Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ДРСУ-1» (вх. № 003272 от 11.03.20... от 7 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе  ООО «ДРСУ-1» (вх. № 003272 от 11.03.2016 г.) 

о нарушении законодательства о размещении заказов

 

17 марта 2016  г.                                                                                                                       г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующий Комиссии – Субботина Е.С., начальник отдела контроля закупок,  

члены Комиссии:

- Андрианова О. Н., главный  специалист-эксперт отдела контроля закупок,

- Политов К.В., ведущий специалист-эксперт отдела закупок,

 

УСТАНОВИЛА:

Согласно извещению № 0156300046616000044 планово-аналитическим управлением администрации города Березники (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги общего пользования местного значения ул.Большевистская - ул.Мира.

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках) нарушены действиями Уполномоченного органа.

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установлено следующее.

Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений представителей сторон, Комиссия находит требования Заявителя  подлежащими удовлетворению.

В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона  о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона  о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона  о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч.6 ст.66 Закона  о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Требования к составу второй части заявки обозначены в ч.2 Раздела 7 информационной карты аукционной документации.

Так, вторая часть заявки должна содержать копию действующего свидетельства СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданное саморегулируемой организацией, на следующие виды работ (Приказ Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009 г. «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»):

6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций 

10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений 

16.1. Укладка трубопроводов водопроводных

19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно

19.10. Очистка полости и испытание газопроводов

20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ

20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно

25.2. Устройство оснований автомобильных дорог

25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами

25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог

33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.

Свидетельство о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, участнику закупки должно содержать сведения о стоимости 1 (одного) договора (контракта) по осуществлению организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в соответствии с ч.7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.1.1 проекта контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по реконструкции участка автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Большевистская - ул. Мира лично.

Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлен запрет на привлечение субподрядчиков.

Согласно п.10 ч.1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).

Согласно ч.4 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.

Согласно ч.1 ст.706 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Как указано выше, в документации установлено требование о выполнении работ лично.

Комиссия отмечает, что в данном случае установленное требование о выполнении работ лично, ограничивает количество участников закупки.

Так, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что помимо выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги, необходимо выполнить прокладку газопровода (3.3 раздел ТКР.ГСН), а также переустройство воздушной и кабельной линии электропередач, попадающих в зону капитального ремонта участка автомобильной дороги (3.2 Раздел ТКР.ЭС), то есть в предмет закупки входит выполнение работ на трех различных объектах капитального строительства.

Указанные выше работы требуют наличия у подрядчика свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, на следующие виды работ: 19.1, 19.10, 20.5, 20.8.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства  утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009 г «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Приказ № 624).

Приказ № 624 содержит  п. 33 -  работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), п.33.2.1 – Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.

Кроме того, следует отметить, что в Приказе № 624 работы, связанные с устройством наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных, определены в отдельный раздел (п.19), связанные с устройством наружных электрических сетей и линий связи (п.20), более того, работы связанные с организацией строительства, реконструкции и капитального ремонта на объектах газоснабжения предусмотрены п.33.6 названного приказа, работы связанные с организацией строительства, реконструкции и капитального ремонта на объектах электроснабжения до 110 кВ включительно соответствует п.33.4 названного приказа.

С учетом указанных выше норм права, лицо, с которым по итогам аукциона будет заключен контракт, является лицом, осуществляющим строительство и в силу прямого указания закона должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации строительства, причем вне зависимости от того, будет ли привлекать данное лицо в ходе выполнения работ по контракту других лиц или выполнять строительные работы самостоятельно.

Комиссия отмечает, что с учетом ч.3.1 ст.52 Градостроительного Кодекса РФ, ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, которое непосредственно, без привлечения иных физических или юридических лиц осуществляет комплекс работ по организации строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В случае привлечения для выполнения работ по организации строительства иных физических или юридических лиц свидетельство о допуске к таким работам должны иметь привлекаемые лица.

При этом лицо, осуществляющее строительство, может не иметь свидетельства о допуске к строительным работам, осуществляемым субподрядчиками. Лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к конкретным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту только в случае, если указанные работы выполняются им самостоятельно без привлечения иных лиц.

Исходя из указанного, в Приказ № 624 включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (группа видов работ 33 раздела III Перечня).

Следовательно, с учетом того, что в данном случае необходимо выполнить работы на трех связанных объектах капитального строительства, в том числе, по газоснабжению и электроснабжению (до 110 кВ), потенциальному подрядчику необходимо обладать допуском по организации работ на автомобильных дорогах и объектах инфраструктуры автомобильного транспорта (п.33.2.1), на объектах электроснабжения до 110 кВ включительно (п.33.4) и объектах газоснабжения (п.33.6).

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией также установлено, что Заявитель обладает свидетельством СРО с допусками к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, в частности, по пунктам 33.2.1, 33.4, 33.6.

Таким образом, исходя из необходимости наличия у участников закупки вышеуказанных допусков, и отсутствия требования о наличии таковых у участников закупки в аукционной документации, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.

Более того, для подтверждения соответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации (в данном случае) к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (с учетом того, что  в предмет закупки входят иные виды работ, для выполнения которых необходимы иные допуски, по конкретным видам работ) участнику закупки необходимо представить копию действующего свидетельства СРО с допуском к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также обладать правом привлечения субподрядных организаций.

При указанных выше обстоятельствах, требования о выполнении работ лично, ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, Заказчиком нарушены требования пп.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.

На основании статей 99, 106 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ДРСУ-1» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги общего пользования местного значения ул.Большевистская - ул.Мира (изв. № 0156300046616000044) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.

3. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.

4. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.

5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны