Уведомление №002149 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Претор» (вх. № 002149) от 13 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Претор» (вх. № 002149)

 

« 09 » марта 2017 г.                                                                                                                       г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:  

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

при участии представителя ПАО «Протон-ПМ» - Стихиной Н.С. (по доверенности от 21.02.2017г.), представители ООО «Претор», извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев жалобу ООО «Претор» (вх. № 002149) на действия ПАО «Протон-ПМ» (далее – заказчик), закупочной комиссии ПАО «Протон-ПМ» (далее – комиссия) при организации и проведении открытого запроса предложений в бумажной форме на поставку вспомогательных материалов, извещение № 31704710769 опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.02.2017г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении закупки открытого запроса предложений. Заявитель считает, что его заявка была неправомерно отклонена; указывает, что в протоколе относительно ссылки на п. 9 формы 1, из-за несоответствия которому отклонена заявка, допущена ошибка, поскольку описательная часть не соответствует данному пункту; согласие подписать договор на условиях заявки в случае признания победителем было указано в п. 6 формы 1 заявки; просит в целях объективного рассмотрения жалобы приостановить также закупку по извещению № 31704790441, дублирующую ранее объявленную процедуру; просит признать незаконным отказ в допуске к участию в закупке, нарушение ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, обязать заказчика повторно рассмотреть заявку.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен, представил письменные (исх. № 850/03-36 от 22.02.2017г.) и устные возражения на жалобу, в которых ссылается на то, что проведение данной закупки основано на нормах Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ и Положении о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»; указывает, что заявка ООО «Претор» не соответствовала требованиям, установленным в документации о закупке: на основании п.п. 1 п. 4.12.8: нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и оформлению заявки, в соответствии с которым участник процедуры закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 документации; в заявке ООО «Претор» (форма 1) отсутствует согласие участника закупки подписать договор в случае, если победитель запроса предложений будет признан уклонившимся от заключения договора – ООО «Претор» указал «согласны (отказываемся)», из чего следует, что участник нарушил порядок оформления заявки; в протоколе № 28/2 от 10.02.2017г. действительно была допущена техническая ошибка (в обосновании решения по отклонению заявки ООО «Претор» вместо ссылки на «п. 7 формы 1» указано «п. 9 формы 1»), которая была исправлена посредством внесения соответствующих изменений в протокол; в связи с отклонением всех поступивших заявок открытый запрос предложений признан несостоявшимся и размещен повторно; просит признать жалобу необоснованной.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ и услуг хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит Российской Федерации и государственным унитарным предприятиям, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 2 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей определенных данным законом юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1 Закона о закупках).

На основании ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов (закупок), осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик обязан руководствоваться в том числе утверждённым в установленном порядке и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).

Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

27.01.2017г. заказчиком на официальном сайте размещены извещение № 31704710769 и документация о закупке по открытому запросу предложений в бумажной форме на поставку вспомогательных материалов (код по ОКПД2 23.14.1 Стекловолокно). Начальная (максимальная) цена указана в сумме 1 736 301,89 рублей.

Датой окончания подачи заявок указано 08.02.2017г. Датой рассмотрения заявок и подведения итогов указано 10.02.2017г.

Протокол № 28/1 от 08.02.2017г. вскрытия конвертов с заявками размещен 10.02.2017г. Протокол № 28/2 от 10.02.2017г. рассмотрения заявок размещен 10.02.2017г.

План закупки товаров, работ, услуг ПАО «Протон-ПМ» на 2017 год в первоначальной редакции опубликован на официальном сайте 30.12.2016г., что соответствует установленному порядку. Сведения о рассматриваемой закупке в план закупок включены (позиция № 62).

На основании протокола № 305/2016 заседания совета директоров ПАО «Протон-ПМ» от 17.06.2016г. ПАО «Протон-ПМ» с 01.07.2016г. руководствуется в своей закупочной деятельности Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утвержденным наблюдательным советом Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (протокол № 3/2015 от 01.12.2015г.) (далее – Положение о закупке), разделом 6 главы III которого регламентировано проведение закупок способом запроса предложений.

Согласно журналу регистрации заявок и протоколу № 28/1 от 08.02.2017г. вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке поступило две заявки: ООО «ХК «Спецтехноткань» и ООО «Претор».

Согласно протоколу № 28/2 от 10.02.2017г. рассмотрения заявок все поступившие заявки были отклонены. Из указанного протокола следует, что заявка ООО «Претор» отклонена: «заявка не соответствует требованиям, установленным в документации о проведении открытого запроса предложений в бумажной форме: -1) на основании п/п 1 п.4.12.8: нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и оформлению заявки: в "заявке на участие в открытом запросе предложений в бумажной форме" (форма 1) отсутствует согласие участника закупки подписать договор (п.9 формы 1)».

16.02.2017г. в связи с допущенной технической ошибкой в протокол № 28/2 от 10.02.2017г. внесены изменения в части описания отклонения заявки ООО «Претор»: «заявка не соответствует требованиям, установленным в документации о проведении открытого запроса предложений в бумажной форме: -1) на основании п/п 1 п.4.12.8: нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и оформлению заявки: в "заявке на участие в открытом запросе предложений в бумажной форме" (форма 1)  отсутствует  согласие участника закупки подписать договор в случае если победитель запроса предложений будет признан уклонившимся от заключения договора  (п.7 формы 1), участник закупки указал «согласны (отказываемся)».

В п. 4.5.1 документации о закупке установлено, что участник процедуры закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 настоящей документации, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении № 3 к информационной карте.

В п. 4.5.9 документации о закупке предусмотрено, что нарушение участником процедуры закупки требований к составу, содержанию и порядку оформления заявки, установленных настоящим подразделом, за исключением пункта 4.5.9, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Разделом 7 документации о закупке установлена форма 1 «Заявка», пункт 7 которой предусматривает необходимость декларирования участником своего согласия либо отказа заключить договор в соответствии с требованиями документации о закупке и условиями его предложений в случае, если его предложения будут лучшими после предложений победителя запроса предложений, и его заявке будет присвоен второй порядковый номер <...> а победитель запроса предложений будет признан уклонившимся от заключения договора.

В пункте 9 формы 1 установлено: «В соответствии с законодательством, а также учредительными документами (наименование участника процедуры закупки) решение об одобрении и/или о совершении крупной сделки / сделки с заинтересованностью в связи с заключением договора на условиях нашей заявки не требуется (данный абзац следует исключить из текста заявки в случае подачи заявки физическим лицом, а также в случае, если участнику процедуры закупки все же требуется получение указанного решения. В последнем случае к заявке необходимо приложить копию такого решения либо письмо, содержащее обязательство о предоставлении указанного решения до момента заключения договора).

В пункте 6 формы 1 установлено: «В случае если наши предложения будут признаны лучшими на основе критериев, указанных в документации о закупке и нашей заявке будет присвоен первый номер <...> мы берем на себя обязательства подписать договор в соответствии с требованиями документации о закупке и условиями наших предложений».

Комиссия антимонопольного органа, изучив извещение и документацию открытого запроса предложений, протоколы закупки, заявки участников, не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными ввиду следующего.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей определенных данным законом юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1 Закона о закупках).

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В силу ч. 5, 6 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции). 

Комиссия антимонопольного органа установила, что из заявки ООО «Претор» не следует, что участник продекларировал свое решение (согласие либо отказ) заключить договор в соответствии с требованиями документации о закупке и условиями его предложений в случае, если его предложения будут лучшими после предложений победителя запроса предложений, и его заявке будет присвоен второй порядковый номер <...> а победитель запроса предложений будет признан уклонившимся от заключения договора. При этом, само же указание заявителем в заявке слов: «согласны (отказываемся)» не является выражением понятного и однозначного решения, требуемого заказчиком.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что из смысла положений Закона о закупках следует, что требования к участникам закупки определяются заказчиком, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товарам. Подавая свою заявку на участие в закупке, участник тем самым подтверждает свое согласие с условиями и требованиями, установленными в документации о закупке. 

Нет оснований считать, что заявителю что-либо препятствовало в том, чтобы подготовить свою заявку надлежащим образом в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в документации о закупке.

Относительно же пункта 9 формы 1 отмечается, что заявка заявителя требованиям, установленным документацией о закупке, в данной части соответствует. Из протокола № 28/2 от 10.02.2017г. рассмотрения заявок (с учетом исправления технической ошибки от 16.02.2017г.) и позиции заказчика фактически не следует, что заявка была отклонена комиссией заказчика именно по причине несоответствия по п. 9 формы 1.

Также не оспаривается, что заявка заявителя содержит согласие о подписании им договора в соответствии с требованиями документации о закупке и условиями его предложений в случае признания его победителем (по п. 6 формы 1). Однако, нужно учитывать, что в рассматриваемом случае речь идет именно о выражении согласия либо отказа участника подписать договор в ситуации, если его заявке будет присвоен второй порядковый номер <...> а победитель закупки уклониться от заключения договора, чего со стороны заявителя сделано не было.

В части требования заявителя о приостановлении закупочной процедуры по извещению №31704790441, дублирующей рассматриваемую закупку ввиду признания ее несостоявшейся, Комиссия антимонопольного органа разъясняет, что при рассмотрении поданной жалобы на действия заказчика в рамках конкретной закупочной процедуры положениями ст. 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрена возможность дополнительного приостановления антимонопольным органом иных закупочных процедур у такого заказчика.

С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа не находит оснований для признания жалобы обоснованной. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено. Иного не заявлено.

Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На официальном сайте размещены все сведения и документы, размещение которых является обязательным в соответствии с Законом о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Претор» (вх. № 002149) на действия ПАО «Протон-ПМ», закупочной комиссии ПАО «Протон-ПМ» при организации и проведении открытого запроса предложений в бумажной форме на поставку вспомогательных материалов, извещение № 31704710769 опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, необоснованной.

 

 

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                   Д.Е. Баранов

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                   П.И. Литвинов

 

 

                                                                                                                                        Е.П. Трутнева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

Связанные организации

Связанные организации не указаны