК РФ или  публичным конкурсом со ст. 1057-1061 ГК РФ.

При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия Пермского УФАС России полагает, что действиями организатора закупки была  нарушена ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 1.2 Положения запрос цен – это способ закупки, при котором информация о потребностях в Продукции для нужд Заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса цен, документации о запросе цен и победителем в проведении запроса цен признается участник Закупки, предложивший наиболее низкую цену договора. 

При этом, каких-либо доводов, либо пояснений, указывающих, что выбранный способ закупки - запрос цен отличен от способов торгов, указанных в ст. 447 ГК РФ, ст. 3 Закона о закупках, заказчиком в материалы жалобы не представлено. Комиссией Пермского УФАС России таких отличий также не установлено.

Кроме того, положения документации содержат условия о том, что комиссия оценивает и сопоставляет предложения участников в соответствии с требованиями, в том числе, документации (п. 7.25.1 Положения). Пунктом 7.20 Положения предусмотрено, что цена является единственным критерием.

В силу п. 7.25.10 Положения Комиссия принимает решение о выборе наилучшей заявки с наименьшей ценой договора. Победителем в проведении запроса цен признается участник закупки, соответствующей требованиям документации о проведении запроса цен и предложившей самую низкую цену договора.  

Аналогичные требования содержатся в разделе. 12 документации.

Таким образом, победителем будет признан участник, предложивший лучшую цену, что также характеризует процедуру, проводимую организатором, как торги.

Запрос цен тоже является конкурентной процедурой, конкурентное положение лица, участвующего в запросе цен, не может быть необоснованно ущемлено и ему не может быть предоставлено меньше гарантий честной конкуренции при участии в данной процедуре.

Кроме того, п. 7.21.7 Положения предусмотрено, что во всем, что неоговорено п. 7.21 Положения, применяются положении я п. 7.2 Положения, регламентирующие «порядок проведения одноэтапного конкурса».

В ст. 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В п. 1.1.2 Положения также указано, что при закупке заказчик руководствуется, в том числе, ГК РФ.

Следовательно, процедура запроса цен является разновидностью торгов и порядок ее проведения основывается (базируется), в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный вывод также подтверждается судебными актами (Определения Верховного суда РФ № 305-КГ15-3950 от 13.05.2015 г. ; № 305-КГ15-1682; Постановление Семнадцатого ААС № 17АП-2413/2015-АК).

Таким образом, включение заказчиком в положение о закупке нормы о том, что заказчик вправе отказаться от проведения запроса цен в любое время, противоречит Закону о закупках, Гражданскому кодексу РФ.

Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае право заказчика отказаться от закупочной процедуры (заключения договора) является нарушением антимонопольного законодательства, так как случаи отказа в закупочной документации не конкретизированы, не мотивированы, что свидетельствует лишь о формальном, субъективном мнении организатора торгов (заказчика).

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа полагает необходимым предписать организатору запроса цен - внести соответствующие изменения в Положение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Аргус»  (вх. № 001789) на действия АО  "ГОЗНАК" (Пермская печатная фабрика – филиал акционерного общества «Гознак»), Закупочной комиссии при организации и проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации на автоматику насосной станции и узлов управления водяным пожаротушением на Пермской печатной фабрике – филиале акционерного общества «Гознак», (извещение № 31704677949, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»), необоснованной.
  2. Признать в действиях АО "ГОЗНАК" (Пермская печатная фабрика – филиал акционерного общества «Гознак») факт нарушения ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившийся в установлении в Положении о закупках нормы, противоречащей действующему законодательству, в том числе, нормы о том, что запрос цен не является торгами, что не обязывает заказчика заключать договор с победителем процедуры, а также нормы, что заказчик вправе отказаться от процедуры на любом этапе.  
  3. Выдать АО  "ГОЗНАК" (Пермская печатная фабрика – филиал акционерного общества «Гознак») предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                  А.Н. Белова

 

Члены Комиссии                                                                                                                     Е.П.Трутнева                                                                                          

     П.И. Литвинов

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Е.П. Трутнева,

(342) 235-10-36.

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

 

 

АО  «ГОЗНАК» – Пермская печатная фабрика – филиал АО «ГОЗНАК»

197046, Г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ТЕР ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ, дом ДОМ 3, корпус ЛИТЕРА В

115162, г. Москва, ул. Мытная, дом 17

614066, г. Пермь, ул. Ш. Космонавтов, 115

e-mail: Pleshakov_A_N @goznak.ru

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе ООО «Аргус» (вх. № 001789)

«20» февраля 2017 г.                                                                                                                     г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Белова А.Н., заместитель начальника одела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

на основании решения Комиссии от 20.02.2017 г. по жалобе ООО «Аргус»  (вх. № 001789) (далее – заявитель) на действия АО  "ГОЗНАК" (Пермская печатная фабрика – филиал акционерного общества «Гознак») (далее – организатор торгов), Закупочной комиссии при организации и проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации на автоматику насосной станции и узлов управления водяным пожаротушением на Пермской печатной фабрике – филиале акционерного общества «Гознак», (извещение № 31704677949, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО  "ГОЗНАК" (Пермская печатная фабрика – филиал акционерного общества «Гознак») в срок до 24.03.2017 г.:

 

  1. Совершить действия, направленные на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений, в том числе, путем принятия исчерпывающих мер по обеспечению внесения соответствующих изменений в Положение о закупках в части исключения условий о том, что «заказчик вправе на любом этапе отказаться от проведения запроса цен».

 

 2.       В срок до 29.03.2017 г. представить в адрес Пермского УФАС России письменное подтверждение исполнения пунктов 1 настоящего предписания.

      

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа, не является основанием для освобождения лица от его выполнения.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                        А.Н. Белова

 

Члены Комиссии                                                                                                             И.П. Литвинов

 

                                                                                                                             Е.П. Трутнева

                                   

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Трутнева Е.П.,

тел.: (342) 235-10-36

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны