Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобам ООО «Юнайт» (вх. №003722), ООО «ТОНУС ... от 2 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобам ООО «Юнайт» (вх. №003722), ООО «ТОНУС ПЛЮС» (вх. №003711)

 

18 марта 2015 г.                                                                                                                             г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Плаксин А. В.,  и.о. заместителя руководителя управления;

Члены комиссии:

Литвинов П. И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Баранов Д. Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

рассмотрев жалобы ООО «Юнайт» (вх. №003722), ООО «ТОНУС ПЛЮС» (вх. №003711) (далее – заявители) на действия МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми, Конкурсной комиссии МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми (далее – заказчик, организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту здания, извещение №31502030682 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее – официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка, торги),

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.03.2015, в Пермское УФАС России поступили жалобы заявителей на действия заказчика при организации и проведении торгов.

В жалобах указано, что заявителями были подготовлены и поданы заявки на участие в торгах в строгом соответствии с требованиями конкурсной документации, в т.ч. в части предоставления необходимых документов, для получения баллов по критерию «Квалификация участника». Однако конкурсная комиссия не приняла к рассмотрению указанные документы (приняла частично) сославшись на их неполноту, т.е. фактически конкурсная комиссия потребовала предоставление документов, не предусмотренных конкурсной документацией.

Заказчик, ООО «Пермский энергосервисный центр» с доводами жалоб не согласны, представили письменные (устные) возражения, считают, что торги проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках при проведении закупок заказчик – автономное учреждение обязан руководствоваться, в т.ч. утверждённым наблюдательным советом и размещённым на официальном сайте Положением о закупках, в котором  должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Частью 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год, подготовленный в порядке, и в соответствии с требованиями, утверждёнными Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. №932 (далее – правила, требования).

Согласно ч.ч. 5, 8 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 2 ст. 3, ч. 11, 12 ст. 4 Закона о закупках).

Размещение в единой информационной системе информации о закупке осуществляется в соответствии с Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г.    N 908 (далее также – Положение). Согласно п. 14 Положения размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.

16.02.2015 г. (с изменениями от 17.02.2015 г.) заказчиком на официальном сайте опубликованы, извещение о торгах, конкурсная документация, в т.ч. техническое задание (сметная документация), проект договора (без графика производства работ – приложение №2 к проекту договора), формы (образцы) документов. Датой окончания срока подачи заявок, вскрытия конвертов установлено 10 ч. 00 мин. 10.03.2015 г. Рассмотрение заявок назначено на 11.03.2015  г. Проведение торгов определено провести 12.03.2015 г.

Пунктом 5 раздела 4 конкурсной документации установлено, что:

- Документами, подтверждающими соответствие участника открытого конкурса обязательному требованию «опыт и деловая репутация» являются: Копии государственных (муниципальных) контрактов или договоров на выполнение за 2012-2014 годы в срок  работ по строительству, реконструкции, капитальному или текущему ремонту объекта капитального строительства, в состав которых входил ремонт кровли, стоимость которого (контракта, договора) составляет не менее чем три миллиона рублей *, в т.ч. копии акта  приемки законченного строительством объекта (ф. КС-11) или акта ввода объекта в эксплуатацию, копии  актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) на полную сумму контракта (договора).

- Документами, необходимыми для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию «квалификация участника конкурса» являются: Копии государственных (муниципальных) контрактов или договоров на выполнение за 2012-2014 годы в срок  работ по строительству, реконструкции, капитальному или текущему ремонту объектов капитального строительства, в состав которых входил ремонт кровли стоимость каждого из которых (контрактов, договоров) составляет не менее чем три миллиона рублей *, в т.ч. копии  актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) на полную сумму контрактов (договоров), копии актов  приемки законченного строительством объекта (ф. КС-11) или актов ввода объекта в эксплуатацию (по 1 подкритерию). Копии государственных (муниципальных) контрактов или договоров на выполнение за 2012-2014 годы в срок  работ по строительству, реконструкции, капитальному или текущему ремонту объектов отрасли образования, в состав которых входит ремонт кровли, стоимость каждого из которых (контрактов, договоров) составляет не менее чем три миллиона рублей *, в т.ч. копии  актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) на полную сумму контрактов (договоров), копии актов  приемки законченного строительством объекта (ф. КС-11) или актов ввода объекта в эксплуатацию (по 2 подкритерию).

Тем же пунктом конкурсной документации (под звёздочкой) установлено, что представляются копии государственных (муниципальных) контрактов или договоров, заверенных заказчиком (подписью руководителя и оригиналом печати) или копии государственных (муниципальных) контрактов или договоров с обязательным представлением  копий извещений и протоколов, подтверждающих размещение информации на официальных сайтах, торговых площадках, аккредитованных для проведения закупочных процедур государственных (муниципальных) заказчиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае заключения договоров (контрактов) по результатам торгов в электронной  форме прилагаются распечатки  информации об электронных цифровых подписях с указанием электронных адресов электронных торговых площадок, на которых были заключены данные договоры (контракты).

Положение о закупках заказчика утверждено протоколом заседания наблюдательного совета №1 от 17.06.2014 г. и размещено на официальном сайте 01.07.2015 г. Пунктом 5.1.1 предусмотрено проведение закупок способом – открытый конкурс.

План закупок заказчика на 2015 г. с указанием рассматриваемой закупки опубликован на официальном сайте 26.01.2015 г.

11, 12, 13 марта 2015 г. на официальном сайте размещены соответственно протоколы вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, согласно которых:

- победителем признано ООО «Пермский энергосервисный центр» (46.07 баллов);

- заявке ООО «Юнайт» присвоен второй порядковый номер <...> .8 баллов);

- ООО «Тонус Плюс» заняло 4 рейтинговое место (0. 25 баллов).

При этом, у победителя торгов принято к зачёту по критерию «Квалификация участника конкурса» 5 контрактов (договоров) по 1 подкритерию и 1 контракт по 2 подкритерию. У ООО «Юнайт» 3  и 1 контракта, у ООО «Тонус Плюс» 0 и 0 соответственно.

Комиссия Пермского УФАС России не находит нарушений в таком порядке оценки заявок ООО «Тонус Плюс», ООО «Юнайт», поскольку материалами жалобы подтверждается отсутствие в составе заявок Обществ, приложений к договорам (контрактам), являющихся неотъемлемой частью, в т.ч. локальных сметных расчётов, соответствующих контрактам (договорам), и кроме того часть представленных контрактов (договоров), не подтверждает выполнение аналогичных работ, в т.ч. в установленный срок.

Обоснованной признаётся позиция организатора торгов, согласно которой непредставление участниками торгов документов, определённых п. 5 раздела 4 конкурсной документации является достаточным основанием для непринятия к оценке соответствующих договоров (контрактов).

Однако, нельзя не учитывать, что такой же подход должен был применяться в равной степени ко всем иным участникам закупки (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).

В то же время, из анализа заявки победителя торгов установлено, что к ней не приложено распечатки  информации об электронных цифровых подписях с указанием электронных адресов электронных торговых площадок, на которой был заключен контракт №18701 от 22.04.2014 г. (единственный контракт, принятый к рассмотрению по обоим подкритериям). Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

С учетом пояснений сторон, факт заключения контракта по результатам торгов  в электронной форме не ставится под сомнение.

При этом, ни Положение о закупках, ни закупочная документация не содержат каких-либо критериев малозначительности либо несущественности нарушений, допущенных заявителями на этапе подготовки и подачи заявок на участие в торгах.

Учитывая изложенное, следует сделать вывод, что в данном случае нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, указанный в конкурсной документации. У конкурсной комиссии не было достаточных оснований для принятия к рассмотрению контракта №18701 от 22.04.2014 г. и присвоения по нему баллов ООО «Пермский энергосервисный центр» как по первому, так и по второму подкритериям.

Выше указано, что запрет, установленный п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции распространяется на закупки, осуществляемые в рамках Закона о закупках.

Под конкуренцией, в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключение договора на выполнение строительных работ по текущему ремонту здания заказчика.

При этом, действующее законодательство, а также Положение о закупках МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми гарантирует право на осуществление самостоятельных действий всем без исключения хозяйствующим субъектам, заинтересованным в заключений указанного договора, в т.ч. путём участия в соответствующей процедуре торгов.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признаётся лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, которые установлены конкурсной документацией (ч. 2             ст. 447 ГК РФ, п.п. 1 п. 5.1.1 Положения о закупках МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми).

Следовательно, каждый из участников торгов вправе рассчитывать, что не признание его победителем конкурса (согласно установленным критериям и порядком оценки заявок) означает наличие в заявках конкурентов лучших условий исполнения договора, т.е. на добросовестную конкуренцию на торгах.

Нет оснований утверждать, что действия конкурсная комиссия соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, в случае если установлено, что оценка заявок осуществлялась с нарушением установленного порядка, результатом чего стало неверное определение победителя торгов.

Антимонопольным органом учтено отсутствие в материалах жалобы доказательства неизменности результатов торгов в случае соблюдения конкурсной комиссией требований п. 5 раздела 4 конкурсной документации (под звёздочкой) при оценке и сопоставлении заявки ООО «Пермский энергосервисный центр» в части присвоения баллов по контракту №18701 от 22.04.2014 г.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным признать в действиях конкурсной комиссии МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми факт нарушения п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в нарушении порядка определения победителя торгов по извещению №31502030682 путём присвоения ООО «Пермский энергосервисный центр» баллов по критерию «Квалификация участника конкурса», в т.ч. за предоставление в составе заявки контракта №18701 от 22.04.2014 г. в отсутствие достаточных на то оснований (нет распечатки  информации об электронных цифровых подписях с указанием электронных адресов электронных торговых площадок, на которой был заключен контракт), что привело, либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на указанных торгах.

При этом, доводы ООО «Пермский Энергосервисный центр» об отсутствии необходимости, предоставления информации об электронных цифровых подписях с указанием электронных адресов электронных торговых площадок, на которых заключен контракт №18701 от 22.04.2014 г. при условии его заверения заказчиком отклоняются, поскольку конкурсной документацией не предусмотрено альтернативы предоставления указанных документов, в случае заключения контракта (договора) по результатам торгов в электронной форме.

Также Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказчик не предъявлял к участникам торгов требований о предоставлении документов, не предусмотренных документацией о закупке. На официальном сайте размещены все сведения и документы, размещение которых является обязательным в соответствии с Законом о закупках, за исключением плана закупок МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми на 2015 г., проекта договора в полном объеме.

В части плана закупок заказчик нарушил п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. №908.

В части проекта договора особо обращают на себя внимание пояснения представителей заказчика, в которых они неоднократно указывали, что поименованные приложения к договору являются неотъемлемой частью такого договора. Соответственно, в отсутствие размещённого на официальном сайте графика производства работ, являющихся неотъемлемой частью договора,  нет оснований утверждать о соблюдении заказчиком требований ч. 5 ст. 4 Закона о закупках.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать организатору торгов (конкурсной комиссии) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения, в т.ч. путём отмены протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и повторном проведении данной процедуры.

При рассмотрении жалобы антимонопольным органом учтены положения ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы ООО «Юнайт» (вх. №003722), ООО «ТОНУС ПЛЮС» (вх. №003722) (далее – заявители) на действия МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми, Конкурсной комиссии МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми (далее – заказчик, организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту здания, извещение №31502030682 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее – официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» необоснованными.

2. Признать в действиях МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми, Конкурсной комиссии МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми  факт нарушения п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. №908, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми  (Конкурсной комиссии МАДОУ «Детский сад №140» г. Перми) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в т.ч. путём отмены протокола оценки и сопоставления заявок на участие в торгах №31502030682-03 от 13.03.2015 г. и повторного проведения данной процедуры с учётом выявленного нарушения.

 

Председатель Комиссии                                                                                                    А. В. Плаксин

 

Члены Комиссии                                                                                                             П. И. Литвинов

 

                                                                                                                                                 Д. Е. Баранов

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Д. Е. Баранов, (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны