Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе АНО «Южно-Уральский инженерный центр» (... от 30 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе АНО «Южно-Уральский инженерный центр» (вх. № 007698)

 

« 23 » июня 2016 г.                                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:  

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Анущенко Г.А., специалист 1 разряда отдела естественных монополий;

 

при участии представителей: ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь» - Глущенко А.А. (доверенность № 19/2016 от 20.06.2016 г.), Сухоруковой С.В. (доверенность № 17/2016 от 10.06.2016 г.), Капустина В.Ю. (доверенность № 18/2016 от 14.06.2016 г.); представители АНО «Южно-Уральский инженерный центр» на рассмотрение жалобы не явились – извещены о дате и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,

рассмотрев жалобу АНО «Южно-Уральский инженерный центр» (вх. № 007698) (далее – заявитель) на действия  ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь» (далее – заказчик, организатор торгов) при организации и проведении простой процедуры закупки на право заключения договора на оказание услуг по разработке и согласованию Плана локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, извещение № 31603626042 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка), 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.06.2016 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия организатора торгов при организации и проведении простой процедуры закупки. Заявитель указывает на несогласие с результатами определения победителя закупки по итогам оценки заявок и проведения процедуры переторжки, ссылаясь на то, что предложенная им цена является наименьшей в отличие цен, предложенных иными участниками; заявителем в адрес заказчика направлено письмо от 30.05.2016 № 178 с вопросом о разъяснении данной ситуации, но заказчик по существу не ответил (письмо от 01.06.2016 № 01-675); просит отменить данную закупку и привлечь заказчика к предусмотренной законом ответственности за допущенные на торгах нарушения.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу (от 15.06.2016 г. № 01-737 ; от 23.06.2016 г. № 01-775), в которых ссылается на отсутствие нарушений при организации и проведении торгов, описывает порядок проведения процедуры торгов, в ходе которой итоговая оценка по заявкам проводилась по технической и коммерческой частям в соответствии с указанными в каждой части факторами; по результатам итоговой оценки (суммарной оценки по технической и коммерческой частям) занявшим 1 место признано ООО «Системы управления производственными рисками» (12,34 баллов), заявка АНО «Южно-Уральский инженерный центр» заняла 6 место (6,28 баллов).

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в установленных сферах установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно частям 1 и 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в установленных сферах обязан руководствоваться, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, а также утверждённым в установленном порядке и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).

Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

04.05.2016 г. на официальном сайте размещены: извещение о проведении простой процедуры закупки № 31603626042 (в ред. от 12.05.2016 г.), документация о закупке, проект договора.

Датой окончания подачи заявок, а также рассмотрения заявок указано 23.05.2016 г. Датой подведения итогов указано 24.05.2016 г.

Протокол вскрытия конвертов от 23.05.2016 г. и протокол подведения итогов от 24.05.2016 г. опубликованы на официальном сайте 24.05.2016 г.

План закупок ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь» на 2016 год в первоначальной редакции опубликован на официальном сайте 14.03.2016 г., что является нарушением требований ч. 2 ст. 4 Закона о закупках, п. 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908. Рассматриваемая закупка в план закупок включена изначально (позиция № 4).

Действующая на момент проведения закупки редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь», утвержденного 23.04.2013 г., размещена на официальном сайте 06.05.2013 г. Разделом Х Положения о закупке заказчика предусмотрено проведение закупок способом простой процедуры закупки.

Срок, составляющий не менее чем десять дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор, в Положении о закупке не установлен.

Согласно подразделу 1.2 Положения о закупке заказчика переторжка – элемент (стадия) конкурса, запроса предложений или простой закупки, в ходе которого Заказчиком осуществляется вскрытие конвертов с предложениями, а зарегистрированные участники в обстановке гласного конкурентного соревнования осуществляют снижение цены своих предложений или изменяют в интересах Заказчика иные существенные условия своих предложений, перечисленные в п. 7.1.11. Положения.

Согласно Порядку и основным критериям оценки предложений участников закупки при приобретении работ (услуг), являющимся частью документации о закупке и опубликованном на официальном сайте (в действующей редакции от 12.05.2016 г.), оценке по нижеследующим критериям подлежат только предложения, которые не были отклонены.

Критерии подразделяются на 2 (две) основные группы:

- критерии оценки технической части предложения (техническая оценка);

- критерии оценки коммерческой части предложения (коммерческая оценка).

На основе технической и коммерческой оценок выводится итоговая оценка предложения.

Оценку технической и коммерческой части предложений осуществляют специалисты (эксперты), назначенные в соответствии с п. 1.4.3. Положения  о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь». Из их числа назначаются старшие эксперты: один – по оценке технической части, другой – по оценке коммерческой части. При оценке технической части соответствующие эксперты заполняют и подписывают техническое заключение и сводное техническое заключение. При оценке коммерческой части – коммерческое заключение и сводное коммерческое заключение.

Для итоговой оценки предложения применяются следующие соотношения (коэффициенты) значимости технической и коммерческой частей:

при пороговой стоимости работ (услуг) до 15 млн. рублей техническая и коммерческая части оценивается следующим образом:

- техническая часть - 40% (Кт=4)

- коммерческая часть - 60% (Кк=6)

Итоговый балл оценки предложения формируется как сумма баллов оценки технической и коммерческой частей, вычисленная по формуле, приведенной в разделе № 4. Итоговые баллы по всем предложениям вносятся в итоговое заключение, которое подписывается старшими экспертами.

Оценка технической части предложения осуществляется по 10-бальной шкале. Оцениваемые факторы и правила начисления баллов при их оценке приведены в техническом заключении.

Оцениваемые факторы имеют следующие показатели значимости:

1. Имеющийся опыт работы по выполнению аналогичных работ (услуг)

-  40% (Kт1=0,4)

2. Комплекс дополнительных услуг, предлагаемых участником закупки

- 60% (Кт2=0,6)

По каждому предложению (по технической части) эксперт, производящий оценку, заполняет техническое заключение, в котором последовательно:

  • оценивает по 10-бальной шкале (Тф) указанные в экспертном заключении факторы;
  • определяет оценку технической части (Тn) путем умножения значения (Тф) на соответствующий коэффициент значимости (Кт);
  • определяет суммарную оценку технической части предложения: Тnсумм. =  S(Tф  х  КТ).

Технические заключения  передаются экспертами старшему эксперту, который определяет среднеарифметическое значение каждого предложения по формуле:

 

SТnсумм.

Тоф = ----------------

N

где N - количество эк спертов, оценивающих техническую часть предложения, и заносит их в сводное техническое заключение.

В этом же экспертном заключении старший эксперт выводит итоговую оценку технической части (Ст) каждого зарегистрированного участника по формуле:

Тоф

Ст = --------------

Тоф.max

где Тоф.max – максимальная оценка из среднеарифметических оценок технической части.

Оценка экономических и коммерческих показателей осуществляется экспертами на предмет полноты представленной в предложении информации и ее соответствия требованиям документации. При этом цена предложения предметом оценки не является, однако учитывается в применяемых формулах при проведении расчетов по определению  итоговых оценок предложений. Данные по ценам предложений заносятся в сводное коммерческое заключение.

Порядок экспертной оценки коммерческой части: оценка коммерческой части осуществляется на основе соответствующих коэффициентов (Кк). Оцениваемые факторы и правила установления соответствующих результатам оценки коэффициентов приведены в коммерческом заключении.

При подведении итогов оценки коммерческой части эксперт заполняет по каждому предложению коммерческое заключение с выставлением коэффициентов по оцениваемым факторам и выведением коммерческого суммированного общего коэффициента для каждого предложения (Кк сумм.общ.). Коммерческие заключения  передаются старшему эксперту.

Коммерческие суммированные общие коэффициенты, выведенные отдельными экспертами, сводятся старшим экспертом в сводное коммерческое  заключение с выведением среднеарифметического значения коммерческого суммированного общего коэффициента по каждому предложению (Кк сумм.общ.ср.i).

Наряду с этой оценкой в сводном коммерческом заключении старшим экспертом проставляются ценовые коэффициенты (Кцi) для каждого участника, определяемые по формуле:

Цмах

Кцi = ----------

Цi

                     где:        Цмах - цена самого дорогого предложения;

Цi - цена i - го (каждого) предложения.

Последним в сводном коммерческом заключении проставляется общерейтинговый коммерческий показатель, определяемый по формуле:

Рi к сумм.общ.ср. i х Кцi

где: Кк сумм.общ.ср. i  - среднеарифметическое значение коммерческого суммированного общего коэффициента i-го предложения;

Кцi - ценовой коэффициент i-го предложения.

Таким образом, общерейтинговый коммерческий показатель тем выше, чем выше общая коммерческая оценка предложения и ниже цена предложения по сравнению с максимальной из представленных на закупку.

Итоговая оценка предложения определяется как сумма оценок технической (Ст) и коммерческой (Рi) частей  предложения, каждая умноженная на соответствующий коэффициент значимости (Кт и Кк соответственно) по формуле: С = Ст х Кт + Рi х Кк и оформляется итоговым заключением, которое подписывается старшими экспертами.

Из Формы коммерческого предложения следует, что оценка по коммерческой части производится по следующим трем факторам:

1. Доходы (объёмы оказания услуг) за 2013 год;

2. Условия расчетов, предложенные участником закупки;

3. Финансовая устойчивость (оценивается по данным бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2013 года).

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 23.05.2016 г. на участие в торгах поступило шесть заявок: ООО «Системы управления производственными рисками», ООО «НЕФТЕГАЗ», ООО «Технический экологический консалтинг», ООО «ПРОММАШ ТЕСТ», АНО «Южно-Уральский инженерный центр», АО «Индустриальный риск». Все поступившие заявки были допущены к процедуре переторжки.

Согласно сводному коммерческому заключению от 24.05.2016 г., подписанному старшим экспертом Лазаревой Э.Г., участниками закупки предложены следующие цены предложения по итогам переторжки и их заявки оценены следующим образом:

 

 

Наименование зарегистрированного участника

Среднеарифметическое значение коммерческого суммированного общего коэффициента

Цена предложения, в тыс. руб.

Ценовой коэффициент

Общерейтинговый коммерческий показатель

ООО «НЕФТЕГАЗ»

0,63

200 000

1,95

1,23

ООО «Системы управления производственными рисками»

0,75

210 000

1,86

1,39

ООО «Технический экологический консалтинг»

0,65

170 000

2,29

1,49

ООО «ПРОММАШ ТЕСТ»

0,85

330 508

1,18

1

АНО «Южно-Уральский инженерный центр»

0,45

249 895

1,56

0,70

АО «Индустриальный риск»

0,75

390 000

1

0,75

 

Согласно сводному техническому заключению от 24.05.2016 г., подписанному старшим экспертом Капустиным В.Ю., заявки оценены следующим образом:

 

Наименование зарегистрированного участника

Среднеарифметическая оценка технической части

Итоговая оценка

ООО «НЕФТЕГАЗ»

5,54

0,82

ООО «Системы управления производственными рисками»

6,75

1

ООО «Технический экологический консалтинг»

5,29

0,78

ООО «ПРОММАШ ТЕСТ»

5,79

0,85

АНО «Южно-Уральский инженерный центр»

3,52

0,52

АО «Индустриальный риск»

5,65

0,84

 

Согласно итоговому заключению от 24.05.2016 г., подписанному старшими экспертами Капустиным В.Ю. и Лазаревой Э.Г., заявки оценены в результате следующим образом:

 

Наименование зарегистрированного участника

Итоговая оценка предложения

С = Ст х Кт + Рi х Кк

(Ст) из  сводного технического заключения

i) из сводного коммерческого заключения

Место итоговой оценки

ООО «НЕФТЕГАЗ»

С=0,82х4+1,23х6=10,66

3

ООО «Системы управления производственными рисками»

С=1х4+1,39х6=12,34

1

ООО «Технический экологический консалтинг»

С=0,78х4+1,49х6=12,06

2

ООО «ПРОММАШ ТЕСТ»

С=0,85х4+1х6=9,4

4

АНО «Южно-Уральский инженерный центр»

С=0,52х4+0,7х6=6,28

6

АО «Индустриальный риск»

С=0,84х4+0,75х6=7,86

5

 

Согласно итоговому протоколу от 24.05.2016 г. победителем закупки признано ООО «Системы управления производственными рисками».

 

 

 

Из коммерческих заключений, составленных отдельно по каждому участнику закупки, следует, что оценка коммерческой части производилась по семи факторам:

  1. Предоставление зарегистрированным участником состава цены и расценок в соответствии с требованиями документации о закупке (включая выделение в цене прямых и косвенных затрат (при необходимости));
  2. Доходы (объемы производства работ (услуг)) за последние 3 года;
  3. Предоставление банковской гарантии исполнения контракта – при наличии такого требования в документации о закупке;
  4. Предоставление бухгалтерских отчетов (балансов) за предыдущий период с заключением аудиторских проверок, а также данных о финансовых показателях за последние 3 года;
  5. Наличие возможностей привлечения банковских кредитов, наличие отзывов банков о сотрудничестве с зарегистрированным участником;
  6. Наличие у зарегистрированного участника оборотных средств и возможностей их пополнения
  7. Наличие кредиторской задолженности, задолженности по налогам и сборам;

Из технических заключений, составленных отдельно по каждому участнику закупки, следует, что оценка технической части производилась по восьми факторам:

  1. Ресурс или годовой объем выполняемых работ (услуг);
  2. Имеющийся опыт по выполнению аналогичных работ (услуг);
  3. План реализации проекта;
  4. Возможность выполнения работ (услуг) в установленные по графику сроки;
  5. Основной и вспомогательный персонал в районе выполнения работ;
  6. Наличие техники и производственных баз в районе выполнения работ;
  7. Наличие и количество специализированных субподрядных организаций, их технические и финансовые возможности;
  8. Организационная структура, наличие служб контроля: качества, промышленной безопасности; других служб, необходимых для реализации проекта.

Делая сравнение оцениваемых факторов, указанных в документации о закупке (в Порядке и основных критериях оценки предложений участников закупки при приобретении работ (услуг)) и факторов, по которым в действительности производилась оценка заявок участников по коммерческой и технической частям, Комиссия антимонопольного органа не может согласиться с законностью  проведения процедуры закупки.

Необходимо отметить, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться в том числе следующими принципами, установленными в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Норма ч. 6 ст. 3 Закона о закупках запрещает в том числе осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Из этого следует, что конкуренция обеспечивается тем, что требования к участникам закупки должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам закупки.

Так, в рассматриваемом случае из документации о закупке, размещенной организатором торгов на официальном сайте (в том числе с изменениями) не следует того, что оцениваемые факторы, по которым в действительности производилась оценка заявок участников по коммерческой (7 факторов) и технической частям (8 факторов), были отражены в ней в полном объеме, а также порядок такой оценки. Документов, опровергающих данный вывод, не представлено.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что документация о закупке,  опубликованная организатором торгов на официальном сайте (в действующей редакции от 12.05.2016 г.), содержит лишь три оцениваемых фактора по коммерческой части и два оцениваемых фактора по технической части.

В результате, ознакомление потенциального участника с документацией о закупке вводит последнего в заблуждение относительно того, по каким конкретным критериям (факторам) и в каком порядке будет происходить оценка заявки по коммерческой и технической частям; делает невозможным полное представление о том, что какие именно документы необходимо представить, чтобы получить наибольшую оценку по данным критериям (факторам).

Указанное обстоятельство позволяет Комиссии антимонопольного органа придти к выводу о наличии в действиях организатора торгов нарушения ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.

Кроме того, Комиссия, оценивая документы, составленные организатором торгов в ходе рассмотрения и оценки заявок (коммерческие и технические заключения по каждой заявке, сводные коммерческое и техническое заключения, итоговое заключение), отмечает, что такие документы в силу содержащихся в них сведений о ходе проведения процедуры закупки и на основании принципа информационной открытости закупки, установленном Законом о закупках, также подлежат размещению на официальном сайте, наряду с протоколами закупки, а именно – с итоговым протоколом об объявлении победителя, который основывается именно на данных документах. Следовательно, данные документы должны являться неотъемлемой частью итогового протокола.

В данном случае неразмещение документов, составленных в ходе рассмотрения и оценки заявок участников, не свидетельствует о том, что цели и принципы Закона о закупах были достигнуты, а сами участники закупки или иные лица получили возможность и право беспрепятственно ознакомиться с подробными результатами оценки и сопоставления их заявок, на основе которых был выбран победитель. Исходя из этого нельзя утверждать о соблюдении открытости и прозрачности при проведении закупки, в частности, при процедуре оценки заявок и определения победителя.

Таким образом, принимая во внимание смысл норм ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, Комиссия приходит к выводу о том, что организатором торгов было допущено нарушение ч. 12 ст. 4 Закона о закупках, выразившееся в неразмещении документов, составленных организатором торгов в ходе рассмотрения и оценки заявок (коммерческие и технические заключения по каждой заявке, сводные коммерческое и техническое заключения, итоговое заключение), являющихся по своему содержанию неотъемлемой частью протокола подведения итогов от 24.05.2016 г.

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что Положении о закупках заказчика не содержится положений в части установления срока не менее чем десять дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор.

Важно отметить, что целью регулирования Закона о закупках является в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (ч. 10 ст. 3 Закона о закупках).

Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В ч. 18, ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Из данных законодательных норм следует, что в целях надлежащего рассмотрения жалобы на действия организатора торгов и соблюдения законных прав участников закупки, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, нормы в части порядка заключения договоров по итогам закупки, отраженные в  положении о закупке не должны противоречить положениям ГК РФ, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, а напротив, должны обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления указанного порядка заключения договоров по результатам торгов. Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты прав участников торгов.

Отсюда, срок, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор, должен составлять не менее чем десять дней со дня размещения итогового протокола торгов в единой информационной системе. Правильность данных выводов также подтверждается судебными актами (Определения Верховного суда РФ №309КГ15-9420 от 14.08.2015 г., от 02.02.2016 N 309-КГ15-14384).

Таким образом, в действиях организатора торгов имеется нарушение нормы ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Однако, в рассматриваемом случае, учитывая выявленное нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Комиссия антимонопольного органа лишена возможности выдать организатору торгов обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов торгов ввиду заключенного по итогам закупки договора от 25.05.2016 г. с ООО «Системы управления производственными рисками».

Между тем, учитывая нарушение ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия антимонопольного органа считает возможным выдать организатору торгов обязательное для исполнения предписание о совершении действий по обеспечению участникам закупок возможности реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, в части внесения изменений в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь» об установлении срока (не ранее десяти дней) со дня размещения итогового протокола на официальном сайте, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор.

Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.

Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу АНО «Южно-Уральский инженерный центр» (вх. № 007698) на действия  ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь» при организации и проведении простой процедуры закупки на право заключения договора на оказание услуг по разработке и согласованию Плана локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, извещение № 31603626042 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru, обоснованной.

2) Признать в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь»:

- нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившегося в осуществлении оценки заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;

- нарушение ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908, выразившегося в размещении плана закупок ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь» на официальном сайте на 2016 год позднее установленного срока;

- нарушение ч. 12 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в неразмещении документов, составленных организатором торгов в ходе рассмотрения и оценки заявок (коммерческие и технические заключения по каждой заявке, сводные коммерческое и техническое заключения, итоговое заключение), являющихся по своему содержанию неотъемлемой частью протокола подведения итогов от 24.05.2016 г;

- нарушение ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неустановлении в Положении  о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь срока не менее чем десять дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор.

3) Выдать ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь» обязательное для исполнения предписание о совершении действий по обеспечению участникам закупок возможности реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в части внесения изменений в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Пермь» об установлении срока (не ранее десяти дней) со дня размещения итогового протокола на официальном сайте, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                   Д.Е. Баранов

 

Члены Комиссии                                                                                                                   П.И. Литвинов

 

                                                                                                                                               Г.А. Анущенко

 

 

Примечание. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

 

 

П.И. Литвинов,

(342) 235-14-95.

Связанные организации

Связанные организации не указаны