Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Центр сервисного обслуживания» (вх... от 19 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Центр сервисного обслуживания» (вх. № 003220)

 

« 04 » апреля 2016 г.                                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Ивонин А.С., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

при участии представителей: ООО «Центр сервисного обслуживания» - Дьяконова А.В. (доверенность № 055/16 от 15.03.2016 г.), Самсоновой О.В. (доверенность № 069/16 от 01.01.2016 г.); ООО «Газпром трансгаз Чайковский» - Килина А.А. (доверенность № 23д-0216 от 14.03.2016 г.), Ефремова А.В. (доверенность № 23д-0101 от 05.02.2016 г.), Быстрова О.А. (доверенность № 23д-0220 от 16.03.2016 г.), Вахрушева С.И. (доверенность № 23д-0249 от 24.03.2016 г.), Шевченко А.И. (доверенность № 23д-0255 от 28.03.2016 г.); ИП Лазарева В.Б. (предъявлен паспорт),

рассмотрев жалобу ООО «Центр сервисного обслуживания» (вх. № 003220) (далее – заявитель) на действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» (далее – заказчик, организатор торгов) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту легковых автомобилей ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в 2016 году (Лот № 1: Выполнение работ по ТО и ТР импортных легковых автомобилей (Тойота, Ниссан, Шевролет, БМВ, Мерседес, Фольксваген)), извещение № 31503026372 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее – официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.03.2016г. в адрес Пермского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении запроса предложений в электронной форме. Заявитель указывает на нарушение порядка определения победителя запроса предложений по лоту № 1.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу, в которых ссылается на отсутствие нарушений при организации и проведении торгов.

Участник закупки ИП Лазарев В.Б. также с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу, в которых ссылается на отсутствие нарушений при организации и проведении торгов.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг субъектами естественных монополий, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно частям 1 и 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – субъект естественной монополии (организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов) обязан руководствоваться, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, а также утверждённым в установленном порядке и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).

Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

Согласно извещению № 31503026372, размещенному 01.12.2015 г. на официальном сайте, а также на электронной торговой площадке www.eptgaz.gazprombank.ru (с учётом дополнений и изменений от 08.12.2015 г., 10.12.2015 г., 27.01.2016 г., 05.02.2016 г., 08.02.2016 г., 11.02.2016 г., 25.02.2016 г.) датой окончания подачи заявок и открытия доступа к заявкам (вскрытие конвертов) установлено – 23.12.2015г., рассмотрение заявок и подведение итогов назначено на 15.03.2016 г.

01.12.2015 г. также утверждена и одновременно с извещением размещена на официальном сайте документация о запросе предложений.

План закупок ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на 2015 год в первоначальной редакции опубликован на официальном сайте 18.01.2015 г., рассматриваемая закупка в план закупок включена (позиция № 269).

На основании решения единственного участника ООО «Газпром трансгаз Чайковский» от 21.07.2014 г. № 125, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» руководствуется в своей закупочной деятельности Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ПАО Газпром от 19.04.2012 № 1969 (далее также – Положение о закупках). Действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупках (в ред. № 2626 от 25.11.2015 г.) размещена на официальном сайте 03.12.2015 г. Разделом 9 Положения о закупках предусмотрено проведение закупок способом открытого запроса предложений.

Согласно п. 9.7.1. Положения о закупках заявки на участие в запросе предложений вскрываются организатором в день, час и месте, указанные в документации о запросе предложений.

В силу п. 9.8.1 Положения о закупках анализ, рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений могут проводиться одновременно или последовательно.

         Согласно п. 9.8.2. Положения о закупках организатор проводит анализ заявки на участие в запросе предложений на соответствие формальным требованиям документации о запросе предложений, в том числе на:

- соответствие предмета заявки на участие в запросе предложений предмету закупки, указанному в документации о запросе предложений, в том числе по количественным показателям (количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг);

- наличие и надлежащее оформление документов, определенных документацией о запросе предложений; наличие согласия участника закупки с условиями проекта договора, содержащегося в документации о запросе предложений;

        Как следует из п. 9.8.9 Положения о закупках по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках запроса предложений, проведенных Организатором, Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в т. ч. следующих случаях:

   - несоответствия предмета заявки на участие в запросе предложений предмету закупки, указанному в документации о запросе предложений, в том числе по количественным показателям (несоответствие количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг);          

   - отсутствия документов, определенных документацией о запросе предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о закупаемых товарах (работах, услугах);

         - выявления недостоверных сведений в представленной участником закупки заявке на участие в конкурентной закупке, несоответствия участника закупки, а также привлекаемых им для исполнения договора соисполнителей (субподрядчиков) установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупок, соисполнителям (субподрядчикам), несоответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным документацией о закупке к товарам, работам, услугам, являющихся предметом закупки;

- по дополнительным основаниям, установленным закупочной документацией.

Пунктом 9.9.1 Положения о закупках предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений Комиссией по подведению итогов запроса предложений могут быть приняты следующие решения:

- об определении лучшей заявки на участие в запросе предложений;

- о проведении уторговывания цен заявок на участие в запросе предложений; об отклонении всех заявок на участие в запросе предложений и признании запроса предложений несостоявшимся; 

- об отказе от проведения запроса предложений;

- о проведении дополнительной оценки заявок на участие в запросе предложений.

Согласно  п. 9.9.2 Положения о закупках решение Комиссии по подведению итогов запроса предложений оформляется протоколом, в котором помимо общих сведений о закупке (наименования предмета и способа закупки, Организатора, Заказчика, номера и даты извещения о проведении закупки) должны содержаться следующие сведения:

- о месте, дате, времени проведения процедуры вскрытия заявок на участие в запросе предложений, об участниках, представивших заявки на участие в запросе предложений на процедуру вскрытия заявок на участие в запросе предложений;

- о принятом решении;

- в случае принятия решения об определении лучшей заявки, указываются наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физического лица), адрес места нахождения и цена предложения участника, представившего заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей.

 Протоколы, составляемые в ходе проведения запроса предложений, размещаются Заказчиком (Организатором) в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (п. 9.9.3 Положения о закупках).

При проведении закупки на электронной торговой площадке вместо процедуры вскрытия конвертов проводится процедура открытия доступа к поданным заявкам в электронной форме на участие в закупке (п. 15.6.7 Положения о закупках).

Оператор площадки электронной торговой площадки в срок, установленный в извещении и документации о закупке, обеспечивает одновременное открытие доступа организатора закупке ко всем заявкам и содержащимся в них документам и сведениям (п. 15.6.8 Положения о закупках).

В п.п. 2.5.1, 3.3 документации о запросе предложений предусмотрено, что в составе заявки на участие в закупке участник должен представить техническое предложение по форме 3 с приложением пояснительной записки, составленной в соответствии с п. 5.3.2.

Согласно п. 2.9.1 документации о запросе предложений анализ, рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений могут проводиться одновременно или последовательно.

В силу п. 2.9.4 документации о запросе предложений заказчик проводит анализа заявки на соответствие формальным требованиям документации, в том числе на:

- соответствие предмета заявки на участие в запросе предложений предмету закупки, указанному в документации о запросе предложений, в том числе по количественным показателям (количество поставляемого товара, объем выполненных работ, оказываемых услуг);

- наличие и надлежащее оформление документов, определенных документацией о запросе предложений;

- соответствие срока действия Заявки на участие в запросе предложений требованиям настоящей документации о запросе предложений (п. 4.1.26).

Как следует из п. 2.9.12 документации о запросе предложений по результатам анализа и проверки информации об Участниках запроса предложений, проведенных Заказчиком (организатором), Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений, в т. ч. в случаях:

- несоответствия предмета заявки на участие в запросе предложений предмету  закупки, указанному в документации о запросе предложений, в том числе по количественным показателям (несоответствие количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг);

- отсутствие документов, определенных документацией, о запросе предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике или о закупаемых товарах (работах, услугах);

- более короткий и не соответствующий требованиям документации о запросе предложений срок действия Заявки на участие в Запросе предложений (п. 4.1.26);

- в случае выявления недостоверных сведений в представленной Участником заявке на участие в запросе предложений, несоответствия Участника, а также привлекаемых им для исполнения договора субпоставщиков, соисполнителей (субподрядчиков) установленным документацией о закупке требованиям к Участникам, субпоставщикам, соисполнителям (субподрядчикам)…;

В рамках оценочной стадии Заказчик (Организатор) с привлечением для проведения оценки экспертов, оценивает и сопоставляет заявки на участие в Запросе предложений и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, в соответствии с утвержденной «Методикой и критериями оценки заявок участников открытого запроса предложений» (Приложение № 3 к документации о запросе предложений) (п. 2.9.13 документации о запросе предложений).

В силу п. 2.5.7 документации о запросе предложений заявка на участие в запросе предложений действительна в течение срока, указанного Участником в письме о подаче Заявки на участие в запросе предложений. Этот срок не должен быть менее чем срок, указанный в информационной карте (п. 4.1.26 документации о запросе предложений).

Указание меньшего срока действия Заявки на участие в запросе предложений, является основанием для ее отклонения (п. 2.5.8 документации о запросе предложений).

Согласно п. 4.1.26 документации о запросе предложений срок действия заявки на участие в запросе предложений – 90 календарных дней со дня, следующего за днем проведения процедуры вскрытия заявок на участие в запросе предложений.

Пунктом 4.1.20 документации о запросе предложений предусмотрено обязательное представление в составе заявки договоров на поставку оригинальных запасных частей и материалов с официальным представителем марки «Мерседес-Бенц» и «Тойота».

В Методике анализа и оценки заявок участников (приложение № 3 к документации о запросе предложений) установлено, что критериями оценки и сопоставления заявок на участие в закупке является, в т.ч. «Оценка технического предложения», «Оценка квалификации Участника», в который входят подкритерий «Качество технического предложения». При этом, принципом учёта указанных критерия и подкритерия является следующее: «10 баллов. Оценка наилучшего технического предложения из всех технических предложений, представленных участниками по данному предмету закупки. 0-9 баллов. Баллы вычитаемые за отсутствие в техническом предложении участника факторов, присутствующих в наилучшем техническом предложении», а также «10 баллов, в случае если материально-техническое обеспечение, полностью соответствует требованиям документации,  9-0 баллов, баллы вычитаемые за наличие несоответствия материально-технического обеспечения, требованиям документации».

В материалы жалобы организатором торгов представлен протокол от 29.01.2016 г. №1/0027/15/5.3/0053105/ТГЧЧайковск/ЗП/ГОС/Э/02.12.2015 по подведению итогов открытого запроса предложений № 0027/15/5.3/0053105/ТГЧЧайковск/ЗП/ГОС/Э/02.12.2015, согласно которому по лоту № 1 поступило три заявки: ООО «Центр сервисного обслуживания», ООО «Форвард-Авто» и ИП Лазарев В.Б, было принято решение об уторговывании цен поступивших заявок по всем лотам. Предложение об уторговывании поступило от ИП Лазарева В.Б. (письмо № 16 от 29.01.2016г.).

Указанный протокол опубликован на официальном сайте 21.03.2016 г.

23.12.2015 г. организатором торгов был составлен первый акт вскрытия заявок с коммерческими предложениями, представленными на участие в запросе предложений, согласно которому по лоту № 1 было представлено три заявки: ООО «Центр сервисного обслуживания», ООО «Форвард-Авто» и ИП Лазарев В.Б.

В последствии на процедуру уторговывания участниками были представлены новые коммерческие предложения   ООО «Центр сервисного обслуживания» представил от 01.02.2016 г. (акт регистрации № 1 от 01.02.1016г.), ООО «Форвард-Авто» - 02.03.2016г. (акт № 2 от 02.02.2016г.), ИП Лазарев В.Б. - 03.02.2016г. (акт № 3 от 03.02.2016г.).

Как следует из протокола подведения итогов от 09.03.2016г. №2/0027/15/5.3/0053105/ТГЧайковск/ЗП/ГОС/02.12.2015, размещенного на официальном сайте 10.03.2016г., вскрытие конвертов с заявками состоялось 23.12.2015г. 

В запросе предложений приняли участие следующие организации:

— ИП Лазарев В.Б.;

— ООО "Центр сервисного обслуживания";

— ООО "Форвард-Авто".

Комиссия по подведению итогов запроса предложений ООО "Газпром трансгаз Чайковский" рассмотрела заявки на участие в запросе предложений, представленные участниками запроса предложений, заключения и рекомендации экспертов и решила:

1) признать Участников запроса предложений и их заявки соответствующими требованиям документации о запросе предложений.

2) оценить заявки участников запроса предложений в соответствии с разделом 3 Методики анализа и оценки заявок участников и по результатам балльной оценки присвоить следующие места:

1 . ИП Лазарев В.Б.

Итоговая оценка: 95.52.

2 . ООО "Центр сервисного обслуживания"

Итоговая оценка: 94.00.

3 . ООО "Форвард-Авто"

Итоговая оценка: 73.00.

3) определить лучшей заявку на участие в запросе предложений – Индивидуальный предприниматель Лазарев Вячеслав Борисович с ценой заявки на участие в запросе предложений – 23 000 000,00 рублей (без НДС).

           Комиссия Пермского УФАС России не может согласиться с законностью и обоснованностью такого порядка организации и проведения процедуры закупки по следующим причинам:

- план закупок заказчика на 2015 г. опубликован с нарушением требований ч. 2 ст. 4 Закона о закупках, п. 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908;

- протокол закупки от 29.01.2016 г. опубликован значительно позднее срока, установленного ч.12 ст. 4 Закона о закупках;

- в заявке ИП Лазарева В.Б. (исх. № 66/1 от 18.12.2015 г.) указан срок её действия – до 10.03.2016 г., в то время как следующим днём после проведения процедуры открытия доступа к заявкам участников закупки является 24.12.2015 г. Следовательно, безусловным основанием для отклонения заявки от участия в торгах является факт установления срока её действия до 22.03.2016г.;

- из анализа заявки ИП Лазарева В.Б. не следует, что последним представлен договор на поставку оригинальных запасных частей и материалов с официальным представителем марки «Мерседес-Бенц» и «Тойота». Доказательством изложенного служит как отсутствие таких договоров в составе указанной заявки, так и письмо предпринимателя в адрес заказчика (исх. № 69/1 от 18.12.2015г.), в котором данное обстоятельство подтверждается;

- результаты оценки и сопоставления заявок на участие в торгах по критерию «Качество технического предложения» и подкритерию  «Материальное техническое обеспечение» критерия «Оценка квалификации Участника» согласно Методике анализа и оценки заявок участников (приложение № 3 к документации о запросе предложений) не являются законными, вне зависимости от количества присвоенных по ним баллов, в силу незаконности принципа учёта данного критерия (т.е. порядка присвоения баллов).

Необходимо отметить, что:

- при проведении закупок не допускается использование заказчиком, либо организатором торгов гражданских прав в целях ограничения конкуренции (ч. 1 ст. 10 ГК РФ);

-  равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки является принципом осуществления закупок, а требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки (п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках);

- дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции);

- при организации и проведении закупок организаторы обязаны соблюдать антимонопольные требования к торгам (ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о закупках).

В рассматриваемом случае конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов за право заключения договора с заказчиком на право оказания услуг по ремонту и обслуживанию транспортных средств. При этом, действующее законодательство РФ, в т.ч. Закон о закупках, ГК РФ, а также Положение о закупках каждому из лиц, заинтересованных в заключение указанного договора, гарантировало право на осуществление самостоятельных действий, в т.ч. путём участия в соответствующей процедуре закупке и, в силу вышеперечисленных норм права, каждый из указанных лиц вправе рассчитывать, что непризнание его победителем торгов означает наличие в заявках конкурентов (соответствующих заранее установленным требованиям) более выгодных условий исполнения договора, являющегося предметом закупки. В обязанности же организатора торгов входит обеспечение указанного соперничества и недопустимость создания дискриминационных условий участия в торгах, в т.ч. путём рассмотрения заявок отдельных лиц на «льготных» условиях, по сравнению с заявками иных участников торгов.

В силу прямого указания ч. 1 ст. 10 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, п. 8 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции следует сделать вывод, что организатор торгов правомочен воспользоваться правом на не отклонение заявок, несоответствующих требованиям документации о запросе предложений, лишь в том случае, если это одновременно будет применено ко всем поступившим заявкам.  

Иное не может быть основано на законе, так как фактически будет не предотвращать, а способствовать возможности коррупции и других злоупотреблений, допуску несправедливого подхода к рассмотрению заявок, поскольку организатору торгов предоставляется право принятия решений не на основании заранее установленных, конкретных и понятных для всех участников торгов требований, а исходя лишь из субъективного мнения отдельных членов закупочной комиссии.

Таким образом, ввиду отсутствия в материалах жалобы информации, подтверждающей, что заявки иных участников торгов, помимо ИП Лазарева В.Б., также были допущены до участия в торгах при их несоответствии требованиям документации о запросе предложений, следует признать доводы заказчика о наличии у комиссии организатора торгов (заказчика) права, а не обязанности по отклонению заявок на участие в торгах, а также возможности не обращать внимания на мелкие недочеты, несоответствия и погрешности, которые не оказывают существенного влияния на условия, предлагаемые участником запроса предложений и на возможности участника запроса предложений, связанные с выполнением обязательств по договору, необоснованными.

Заявляя довод о соответствии требованиям действующего законодательства вышеуказанного критерия, заказчик не учел, что само по себе установление данных критерия и подкритерия, не является достаточным при условии неопределения в зависимости от чего тот или иной член комиссии выставляет по нему баллы (от 0 до 10) каждой заявке. В частности из анализа документации о запросе предложений невозможно определить, что вообще такое факторы в понимании проводимой закупки, какие именно из них должны присутствовать в заявке и каким образом их необходимо описать для того, чтобы заявка была признана наилучшей, и как следует поступить, если в заявках участников эти факторы ни по одному пункту не будут совпадать.  При этом, п.п. 5.3.2 документации о запросе предложений носит общий, поверхностный и неконкретный характер. Отсутствие четкого и конкретного порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика). Более того, такой порядок расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Не представляется возможным сделать вывод, в связи с чем заявке ИП Лазарева В.Б. по указанному критерию было присвоено больше баллов, чем заявке заявителя, при условии наличия у последнего в отличие от первого таких условий, как обучение персонала в учебных центрах TOYOTA MOTOR, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ РОССИЯ, постоянно пополняемого складского запаса более чем на 12000 наименований запасных частей, возможность использования автомобиля-эвакуатора, и т.д.

В части подкритерия «Материальное техническое обеспечение» критерия «Оценка квалификации Участника» также следует учесть, что принцип учета не является достаточным для объективной оценки заявок участников. Иными словами, соответствующий порядок оценки по данному критерию, исходя из которого комиссия заказчика, полагая, что материально-техническое обеспечение участника имеет какое-либо несоответствие требованиям документации, вычитает баллы (9-0), не предусмотрен. В частности, отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить, по каким конкретным параметрам за несоответствие материально-технического обеспечения участника требованиям документации осуществляется и не осуществляется вычитание баллов.

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром и Компаний Группы Газпром, которым руководствуется в своей закупочной деятельности заказчик, не содержится положений в части установления срока не менее чем десять дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор.

Необходимо отметить, что целью регулирования Закона о закупках является в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (ч. 10 ст. 3 Закона о закупках).

Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В ч. 18, ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Из данных законодательных норм следует, что в целях надлежащего рассмотрения жалобы на действия организатора торгов и соблюдения законных прав участников закупки, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, нормы в части порядка заключения договоров по итогам закупки, отраженные в  положении о закупке не должны противоречить положениям ГК РФ, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, а напротив, должны обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления указанного порядка заключения договоров по результатам торгов. Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты прав участников торгов.

Отсюда, срок, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор, должен составлять не менее чем десять дней со дня размещения итогового протокола торгов в единой информационной системе. Правильность данных выводов также подтверждается судебными актами (Определения Верховного суда РФ №309КГ15-9420 от 14.08.2015 г., от 02.02.2016 N 309-КГ15-14384).

Антимонопольным органом учтено, что перечень запретов, установленный ст. 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим, а нарушением антимонопольного законодательства являются как действия, которые привели, так и те, которые могли привести к указанным негативным последствиям, а также положения ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным признать в действиях ООО «Газпром Трансгаз Чайковский» факт нарушения:

- ч. 2 ст. 4 Закона о закупках, п. 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908, выразившегося в размещении плана закупок ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» позднее установленного срока.

- ч. 12 ст. 4 Закона о закупках, выразившегося в размещении протокола по подведению итогов от 29.01.2016 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» позднее установленного срока.

 - ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании отдельному участнику торгов (ИП Лазареву В.Б.) преимущественных условий участия в данных торгах путём допуска к участию его заявки, несоответствующей требованиям документации о закупке, и неприменения аналогичного подхода к заявкам иных участников закупки, которые в полной мере соответствуют требованиям документации о закупке, что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при проведении торгов;

- ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неустановлении в документации о закупке конкретного порядка расчета (вычета) баллов по критерию «Качество технического предложения» и подкритерию «Материально-техническое обеспечение» критерия «Оценка квалификации Участника», что привело, либо могло привести к злоупотреблениям со стороны организатора торгов, поскольку определение лица, предложившего наилучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика), что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при проведении торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае для устранения допущенных нарушения необходимо выдать заказчику обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений, а именно:

- путём отмены протоколов торгов от 29.01.2016 г., 09.03.2016 г. по лоту № 1 и повторном проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок по лоту № 1, и определения победителя торгов без учета критерия «Качество технического предложения» (критерий № 2 «Оценка технического предложения») и подкритерия «Материально-техническое обеспечение» (критерий № 3 «Оценка квалификации участника»).

- в соответствии с действующим законодательством и в рамках имеющихся полномочий принять меры по внесению изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденное решением Совета директоров ПАО Газпром от 19.04.2012 № 1969 в части установления срока заключения договора по результатам закупок - не ранее 10 дней с момента размещения итогового протокола на официальном сайте закупок в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru тем самым обеспечения участникам закупок и иным лицам,  возможности досудебного обжалования процедур закупок.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу ООО «Центр сервисного обслуживания» (вх. № 003220) на действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту легковых автомобилей ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в 2016 году (лот № 1: Выполнение работ по ТО и ТР импортных легковых автомобилей (Тойота, Ниссан, Шевролет, БМВ, Мерседес, Фольксваген), извещение № 31503026372 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет», обоснованной.

 

2) Признать в действиях ООО «Газпром трансгаз Чайковский»:

- нарушение части 2 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908, выразившееся в размещении плана закупок ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» позднее установленного срока;

- нарушение части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившегося в размещении протокола по подведению итогов от 29.01.2016 г. по запросу предложений по извещению № 31503026372 на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» позднее установленного срока;

- нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в создании отдельному участнику торгов по запросу предложений по извещению № 31503026372 по лоту № 1 (ИП Лазареву В.Б.) преимущественных условий участия в данных торгах путём допуска к участию его заявки, несоответствующей требованиям документации о закупке, и неприменения аналогичного подхода к заявкам иных участников закупки, которые в полной мере соответствуют требованиям документации о закупке, что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при проведении торгов;

- нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неустановлении в документации о закупке по извещению №31503026372 конкретного порядка расчета (вычета) баллов по критерию «Качество технического предложения» (критерий № 2 «Оценка технического предложения») и подкритерию «Материально-техническое обеспечение» (критерий № 3 «Оценка квалификации участника»), что привело, либо могло привести к злоупотреблениям со стороны организатора торгов, поскольку определение лица, предложившего наилучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика), что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при проведении торгов.

 

3) Выдать ООО «Газпром трансгаз Чайковский» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений:

 

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                  А.В. Плаксин

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                   П.И. Литвинов

 

 

                                                                                                                                                   А.С. Ивонин

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трёх месяцев со дня его принятия (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

 

 

Трутнева Е.П.,

+7 (342) 235-10-36.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе ООО «Центр сервисного обслуживания» (вх. № 003220)

 

« 04 » апреля 2016 г.                                                                                                                    г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Ивонин А.С., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

на основании решения Комиссии от 04.04.2016 г. по жалобе ООО «Центр сервисного обслуживания» (вх. № 003220) на действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту легковых автомобилей ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в 2016 году (Лот № 1: Выполнение работ по ТО и ТР импортных легковых автомобилей (Тойота, Ниссан, Шевролет, БМВ, Мерседес, Фольксваген)), извещение № 31503026372 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»,

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Газпром трансгаз Чайковский»:

 

1. - В срок до 28.04.2016 г. совершить действия, направленные на устранение допущенного нарушения, а именно отменить протоколов торгов от 29.01.2016 г., 09.03.2016 г. по лоту № 1 и повторном проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок по лоту № 1, и определения победителя торгов без учета критерия «Качество технического предложения» (критерий № 2 «Оценка технического предложения») и подкритерия «Материально-техническое обеспечение» (критерий № 3 «Оценка квалификации участника»);

- В срок до 25.05.2016 г. в соответствии с действующим законодательством и в рамках имеющихся полномочий принять меры по внесению изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденное решением Совета директоров ПАО Газпром от 19.04.2012 № 1969 в части установления срока заключения договора по результатам закупок - не ранее 10 дней с момента размещения итогового протокола на официальном сайте закупок в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru тем самым обеспечения участникам закупок и иным лицам,  возможности досудебного обжалования процедур закупок, а также недопущения заключения договоров по результатам закупок в иные сроки, до внесения вышеуказанных изменений.

2. Надлежащим образом уведомить участников, подавших заявки на участие в торгах, об отмене  протоколов торгов по извещению № 31503026372 по лоту № 1 и повторном проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок, и определения победителя торгов.

3. В течение пяти дней со дня исполнения настоящего предписания представить в Пермское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнения предписания антимонопольного органа.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                             А.В. Плаксин

 

 

Члены Комиссии                                                                                                              П.И. Литвинов

 

 

                                                                                                                                                  А.С. Ивонин

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражном суде  в течение трёх месяцев со дня его принятия (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

Трутнева Е.П.,

+7 (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны