Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ГрадСервис» (вх. № 008697) от 30 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ГрадСервис» (вх. № 008697)

 

« 30 » июня 2016 г.                                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:  

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Анущенко Г.А., специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий,

 

при участии представителей: ООО «ГрадСервис» - Жуйковой Т.М., Боярских М.В. (доверенность от 15.06.2016 г.); Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края - Мокрушина Л.В. (предъявлено удостоверение), Моисеевой М.Р. (доверенность от 10.06.2016 г.), Кривченковой Ю.А. (доверенность от 24.09.2015 г.), Патракеевой О.А. (доверенность от 20.11.2015 г.),

рассмотрев жалобу ООО «ГрадСервис» (вх. № 008697) (далее – заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - организатор торгов; орган, исполняющий полномочия концедента) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения по созданию межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Пермского края в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, извещение № 030616/12574947/01 опубликовано 03.06.2016 г. на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) (далее – торги, конкурс),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.06.2016 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия организатора торгов при организации и проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения. Заявитель указывает, что конкурсная документация, утвержденная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 01.06.2016 г. № СЭД-35-01-12-169, незаконно ограничивает его в праве на доступ к участию в конкурсе ввиду предъявления к участникам необоснованных требований (опыт финансирования аналогичных проектов, опыт создания объектов по переработке и утилизации твердых коммунальных отходов, опыт эксплуатации объектов по переработке и утилизации твердых коммунальных отходов (раздел 3.1.4 конкурсной документации); считает, что ст. 16 проекта концессионного соглашения (приложение № 13 к конкурсной документации) противоречит иным положениям конкурсной документации и Постановлению Правительства РФ от 24.04.2014 № 368; просит признать жалобу обоснованной, приостановить проведение указанного конкурса, оценить законность конкурсной документации.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу (от 30.06.2016 г. б/н), в которых ссылается на отсутствие нарушений при организации и проведении конкурса; указывает, что конкурсная документация разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»; уполномоченный орган вправе самостоятельно определять критерии допуска к участию в конкурсе; предварительный отбор призван определить участников, обладающих достаточной  квалификацией для выполнения являющихся предметом конкурса работ, и поэтому установление указанных критериев не может ограничивать доступ кого-либо к участию в конкурсе; установление в проекте концессионного соглашения возможности увеличения объема инвестиций на 15 % не противоречит Условиям концессионного соглашения по созданию межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Пермского края в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Пермского края от 05.05.2016 г. № 278-п, и Федеральному закону от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях, и при этом к данной ситуации не применимы нормы Постановления Правительства РФ от 24.04.2014 № 368.

 

Изучив пояснения, документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях).

Согласно частям 1 и 2 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного  соглашения могут являться системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства (п.11).

В ч. 1 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях указано, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о концессионных соглашениях конкурс на право заключения концессионного соглашения может быть открытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица) или закрытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять лица, которым направлены приглашения принять участие в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения).

При проведении открытого конкурса информация и протоколы конкурсной комиссии, предусмотренные статьями 24 - 26, 28, 29, 31, 33 - 35 настоящего Федерального закона, подлежат размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. Информация о проведении открытого конкурса должна быть доступна для ознакомления любым лицам без взимания платы (ч. 3 ст. 21 Закона о концессионных соглашениях).

Сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при проведении открытого конкурса) или направляется лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе (при проведении закрытого конкурса) в срок, установленный конкурсной документацией, но не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 26 Закона о концессионных соглашениях).

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях, конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

Заявки на участие в конкурсе должны отвечать требованиям, установленным к таким заявкам конкурсной документацией, и содержать документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие соответствие заявителей требованиям, предъявляемым к участникам конкурса (ч. 1 ст. 27 Закона о концессионных соглашениях).

Согласно ст. 29 Закона о концессионных соглашениях предварительный отбор участников конкурса проводится в установленном конкурсной документацией порядке конкурсной комиссией, которая определяет:

1) соответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, содержащимся в конкурсной документации. При этом конкурсная комиссия вправе потребовать от заявителя разъяснения положений представленной им заявки на участие в конкурсе;

2) соответствие заявителя - индивидуального предпринимателя, юридического лица или выступающих в качестве заявителя юридических лиц - участников договора простого товарищества требованиям к участникам конкурса, установленным конкурсной документацией. При этом конкурсная комиссия вправе потребовать от заявителя разъяснения положений представленных им документов и материалов, подтверждающих его соответствие указанным требованиям;

3) соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к концессионеру на основании пункта 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

4) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя или о прекращении физическим лицом - заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

5) отсутствие решения о признании заявителя банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении него.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается конкурсной комиссией в случае, если:

1) заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам конкурса и установленным частью 1 настоящей статьи;

2) заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям, предъявляемым к заявкам на участие в конкурсе и установленным конкурсной документацией;

3) представленные заявителем документы и материалы неполны и (или) недостоверны;

4) задаток заявителя не поступил на счет в срок и в размере, которые установлены конкурсной документацией, при условии, что конкурсной документацией предусмотрено внесение задатка до даты окончания представления заявок на участие в конкурсе.

03.06.2016 г. на официальном сайте размещено сообщение № 030616/12574947/01 о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения и конкурсная документация.

Датой начала подачи заявок указано 06.06.2016 г. Датой окончания подачи заявок указано 20.07.2016г. Датой вскрытия конвертов с заявками указано 21.07.2016г. Датами начала и окончания представления конкурсных предложений указаны 05.08.2016г. и 31.10.2016г. соответственно. Срок подписания протокола о результатах конкурса – 30.11.2016г.

Проанализировав положения конкурсной документации, Комиссия антимонопольного органа не может согласиться с соответствием отдельных ее разделов положениям Закона о концессионных соглашениях, а также требованиям Закона о защите конкуренции.

 

1. В п. 3.1.4. конкурсной документации установлены квалификационные требования к заявителю. Так, в силу п.п. 3.1.4.1. конкурсной документации (опыт финансирования аналогичных проектов) заявитель должен подтвердить наличие опыта самостоятельно или совместно с иными лицами участия в инфраструктурных проектах, реализуемых на основе государственно-частного партнерства, с соблюдением следующих условий:

объем привлеченного финансирования (заемных средств) не менее 2 000 000 000 (Двух миллиардов) рублей;

общая стоимость проекта не менее 3 000 000 000 (Трех миллиардов) рублей.

Согласно п. 3.3.5. конкурсной документации решение об отказе в допуске заявителя к участию в открытом конкурсе принимается конкурсной комиссией в случае, если:

3.3.5.1.6. Заявка не соответствует требованиям, предъявляемым к Заявкам, установленным пунктами 3.2.1 – 3.2.3. настоящего Раздела 3 Конкурсной документации;

3.3.5.1.7. Заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым к Заявителям, установленным пунктом 3.1 настоящего Раздела 3 Конкурсной документации;

3.3.5.1.8. представленные Заявителем документы и материалы неполны и (или) недостоверны.

Следует отметить, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 01.01.2016 г., за исключением статьи 46, вступившей в силу с 14.07.2015 г.) целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В силу ст. 3 названного закона, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества; проект государственно-частного партнерства, проект муниципально-частного партнерства - проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства.

При этом, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ предусмотрено, что отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Из смысла обозначенных законодательных норм следует, что отношения, складывающиеся в сфере государственно-частного партнерства, не могут быть применимы к отношениям в области концессионных соглашений, поскольку, в силу своего предмета и содержания, соглашение в области государственно-частного партнерства и концессионное соглашение выражают отличные друг от друга правоотношения. Исходя из этого, включение в данном случае в конкурсную документацию по проведению конкурса на заключение концессионного соглашения требования, связанного с необходимостью подтверждения участником конкурса опыта участия в проектах, реализуемых на основе государственно-частного партнерства, а также включение в качестве основания для отклонения участника за несоответствие этому требованию, нельзя признать обоснованным и соответствующим закону. Данное требование не соотносится с предметом проводимого конкурса, поскольку итог конкурса будет выражен в форме заключения с победителем концессионного соглашения, а не соглашения в области государственно-частного партнерства. При этом, нет оснований утверждать, что участник, обладающий необходимым опытом в сфере государственно-частного партнерства, не получит необоснованных преимуществ перед теми участниками, у которых такого опыта в области государственно-частного партнерства не окажется, но при этом будет иметься опыт в сфере выполнения концессионных соглашений аналогичных предмету конкурса, в том числе заключенных и исполненных на территории Пермского края до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ.

Вместе с тем, организатором торгов не представлено доказательств, обосновывающих, что участник, обладающий необходимым опытом в сфере государственно-частного партнерства, но не относящимся к предмету проводимого конкурса, выполнит свои обязательства по данному концессионному соглашению наилучшим образом по сравнению с теми участниками, у которых такого опыта в области государственно-частного партнерства не окажется, но при этом будет иметься опыт в сфере выполнения концессионных соглашений аналогичных предмету конкурса.

В силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен открытый перечень антимонопольных запретов при проведении торгов, среди которых в том числе запрет на создание участникам торгов преимущественных условий участия в торгах (п. 2).

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что вышеуказанные действия организатора торгов приводят к нарушению ч. 3 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку необоснованно ограничивают доступ к участию в открытом конкурсе.

В части предъявления в конкурсной документации требований, предусмотренных п.п. 3.1.4.2. (опыт создания объектов по переработке и утилизации твердых коммунальных отходов) и п.п. 3.1.4.3. (опыт эксплуатации объектов по переработке и утилизации твердых коммунальных отходов), Комиссия антимонопольного органа нарушений антимонопольных запретов не усмотрела.

 

2. Помимо прочего, в п. 3.1.2. конкурсной документации установлены ограничения на участие в открытом конкурсе, где указано, что следующие лица не могут выступать заявителями или иным образом участвовать в открытом конкурсе:

3.1.2.1.1. лица, участвовавшие в подготовке Открытого конкурса или настоящей Конкурсной документации, или действовавшие в качестве консультантов Концедента и (или) Уполномоченного органа, а также в качестве должностных лиц исполнительных органов государственной власти Пермского края;

3.1.2.1.2. лица, чьи акционеры (участники) или аффилированные лица участвовали в подготовке Открытого конкурса или настоящей Конкурсной документации согласно абзацу (лица, участвовавшие в подготовке Открытого конкурса или настоящей Конкурсной документации, или действовавшие в качестве консультантов Концедента и (или) Уполномоченного органа, а также в качестве должностных лиц исполнительных органов государственной власти Пермского края;) настоящего пункта Ограничение на участие в Открытом конкурсе;

3.1.2.1.3. лица, чьи аффилированные лица выступают в качестве Заявителей, подавших Заявку в Конкурсную комиссию;

3.1.2.1.4. лица, которые самостоятельно или через свои аффилированные лица участвуют в уставном (складочном) капитале других Заявителей или в составе Простых товариществ, подавших Заявку в Конкурсную комиссию;

3.1.2.1.5. лица, которые самостоятельно или через свои аффилированные лица имеют законное право определять решения, принимаемые другими Заявителями;

3.1.2.1.6. лица, которые имеют общих Акционеров с другими Заявителями, подавшими Заявку в Конкурсную комиссию, а также Простые товарищества, которые имеют общих участников с другими Простыми товариществами, выступающими в качестве Заявителей;

3.1.2.1.7. юридические лица, в отношении которых их акционерами (участниками) принято решение о ликвидации, либо физические лица, принявшие решение о прекращении деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

3.1.2.1.8. лица, объявленные банкротом, либо стороны, в отношении которых была возбуждена по их собственной инициативе или по инициативе третьего лица процедура банкротства, открыто конкурсное производство или иная аналогичная процедура, либо вынесено решение суда, имеющее последствия, аналогичные последствиям процедуры банкротства и открытия конкурсного производства;

3.1.2.1.9. лица, в отношении которых объявлен мораторий на погашение какой-либо задолженности, либо возбуждена процедура прекращения деятельности, ликвидации или роспуска или возбуждена иная подобная процедура либо вынесено решение суда, влекущее аналогичные последствия;

3.1.2.1.10. лица, имеющие задолженность перед бюджетом Российской Федерации, бюджетом субъекта Российской Федерации или бюджетом муниципального образования, а также любым государственным внебюджетным фондом в отношении налогов, сборов и других обязательных платежей по состоянию на конец последнего календарного года в размере, превышающем 25 (двадцать пять) процентов от стоимости активов Заявителя, определенных за последний отчетный период, за исключением случаев, когда такая задолженность добросовестно оспаривается Заявителем и судебное решение по такому спору не вступило в законную силу;

3.1.2.1.11. лица, которые не имеют права выполнять обязательства Концессионера, участвовать в Конкурсе или в предоставлении товаров или услуг по государственному заказу в силу их личного закона или законодательства Российской Федерации, судебного решения или договора;

3.1.2.1.12. организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что положения Закона о концессионных соглашениях (ч.ч. 1, 3 ст. 29) и иные нормативные правовые акты РФ не содержат положений об ограничении участия в открытом конкурсе категорий лиц, перечисленных в п.п. 3.1.2.1.1 – 3.1.2.1.6 и п.п. 3.1.2.1.9 – 3.1.2.1.11 конкурсной документации. Отсюда, установление таких ограничений не может соответствовать установленным нормам закона и, как следствие, также необоснованно ограничивает доступ к участию в конкурсе, что является нарушением ч. 3 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях, ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

 

3. Согласно п. 7, 11 приложения 4 к конкурсной документации «Условия открытого конкурса» Концедент обязан подготовить за свой счет территорию, необходимую для создания каждой из Единиц недвижимого имущества, путем подготовки, выделения, обеспечения надлежащей регистрации прав на Земельные участки; Концедент обеспечивает предоставление Концессионеру Земельных участков, соответствующих требованиям, установленным в Приложении 3 к Концессионному соглашению, в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с земельным Законодательством на срок действия Концессионного соглашения.

Концедент обязан подготовить за свой счет территорию, необходимую для создания Объекта концессионного соглашения, путем подготовки, формирования, обеспечения надлежащей регистрации прав на земельные участки, необходимый для размещения Объекта концессионного соглашения.

Аналогичные положения прописаны в разделе 6 проекта концессионного соглашения (приложение 13 к конкурсной документации).

В силу п. 6.4. ч. 1 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях, к существенным условиям концессионного соглашения относятся обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 24 Закона о концессионных соглашениях критерии конкурса устанавливаются решением о заключении концессионного соглашения и используются для оценки конкурсных предложений в порядке, установленном статьями 32 и 33 настоящего Федерального закона. В качестве критериев конкурса, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливаться:

1) сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

2) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда созданный и (или) реконструированный объект концессионного соглашения будет соответствовать установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям;

3) технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения;

4) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

5) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, будет осуществляться в объеме, установленном концессионным соглашением;

6) размер концессионной платы;

7) предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера;

8) обязательства, принимаемые на себя концессионером в случаях недополучения запланированных доходов от использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, возникновения дополнительных расходов при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использовании (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

В случае, если условием концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или плата концедента по концессионному соглашению, размер части таких расходов концедента и плата концедента по концессионному соглашению должны быть установлены в качестве критериев конкурса (ч. 2.1 ст. 24 Закона о концессионных соглашениях).

В данном случае, учитывая предусмотренные конкурсной документацией и проектом концессионного соглашения обязательства Концедента по подготовке за свой счет территории для создания объекта концессионного соглашения и принимая во внимание требования ч. 2.1 ст. 24 Закона о концессионных соглашениях, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что конкурсная документация должна устанавливать также в качестве критерия конкурса размер части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и плату концедента по концессионному соглашению. Однако из положений конкурсной документации не следует, что такой критерий был установлен, в связи с чем в действиях организатора торгов усматривается нарушение ч. 2.1 ст. 24 Закона о концессионных соглашениях, а также п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку приводит или способно привести к нарушению порядка определения победителя торгов.

Помимо прочего Комиссия антимонопольного органа считает необходимым обратить внимание на следующее.

Приложением 3 к конкурсной документации «Состав и технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения» предусмотрено, что объект концессионного соглашения состоит из:

- Полигон твердых коммунальных отходов с мусоросортировочным комплексом (далее – Полигон ТКО) в городе Березники мощностью не менее 135 тыс. тонн/год, на земельном участке площадью не менее 30 га;

- мусороперегрузочной станции (далее – МПС) в Красновишерском муниципальном районе мощностью не менее 5,5 тыс. тонн/год, на земельном участке площадью не менее 0,6 га, без пресс-компактора;

- МПС в Чердынском муниципальном районе Пермского края мощностью не менее 3,5 тыс. тонн/год, на земельном участке площадью не менее 0,6 га, без пресс-компактора;

- оборудования и специализированной техники, необходимой для функционирования полигона ТКО, МПС и мусоросортировочного комплекса (далее – МСК) в соответствии с проектной документацией.

- Полигон ТКО в Лысьвенском городском округе мощностью не менее 116 тыс. тонн/год, на земельном участке площадью не менее 24 га;

- МПС в Горнозаводском муниципальном районе мощностью не менее 11 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 1,0 га, с пресс-компактором и пресс-контейнером;

- МПС в Губахинском городском округе мощностью не менее 32 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 1,0 га, с пресс-компактором;

- площадка для сбора твердых коммунальных отходов в Гремячинском муниципальном районе мощностью не менее 3,0 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 0,5 га;

- оборудования и специализированной техники, необходимой для функционирования полигона ТКО, МПС и МСК в соответствии с проектной документацией.

- Полигон ТКО в Нытвенском муниципальном районе мощностью не менее 98 тыс.тонн/ год, на земельном участке площадью не менее 30 га;

- МПС в Большесосновском муниципальном районе мощностью не менее 9,0 тонн/год на земельном участке площадью не менее 1,0 га, с пресс-компактором и пресс-контейнером;

- МПС в Частинском муниципальном районе Пермского края мощностью не менее 2,5 тонн/год на земельном участке площадью не менее 0,6 га, с пресс-компактором и пресс-контейнером;

- МПС в муниципальном образовании «Верещагинский муниципальный район Пермского края» мощностью не менее 15 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 1,0 га, с пресс-компактором;

- МПС на территории городского округа-город Кудымкар мощностью не менее 26,5 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 1,0 га, с пресс-компактором;

- МПС в Оханском муниципальном районе мощностью не менее 3 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 0,6 га, с пресс-компактором и пресс-контейнером;

- площадка для сбора твердых коммунальных отходов в Гайнском муниципальном районе мощностью не менее 1,0 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 0,5 га;

- площадка для сбора твердых коммунальных отходов в Кочевском муниципальном районе мощностью не менее 1,0 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 0,5 га;

- площадка для сбора твердых коммунальных отходов в Косинском муниципальном районе мощностью не менее 1,0 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 0,5 га;

- площадка для сбора твердых коммунальных отходов в Юсьвенском муниципальном районе мощностью не менее 1,0 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 0,5 га;

- оборудования и специализированной техники, необходимой для функционирования полигона ТКО, МПС и МСК в соответствии с проектной документацией.

- Полигон ТКО в муниципальном образовании «Куединский район» мощностью не менее 71 тыс. тонн/год, на земельном участке площадью не менее 30 га;

- МПС в муниципальном образовании «Еловский муниципальный район» мощностью не менее 1 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 0,6 га, без пресс-компактора;

- МПС в Осинском муниципальном районе мощностью не менее 11 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 1,0 га, с пресс-компактором и пресс-контейнером;

- МПС в Октябрьский муниципальном районе Пермского края мощностью не менее 8 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 0,6 га, без пресс-компактора;

- МПС в Уинском муниципальном районе мощностью не менее 1 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 0,6 га, без пресс-компактора;

- МПС с МСК в Чайковском муниципальном районе мощностью не менее 30 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 2,0 га;

- оборудования и специализированной техники, необходимой для функционирования полигона ТКО, МПС и МСК в соответствии с проектной документацией.

- Полигон ТКО в Пермском муниципальном районе мощностью не менее 442 тыс. тонн/год, на земельном участке площадью не менее 70 га;

- МПС в Добрянском муниципальном районе мощностью не менее 34,0 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 1,0 га, с пресс-компактором;

- МПС с МСК в Кунгурском муниципальном районе мощностью не менее 49,5 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 2,0 га;

- МПС в Пермском муниципальном районе мощностью не менее 4,0 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 0,6 га, с пресс-компактором и пресс-контейнером;

- МПС в муниципальном образовании «Ильинский муниципальный район» мощностью не менее 4,0 тыс. тонн/год на земельном участке площадью не менее 0,6 га, с пресс-компактором и пресс-контейнером;

- оборудования и специализированной техники, необходимой для функционирования полигона ТКО, МПС и МСК в соответствии с проектной документацией.

Аналогично данные объекты указаны в приложении 1 к концессионному соглашению.

В ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) указано, что в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:

данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;

данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам);

данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;

данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации. Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

В силу Требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 N 197, территориальная схема – текстовые, табличные и графические (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) описания системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению образующихся на территории данного субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов; источник образования отходов – объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, территория (часть территории) поселения, на которых образуются твердые коммунальные отходы.

Частью 2 ст. 24.8 Закона об отходах установлено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

Согласно ч. 1 ст. 24.13 Закона об отходах строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.

Положениями Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) определено (ст.1):

градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений;

территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;

функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;

территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В силу ст. 2 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах: обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что размещение систем коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами должно осуществляться на основе документов территориального планирования, к которым в том числе относится территориальная схема в области обращения с отходами, содержащая описание всех процессов организации и осуществления на территории субъекта РФ деятельности в сфере обращения с отходами, и, прежде всего, данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации  (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации).

В рассматриваемом случае на момент проведения указанного конкурса территориальная схема в области обращения с отходами на территории Пермского края не принята, что, как следствие, не позволяет говорить о достижении целей градостроительного законодательства РФ и законодательства об отходах РФ, ввиду того, что данные о местах размещения объектов концессионного соглашения не основаны на указанной территориальной схеме ввиду ее отсутствия. Так, принципы действующего законодательства сводятся к тому, что разработка плановых стратегических документов такого характера должна быть именно первичной по отношению к уже последующей деятельности по организации и возведению соответствующей инфраструктуры с целью достижения обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов и т.д. Кроме того, учитывая норму ч. 2 ст. 24.8 Закона об отходах, осуществление концессионером соответствующей деятельности будет невозможным без утверждения предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которые устанавливаются именно с учетом территориальной схемы обращения с отходами. Также, в отсутствие территориальной схемы в области обращения с отходами, концессионер не сможет разработать собственную инвестиционную программу для реализации проекта в соответствии с ч. 1.1. ст. 10 Закона о концессионных соглашениях (ч. 1 ст. 24.13 Закона об отходах).

Между тем, суть нарушения антимонопольного законодательства при проведении рассматриваемых торгов в части вопроса размещения самих объектов концессионного соглашения Комиссия антимонопольного органа видит именно в следующем.

Главой 6 ГрК РФ предусмотрен порядок подготовки проектной документации, порядок возведения объектов капительного строительства, получения разрешительных документов т.д.

В ст. 48 ГрК РФ указано, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:

- пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

- схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

- архитектурные решения;

- конструктивные и объемно-планировочные решения;

- сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

- проект организации строительства объектов капитального строительства;

- проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

- перечень мероприятий по охране окружающей среды;

- перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

- требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

- смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

Данные нормы позволяют определенно сказать, что для планирования объемов работ, проводимых в рамках концессионного соглашения (в т.ч. для возведения объектов капитального строительства), оценки затрат на их проведение, тому или иному участнику, желающему подать свою заявку на данный конкурс, необходимо получить полную и конкретную информацию из конкурсной документации, в том числе о территории, на которой концедентом определено размещение объектов.

В рассматриваемом случае, предметом концессионного соглашения является создание единого недвижимого комплекса с объектами недвижимого и движимого имущества (в т.ч. полигонов твердых коммунальных отходов и мусороперерабатывающих станций) в различных муниципальных образованиях Пермского края. Как следует из конкурсной документации, места размещения, т.е. земельные участки, на которых предполагается создание всех указанных объектов, имеют оценочно приблизительные характеристики (примерные площадь и расположение на территории региона), иные сведения не приводятся.

С таким указанием сведений о местах размещения объектов концессионного соглашения Комиссия антимонопольного органа не может согласиться.

Важно отметить, что для определения собственных возможностей по объемам и срокам работ, оценки затрат, и, в конечном итоге, для принятия решения об участии в данном конкурсе вообще, потенциальному участнику необходима полная, точная и достоверная информация о местах размещения будущих объектов. К такого рода информации может относиться: координаты мест размещения земельных участков, сведения о транспортной доступности, наличие инженерно-технических сетей для соответствующих подключений и т.д. То есть на момент подачи заявки участник должен четко представлять объем своих будущих обязательств перед Пермским краем в рамках данного проекта в случае своей победы в данном конкурсе.

Между тем, из конкурсной документации и проекта концессионного соглашения таких данных не следует. Также нет возможности для получения такой информации из территориальной схемы в области обращения с отходами на территории Пермского края ввиду отсутствия такого документа.

В проекте концессионного соглашения (приложение 13 к конкурсной документации) (п. 5.5) предусмотрено обязательство концессионера разработать и согласовать с концедентом необходимую проектную и рабочую документацию, произвести все необходимые для проектирования объекта соглашения инженерные изыскания. Проектная и рабочая документация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к объекту соглашения действующим на момент разработки проектной и рабочей документации законодательством РФ.

Изучение положений конкурсной документации, факт отсутствия территориальной схемы в области обращения с отходами, приводят Комиссию антимонопольного органа к выводу о том, что реальное представление об объемах работ участник конкурса получит только в ходе выполнения концессионного соглашения в случае его победы. Иная сторона данного обстоятельства состоит в том, что иные хозяйствующие субъекты (потенциальные участники) оказываются лишенными возможности оценить в достаточной мере свой потенциал для участия в конкурсе применительно к способности реализовать обязательства концессионера в случае победы, а стало быть по вине концедента и организатора торгов, заключающейся в предоставлении неполных данных о конкурсе, становятся ограничены в своем законном праве подать заявку на участие в данном конкурсе.

Комиссия антимонопольного органа подчеркивает, что целями антимонопольного законодательства РФ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа считает, что вышеобозначенные действия со стороны организатора торгов ведут к безусловному нарушению ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку приводят к ограничению доступа к участию в торгах.

 

4. Довод заявителя о незаконности раздела 16 проекта концессионного соглашения (приложение 13 к конкурсной документации), где установлено, что в случае увеличения объема инвестиций концессионера не более чем на 15 % от установленного в настоящем соглашении объема инвестиций, Сторонами вносятся изменения в соглашение при наступлении какого-либо из ряда установленных обстоятельств, Комиссия считает ошибочным и не усматривает нарушений ввиду следующего.

В ч. 1, 1.1 и 1.2 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях приведен исчерпывающий перечень существенных условий концессионного соглашения.

На основании ч. 2 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях, концессионное соглашение помимо предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.2 настоящей статьи существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в том числе объем инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (п. 3).

В силу ч. 3 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях, концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации), а также в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях, в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, для изменения условий концессионного соглашения, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Указанное согласие требуется также в случае изменения условий концессионного соглашения по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 4 статьи 20 настоящего Федерального закона. Для изменения условий концессионного соглашения в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5 и статьей 38 настоящего Федерального закона, предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.

Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 N 368. В п. 1 данных Правил, указано, что они определяют основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, в том числе основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения.

Таким образом, из изложенного следует, что изменение условий концессионного соглашения в части увеличения объема инвестиций концессионера при наступлении какого-либо из случаев, установленных в концессионном соглашении, не противоречит нормам Закона о концессионных соглашениях. Кроме того, следует отметить, что объем инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения не является существенным условием концессионного соглашения, а его изменение не подпадает под случаи, предусмотренные ч. 3.2 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях. Следовательно, согласие антимонопольного органа на изменение условий концессионного соглашения в любом случае здесь не требуется.

Доказательств иного в материалы жалобы не представлено. Иного не заявлено.

 

В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Так, у Комиссии антимонопольного органа имеются все основания для признания данной жалобы обоснованной. Учитывая допущенные организатором торгов нарушения ч. 3 ст. 23, ч. 2.1 ст. 24 Закона о концессионных соглашениях, ст. 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия антимонопольного органа считает возможным выдать организатору торгов обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений, в том числе путем внесения соответствующих изменений в конкурсную документацию с последующим продлением срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в порядке, установленном ч. 6 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ГрадСервис» (вх. № 008697) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края при организации и проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения по созданию межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Пермского края в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, извещение № 030616/12574947/01 опубликовано 03.06.2016 г. на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, обоснованной.

 

2. Признать в действиях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края:

- нарушения ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в установлении в п.п. 3.1.4.1. конкурсной документации «Опыт финансирования аналогичных проектов» требования к участникам конкурса о предоставлении ими подтверждения опыта участия в проектах, реализуемых на основе государственно-частного партнерства, что, по сути, не соотносится с предметом проводимого конкурса, и, как следствие, создает преимущественные условия участия в конкурсе лицам, обладающим необходимым опытом в сфере государственно-частного партнерства, и в то же время необоснованно ограничивает доступ к участию в конкурсе лицам, не обладающим опытом в такой области, но имеющим опыт в сфере выполнения концессионных соглашений аналогичных предмету конкурса;

- нарушения ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в установлении в п.п. 3.1.2. конкурсной документации «Ограничение на участие в открытом конкурсе» категорий лиц, не имеющих право участвовать в открытом конкурсе (п.п. 3.1.2.1.1 – 3.1.2.1.6 и п.п. 3.1.2.1.9 – 3.1.2.1.11), невозможность (ограничение) участия которых положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и (или) иными нормативными правовыми актами РФ не установлена, что необоснованно ограничивает доступ к участию в конкурсе;

- нарушения ч. 2.1 ст. 24 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся неустановлении в конкурсной документации соответствующих критериев конкурса, предусмотренных в качестве обязательных ч. 2.1 ст. 24 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», что приводит или способно привести к нарушению порядка определения победителя торгов;

- нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в неуказании в конкурсной документации необходимой информации о местах размещения объектов концессионного соглашения (земельных участков), что не позволяет потенциальным участникам конкурса в полной мере оценить свои возможности для участия в конкурсе, что приводит или способно привести к ограничение доступа к участию в торгах.

 

3. Выдать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края обязательное для исполнения предписание о принятии исчерпывающих мер, направленных на устранение допущенных нарушений, в том числе путем внесения соответствующих изменений в конкурсную документацию (в т.ч. приведения ее в соответствие с нормами действующего законодательства РФ) с последующим продлением срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в порядке, установленном ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                   Д.Е. Баранов

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                   П.И. Литвинов

 

 

                                                                                                                                               Г.А. Анущенко

 

 

 

Примечание. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.И. Литвинов,

(342) 235-14-95.

Связанные организации

Связанные организации не указаны