Решение б/н ​РЕШЕНИЕ по жалобе СПАО «Ингосстрах» (вх. № 003013-16 от ... от 28 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе СПАО «Ингосстрах» (вх. № 003013-16 от 04.03.2016 г.) о нарушении законодательства о закупках

 

15 марта 2016 г.                                                                                                                        г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия)

           рассмотрев жалобу СПАО «Ингосстрах» (далее – Заявитель) на действия Котировочной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (изв. № 0356100001816000056),

 

УСТАНОВИЛА:

Согласно извещению № 0356100001816000056 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Заказчик) проводился запрос котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности.

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках) нарушены действиями Котировочной комиссии.

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии «Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установлено следующее.

Начальная (максимальная) цена контракта – 267 777,20 руб.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 29.02.2016г.,  заявка САО «ВСК», равно как и заявка подателя жалобы признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

САО «ВСК», чье предложение о цене контракта составило 223 189,33 руб., признано победителем запроса котировок. СПАО «Ингосстрах», чье предложение о  цене контракта составило 223 189,36 руб., признано участником запроса котировок, предложение которого содержит лучшие условия по цене контракта после победителя.

Податель жалобы указывает на то, что заявка САО «ВСК» не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок, поскольку цена рассчитана не в соответствии с Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с внесением изменений от 20 марта 2015 г. N 3604-У.

Исследовав представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия находит доводы подателя жалобы обоснованными.

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч.1 ст.73 Закона о закупах).

В соответствии с ч.1 ст.74 Закона о закупках Заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.

В ч. 1 ст. 78 Закона о закупках установлено, что котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.

Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена (ч.6 ст.78 Закона о закупках).

Согласно ч. 7 ст. 78 Закона о закупках, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

В соответствии с п.2 ч. 3 ст. 73 Закона о закупках, заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложение о цене контракта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о закупках, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона  о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закона об ОСАГО).

Следует отметить, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств (части 1, 2 статьи 9 Закона об ОСАГО).

Частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО определено, что установленные в соответствии с обозначенным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Согласно п. 2.1 Положения "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", утвержденное ЦБ РФ 19.09.2014 N 431-П, страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.

Банк России установил Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), Коэффициенты страховых тарифов, Требования к структуре страховых тарифов, а также Порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО (Указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (ред. от 20.03.2015) "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядку их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств") (далее – Указание Банка России).

Следовательно, цена контракта должна соответствовать применяемым тарифным ставкам и коэффициентам, утвержденным Указанием Банка.

В извещении о проведении запроса котировок  приведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в частности, установлено, что расчет начальной (максимальной) цены договора (суммы страховой премии) производился в соответствии с указанием Центрального банка РФ от 19.09.2014г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Объектом закупки являлось страхование 31 автотранспортного средства Заказчика. В Техническом задании Заказчиком обозначен перечень транспортных средств с указанием марки, модели, гос.номера, категории ТС, года выпуска, мощности кВт л.с. и т.д.

В извещении о проведении запроса котировок  указано, что страховые тарифы по ОСАГО должны быть рассчитаны в соответствии с указанием Центрального банка РФ от 20.03.2015 №3604-У "О внесении изменений в указание  от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Как установлено в  ходе рассмотрения жалобы  разница между ценой, предложенной  САО «ВСК» и СПАО «Ингосстрах», составила 0,3 копейки.

Данная   разница  сложилась ввиду  того, что расчет САО «ВСК»  был произведен путем умножения  тарифа на поименованные Заказчиком коэффициенты и полученный размер страховой премии на все автотранспортные средства  - 223 189,32600 руб.,  в соответствии с методами математического округления в десятичной системе  округления до N-ого знака,  был округлен до 33 копеек, и, как следствие, цена контракта составила  223 189,33 руб.

Данное обстоятельство не было опровергнуто представителем САО «ВСК».

Однако, данный расчет не соответствует Указанию Банка России, и, как следствие, заявка САО «ВСК» не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок.

Как указано выше, расчет начальной (максимальной) цены контракта производился Заказчиком тарифным методом на основании тарифов и коэффициентов, поименованных в Указании.

Верность данных показателей, выражающих базовый тариф, утвержденный Указанием, и примененные с  учетом технических характеристик автомобилей коэффициенты, сторонами не оспаривается.

Действительно,  в Указании  Банка России не указано, необходимо округлить страховую премию на одно транспортное средство, либо необходимо округлить лишь итоговую сумму, однако, исходя из положений Указания Банка России, формулы применяются для расчета страховой премии на одно автотранспортное средство, из чего следует вывод, что в  данном случае,  следовало рассчитать премию на одно транспортное средство, в случае необходимости, округлить полученный размер страховой премии на одно транспортное средство в соответствии с методами математического округления в десятичной системе округления до N-ого знака и сложить все полученные суммы по каждому транспортному средству, а не округлять исключительно итоговый результат, как это было сделано в заявке САО «ВСК».

Отсутствие в Указании порядка округления сумм, с учетом того, что формулы применяются для расчета страховой премии на одно автотранспортное средство,  не  наделяет участника правом производить расчет, округляя лишь итоговую сумму, что приводит к получению им необоснованных преимуществ и ставит в неравное положение с иными участниками закупки, рассчитавшими свои предложения надлежащим образом.

Убедительных доказательств обратного не представлено.

Более того, Комиссией было предложено представить САО «ВСК» расчет страховой премии, в связи с чем, был объявлен перерыв. Однако, расчет представлен не был. По мнению Комиссии, данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что при расчете страховой премии САО «ВСК» не учитывало приведенные выше положения Указания Банка России. Иного не доказано.

Комиссия признает заслуживающим внимания довод представителя Котировочной комиссии о том, что ввиду отсутствия расчета  в заявках,  было невозможно установить по какой причине сложилась разница в три копейки, и, как следствие, признать заявку САО «ВСК» не соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок.

Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.

В Постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" закреплено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования, что как раз и направлено на обеспечение Котировочной комиссии возможности оценить заявки участников, а участникам  сформировать свое предложение.

Комиссия  Пермского УФАС также отмечает, что, с учетом отраслевой специфики проводимой закупки, Котировочной комиссии необходимо, произведя расчеты, осуществлять проверку достоверности предложенной цены, ее соответствие Указанию Банка России с учетом того, что информация о размере базового страхового тарифа, определенная страховщиком самостоятельно, находится в открытом доступе, чего в рассматриваемом случае сделано не было, и, как следствие, предложенная САО «ВСК» цена контракта явилась  меньше максимально возможной для указанных  транспортных средств.

С учетом изложенного в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение ч.7 ст.78 Закона о закупках.

На основании статей 99, 106 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу СПАО «Ингосстрах»  на действия Котировочной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (изв. № 0356100001816000056 обоснованной.

2. Признать в действиях Котировочной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю нарушение ч. 7 ст. 78 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.

3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Котировочной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Заказчику предписание.

4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении членов Котировочной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны