Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Спец-Б» (вх. №004500) от 9 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Спец-Б» (вх. №004500)
« 01 » апреля 2015 г. г. Пермь
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя Управления;
Члены комиссии:
Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
Шадрина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
рассмотрев жалобу ООО «Спец-Б» (вх. №004500) (далее – заявитель) на действия Департамента дорог и транспорта Администрации г. Перми (далее – организатор торгов), Конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № 41 «ПНИПУ – Студенческий городок», извещение опубликовано 09.02.2015 г. на официальном сайте www.gorodperm.ru в сети «Интернет» (далее – конкурс),
УСТАНОВИЛА:
24.03.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов.
Заявитель считает, что Департаментом в конкурсной документации незаконно установлено требование о наличии автобусов пассажировместимостью 75-110 человек, а также неправомерном установлении сведений о пассажировместимости транспортных средств в сутки: 660-880 человек в будни и 330-440 человек в выходные. Кроме того, заявитель полагает, что рассматриваемый конкурс должен проводиться с применением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Представитель организатора торгов ссылается на законность и обоснованность процедуры торгов.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа является вопросом местного значения, для решения которого органы местного самоуправления городского округа вправе издавать муниципальные правовые акты.
В пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения) установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статья 5 Закона о безопасности дорожного движения приводит перечень мер, которые направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, но не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают отношения на уровне власти-подчинения, характерные для административных правоотношений.
Данные отношения возникают между перевозчиком и уполномоченными органами, устанавливающими соответствующие правила, в том числе при определении допуска перевозчиков к осуществлению регулярных перевозок.
Из приведенных норм следует, что транспортное обслуживание населения может осуществляться не только органами местного самоуправления, но и субъектами предпринимательской деятельности, при этом органы местного самоуправления могут ограничивать и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки, лишь, в части, касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения, и не вправе ущемлять их экономические интересы.
При этом, муниципальные правовые акты, принятые в указанной сфере, входят в систему Законодательства РФ о безопасности дорожного движения (ст. 4 Закона о безопасности дорожного движения).
В данном случае обязательность проведения конкурса установлена п.п. 1.3, 1.7 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утверждённого Решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 N 293 (далее также – Положение), т.е. муниципального правового акта, непосредственно регулирующего вопросы допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок и как следствие соблюдения последними требований безопасности дорожного движения. Организатором конкурса, в силу п. 1.6. Положения, п. 3 Положения о Департаменте, утвержденного Решение Пермской городской Думы от 24.06.2008г. №201, является Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми.
Таким образом, проведение рассматриваемых торгов обязательно в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 1.9 Положения о проведении конкурса предусмотрено, что в день принятия правового акта о проведении конкурса организатор торгов размещает на сайте www.gorodperm.ru в разделе «Городское хозяйство»/«Транспорт»/«Информация для перевозчиков» извещение о проведении конкурса.
09.02.2015 г. организатором конкурса, на официальном сайте www.gorodperm.ru в разделе «Городское хозяйство»/«Транспорт»/«Информация для перевозчиков» размещено извещение, а так же документация о проведении конкурса.
Согласно п. 5.2.4 Положения о проведении конкурса конкурсная документация должна содержать сведения о требованиях к категории и пассажировместимости каждого транспортного средства, установленных в соответствии с Единой маршрутной сетью, а также общей пассажировместимости всех транспортных средств на маршруте в количестве, установленном Единой маршрутной сетью. Примечанием к указанному пункту установлено, что общая пассажировместимость всех транспортных средств на маршруте определяется произведением количества транспортных средств на пассажировместимость одного транспортного средства, количество и категория которых установлены Единой маршрутной сетью.
Согласно п. 5.2.4 Положения о проведении конкурса конкурсная документация должна содержать сведения о требованиях к категории и пассажировместимости каждого транспортного средства, установленных в соответствии с Единой маршрутной сетью, а также общей пассажировместимости всех транспортных средств на маршруте в количестве, установленном Единой маршрутной сетью. Примечанием к указанному пункту установлено, что общая пассажировместимость всех транспортных средств на маршруте определяется произведением количества транспортных средств на пассажировместимость одного транспортного средства, количество и категория которых установлены Единой маршрутной сетью.
На момент объявления конкурса по маршруту на территории г. Перми действовала Единая маршрутная сеть, утвержденная Постановлением Администрации г. Перми от 28.01.15 г. №48.
В отношении маршрута № 41 в ЕМС в качестве параметров установлено количество транспортных средств на маршруте в будние дни в количестве 8 единиц, а также максимальная вместимость используемых транспортных средств - 75-110.
Конкурсной документацией установлены требования к категории и пассажировместимости каждого транспортного средства в соответствии с ЕМС (ред. от 28.01.2015г.), а также общей пассажировместимости всех транспортных средств на маршруте – 75-110 и 600-880/300-440 соответственно.
Таким образом, с учетом порядка определения общей пассажировместимости всех транспортных средств на маршруте, организатором торгов исчислена пассажировместимость каждого транспортного средства на маршруте, а также общая пассажировместимость и установлены соответствующие требования в конкурсной документации, что соответствует требованиям пункта 5.2.4 Положения о проведении конкурса, ч. 4 ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения.
Пермским УФАС России учтено, что ни на момент объявления конкурса, ни в настоящее время Положение о порядке проведения конкурса, утвержденное Решением Пермской городской Думы от 17.12.2013г. №293, а также ЕМС в установленном законом порядке не оспорены, являются действующими (решение Арбитражного суда Пермского каря от 29.07.2014г. по делу №А50-8130/2014).
Согласно правовой позиции, выраженной ВАС РФ в Постановлении Президиума от 24.12.2013г. №12409/13 целью проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров на регулярных маршрутах является отбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные условия перевозки пассажиров, укрепление транспортной дисциплины на предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, удовлетворение потребностей населения в области пассажирских перевозок и качества обслуживания населения.
Таким образом, закрепление оспариваемых заявителями требований отвечает полномочиям органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения в сфере организации транспортного обслуживания, целям и задачам проводимых конкурсов в сфере пассажирских перевозок - получение лучших условий транспортного обслуживания населения и направлено на обеспечение наиболее безопасных условий перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках с необходимыми показателями качества, экологической безопасности.
Кроме того, указанные требования распространяются в равной степени на всех перевозчиков, что не создает кому-либо из хозяйствующих субъектов преимущественных условий участия в торгах и не нарушает порядок определения победителя. Необходимо также учитывать, что податель жалобы, не лишен возможности наравне с иными заинтересованными лицами участвовать в объявленной конкурсной процедуре.
Довод заявителя о необходимости проведения рассматриваемого конкурса с применением норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе) подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, настоящий закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом.
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Из содержания указанных норм следует, что на спорные правоотношения не распространяются нормы Закона о контрактной системе, поскольку предметом рассматриваемых торгов не является удовлетворение государственных или муниципальных нужд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Спец-Б» (вх. №004500) на действия Департамента дорог и транспорта Администрации г. Перми, конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № 41 «ПНИПУ – Студенческий городок» (далее – конкурс), необоснованной.
Заместитель Председателя Комиссии А. В. Плаксин
Члены Комиссии П.И. Литвинов
А.А. Шадрина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Шадрина А.А., (342) 235-10-36.