Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Строительная компания «Капитал» (в... от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Строительная компания «Капитал» (вх. № 009810)

 

«01» июля 2015 г.                                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Д. Е. Баранов, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Члены комиссии:

Е. Д. Ваганова, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

А. Н. Белова, заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов,

   рассмотрев жалобу ООО «Строительная компания «Капитал» (вх. № 009810) (далее – заявитель) на действия МАОУ «Гимназия № 1» г. Перми (далее – заказчик, организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение капитального ремонта здания МАОУ «Гимназия № 1» г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. Леонова, 14, извещение № 31502447569 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее – официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка, торги),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.06.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации открытого конкурса. В жалобе указано на незаконность:

- установления в закупочной документации требования о предоставлении в составе заявки положительных отзывов руководителей заказчиков, по ранее заключенным и исполненным контрактам (договорам);

- применения специальных понижающих коэффициентов при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе, к которым приложены договоры субподряда (а не подряда), а также сведения о переносе сроков исполнения ранее заключенных и исполненных договоров (контрактов).

Также заявитель указывает на несоответствие требованиям действующего законодательства положений закупочной документации, устанавливающих срок для заключения договора по результатам закупки менее срока обжалования результатов торгов в досудебном порядке согласно антимонопольного законодательства РФ.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения, ссылается на соответствие процедуры торгов действующему законодательству.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее также – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – автономное учреждение обязан руководствоваться, в т.ч. утверждённым наблюдательным советом и размещённым на официальном сайте Положением о закупках, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Частью 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. 

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

09.06.2015 г. (26.06.2015 г. с учётом изменений) заказчиком на официальном сайте опубликованы извещение о торгах, конкурсная документация (в т.ч. проект договора), проектная документация, смета, иные необходимые документы и сведения. Датой окончания подачи заявок и вскрытия конвертов указано 15.07.2015 г. рассмотрение заявок и подведения итогов назначено на 16.07.2015 г., 17.07.2015 г. соответственно.

Пунктом 6 раздела 4 конкурсной документации установлено, что документами, необходимыми для оценки и сопоставления заявки по критерию «квалификация участника конкурса», в т.ч. являются положительные отзывы руководителей основных  заказчиков (основной заказчик – заказчик, заключивший  государственный (муниципальный) контракт или договор по результатам аукционных (конкурсных) процедур) строительства, реконструкции и капитального ремонта, заверенные подписью и печатью, в которых должно быть указано следующее:

1.сроки выполнения работ по договорам (контрактам);

2.фактический срок выполнения работ;

3.сведения о качестве проведения работ.

Кроме того, согласно примечания к указанному пункту закупочной документации в случае представления в составе заявки участником конкурса государственных (муниципальных) контрактов или договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов отрасли образования, исполненных в срок, по которым срок переносился в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями, такие контракты (договоры) подлежат оценке и сопоставлению  в соответствии с настоящей конкурсной документацией с применением коэффициента 0,75. В случае представления в составе заявки участником конкурса государственных (муниципальных) контрактов или договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов отрасли образования в качестве субподрядчика, такие контракты (договоры) подлежат оценке и сопоставлению  в соответствии с настоящей конкурсной документацией с применением коэффициента 0,1.

В силу пункта 1 раздела 12 закупочной документации заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе  передает победителю конкурса проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, не менее чем в двух экземплярах. Победитель конкурса в течение пяти рабочих дней со дня получения от заказчика подписывает такой договор и направляет его заказчику вместе с обеспечением исполнения договора.

Положение о закупках заказчика утверждено протоколом заседания наблюдательного совета №6 от 05.06.2015 г. и размещено на официальном сайте 09.06.2015 г. пунктом 5.1 Положение предусмотрено осуществление закупок путём проведения открытого конкурса. Порядок заключения договора по итогам торгов, установленный Положением соответствует порядку заключения договора, по результатам рассматриваемой закупки (п. 23.2 Положения).

Первоначальная редакция плана закупок заказчика на 2015 г. опубликована на официальном сайте 29.12.2014 г. 09.06.2015 г. опубликованы изменения в план закупок с включением в него рассматриваемой закупки.

Комиссия Пермского УФАС России не находит нарушений в таком порядке организации торгов, за исключением установления понижающего коэффициента к договорам, по которым срок исполнения переносился в соответствии с дополнительными соглашениями, поскольку, как верно отмечено представителями заявителя, такой срок может быть в силу непредвиденных обстоятельств, либо из-за действий (бездействия) самих заказчиков. Следовательно, допустима ситуация, при которой результаты торгов (т.е. соперничества хозяйствующих субъектов) будут зависеть не столько от самостоятельных действий их участников, сколько от действий бездействия иных лиц, в т.ч. заказчиков по ранее исполненным договорам.

Выше указано, что действия (бездействие) заказчиков, результатом которых стало, либо могло стать ограничение, устранение соперничества хозяйствующих субъектов недопустимы и являются нарушением антимонопольного законодательства, в связи с чем Комиссия Пермского УФАС России считает возможным признать факт нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.

По мнению антимонопольного органа в данном случае законным и обоснованным будет являться норма, устанавливающая применение понижающего коэффициента к договорам, лишь в том случае, если участники торгов не докажут (не представят в составе заявки соответствующую информацию), что перенос исполнения контрактов не был обусловлен их действиями (бездействием).

Также необходимо отметить, что согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При этом в ч. 18, ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

В связи с чем, исходя из содержания ч. 1, ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке должно соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

В части иных доводов заявителя необходимо отметить, что наличие положительных отзывов не является обязательным условием допуска к торгам и, следовательно, их отсутствие не ограничивает право на участие в конкурсе. Заявителем не приведено доказательств невозможности получения указанных отзывов отдельными хозяйствующими субъектами, следовательно, нет оснований утверждать, что наличие указанных условий конкурсной документации создаст кому-либо из участников конкурса преимущественных условий участия в торгах.  Кроме того, отсутствует указание на данные отзывы в приложении 7 к конкурсной документации.

Обоснованной признаётся позиция представителя заказчика, о законности установления понижающего коэффициента к договорам субаренды, поскольку в данном случае проектом договора не предусматривается возможность привлечения для выполнения ремонтных работ субподрядной организации.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать предписание об устранении допущенного нарушения путём внесения изменений в положение о закупках заказчика, а также закупочную документацию, в части обеспечения участникам торгов права на досудебное обжалование результатов торгов, а также недопустимости применения снижающего коэффициента к договорам, срок исполнения по которым был продлён не по вине участника (подрядчика).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. №908, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Строительная компания «Капитал» (вх. № 009810) на действия МАОУ «Гимназия № 1» г. Перми при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение капитального ремонта здания МАОУ «Гимназия № 1»           г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. Леонова, 14, извещение № 31502447569 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» обоснованной.

 

2. Признать в действиях МАОУ «Гимназия № 1» г. Перми факт нарушения ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

3. Выдать МАОУ «Гимназия № 1» г. Перми обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                             Д. Е. Баранов

 

Члены Комиссии                                                                                                               Е. Д. Ваганова

 

А.Н. Белова

 

                                                                                                                                            

 

                                                                                                                                                

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Д. Е. Баранов, (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны