Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Мега-Групп» (вх. №005202) от 2 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Мега-Групп» (вх. №005202)

                  

«13» апреля 2015 г.                                                                                                                       г. Пермь

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Кудрявцева М. А., заместителя руководителя Управления;                          

Члены комиссии:                                                  

Баранов Д. Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Литвинов П. И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

рассмотрев жалобу ООО «Мега-Групп» (вх. №005202) (далее – заявитель) на действия Департамента дорог и транспорта Администрации г. Перми, конкурсной комиссии (далее – комиссия) при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № 80 «Детский дом им. Кирова – микрорайон Ераничи», извещение от 12.01.2015 г. размещено на сайте www.gorodperm.ru (далее – конкурс, торги),

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.04.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия комиссии при организации и проведении торгов.

В жалобе указано, что в нарушение порядка проведения торгов был допущен и признан победителем участник, подавший две заявки. Также заявитель полагает, что при рассмотрении заявки победителя торгов имело место незаконное принятие к рассмотрению поддельных документов о заявленных транспортных средствах (ПТС 50 ОА 207451) и не принятие во внимание факта передачи части автобусов в аренду иным перевозчикам, участвующим в аналогичных конкурсных процедурах   

Организатор торгов, член конкурсной комиссии (Ширёв П. Г.) озвучили устную позицию, в которой, по сути, не оспорили и не опровергли доводы заявителя, пояснив лишь, что решения о допуске, либо отказе в допуске к торгам принимаются коллегиально. В части ПТС 50 ОА 207451 просили учесть наличии у комиссии права запрашивать у участников дополнительные документы и информацию.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа является вопросом местного значения, для решения которого органы местного самоуправления городского округа вправе издавать муниципальные правовые акты.

В пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статья 5 Закона о безопасности дорожного движения приводит перечень мер, которые направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, но не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают отношения на уровне власти-подчинения, характерные для административных правоотношений.

Данные отношения возникают между перевозчиком и уполномоченными органами, устанавливающими соответствующие правила, в том числе при определении допуска перевозчиков к осуществлению регулярных перевозок.

Из приведенных норм следует, что транспортное обслуживание населения может осуществляться не только органами местного самоуправления, но и субъектами предпринимательской деятельности, при этом органы местного самоуправления могут ограничивать и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки, лишь, в части, касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения, и не вправе ущемлять их экономические интересы.

При этом, муниципальные правовые акты, принятые в указанной сфере входят в систему Законодательства РФ о безопасности дорожного движения (ст. 4 Закона о безопасности дорожного движения).

В данном случае обязательность проведения конкурса установлена п.п. 1.3, 1.7 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утверждённого Решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 N 293 (далее также – Положение), т.е. муниципального правового акта, непосредственно регулирующего вопросы допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок, и как следствие, соблюдения последними требований безопасности дорожного движения.

Таким образом, проведение рассматриваемых торгов обязательно в соответствии с законодательством РФ.

12.01.2015 г. (с изм. от 30.01.2015 г.) на официальном сайте Администрации г. Перми в сети «Интернет» - www.gorodperm.ru (далее - сайт) организатор торгов разместил извещение о проведении торгов, конкурсную документацию. Датой окончания срока подачи заявок указано 10ч. 00мин. 16.02.2015 г.

В разделе «Общие положения» конкурсной документации указано, что данная документация разработана, в т.ч. на основании Положения.

Пунктом 4.1 Положения установлено, что конверт с заявкой на участие в конкурсе представляется участником конкурса непосредственно по месту подачи заявок на участие в конкурсе. Конверт с заявкой на участие в конкурсе регистрируется уполномоченным лицом Организатора конкурса в Журнале регистрации заявок на участие в конкурсе с указанием даты и времени (час., мин.) ее получения.

В силу п.п. 4.3, 4.4 Положения участник конкурса, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе внести изменения в заявку на участие в конкурсе в любое время до момента окончания установленного срока подачи заявок на участие в конкурсе. Изменения, внесенные в заявку на участие в конкурсе, считаются неотъемлемой частью заявки на участие в конкурсе. Изменения заявки на участие в конкурсе подаются в запечатанном конверте, на котором указываются данные, предусмотренные пунктом 3.4 настоящего Положения, с пометкой "Изменения". Дата подачи изменений заявки считается датой подачи заявки.

Согласно п. 8.1 Положения участники конкурса подают заявки на участие в конкурсе в сроки, указанные в конкурсной документации. В составе заявки участник конкурса заявляет значения критериев конкурса. Каждый участник конкурса подает только одну заявку на участие в конкурсе.

Конкурсная комиссия принимает решение о соответствии участника конкурса требованиям, установленным настоящим Положением, и конкурсной документации, допуске участника конкурса ко второму этапу конкурса или о несоответствии участника конкурса требованиям настоящего Положения и конкурсной документации и об отказе в допуске ко второму этапу конкурса, в т.ч. в случаях, если заявка и/или прилагаемые к ней документы на участие в конкурсе не соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением, и конкурсной документации или участник конкурса не соответствует требованиям, установленным настоящим Положением, и конкурсной документации (п.п. 7.3.1, 8.5.1, 8.5.2 Положения).

01.04.2015 г. организатор торгов разместил на сайте протоколы заседания конкурсной комиссии по проведению первого и второго этапов конкурса, в которых, помимо прочего указано, что подано и допущено к участию в торгах 6 заявок, в т.ч. заявка заявителя и 2 заявки ООО «Закамский автобус-3». Заявке ООО «Закамский автобус-3» (зарегистрированной в журнале регистрации заявок под №6) присвоен первый порядковый номер <...> заявке ООО «Мега-групп» (зарегистрированной в журнале регистрации заявок под №1) второй порядковый номер <...> заявке ООО «Закамский автобус-3» (зарегистрированной в журнале заявок под №5) третий порядковый номер.

Таким образом, находят своё подтверждение доводы заявителя о допуске к участию в конкурсе двух заявок одного участника торгов (ООО «Закамский автобус-3»). Подтверждением данного обстоятельства также служит представленная в материалы жалобы копия журнала регистрации заявок на участие в торгах, согласно которого первая заявка указанного Общества (регистрационный номер <...> ) была подана 16.02.2015 г. в 9 ч. 00 мин., вторая (регистрационный номер <...> ) в 9 ч. 02 мин. Как к одной, так и ко второй заявке были приложены аналогичные по содержанию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, выписки из ЕГРЮЛ, уставы общества. При этом, ни на одном из конвертов, в которые были запечатаны указанные заявки, нет слова «Изменение».

Комиссия Пермского УФАС России не может признать указанные действия конкурсной комиссии соответствующими порядку проведения торгов, поскольку как указано выше, Положением установлен прямой запрет на подачу одним лицом двух и более заявок. В данном случае после принятия решения по «участнику», заявке которого присвоен пятый порядковый номер у конкурсной комиссии отсутствовали правовые основания для допуска к торгам «участника», заявке которого присвоен шестой порядковый номер <...> вне зависимости от результата рассмотрения первой из указанных заявок. Следовательно, для соблюдения требований порядка проведения торгов, конкурсной комиссии надлежало принять решение об отказе ООО «Закамский автобус-3» (заявке которого присвоен шестой порядковый номер <...> в допуске к торгам, в связи с несоответствием его заявки требованиям Положения, а именно п. 8.1.

При этом, доводы члена конкурсной комиссии о наличии именно у организатора торгов обязанности отказывать в приёме заявок на участие в торгах лицам, данное право реализовавшим ранее, не могут быть признаны обоснованными, поскольку этап подачи заявок не предполагает раскрытие претендентами информации, позволяющей их однозначно идентифицировать (п. 3.3 Положения). 

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, в т.ч. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам г. Перми.

При этом, ст.ст. 447, 448 ГК РФ, Положением, т.е. порядком проведения торгов установлено, что результатом указанного соперничества должно стать заключение договора с лицом, заявка которого соответствует заранее установленным требованиям (в т.ч. по оформлению участия в торгах) и который предложит лучшие условия его исполнения.

Другими словами, хозяйствующие субъекты, заявки которых не соответствуют установленным требованиям не вправе воздействовать на общие условия оказания услуг и как следствие соперничать с участниками торгов (претендовать на заключение договора).

Обязанность определения лица, предложившего лучшие условия исполнения договора в соответствии с порядком определения победителя торгов, возложена на комиссию (раздел 7 Положения).

Ранее указано, что в данном случае победителем торгов был признан участник, заявка которого не соответствует заранее установленным требованиям, т.е. имеет место нарушение порядка определения победителя торгов.

Учитывая изложенное Комиссия Пермского УФАС России считает возможным признать в действиях конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, состав которой утверждён Постановлением Администрации г. Перми от 29.06.2012 N 353 факт нарушения п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении порядка определения победителя торгов на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № 80 «Детский дом им. Кирова – микрорайон Ераничи», извещение от 12.01.2015 г. размещено на сайте www.gorodperm.ru путём допуска и присвоения первого порядкового номера заявке ООО «Закамский автобус-3» (зарегистрированной в журнале регистрации заявок под №6) без учёта требований п. 8.1 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утверждённого Решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 N 293 (п. 1 протокола заседания конкурсной комиссии от 31.03.2015 г. 15 ч. 43мин., п. 1 протокола заседания конкурсной комиссии от 31.03.2015 г. 16 ч. 20 мин.), что привело, или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в г. Перми.

Необходимо особо отметить, что целью проведения любого конкурса является определение лица, который может предложить условия исполнения договора лучше, чем иные лица              (ст.ст. 447-449 ГК), т.е. предполагается состязательность именно между лицами. Недопустима ситуация при которой участник торгов пытается соперничать не с конкурентами, а сам с собой, и предлагать условия лучше, либо хуже чем уже предложил при наличии возможности изменения ранее поданной заявки. В такой ситуации может сложится мнение, что целью указанного лица является не столько участие в торгах и заключение, исполнение договора на принципах добросовестной конкуренции с иными заинтересованными перевозчиками, сколько порождение спорных и неоднозначных ситуаций, в то время как гражданское законодательство основывается на добросовестном осуществлении гражданских прав и недопустимости их осуществления в целях ограничения конкуренции (ст. 10 ГК РФ).

У Комиссии Пермского УФАС России отсутствует возможность сослаться на какие-либо пояснения ООО «Закамский автобус-3» в виду их отсутствия, а также не участия Общества в рассмотрении жалобы, при том, что такое участие и предоставление возражений лицами, подавшими заявки на участие в торгах не является обязанностью (ч. 13 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции). Организатором торгов представлено доказательство уведомления победителя торгов о дате, месте и времени рассмотрения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Антимонопольный орган осуществляет функции по предупреждению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушении антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами (п. 3 ст. 22 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае антимонопольный орган не имеет достаточных полномочий по выдаче предписания об отмене протоколов торгов, в связи с заключением сторонами договора по результатам конкурса (от 03.04.2015 г. №СЭД-12-01-21-ДП-21), но считает необходимым выдать председателю конкурсной комиссии предписание, направленное на устранение допущенного нарушения, а также предупреждения аналогичных нарушений в будущем, путём доведения до всех членов конкурсной комиссии информации о рассмотрении настоящей жалобы и недопустимости рассмотрения заявок на участие в торгах с нарушением требований Положения, в частности п. 8.1.

С учётом вышеизложенной констатации факта нарушения, допущенного конкурсной комиссией, иные доводы заявителя Комиссией Пермского УФАС России не рассматриваются, как не имеющие значения для признания факта нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, на основании ст. 18.1, 22, 23 Закона о защите конкуренции  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Мега-Групп» (вх. №005202) на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № 80 «Детский дом им. Кирова – микрорайон Ераничи», извещение от 12.01.2015 г. размещено на сайте www.gorodperm.ru обоснованной.

 

2. Признать в действиях Конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, состав которой утверждён Постановлением Администрации г. Перми от 29.06.2012 N 353, факт нарушения п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в нарушении порядка определения победителя торгов на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № 80 «Детский дом им. Кирова – микрорайон Ераничи», извещение от 12.01.2015 г. размещено на сайте www.gorodperm.ru путём допуска и присвоения первого порядкового номера заявке ООО «Закамский автобус-3» (зарегистрированной в журнале регистрации заявок под №6) без учёта требований п. 8.1 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утверждённого Решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 N 293 (п. 1 протокола заседания конкурсной комиссии от 31.03.2015 г. 15 ч. 43мин., п. 1 протокола заседания конкурсной комиссии от 31.03.2015 г. 16 ч. 20 мин.), что привело, или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в г. Перми.

 

3. Выдать председателю Конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, состав которой утверждён Постановлением Администрации г. Перми от 29.06.2012 N 353 предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения, а также предупреждения аналогичных нарушений в будущем, путём доведения до всех членов конкурсной комиссии информации о рассмотрении настоящей жалобы и недопустимости рассмотрения заявок на участие в торгах с нарушением требований Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утверждённого Решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 N 293, в т.ч. п. 8.1.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                     М. А. Кудрявцева

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                 Д. Е. Баранов

 

 

                                                                                                                                             П. И. Литвинов

                                                                                      

              

                  

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Д. Е. Баранов, (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны