Решение б/н Решение по жалобе ООО «ТК «Тасма» от 10 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:  

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

при участии представителя ПАО «Протон-ПМ» - Стихиной Н.С. (по доверенности от 21.02.2017г.); представители ООО «ТК «Тасма», извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,

рассмотрев жалобу ООО «ТК «Тасма» (вх. № 003383) на действия ПАО «Протон-ПМ» (далее – заказчик) при организации и проведении открытого запроса предложений на поставку радиографической пленки, извещение № 31704828321 опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.03.2017г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого запроса предложений. Заявитель ссылается на то, что в технической документации не указаны аналоги, строго прописаны пленки с указанием производителя, альтернативные предложения не допускаются, не указаны доводы по ограничению товара разных производителей, не указана проверка товара на совместимость; запрос от заказчика в адрес ООО «ТК «Тасма» на совместимость продукции и оборудования не поступал; полагает, что заказчик создает преимущественные условия для определенных лиц, что нарушает требования Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ; просит проверить обоснованность документации и действия заказчика.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен, представил письменные (от 20.03.2017г.) возражения на жалобу, в которых ссылается на то, что ПАО «Протон-ПМ» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ и Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»; указывает, что действия заказчика в данном случае основаны на п.п. 3 п. 10.3.6 Положения о закупке; радиографическая пленка AGFA STRUCTURIX используется на оборудовании заказчика, пленки других производителей несовместимы с этим оборудованием и не обеспечивают необходимый уровень качества; вопрос использования других типов пленок от других производителей (в т.ч. ООО «ТК «Тасма») прорабатывался; по итогам сравнительных опробований установлено, что пленка производства ООО «ТК «Тасма» показала свою непригодность при работе на установленном оборудовании; просит признать жалобу необоснованной.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ и услуг хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит Российской Федерации и государственным унитарным предприятиям, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 2 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

На основании ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов (закупок), осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик обязан руководствоваться в том числе утверждённым в установленном порядке и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).

Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

27.02.2017г. заказчиком на официальном сайте размещены извещение № 31704828321 и документация о закупке по открытому запросу предложений на поставку радиографической пленки (код по ОКПД2 20.59.11.110 Фотопластинки и фотопленки светочувствительные, неэкспонированные). Начальная (максимальная) цена указана в сумме 431 300 евро. Датой окончания подачи заявок указано 10.03.2017г. Датой рассмотрения заявок и подведения итогов указано 14.03.2017г.

План закупки товаров, работ, услуг ПАО «Протон-ПМ» на 2017 год в первоначальной редакции опубликован на официальном сайте 30.12.2016г., что соответствует установленному порядку. Сведения о рассматриваемой закупке в план закупок включены (позиция № 11).

На основании протокола № 305/2016 заседания совета директоров ПАО «Протон-ПМ» от 17.06.2016г. ПАО «Протон-ПМ» с 01.07.2016г. руководствуется в своей закупочной деятельности Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утвержденным наблюдательным советом Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (протокол № 3/2015 от 01.12.2015г.) (далее – Положение о закупке), разделом 6 главы III которого регламентировано проведение закупок способом запроса предложений.

В техническом задании, являющимся составной частью документации о закупке, установлены следующие требования к характеристикам поставляемого товара:

1) Радиографическая пленка Agfa Structurix D4 NIF

30х40/100 листов, ISO 11699-1,

- тип пленки: D4, мелкозеристая, контрастная пленка с высоким качеством снимка;

- класс по EN 584-1 C3;

- чувствительность, р-1: 4-5;

- коэффициент контрастности, G средний: 5,4 (4,6 -7,6);

- фактор гранулярности: 0,020;

- отношение сигнал/шум:232;

- наличие защитного слоя эмульсии
- влажность хранения в диапазоне 30-60%
- температура хранения, ºС от 4 до 23ºС

Производитель: Agfa - Gevaert  N.V. Mortsel  Belgium (Бельгия)

2) Радиографическая пленка Agfa Structurix D7 NIF

30х40/100 листов, ISO 11699-1,

- тип пленки: D7, мелкозеристая, контрастная пленка с высоким качеством снимка;

- класс по EN 584-1 C5;

- чувствительность, р-1: 10-12;

- коэффициент контрастности, G средний: 5,4;

- фактор гранулярности: 0,031;

- отношение сигнал/шум: 142;

- наличие защитного слоя эмульсии
- влажность хранения в диапазоне 30-60%
- температура хранения, ºС от 4 до 23ºС

Производитель: Agfa - Gevaert  N.V. Mortsel  Belgium (Бельгия)

Проанализировав документацию о закупке, а также представленные в материалы жалобы документы, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика при организации и проведении рассматриваемой закупки нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и антимонопольного законодательства ввиду следующего.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей определенных данным законом юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1 Закона о закупках).

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (ч. 4 ст. 10 Закона о закупках).

В силу ч. 5, 6 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Из смысла указанных норм закона следует, что требования к участникам закупки и закупаемым товарам определяются, прежде всего, потребностями заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применены в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товарам. Так, Закон о закупках, в отличие от Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не ограничивает заказчиков путем проведения закупки избранным способом (в том числе иным, чем аукцион или конкурс) осуществлять выявление поставщиков, обладающих товаром от конкретных производителей и (или) определенных торговых марок, наиболее соответствующим потребностям заказчика. Предъявляемое заказчиком требование к поставке товаров определенных торговых марок и (или) производителей не может свидетельствовать о том, что лицо, подающее заявку на участие в закупочной процедуре, будет ограничено в праве претендовать на заключение договора. Экономическая возможность осуществления поставки того или иного товара в условиях свободного обращения товаров на рынке предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар определенных производителей, не приводит к нарушению заказчиком прав этих лиц, а также к ограничению заказчиком числа участников закупочной процедуры.

Кроме того, из документов, представленных заказчиком в материалы жалобы (в т.ч. письма ООО «АСК-Рентген Пермь» от 09.09.2014г.), следует, что необходимая ему радиографическая пленка AGFA STRUCTURIX не имеет отечественных аналогов. Использование радиографической пленки иных возможных производителей и иных типов не отвечает особенностям производственного процесса на промышленном предприятии и, как следствие, потребностям заказчика. Таким образом, изложенные факты также опровергают доводы жалобы заявителя о неправомерности неуказания в документации о закупке аналогов продукции.

Доказательств того, что содержащиеся в документации о закупке, требования к поставляемому товару, создали необоснованные преимущества конкретному производителю либо создали преимущества одним участникам закупки перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки, в материалы жалобы не представлено.

С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа не находит оснований для признания жалобы обоснованной.

Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На официальном сайте размещены все сведения и документы, размещение которых является обязательным в соответствии с Законом о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ТК «Тасма» (вх. № 003383) на действия ПАО «Протон-ПМ» при организации и проведении открытого запроса предложений на поставку радиографической пленки, извещение № 31704828321 опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны