Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе (вх. № 010243) от 30 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе  (вх. № 010243)

 

«09» августа 2016 г.                                                                                                                           г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Анущенко Г.А., специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий;

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

рассмотрев жалобу "..." (вх. № 010243) (далее - заявитель) на действия организатора торгов ООО «РЕГИОНКОНСАЛТСЕРВИС» (далее – организатор торгов) при проведении торгов по Лоту № 5 - АМТС Peugeot 408, г/в 2013, г/н е016мн 123, залог. С-к-Оганесян А.С., извещение № 210616/8347535/04, опубликовано 21.06.2016 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о торгах (далее – официальный сайт) www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.07.2016 г. Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, в которой указано на незаконность действий организатора торгов при организации и проведения процедуры торгов при реализации арестованного имущества.

Из жалобы Аверина А.А. следует, что при организации и проведении торгов организатор торгов допустил следующие нарушения:

- в нарушение пункта 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключаемого по результатам торгов, не определены организатором торгов и не указаны в извещении о проведении торгов, также отсутствует форма заявки;

-  в нарушение требований пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное извещение о проведение торгов не содержит полные и достоверные сведения (характеристики) о предмете торгов. Так на направленный по электронной почте организатору торгов запрос о предоставлении сведений (характеристик) транспортного средства никаких сведений представлено не было. Такую существенную для заключения договора купли-продажи автомобиля информацию как: VIN номер транспортного средства, комплектация, пробег, тип коробки передач, наличие повреждений, находится ли автомобиль в рабочем состоянии организатор торгов предоставить отказался. При этом указал, что он располагает данными только о цене транспортного средства, а также сослался на то обстоятельство, что ключи от автомобиля отсутствуют, в связи с чем предоставить указанные сведения невозможно. Ввиду отсутствия ключей организатор торгов указал на возможность только внешнего визуального осмотра автомобиля. Также, дать пояснения относительно наличия у автомобиля двигателя организатор торгов отказался, и предложил произвести покупку лишь на основании внешнего осмотра автомобиля;

- отчет об оценке транспортного средства с приложением фотоматериалов организатор торгов также предоставить отказался, со ссылкой на его отсутствие, так как цена определяется согласно постановления пристава - исполнителя, нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов.

Заявитель также указывает, что отсутствие надлежащим образом оформленной аукционной документации, нарушение порядка размещения информации о торгах, не предоставление сведений о предмете торгов нарушило его права, как потенциального участника аукциона.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения (вх. № 010793 от 02.08.2016 г.),  в которых указывает на законность и обоснованность процедуры торгов, а именно, что согласно ч. 2 ст. 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В соответствии с условиями государственного контракта, организатор торгов осуществляет свои полномочия на основании письменного поручения на реализацию имущества, при получении от заказчика письменного поручения на реализацию имущества. На основании поручения от судебного пристава – исполнителя были получены документы, указанные в ч. 8 ст. 89 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве»: акт о наложении ареста, постановление об оценке имущества должника, постановление о передаче арестованного имущества на торги, в которых указана цена автомобиля – 393600 рублей. Организатор торгов полагает, что отчет об оценке автомобиля, переданного на торги  отсутствует у торгующей организации, поскольку его предоставление не регламентировано нормативными актами, а начальная цена реализуемого имущества была установлена судом при обращении взыскания на предмет залога.

Также в возражениях указано, что согласно извещению о проведении торгов, с документацией можно было ознакомиться по месту проведения торгов. Кроме того, Аверину А.А. ходе электронной переписки было предложено осмотреть продаваемый с торгов автомобиль на стоянке организатора торгов. О комплектации и техническом состоянии организатор торгов сведениями не располагает, поскольку не производит технического обслуживания продаваемых автомобилей. Все автомобили при передаче на хранение для дальнейшей реализации опечатываются с целью исключения их разукомплектования. Организатор торгов полагает, что извещение соответствовало требованиям ч. 4 ст. 449.1 и ч. 2 ст.448 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обязанность по размещению проекта договора не предусмотрена.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об исполнительном производстве, Законом об ипотеке, иными Федеральными Законами и Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (части 2, 3 ст. 90 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

При этом, организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена (ч. 3 ст. 57 Закона об ипотеке).

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724, Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).

Кроме того, в п. 5.2 Распоряжения РФФИ от 29.11.2001 № 418 "Об утверждении Порядка организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства» указано, что извещение о проведении торгов должно содержать следующие сведения:

а) дата, время (час, минуты), место проведения и подведения итогов торгов;

б) форма проведения торгов, а также критерии определения победителя;

в) наименование, основные характеристики предмета торгов, сведения о разбивке имущества на лоты, а также основание продажи имущества;

г) минимальная начальная цена продажи имущества (в случае, если предметом торгов является дебиторская задолженность, в извещении указывается начальная цена продажи дебиторской задолженности и минимальная цена продажи дебиторской задолженности);

д) форма подачи предложения по цене имущества, продаваемого на аукционе;

е) условия конкурса (в случае проведения торгов в форме конкурса);

ж) местонахождение имущества, являющегося предметом торгов, дата, время и порядок ознакомления с ним и приложенными к заявке на реализацию имущества документами;

з) перечень документов, которые должны быть приложены к заявке на участие в торгах, и требования к их оформлению;

и) место и время ознакомления с утвержденными Фондом формами договора о задатке (приложение N 2), протокола о результатах торгов, имеющего силу договора (приложение N 3) или договора купли - продажи имущества (приложение N 4), условия которых устанавливаются в качестве условий договоров присоединения;

к) порядок заключения договора о задатке, а также размер, срок и порядок внесения задатка;

л) место и время ознакомления с утвержденной Фондом формой заявки на участие в торгах (приложение N 1), а также адрес (адреса) пункта (пунктов) приема заявок, дату и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов от заявителей (с указанием в случае необходимости этажа, комнаты, номера телефона);

м) дата и время (час, минуты) окончания приема комиссией предложений в случае проведения торгов, закрытых по форме подачи предложения по цене;

н) дата и время подведения итогов приема заявок и порядок оформления участия в торгах;

о) адрес, телефон и телефакс Фонда (отделения Фонда), представителя Фонда, являющегося организатором торгов, комиссии по проведению торгов;

п) срок и порядок подписания протокола о результатах торгов, имеющего силу договора, а в случае, если на торги выставляется обращенное (поступившее) в собственность Российской Федерации имущество (федеральное имущество), - срок и порядок подписания договора купли - продажи имущества;

р) в случае, если предметом торгов является дебиторская задолженность, - срок и порядок подписания протокола о результатах торгов по продаже дебиторской задолженности с лицом, признанным комиссией победителем торгов в соответствии с абз. 1 подпункта 8.2.1 настоящего Порядка;

с) в случае, если предметом торгов является дебиторская задолженность, - наименование и адрес лица, которому будет поручено осуществление прямой продажи дебиторской задолженности (без проведения торгов) в случае, если торги по продаже дебиторской задолженности будут признаны несостоявшимися либо будут аннулированы результаты состоявшихся торгов, либо подписанный протокол о результатах торгов будет расторгнут в результате уклонения победителя торгов от оплаты в установленный срок дебиторской задолженности;

т) иные сведения, размещение которых в извещении о проведении торгов предусмотрено федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также указаниями Фонда.

2. На основании Постановления от 08.06.2016 г. в отношении Оганесян Александра Суреновича возбуждено исполнительное производство № 45072/15/23072-ИП. Исполнительный лист выдан на основании Решения Первомайского районного суда г. Краснодара, Краснодарского края по делу № 2-12523/2014 от 02.09.2014 г., в котором указано, что на легковой автомобиль марки Peugeot 408 идентификационный номер Z8T4DNFUCDM025050 обращено взыскание, путем продажи с публичных торгов с начальной продажной стоимостью – 393600 рублей.

Информация о торгах по продаже указанного имущества была опубликована организатором торгов в ежедневной краевой общественно-политической газете – «Кубанские новости» № 93 (6057) от 21.06.2016г., 21.06.2016 г. на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов - http://fssprus.ru, а также информация была размещена 21.06.2016 г. на сайте www.torgi.gov.ru. Дата начала подачи заявок – 22.06.2016 г., дата окончания подачи заявок – 18.07.2016 г. Проведение аукциона – 26.07.2016 г в 10-00 часов.

П. 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", разъясняет, что пункт 2 статьи 448 ГК РФ не определяет орган, в котором подлежит опубликование извещения о проведении торгов, в том числе публичных (статья 449.1 ГК РФ), поэтому следует руководствоваться частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве. Информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта - www.torgi.gov.ru утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909). Кроме того, извещение о проведении публичных торгов должно быть размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство (пункт 4 статьи 449.1 ГК РФ). Иными законами могут быть установлены дополнительные к общеобязательному порядку правила размещения информации о проведении публичных торгов. Например, Законом об ипотеке (часть 3 статьи 57 Закона) предусмотрено, что информация о публичных торгах по продаже заложенного недвижимого имущества помимо ее размещения в сети "Интернет" в установленном порядке подлежит публикации в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества. Если в субъекте Российской Федерации установлен свой государственный язык, то публикация информации в официальном информационном органе должна быть осуществлена на этом языке и на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Порядок опубликования информации о публичных торгах считается соблюденным при одновременном выполнении требований части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве и пункта 4 статьи 449.1 ГК РФ.

Учитывая вышеизложенные положения законодательства, а также правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, , Комиссия Пермского УФАС пришла к выводу, что организатором торгов был соблюден порядок размещения извещения, установленные Гражданским кодексом РФ, Законом об исполнительном производстве.

3. П. 4 ст. 449.1 ГК РФ отсылает к п. 2 ст. 448 ГК РФ, в котором в том числе указано, что, извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Требования к полноте, объему, детальности описания предмета торгов законодательно не установлены. При этом, Комиссия Пермского УФАС России считает, возможным исходить из специфики того или иного вида имущества, выступающего предметом торгов. Кроме того, Комиссия принимает во внимание правовую позицию, изложенную в  Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2016 № Ф09-3950/16 по делу № А60-31868/2015 согласно которой, неполная информация о предмете торгов не обеспечивает конкуренцию покупателей и уменьшает возможность их участия в торгах; недостаточность сведений в извещении о предмете торгов лишает потенциальных покупателей возможности принять участие в торгах, что, в свою очередь, влияет на формирование цены реализации имущества и непосредственно затрагивает интересы общества как должника, заинтересованного в продаже имущества за наиболее высокую цену, выявленную в ходе представления конкурирующих заявок. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 05.04.2012 № 16311/11 и заключается в том, что размещение в извещении о проведении торгов неполной информации о предмете торгов ввиду неопределенности характеристик продаваемых объектов лишает покупателей возможности сформировать полное представление о данных объектах, а потому влияет на желание покупателей участвовать в проводимых торгах. Индивидуализация предмета торгов необходима для обеспечения конкуренции потенциальных покупателей и достижения цели торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, получения наиболее высокой цены за имущества должника для последующего удовлетворения требований его кредиторов в рамках исполнительного производства.

В извещении о проведении торгов указано, что «ТУ Росимущества в Краснодарском крае в лице ООО «РегионКонсалтСервис» сообщает о проведении торгов по продаже арестованного имущества в форме аукциона по следующему арестованному имуществу, в том числе - Лот № 5 - АМТС Peugeot 408, г/в 2013, г/н е016мн 123, залог. С-к-Оганесян А.С., н/ц-393600, 00 руб., з-к-19000,00 руб., основание: постановление СПИ от  21.05.2016 г.». Таким образом, в рассматриваемом случае предметом торга выступает автомобиль. При этом, Комиссия Пермского УФАС России установила, что в материалах жалобы имеется акт о наложении ареста (описи имущества) от 22.03.2016 г. в котором указано: «автомобиль легковой седан, Марки: Peugeot 408, 2013 года выпуска, VIN Z8T4DNFUCDM025050 гос номер Е016МН123, коробка передач механическая, мощность 109 л.с., Пробег 104196 км., износ шин примерно 50 процентов. Состояние удовлетворительное. По кузову имеются царапины, вмятины, сколы. В салоне имеются повреждения от сработавших подушек безопасности. Итого на сумму 393600,00 руб. без учета НДС». Также, вышеуказанная информация имеется в Постановлении о передаче арестованного имущества на торги № 23072/16/416914 от 21.05.2016 г., Акте передачи арестованного имущества на торги от 15.06.2016 г.

Таким образом, Комиссия Пермского УФАС пришла к выводу, о том, что организатор торгов обладал информацией о качественных характеристиках выставляемого на торгах имущества. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС России не может согласиться с законностью и обоснованностью такого порядка проведения указанной процедуры торгов, поскольку информация, содержащаяся в извещении о проведении торгов, не является достаточной, так как, учитывая специфику продаваемого имущества - легковой автомобиль, а также  позицию, изложенную в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2016 № Ф09-3950/16 по делу № А60-31868/2015 информация о предмете торгов, содержащаяся в извещении должна коррелировать с Постановлением о передаче арестованного имущества на торги № 23072/16/416914 от 21.05.2016 г., на реализацию, в том числе правоустанавливающими документами на автомобиль. Кроме того, из представленных в материалы жалобы документов, переписки не следует, что заявитель обладал информацией о техническом состоянии машины, а также VIN коде автомобиля.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым установить в действиях организатора торгов факт нарушения ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как нет правовых оснований полагать, что организатор торгов вправе указывать в извещении о проведении торгов существенные характеристики продаваемого имущества менее кратко, чем в документах, указанных в п. 8 ст. 89 Закона об исполнительном производстве, и находящихся в распоряжении организатора торгов.

Учитывая, положения ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, а также факт того, что процедура торгов не состоялась в связи с отсутствием допущенных участников,  Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать организатору торгов предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения, в т.ч. путём размещения в соответствующих источниках нового извещения о проведения торгов по Лоту № 5 по указанным торгам, с учетом выявленного нарушения.

Также стоит отметить, что в п. 4 ст. 449.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, отсылающим к п. 2 ст. 448 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 90 Закон об исполнительном производстве, п. 5.2 Распоряжения РФФИ от 29.11.2001 № 418 "Об утверждении Порядка организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства» нет положений об обязанности организатора торгов размещать условия договора, заключаемого по итогам проведения торгов, следовательно, в данной части довод заявителя является необоснованным.

4. Рассматривая довод заявителя о невозможности доступа к осмотру автомобиля ввиду отсутствия у организатора торгов ключей, в следствии чего невозможно установить факт рабочего состояния автомобиля, следует отметить, что в Акте передачи арестованного имущества на торги от 15.06.2016 г. указанное в акте описи и ареста и приложениях к нему имущество изъято, передано на ответственное хранение ООО «РегионКонсалтСервис», без права пользования хранителем имуществом должника. Также, из имеющихся в материалах жалобы документов невозможно установить факт наличия у организатора торгов ключей от продаваемого автомобиля. Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС  России полагает, что данное обстоятельство может являться препятствием к продаже автомобиля путем проведения торгов, так как покупатели не имеют возможность осмотреть состояние машины, а также ознакомиться с ее техническими характеристиками. Следовательно, факт отсутствия ключей от указанного транспортного средства является существенным и относится к описанию предмета торгов, следовательно, должен быть отражен в извещении о проведении торгов (п. 2 ст. 448 ГК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Аверина Александра Александровича (вх. № 010243) (далее - заявитель) на действия организатора торгов ООО «РЕГИОНКОНСАЛТСЕРВИС» (далее – организатор торгов) при проведении торгов по Лоту № 5 - АМТС Peugeot 408, г/в 2013, г/н е016мн 123, залог. С-к-Оганесян А.С., извещение № 210616/8347535/04, опубликовано 21.06.2016 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о торгах (далее – официальный сайт) www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка), обоснованной.
  2. Признать в действиях организатора торгов факт нарушения ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  3. Выдать организатору торгов обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения, в т.ч. путём размещения нового извещения о проведения торгов по Лоту № 5 по указанным торгам, с учетом выявленного нарушения.

    

   Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                 Д.Е. Баранов

 

Члены Комиссии                                                                                                                     Г.А. Анущенко

 

                                                                                                                                                    П.И. Литвинов

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Анущенко Г.А.

+7 (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны