Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Уралреммаш» (вх. № 003455) от 30 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Уралреммаш» (вх. № 003455)

 

« 05 » апреля 2016 г.                                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Ивонин А.С., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

при участии представителей: ООО «Уралреммаш» - Елькина В.В. (предъявлен паспорт <...> ООО «Газпром трансгаз Чайковский» - Вахрушева С.И. (по доверенности), Ефремова А.В. (по доверенности), Быстрова О.А. (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Уралреммаш» (вх. № 003455) (далее – заявитель) на действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» (далее – заказчик) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию строительно-дорожной техники ООО «Газпром трансгаз Чайковский» (7 лотов), извещение № 31503105108 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее – официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – торги, закупка),

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.03.2016 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении запроса предложений в электронной форме по лоту № 3. Заявитель указывает, что дата подведения итогов торгов неоднократно переносилась; протоколы торгов на официальном сайте не опубликованы в установленные законом сроки; проведение последующей процедуры уторговывания по предложению участника не регламентировано Положением о закупках и закупочной документацией; положением о закупке не установлен срок обжалования итогов торгов в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Указанные действия, по мнению заявителя, нарушают права всех участников торгов.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу (от 21.03.2016 г. № 23-0067, от 31.03.2016 г. № 23-0070), в которых ссылается на отсутствие нарушений при организации и проведении торгов, на отсутствие технической возможности публикации промежуточных протоколов торгов на официальном сайте, на отсутствие в действующем законодательстве РФ (135-ФЗ, 223-ФЗ) норм, устанавливающих требование к заключению договора по истечении десятидневного срока со дня подведения торгов, судебная практика по данному вопросу не имеет преюдициального значения.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг субъектами естественных монополий, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно частям 1 и 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – субъект естественной монополии (организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов) обязан руководствоваться, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, а также утверждённым в установленном порядке и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).

Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

17.12.2015 г. на официальном сайте размещены: извещение о проведении запроса предложений в электронной форме № 31503105108, документация о запросе предложений, проект договора.

Датой окончания подачи заявок указано 18.01.2016 г. Датой рассмотрения заявок и подведения итогов (в последней редакции извещения от 30.03.2016 г.) указано 11.04.2016 г.

Дата рассмотрения заявок и подведения итогов переносилась пять раз:

- в первоначальной редакции извещения указано 08.02.2016 г., в редакции извещения от 03.02.2016 г. перенесено на 17.02.2016 г.;

- в редакции извещения от 17.02.2016 г. перенесено на 29.02.2016 г.;

- в редакции извещения от 25.02.2016 г. перенесено на 15.03.2016 г.;

- в редакции извещения от 15.03.2016 г. перенесено на 31.02.2016 г.;

- в редакции извещения от 30.03.2016 г. перенесено на 11.04.2016 г.;

Протокол по подведению итогов от 03.02.2016 г., в соответствии с которым принято решение об уторговывании цен поступивших заявок по всем лотам, опубликован 21.03.2016 г., что является позднее срока, установленного ч. 12 ст. 4 Закона о закупках.

Указано, что предложение об уторговывании поступило от ООО «ИнтерТехСервис» (исх. № 16/1-37 от 01.02.2016 г.).

План закупок ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на 2015 год в первоначальной редакции опубликован на официальном сайте 18.01.2015 г., что является нарушением требований ч. 2 ст. 4 Закона о закупках, п. 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908 (данное нарушение выявлено ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО «Центр сервисного обслуживания» (вх. № 003220 от 10.03.2016 г.)). Рассматриваемая закупка в план закупок включена до размещения извещения (позиция № 292).

На основании решения единственного участника ООО «Газпром трансгаз Чайковский» от 21.07.2014 г. № 125, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» руководствуется в своей закупочной деятельности Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ПАО Газпром от 19.04.2012 № 1969 (далее также – Положение о закупках). Действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупках (в ред. № 2626 от 25.11.2015 г.) размещена на официальном сайте 03.12.2015 г. Разделом 9 Положения о закупках предусмотрено проведение закупок способом открытого запроса предложений.

Согласно п. 9.1.2. Положения о закупках открытый запрос предложений проводится в следующей последовательности:

- определение Заказчиком условий, требований запроса предложений;

- подготовка Заказчиком, Организатором документов для проведения запроса предложений;

- объявление запроса предложений;

- прием заявок на участие в запросе предложений, вскрытие заявок на участие в запросе предложений;

- уторговывание цен заявок на участие в запросе предложений (при необходимости);

- рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений;

- принятие решения о результатах запроса предложений;

- публикация информации о результатах запроса предложений;

- подписание договора с участником, представившим лучшую заявку на участие в запросе предложений.

Извещение о проведении открытого запроса предложений размещается Заказчиком (Организатором) в единой информационной системе не позднее чем за 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений (п. 9.4.1 Положения о закупках).

До истечения срока подачи заявок на участие в запросе предложений Заказчик (Организатор) может внести изменения в извещение и документацию о запросе предложений. До начала проведения процедуры вскрытия заявок на участие в запросе предложений Заказчик (Организатор) вправе продлить срок подачи заявок на участие в запросе предложений и соответственно перенести дату и время проведения процедуры вскрытия заявок. До подведения итогов закупки Заказчик (Организатор) вправе изменить дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов запросов предложений (п. 9.4.6 Положения о закупках).

В соответствии с п. 9.9.1 Положения о закупках на основании результатов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений Комиссией по подведению итогов запроса предложений могут быть приняты следующие решения:

- об определении лучшей заявки на участие в запросе предложений;

- о проведении уторговывания цен заявок на участие в запросе предложений;

- об отклонении всех заявок на участие в запросе предложений и признании запроса предложений несостоявшимся;

- об отказе от проведения запроса предложений;

- о проведении дополнительной оценки заявок на участие в запросе предложений.

Протоколы, составляемые в ходе проведения запроса предложений, размещаются Заказчиком (Организатором) в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (п. 9.9.3 Положения о закупках).

Участник, представивший заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей, в течение срока, установленного документацией о запросе предложений и/или в уведомлении о результатах запроса предложений, должен представить Заказчику подписанный им текст договора на условиях, содержащихся в документации о запросе предложений и представленной им заявке на участие в запросе предложений (п. 9.10.2 Положения о закупках).

В силу п. 2.9.14 документации о запросе предложений информация о рассмотрении, разъяснениях, оценке и сопоставлении Заявок на участие в запросе предложений не подлежит раскрытию Участникам и иным лицам, официально не участвующим в процессе оценки Заявок на участие в запросе предложений ни во время, ни после оценки.

На основании п. 2.10 документации о запросе предложений процедура уторговывания проводится по решению Заказчика (Организатора) запроса предложений в любой срок до подведения итогов запроса предложений.

Оценивая довод заявителя о неправомерности проведения процедуры уторговывания, Комиссия антимонопольного органа не может посчитать его обоснованным, поскольку в силу п. 9.9.1 Положения о закупках, п. 2.10 документации о запросе предложений комиссия заказчика вправе самостоятельно принять решение о проведении уторговывания на любом этапе до подведения итогов, а наличие либо отсутствие инициативных предложений от участников торгов о проведении уторговывания в данном случае не имеет правового значения.

Также не находит своего подтверждения довод о неправомерности неоднократного перенесения даты подведения итогов торгов. Положением о закупках заказчика предусмотрены соответствующие условия и порядок изменения даты подведения итогов торгов (п. 9.4.6).

Таким образом, в данном случае действия заказчика осуществлены в рамках Положения о закупках, не нарушают положений Закона о закупках.

В части нарушения установленного срока публикации протокола от 03.02.2016 г. довод заявителя является обоснованным. Пояснения заказчика относительно отсутствия технической возможности публикации промежуточных протоколов торгов на официальном сайте не могут быть приняты во внимание. Комиссия антимонопольного органа отмечает, что возложенная Законом о закупках на заказчика обязанность по публикации протоколов торгов на официальном сайте в установленный срок подразумевает в том числе обязанность заказчика своевременно обеспечить для себя соответствующую техническую возможность такой публикации. Заказчиком не представлено доказательств наличия обстоятельств (в том числе изложенных в ч. 13 ст. 4 Закона о закупках), которые по не зависящим от него причинам воспрепятствовали ему разместить в установленный законом срок указанный протокол. В конечном итоге, как установлено материалами жалобы, протокол от 03.02.2016 г. был размещен заказчиком на официальном сайте 21.03.2016 г.

Также является верным довод заявителя относительно нарушения прав участников торгов на обжалование процедуры торгов в антимонопольный орган в связи с тем, что Положением о закупке заказчика не предусмотрено положений о том, что договор с победителем торгов должен быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения итогового протокола, исходя из чего заказчик предоставил себе право заключить договор в любой срок после подведения итогов торгов.

Из норм ГК РФ, Закона о закупках и Закона о защите конкуренции следует, что в целях надлежащего рассмотрения жалобы на действия организатора торгов и соблюдения законных прав участников закупки, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение мер, предусмотренных ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки. Нормы в части порядка заключения договоров по итогам закупки должны обеспечивать участникам реализацию права на защиту в административном порядке путем установления указанного порядка заключения договоров по результатам торгов.

Отсюда, срок, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор, должен составлять не менее чем десять дней со дня размещения итогового протокола торгов в единой информационной системе. Правильность данных выводов также подтверждается судебными актами (Определения Верховного суда РФ №309КГ15-9420 от 14.08.2015 г., от 02.02.2016 N 309-КГ15-14384).

Доводы заказчика в части отсутствия в действующем законодательстве РФ норм, устанавливающих требование к заключению договора с победителем торгов по истечении десятидневного срока со дня подведения торгов, а также на отсутствие правового значения судебной практики по данному вопросу, Комиссия антимонопольного органа отклоняет как незаконные,  основанные на неверном понимании норм материального права.

Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, которым руководствуется в своей закупочной деятельности заказчик, не содержало на момент проведения данной закупки положений в части установления срока не менее чем десять дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор.

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в рамках рассмотрения жалобы ООО «Центр сервисного обслуживания» (вх. № 003220 от 10.03.2016 г.) заказчику уже выдано предписание о принятии исчерпывающих мер по соблюдению норм законодательства РФ о праве участников закупок на административное обжалование в антимонопольный орган в части установления десятидневного срока со дня размещения итогового протокола торгов на официальном сайте. Отсюда, в данной части необходимость выдавать соответствующее предписание отсутствует.

По результатам анализа всех критериев оценки, установленных в Методике анализа и оценки заявок участников (приложение № 3 к документации о запросе предложений), Комиссия антимонопольного органа также не может согласиться с законностью проведения оценки по подкритерию «Качество технического предложения» (критерий № 2 «Оценка технического предложения») и подкритерию  «Материально-техническое обеспечение» (критерий № 3 «Оценка квалификации участника»).

Изложенный принцип учета подкритерия «Качество технического предложения» не может сам по себе являться законным при оценке заявок участников, вне зависимости от количества присвоенных по нему баллов.

Необходимо отметить, что:

- при проведении закупок не допускается использование заказчиком, либо организатором торгов гражданских прав в целях ограничения конкуренции (ч. 1 ст. 10 ГК РФ);

-  равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки является принципом осуществления закупок, а требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки (п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках);

- дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции);

- при организации и проведении закупок организаторы обязаны соблюдать антимонопольные требования к торгам (ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о закупках).

В рассматриваемом случае конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов за право заключения договора с заказчиком на право оказания услуг по ремонту и обслуживанию транспортных средств.

При этом, действующее законодательство РФ, в т.ч. Закон о закупках, ГК РФ, а также Положение о закупках каждому из лиц, заинтересованных в заключении указанного договора, гарантировало право на осуществление самостоятельных действий, в т.ч. путём участия в соответствующей процедуре закупке и, в силу вышеперечисленных норм права, каждый из указанных лиц вправе рассчитывать, что непризнание его победителем торгов означает наличие в заявках конкурентов (соответствующих заранее установленным требованиям) более выгодных условий исполнения договора, являющегося предметом закупки. В обязанности же организатора торгов входит обеспечение указанного соперничества и недопустимость создания дискриминационных условий участия в торгах. Иное не может быть основано на законе, так как фактически будет не предотвращать, а способствовать возможности коррупции и других злоупотреблений, допуску несправедливого подхода к рассмотрению заявок, поскольку организатору торгов предоставляется право принятия решений не на основании заранее установленных, конкретных и понятных для всех участников торгов требований, а исходя лишь из субъективного мнения отдельных членов закупочной комиссии.

Заказчик не учел, что само по себе установление подкритерия «Оценка технического предложения», не является достаточным при условии неопределения в зависимости от чего тот или иной член комиссии выставляет по нему баллы (от 0 до 10) каждой заявке. Из анализа документации о запросе предложений невозможно определить, что такое «факторы» в понимании проводимой закупки, какие именно из них должны присутствовать в заявке и каким образом их необходимо описать для того, чтобы заявка была признана наилучшей, и как следует поступить, если эти факторы ни по одному пункту не будут совпадать в заявках участников торгов. При этом, п. 5.3.2 документации о запросе предложений носит общий, поверхностный и неконкретный характер.

Отсутствие конкретного порядка вычета баллов способно приводить к злоупотреблениям со стороны организатора торгов, поскольку определение победителя торгов в этом случае будет основано исключительно на субъективном решении комиссии организатора торгов (заказчика).

Конкретизация порядка расчета (вычета) баллов по тому или иному критерию оценки в документации о закупке является важным условием для участников закупки, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

В части анализа подкритерия «Материально-техническое обеспечение» у Комиссии антимонопольного органа складывается аналогичная позиция. Принцип учета данного подкритерия также не является достаточным для объективной оценки заявок участников. Иными словами, соответствующий порядок оценки по данному критерию, исходя из которого комиссия заказчика, полагая, что материально-техническое обеспечение участника имеет какое-либо несоответствие требованиям документации, вычитает баллы (9-0), не предусмотрен. В частности, отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить, по каким конкретным параметрам за несоответствие материально-технического обеспечения участника требованиям документации осуществляется и не осуществляется вычитание баллов.

Антимонопольным органом учтено, что перечень запретов, установленный ст. 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим, а нарушением антимонопольного законодательства являются как действия, которые привели, так и те, которые могли привести к указанным негативным последствиям.

На основании вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным признать в действиях ООО «Газпром Трансгаз Чайковский» следующие нарушения:

- ч. 12 ст. 4 Закона о закупках, выразившегося в размещении протокола по подведению итогов от 03.02.2016 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» позднее установленного срока;

- ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неустановлении в документации о закупке конкретного порядка расчета (вычета) баллов по подкритериям «Качество технического предложения» и «Материально-техническое обеспечение», что привело, либо могло привести к злоупотреблениям со стороны организатора торгов, поскольку определение лица, предложившего наилучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика), что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при проведении торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

По итогам рассмотрения жалобы Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что имеются основания для признания жалобы обоснованной.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных при проведении торгов нарушений путём проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок по лоту № 3 без учета подкритерия «Качество технического предложения» (критерий № 2 «Оценка технического предложения») и подкритерия  «Материально-техническое обеспечение» (критерий № 3 «Оценка квалификации участника»).

Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.

Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу ООО «Уралреммаш» (вх. № 003455) на действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию строительно-дорожной техники ООО «Газпром трансгаз Чайковский» (7 лотов), извещение № 31503105108 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет», обоснованной.

 

2) Признать в действиях ООО «Газпром трансгаз Чайковский»:

- нарушение части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившегося в размещении протокола по подведению итогов от 03.02.2016 г. по запросу предложений по извещению № 31503105108 на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» позднее установленного срока;

- нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неустановлении в документации о закупке по извещению № 31503105108 конкретного порядка расчета (вычета) баллов по подкритериям «Качество технического предложения» (критерий № 2 «Оценка технического предложения») и «Материально-техническое обеспечение» (критерий № 3 «Оценка квалификации участника»), что привело, либо могло привести к злоупотреблениям со стороны организатора торгов, поскольку определение лица, предложившего наилучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика), что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при проведении торгов.

 

3) Выдать ООО «Газпром трансгаз Чайковский» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных при проведении торгов нарушений путём проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок по извещению № 31503105108 по лоту № 3 без учета подкритерия «Качество технического предложения» (критерий № 2 «Оценка технического предложения») и подкритерия  «Материально-техническое обеспечение» (критерий № 3 «Оценка квалификации участника»).

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                  А.В. Плаксин

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                   П.И. Литвинов

 

 

                                                                                                                                               А.С. Ивонин

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде

 в течение трёх месяцев со дня его принятия (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

 

 

П.И. Литвинов,

+7 (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны