Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Новейшие технологии» (в... от 2 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Новейшие технологии» (вх. № 00538-14)

 

 

30 января 2014 г.                                                                                                                  г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

рассмотрев жалобу ООО «Новейшие технологии» (вх. № 00538-14 от 17.01.2014г.) (далее – заявитель) на действия Западно-Уральский банк ОАО «Сбербанк России» (далее – организатор закупки) при проведении электронного аукциона на приобретение элементов рекламной продукции по лоту №2 для объектов переформатирования для нужд Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России»,  извещение № 243 размещено на сайт электронной торговой площадки Сбербанк-АСТ http:// newformat.sberbank-ast.ru (далее – закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.01.2014г. на электронной торговой площадке «Сбербанк - АСТ» (далее – ЭТП «Сбербанк – АСТ»  www.newformat.sberbank-ast.ru  проведена закупка в форме аукциона в электронной форме (код аукциона 4022, номер извещения 243) на приобретение элементов рекламной конструкции по лоту №2 для объектов переформатирования для нужд Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России».

По мнению заявителя, действия организатора закупки в части признания победителем аукциона участника, заявке которого присвоен второй номер <...> не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, в том числе Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по основаниям, изложенным в жалобе (вх. 00538-14).

Организатор закупки доводы жалобы не поддерживает, представил в материалы жалобы письменные возражения, указал, что закупка проводилась в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также Положения о закупках ОАО «Сбербанк России», утвержденного Постановлением Наблюдательного совета №113 §6а от 05.12.2011г., просит признать жалобу необоснованной.

 

Изучив документы  и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

Порядок проведения закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц устанавливает Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с ч. 1, 2  ст. 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в том числе хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО «Сбербанк России»  в сети Интернет www.sbetbank.ru (раздел «Сведения о владельцах акций») 52, 32 % акций ОАО «Сбербанк России» принадлежит Центральному банку Российской Федерации.

В приложении №1 к Уставу ОАО «Сбербанк России», утвержденному протоколом годового общего собрания акционеров № 25 от 06.06.2012г. указано, что Западно-Уральский банк ОАО «Сбербанк России» является филиалом ОАО «Сбербанк России».

Таким образом, Западно-Уральский банк ОАО «Сбербанк России» обязано осуществлять закупки в соответствии требованиями Закона о закупках.

        Пунктом 10 статьи 3  Закона о закупках установлен перечень случаев обжалования участником закупки в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг:

   1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

            В соответствии с ч.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции  по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            Следовательно жалоба ООО «Новейшие технологии» подлежит рассмотрению антимонопольный органом исключительно в рамках полномочий, прямо предусмотренных Законом.

            Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

            Положение о закупке утверждается Советом директоров (Наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, и является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.ч. 2, 3 ст. 2 Закона о закупке).

Согласно информации, представленной в антимонопольный орган организатором торгов, Положение о закупках ОАО «Сбербанк России» утверждено постановлением Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 №113 и размещено на официальном сайте закупок 01.10.2012 г. (далее также – Положение).

В силу п. 2.1.2 Положения одним из способов закупки ОАО «Сбербанк России» является электронный аукцион – форма торгов, конкурентный способ закупки, при котором участники в режиме реального времени имеют возможность многократно выставлять ценовые предложения на электронной торговой площадке, предварительно соглашаясь на выполнение всех требований Документации (т.е. комплекта документов, содержащего всю необходимую информацию о предмете закупки, условиях исполнения договора, требованиях к участникам, а также об условиях проведения закупки). Победителем признаётся участник, предложивший наиболее низкую цену.

Проведение закупки товаров, работ, услуг указанным способом (аукцион) также предусмотрено ч.ч. 2, 5 ст. 3 Закона о закупках, в силу которой выигравшим торги на аукционе признаётся лицо, соответствующее требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке, и предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора

Таким образом, процедура закупки, путём проведения электронного аукциона должна иметь результатом выявление лица, предложившего наименьшую цену и соответствующего требованиям и условиям положения, а также документации о закупке.

Как следует из письменных пояснений ответчика заявками на участие в аукционе, протоколами проведения аукциона Банк не располагает, в связи с чем такие документы представлены им в том виде, в котором получены от оператора ЭТП, а именно копия отчета по аукциону (код аукциона 4022  по извещению № 243) на ЭТП.

Согласно отчету  по аукциону (код аукциона 4022  по извещению № 243) ООО «Новейшие технологии» заявлена лучшая (наименьшая) цена.

Представитель организатора торгов в письменных пояснениях указал, что предусмотренная Положением процедура определения победителя аукциона на момент принятия жалобы к рассмотрению Пермским УФАС России не состоялась, решение аукционной комиссии, в полномочия которой входит определение победителя по результатам торговой процедуры, отсутствует.

Кроме того, из письменных и устных пояснений ответчика следует, что указанная закупка является аукционом с ограниченным составом участников.

Согласно п. 14.3 Положения закупочные процедуры с ограниченным составом участников, а также закупки у единственного источника проводятся, как правило, среди Поставщиков, включенных в реестр аккредитованных поставщиков Банка.

Представитель организатора торгов пояснил, что данная закупка проводилась среди поставщиков, включенных в названный реестр.

Согласно п. 16.Положения Банк формирует Реестр аккредитованных поставщиков (далее – Реестр) путем осуществления квалификационного отбора. Поставщик исключается из Реестра при наступлении событий, указанных в п.16.4 Положения

Следует отметить, что по общему правилу, непосредственно самой процедуре торгов, всегда предшествует процедура допуска к участию в торгах. Именно на этой стадии организатор торгов принимает решение о возможности, либо невозможности участия в торгах того или иного претендента.

В материалы жалобы ответчиком представлена выписка из протокола конкурсной комиссии ОАО «Сбербанк России» по закупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг №131/13 от 30.12.2013г., согласно которому комиссией банка в отношении ООО «Новейшие технологии» принято решение не продлевать аккредитацию, согласно п. 16.4 Положения.

При этом, в силу ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть лицо, соответствующее требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, поскольку ООО «Новейшие технологии» не соответствует требованиям, установленным организатором торгов в Положении о закупках, т.к. у него отозвана аккредитация (протокол от 30.12.2013г. №131/13), то и участником торгов, т.е. лицом, своими самостоятельными действиями воздействующим на результаты торгов, данное Общество являться не может. В силу изложенного, Комиссия Пермского УФАС России не находит правовых оснований для признания жалобы заявителя обоснованной.

Между тем, в ходе рассмотрения жалобы Пермским УФАС России также установлено следующее.

Положением о закупке организатора торгов установлены требования к участникам закупочных процедур (раздел 5 Положения), а также критерии определения победителей закупочных процедур (раздел 6 Положения).

            В то же время анализ ч.10 ст. 4 Закона о закупках позволяет сделать вывод, что требования к участникам конкретной закупки,  а также конкретным поставляемым товарам, работам, услугам, должным содержаться в соответствующей Документации о закупке, являющейся отдельным документом по отношению к Положению о закупках.

Документация о закупке (в т.ч. с указанием в ней требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям) должна размещаться организатором торгов на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 1, 2 ст. 3, ч.ч. 5, 8, 10 ст. 4 Закона о закупках).

Доказательств соблюдения указанного требования организатором торгов не представлено.

Более того, в устных пояснениях представитель Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России» пояснил, что для проведения настоящей закупки, отдельная документация о закупке организатором торов не разрабатывалась в принципе, поскольку все участники торгов, являются «аккредитованными лицами», т.е. изначально допущенными до участия в данных торгах Аккредитация участника является основанием для направления соответствующих уведомлений, извещений.

В то же время, по мнению Пермского УФАС России, наличие либо отсутствие у участников торгов разного рода аккредитаций (разрешений, свидетельств, сертификатов, допусков и т.д.) не влияет на обязательность соблюдения организатором закупки императивных норм Закона о закупках (ч. 1, 2 ст. 3, ч.ч. 5, 8, 10 ст. 4) в части обязанности размещения информации о закупке (в том числе документации и извещения) на официальном сайте http://zakupki.gov.ru. При этом Закон о закупках не содержит исключений из этого правила, в том числе в зависимости от способа закупки, а также круга ее участников.

Кроме того, начальная (максимальная) цена закупки, согласно карточке аукциона (по извещению №243) составляет 21 181 137, 9100  рублей, следовательно положения ч. 15 ст. 4 Закона о закупках в данном случае неприменимы.

Таким образом, по мнению Комиссии Пермского УФАС России, проведение торгов таким способом не отвечает целям развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, установленных ст. 1 Закона о закупках.

Под конкуренцией, в силу п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключения договора на поставку Западно-Уральскому банку ОАО «Сбербанк России» элементов рекламной продукции для объектов переформатирования.

Для обеспечения конкуренции организатору закупки следовало соблюдать требования п. 10 ст.3, ч.ч. 5, 8, 10 ст. 4 Закона о закупках, обеспечив информационную открытость проводимой закупки (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о закупках).

Комиссией Пермского УФАС России учтено, что на момент рассмотрения жалобы договор по результатом торгов не заключен.

 В  соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае, Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать указанное предписание организатору закупки.

 

          На основании изложенного и в соответствии  со ст.18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Новейшие технологии» (вх. № 00538-14 от 17.01.2014г.) на действия Западно-Уральский банк ОАО «Сбербанк России» при проведении электронного аукциона на приобретение элементов рекламной продукции по лоту №2 для объектов переформатирования для нужд Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России»,  извещение № 243 размещено на сайт электронной торговой площадки Сбербанк-АСТ http:// newformat.sberbank-ast.ru (далее – закупка), необоснованной.

2. Признать в действиях Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России» нарушение частей 1, 2 ст. 3, ч. 5, 8, 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Западно-Уральскому банку ОАО «Сбербанк России» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений, в том числе путем отмены отчета по аукциону по извещению №243 (код аукциона 4022), размещенному на электронной торговой площадке «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» www.newformat.sberbank-ast.ru и продления срока подачи заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также Положения о закупках ОАО «Сбербанк России».

 

<…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе ООО «Новейшие технологии» (вх. № 00538-14)

 

30 января 2014 г.                                                                                                           г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

 

на основании решения от 30.01.2014г. по жалобе ООО «Новейшие технологии» (вх. № 00538-14) на действия Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России» при проведении электронного аукциона на приобретение элементов рекламной продукции по лоту №2 для объектов переформатирования для нужд Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России»,  извещение № 243 размещено на сайт электронной торговой площадки Сбербанк-АСТ http:// newformat.sberbank-ast.ru (далее – закупка),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Западно-Уральскому банку ОАО «Сбербанк России» совершить действия, направленные на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений частей 1, 2 ст. 3, ч. 5, 8, 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе путем отмены отчета по аукциону по извещению №243 (код аукциона 4022), размещенному на электронной торговой площадке «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» www.newformat.sberbank-ast.ru и продления срока подачи заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также Положения о закупках ОАО «Сбербанк России».

 

2. В срок до 10.03.2014 г.  Западно-Уральскому банку ОАО «Сбербанк России» исполнить п. 1 настоящего предписания.

3.  В срок до 10.03.2014 г.  Западно-Уральскому банку ОАО «Сбербанк России» представить в адрес Пермского УФАС России письменное подтверждение исполнения п. 1 настоящего предписания.

      

         Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны