Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Строительная компания «Капитал» (в... от 2 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Строительная компания «Капитал» (вх. № 007211)

 

« 21 » мая 2015 г.                                                                                                                                г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Плаксин А.В.,  и.о. заместителя руководителя Управления;                          

Члены комиссии:

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Шадрина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

рассмотрев жалобу ООО «Строительная компания «Капитал» (вх. № 007211) (далее – заявитель) на действия КГАУ СОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Юсьвинского района (далее – заказчик), конкурсной комиссии Учреждения при организации и проведении открытого конкурса на ремонт в здании по адресу: 619170, Пермский край, с. Юсьва, ул. Дружбы, 35/1, извещение № 31502146431 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее – официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

          

12.05.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении открытого конкурса. Заявитель полагает, что конкурсной комиссией заказчика была нарушена процедура проведения конкурса при вскрытии конвертов с заявками участников, проведена неверная оценка заявок, в частности заявки ООО «РИВА-Групп», что привело к неправильному определению победителя конкурса.

Заказчик с доводами жалобы частично согласен, представил письменные пояснения на жалобу.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1,5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – автономное учреждение обязан руководствоваться в том числе утверждённым наблюдательным советом и размещённым на официальном сайте Положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила)). 

Пунктом 5 Правил установлено, что план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).

Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

19.03.2015 г. (в редакции с изменениями от 20.04.215 г.) заказчиком на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация, проект договора. Датой окончания подачи заявок и вскрытия конвертов указано 05.05.2015 г. Датой рассмотрения заявок указано 08.05.2015 г. Датой подведения итогов указано 14.05.2015 г.

Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд КГАУ СОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Юсьвинского района (далее – Положение о закупках) было утверждено решением Наблюдательного совета (протокол № 4 от 29.10.2013 г.) и размещено на официальном сайте 12.11.2013 г. Разделом 9 предусмотрено проведение закупок способом – открытый конкурс.

План закупок заказчика на 2015 год с указанием рассматриваемой закупки опубликован на официальном сайте 30.12.2014 г.

Протокол вскрытия конвертов от 05.05.2015 г. опубликован 08.05.2015 г. Протокол рассмотрения заявок от 08.05.2015 г. опубликован 12.05.2015 г. Протокол оценки и сопоставления заявок от 13.05.2015 г. опубликован 14.05.2015 г.

Согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок от 13.05.2015 г. конкурсной комиссией принято решение присвоить первый номер заявке ООО «РИВА Групп» (88,03 балла, предложенная цена договора – 10 190 000,00 рублей) и признать данного участника победителем конкурса.

Второй номер присвоен заявке ООО Строительная компания «Капитал» (84,43 балла, предложенная цена договора – 10 288 173, 95 рублей).

В п. 8 раздела 11 конкурсной документации установлен порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе – «с 30 марта 2015 г. до 12-00 05 мая 2015 г., в рабочие дни с 9-00 до 17-00 местного времени, 619170, с. Юсьва, ул. Попова, 6, кабинет директора».

В п. 4 раздела 11 конкурсной документации установлены требования к содержанию, форме, конкурсной заявки и инструкция по ее заполнению.

В случае предоставления большого объема информации в составе заявки на участие в открытом конкурсе допускается оформление заявки в нескольких томах. Каждый том заявки должен быть сопровожден описью документов, сшит нитками в единую книгу. Первый том заявки также может содержать опись документов, входящих во все тома заявки,  с указанием номера тома и номера листа. Каждый том заявки на участие в открытом конкурсе на месте прошивки должен быть подписан участника закупки или лицом, уполномоченным таким участника закупки, с указанием расшифровки подписи (инициалы, фамилия) и (при наличии) скреплен печатью участника закупки. Предоставление конкурсной заявки не в соответствии с требованиями, указанными в настоящей Документации о проведении открытого конкурса, а также предоставление недостоверной информации или предложение цены товара, работ (услуг), превышающей максимальную цену, указанную в извещении о проведении открытого конкурса, считается существенным отклонением от требований и условий Извещения о проведении открытого конкурса и ведет к отклонению конкурсной заявки.

В п. 10 раздела 11 конкурсной документации установлен перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки на участие в конкурсе, среди которых должны присутствовать в том числе: локальный сметный расчет выполненный в сметно-нормативных базах ФЕР (редакции 2013, 2014 годах) в базисно - индексном уровне, являющихся предметом закупки, на сумму, заявленную участником закупки в качестве цены договора, иные сведения о количественных и качественных характеристиках работ (№ 13); документы, подтверждающие наличие опыта в выполнении работ, указанных в техническом задании (контракты и договоры, акты выполненных работ по форме КС-2 на проведение аналогичных работ за 2013-2015 гг., необходимые для сопоставления и оценки заявки по критерию «опыт и деловая репутация» стоимостью не ниже начальной максимальной цены договора (№ 17); сведения о кадровом  персонале участника закупки (№ 19).

Указано также, что непредставление участником закупки указанных документов является основанием для недопуска участника закупки к участию в открытом конкурсе, кроме документов под номерами: 17, 18, 19.

Пунктом 17 раздела 11 конкурсной документации приведены основания для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, в том числе, непредставление документов или сведений, перечень которых установлен настоящей конкурсной документацией ; несоответствие участника закупки требованиям, установленным в п.п.10 пункта 11 настоящей конкурсной документации.

Кроме того, указано, что комиссия обязана отстранить участника закупки от участия в открытом конкурсе по соответствующему лоту на любом этапе его проведения вплоть до заключения договора в случае установления также факта предоставления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе.

В п. 9.11 Положения о закупках заказчика установлен порядок вскрытия конвертов с конкурсными заявками.

Наименование и адрес каждого участника закупок, конкурсная заявка которого вскрывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения договора, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки конкурсных заявок, объявляются при вскрытии конвертов с заявками и заносятся в протокол вскрытия конвертов с конкурсными заявками (п.п. 9.11.3.).

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Пермского УФАС России была изучена заявка ООО «РИВА Групп» и установлено следующее.

Приложенная копия акта о приемке выполненных работ (форма КС2) к договору № 06/11/13 от 06.11.2013 г. с ООО «Маслозавод Нытвенский» содержит сведения о том, что дата составления данного документа – 30.06.2015 г. Однако данный документ был зачтен в ходе оценки заявки (присвоены баллы), что, по мнению Комиссии Пермского УФАС России, явилось нарушением положений, установленных конкурсной документацией и Положением о закупках.

В приложенной копии договора подряда № 14z1822 от 23.07.2014 г. с ООО «Лукойл-Пермь» отсутствует приложение № 10 (график выполнения работ), копия локально-сметного расчета не содержит необходимых реквизитов (дата, подпись, печать).

К копии договора № 14z1210 от 14.05.2014 г. с ООО «Лукойл-Пермь» представлена не в полном объеме копия локально-сметного расчета, являющегося приложением к договору.

Комиссией Пермского УФАС России отмечается, что, несмотря на наличие указанных недостатков, данные договоры были приняты к оценке конкурсной комиссией, за них были начислены баллы.

Вместе с тем, установлено также, что порядок в нумерации страниц в заявке местами нарушен.

Таким образом, доводы заявителя нашли свое подтверждение. Нарушения, допущенные организатором конкурса, являются существенными и повлиявшими на определение победителем конкурса ООО «РИВА Групп», что привело к ограничению конкуренции при проведении данного конкурса.

Также из материалов, представленных в жалобу, установлено, что при процедуре вскрытия конвертов председатель комиссии не перечислял наличие документов и сведений в заявках, а также не озвучивал условия исполнения договора, как того требовалось п. 9.11.3. Положения о закупках.

Учитывая изложенное, следует сделать вывод, что в данном случае нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, указанный в конкурсной документации. У конкурсной комиссии не было достаточных оснований для принятия к рассмотрению договора № 06/11/13 от 06.11.2013 г., договора подряда № 14z1822 от 23.07.2014 г., договора № 14z1210 от 14.05.2014 г. и присвоения по ним баллов. Из пояснений заказчика следует, что им признается факт нарушения при принятии к оценке договора № 06/11/13 от 06.11.2013 г.

Запрет, установленный п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции распространяется на закупки, осуществляемые в рамках Закона о закупках.

Под конкуренцией, в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключение договора на выполнение работ по текущему ремонту здания заказчика.

При этом, действующее законодательство, а также Положение о закупках заказчика гарантирует право на осуществление самостоятельных действий всем без исключения хозяйствующим субъектам, заинтересованным в заключений указанного договора, в т.ч. путём участия в соответствующей процедуре торгов.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признаётся лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, которые установлены конкурсной документацией (ч. 2 ст. 447 Гражданского кодекса РФ, п.п. 9.13.5 Положения о закупках).

Следовательно, каждый из участников торгов вправе рассчитывать, что непризнание его победителем конкурса (согласно установленным критериям и порядком оценки заявок) означает наличие в заявках конкурентов лучших условий исполнения договора, т.е. на добросовестную конкуренцию на торгах.

Нет оснований утверждать, что действия конкурсной комиссии соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, в случае если установлено, что оценка заявок осуществлялась с нарушением установленного порядка, результатом чего стало неверное определение победителя торгов.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным признать в действиях конкурсной комиссии КГАУ СОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Юсьвинского района факт нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении порядка определения победителя при проведении открытого конкурса на ремонт в здании по адресу: 619170, Пермский край, с. Юсьва, ул. Дружбы, 35/1, извещение № 31502146431, путём присвоения ООО «РИВА Групп» баллов по критерию «Опыт и деловая репутация» за предоставление в составе заявки договора № 06/11/13 от 06.11.2013 г., договора подряда № 14z1822 от 23.07.2014 г. и договора № 14z1210 от 14.05.2014 г., не соответствующих требованиям конкурсной документации, что привело, либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на указанных торгах.

В связи с этим, Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать КГАУ СОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Юсьвинского района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на отмену протокола оценки и сопоставления заявок от 13.05.2015 г. и повторное проведение процедуры оценки и сопоставления заявок с учетом выявленных нарушений.

Иные доводы заявителя относительно оформления и содержания заявки «РИВА Групп» приняты к сведению.

Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На официальном сайте размещены все сведения и документы, размещение которых является обязательным в соответствии с Законом о закупках.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом в ч. 18, ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

В связи с чем, исходя из содержания ч. 1, ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупках должно соответствовать положениям Гражданского кодекса РФ, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Таким образом, учитывая вышеуказанные нормы, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным выдать заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Строительная компания «Капитал» (вх. № 007211) на действия КГАУ СОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Юсьвинского района, конкурсной комиссии Учреждения при организации и проведении открытого конкурса на ремонт в здании по адресу: 619170, Пермский край, с. Юсьва, ул. Дружбы, 35/1, извещение № 31502146431 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет», обоснованной.

2. Признать в действиях КГАУ СОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Юсьвинского района, конкурсной комиссии Учреждения факт нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в нарушении порядка определения победителя при проведении открытого конкурса на ремонт в здании по адресу: 619170, Пермский край, с. Юсьва, ул. Дружбы, 35/1, извещение № 31502146431, путём присвоения ООО «РИВА Групп» баллов по критерию «Опыт и деловая репутация» за предоставление в составе заявки договора № 06/11/13 от 06.11.2013 г., договора подряда № 14z1822 от 23.07.2014 г. и договора № 14z1210 от 14.05.2014 г., не соответствующих требованиям конкурсной документации, что привело, либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на указанных торгах

3. Выдать КГАУ СОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Юсьвинского района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений, в том числе путем отмены протокола оценки и сопоставления заявок от 13.05.2015 г. и повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок с учетом выявленных нарушений.

4. Выдать КГАУ СОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Юсьвинского района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в т.ч. путём внесения изменений в Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд КГАУ СОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Юсьвинского района в части обеспечения участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                 А. В. Плаксин

 

Члены Комиссии                                                                                                                   П.И. Литвинов

 

А.А. Шадрина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Литвинов Павел Игоревич,

тел.: (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны