Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «НордЭкс» (вх. № 007089) от 2 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «НордЭкс» (вх. № 007089)

 

« 18 » мая 2015 г.                                                                                                                                г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Плаксин А.В.,  и.о. заместителя руководителя Управления;                          

Члены комиссии:

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Шадрина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

рассмотрев жалобу ООО «НордЭкс» (вх. № 007089) (далее – заявитель) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми (далее – заказчик) при организации и проведении открытого конкурса на право заключить договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности для нужд МАОУ «СОШ № 132» г. Перми, извещение № 31502269096 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее – официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – конкурс, закупка),

 

 

УСТАНОВИЛА:

          

08.05.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении открытого конкурса. Заявитель полагает, что отдельные положения конкурсной документации по данной закупке не соответствуют нормам действующего законодательства.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения, ссылается на соответствие положений конкурсной документации действующему законодательству, отсутствие нарушения законных прав и интересов заявителя.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1,5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – автономное учреждение обязан руководствоваться в том числе утверждённым наблюдательным советом и размещённым на официальном сайте Положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила)). 

Пунктом 5 Правил установлено, что план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).

Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

17.04.2015 г. заказчиком на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация, проект договора. Датой окончания подачи заявок и вскрытия конвертов указано 12.05.2015 г. Датой рассмотрения заявок и подведения итогов указано 13.05.2015 г.

Положение о закупках (действовавшее на момент проведения конкурса) заказчика было утверждено решением Наблюдательного совета (протокол № 3 от 31.01.2015 г.) и размещено на официальном сайте 04.02.2015 г. Разделом 9 предусмотрено проведение закупок способом – открытый конкурс.

План закупок заказчика на 2015 год с указанием рассматриваемой закупки опубликован на официальном сайте 30.12.2014 г.

Протокол № 1 вскрытия конвертов от 12.05.2015 г. и Протокол № 2 рассмотрения заявок от 13.05.2015 г. опубликованы 13.05.2015 г. Протокол № 3 оценки и сопоставления заявок от 13.05.2015 г. опубликован 14.05.2015 г.

Согласно разделу «Общие сведения» конкурсной документации, открытый конкурс проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупках МАОУ «СОШ № 132» г. Перми, в соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и распоряжением Правительства Пермского края от 15.02.2011 г. № 17-рп «Об утверждении методических рекомендаций по применению аутсорсинга в государственных (муниципальных) учреждениях Пермского края».

Довод заявителя о невозможности заказчиком руководствоваться указанным распоряжением Правительства Пермского края от 15.02.2011 г. № 17-рп ввиду наличия ссылки на утративший силу Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и одновременном отсутствии ссылки на Закон о закупках не может быть принят во внимание, поскольку доказательств того, что указанные обстоятельства каким-либо образом повлияли на установленный действующим законодательством порядок проведения заказчиком процедуры открытого конкурса заявителем не представлено.

Указанный нормативный правовой акт Правительства Пермского края не является основополагающим документом для заказчика при организации и проведении закупок, но в то же время может применяться в той части, в какой не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 9 ч. 4.8 Положения о закупках заказчика, в конкурсной документации или документации об аукционе должен быть указан, в том числе, порядок формирования цены договора (цены лота) и (или) цене единицы товара, работы, услуги (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Во исполнение п.п. 9 ч. 4.8 Положения о закупках в разделе II. «Сведения о предмете открытого конкурса» конкурсной документации порядок формирования цены договора должным образом указан. Довод заявителя об отсутствии в конкурсной документации данных сведений не состоятелен.

В разделе III. «Требования к участникам открытого конкурса» конкурсной документации установлено обязательное требование к участнику конкурса – «Управленческая компетентность: наличие в организации системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001» (п. 8). Документом, подтверждающим данное требование, является «копия действующего сертификата системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001» (п. 6 раздела IV конкурсной документации).

Комиссия Пермского УФАС России не усматривает нарушений при указании формулировки «ISO 9001» вместо «ISO «9001:2011», поскольку это не привело к неправильному истолкованию соответствующего требования конкурсной документации участниками конкурса и нарушению их прав при проведении конкурса (п. 8 раздела III. «Требования к участникам открытого конкурса»).

Заявки участников конкурса ООО «Эксперт-Аудит» и ООО «Пермская юридическая компания «Право» содержали копии сертификатов соответствия требованиям «ISO «9001:2011», которые были приняты конкурсной комиссией. Заявка ООО «ВЕСТ-ГРУПП» копии такого документа не содержала и поэтому была отклонена от участия в конкурсе.

В разделе III. «Требования к участникам открытого конкурса» конкурсной документации установлено обязательное требование к участнику конкурса – «Опыт и деловая репутация: оказание услуг за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности государственным (муниципальным) образовательным учреждениям». Документом, подтверждающим данное требование, является «реестр действующих на момент подачи заявки договоров на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности государственным (муниципальным) образовательным учреждениям» (п. 6 раздела IV конкурсной документации).

Из смысла обязательного требования «Опыт и деловая репутация: оказание услуг за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности государственным (муниципальным) образовательным учреждениям» и документов, подтверждающих соответствие данному требованию, следует, что участникам закупки необходимо представить сведения (реестр) о заключенных за последние пять лет, но при этом действующих на момент подачи заявки договоров по оказанию бухгалтерских услуг государственным (муниципальным) образовательным учреждениям.

Комиссия Пермского УФАС России не усматривает нарушений при предъявлении данного требования. В составе заявок участников конкурса сведения о таких договорах были должным образом представлены.

В соответствии с п.п. 7 ч. 7.2 Положения о закупках заказчика, при осуществлении закупок путем проведения открытого конкурса, открытого двухэтапного конкурса, открытого аукциона, запроса котировок заказчик вправе установить единые требования к участникам закупок, в том числе, отсутствие в предусмотренном Законом и (или) Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки. В разделе III. «Требования к участникам открытого конкурса» конкурсной документации установлено обязательное требование к участнику конкурса – «Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки» (п.5).

Довод заявителя о противоречии конкурсной документации Положению о закупках заказчика не состоятелен. В Положении о закупках имеется прямое указание на отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом о закупках (п.п. 7 ч. 7.2, ч. 1.1 Положения о закупках). В конкурсной документации, исходя из того, что конкурс проводится в соответствии с Законом о закупках (раздел «Общие сведения» конкурсной документации), имеется в виду указание на отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом о закупках.

Вместе с тем, Комиссией Пермского УФАС России также принято во внимание, что заявитель не подавал заявку на участие в конкурсе. Нарушений законных прав и интересов заявителя не выявлено. Иные доводы в жалобе не заявлены.

Также Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На официальном сайте размещены все сведения и документы, размещение которых является обязательным в соответствии с Законом о закупках.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом в ч. 18, ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

В связи с чем, исходя из содержания ч. 1, ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупках должно соответствовать положениям Гражданского кодекса РФ, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Комиссией Пермского УФАС России учтено, что на момент рассмотрения данной жалобы заказчиком утверждена новая редакция Положения о закупках (протокол № 9 от 15.05.2015 г.), обеспечивающего участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «НордЭкс» (вх. № 007089) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми при организации и проведении открытого конкурса на право заключить договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности для нужд МАОУ «СОШ № 132» г. Перми, извещение № 31502269096 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет», необоснованной.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                 А. В. Плаксин

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                   П.И. Литвинов

 

 

А.А. Шадрина

 

 

                                                                                                                                                 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Литвинов Павел Игоревич,

тел.: (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны