Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М» (вх. № 0106... от 26 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М» (вх. № 010669)

 

« 09 » августа 2016 г.                                                                                                                        г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:  

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Ваганова Е.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

при участии представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» - Аникиной Н.В. (доверенность от 20.04.2016 г.); представители «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М и иные лица на рассмотрение жалобы не явились – извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М» (вх. № 010669) (далее – заявитель) на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» (далее – заказчик), единой комиссии по проведению процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок (далее – закупочная комиссия) при организации и проведении запроса котировок на поставку индикаторов стерилизации для нужд Южного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», извещение № 31603906263 опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) (далее – закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.07.2016 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика и закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса котировок. Заявитель указывает на необоснованность отклонения заявки по причине ее представления в форме электронного документа, что заказчик посчитал не отвечающим установленным в извещении требованиям; ввиду того, что данная закупка проводилась в электронной форме, в силу норм Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 бумажный документооборот здесь исключается и требовать представления заявки на бумажном носителе неправомерно; указывает, что заявка была им подана в виде электронного документа, удостоверенного ЭЦП, что полностью соответствовало требованиям Федерального закона «Об электронной подписи»; просит признать жалобу обоснованной, признать в действиях заказчика нарушение Федерального закона № 223-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ, выдать заказчику предписание об отмене результатов закупки и устранении нарушений.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу (от 03.08.2016 г. № 2999), в которых ссылается на п. 18.5.2 Положения о закупке Учреждения, п.2 и п.п. 6 п.3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ, в соответствии с которыми в извещении о проведении закупки были прописаны требования о представлении котировочной заявки в письменной форме; заявка зявителя поступила в форме электронного документа, что противоречило требованиям извещения; электронный документ не является письменным документом в силу ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ и п. 18.5.2 Положения о закупке Учреждения, в связи с чем заявка заявителя была отклонена; считает такое решение законным и обоснованным.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных подпунктами «а»-«в» п. 4 ч.2 ст. 1 настоящего Федерального закона (далее – Закон о закупках).

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей определенных данным законом юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1 Закона о закупках).

На основании ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов (закупок), осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – бюджетное учреждение обязан руководствоваться в том числе утверждённым органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).

Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (ч. 4 ст. 10 Закона о закупках).

В силу ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

20.07.2016 г. заказчиком на официальном сайте размещено извещение № 31603906263 о проведении запроса котировок на поставку индикаторов стерилизации для нужд Южного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» и иные документы (код по ОКПД2: 20.59.52.192 Индикаторы). Начальная (максимальная) цена указана в сумме 70 323 рублей. Срок подачи заявок установлен до 26.07.2016 г. Указано, что заявки принимаются по адресу: 614116, г. Пермь, ул. Куйбышева, 50а, каб. 218 или по электронной почте: konkurs-po@mail.ru. Датой рассмотрения и оценки заявок указано 27.07.2016 г.

Протокол № 105 рассмотрения и оценки заявок от 27.07.2016 г. размещен 27.07.2016 г.

План закупок товаров, работ, услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» на 2016 год в первоначальной редакции опубликован на официальном сайте 31.12.2016 г. Рассматриваемая закупка в план закупок включена (позиция № 235).

Действующая на момент проведения закупки редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» утверждена врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 11.03.2014 г. и размещена на официальном сайте 20.03.2014 г. (с изм. от 18.03.2016 г.). Разделом 18 предусмотрен способ закупки – запрос котировок.

Согласно журналу регистрации заявок на участие в закупке поступило две заявки: ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М» и ИП Шамбазов Р.Р.

Согласно протоколу № 105 рассмотрения и оценки заявок от 27.07.2016 г. заявка ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М» была отклонена как не соответствующая требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а именно котировочная заявка поступила в форме электронного документа, что противоречит требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок. ИП Шамбазов Р.Р. был признан победителем.

В соответствии с п. 18.5.2. Положения о закупке заказчика котировочная заявка подается участником процедуры закупки Заказчику в письменной форме в срок, указанный в извещении о запросе котировок, документации о проведении запроса котировок.

На основании п. 18.6.1. Положения о закупке заказчика комиссия в срок, не превышающий одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса котировок в порядке и по основаниям, которые предусмотрены документацией о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки в соответствии с документацией о проведении запроса котировок.

Так, в соответствии с извещением от 20.07.2016 г. о проведении рассматриваемого запроса котировок был установлен следующий порядок подачи заявок:

«Котировочная заявка, подается в письменной форме:

1. Подлинный документ на бумажном носителе;

2. Либо факсимильная копия подлинника, подтвержденная до истечения срока подачи заявки подлинником заявки или электронным документом, удостоверенным ЭЦП;

3.Либо отсканированная электронная копия подлинника, подтвержденная до истечения срока подачи заявки подлинником заявки или электронным документом, удостоверенным ЭЦП».

Котировочная заявка подписывается уполномоченным лицом Участника, скрепляется печатью Участника, и передается (направляется) Заказчику в срок, указанный в извещении о запросе котировок, документации о проведении запроса котировок».

Комиссия антимонопольного органа, изучив извещение о запросе котировок, Положение о закупке заказчика, протокол и котировочную заявку «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М» пришла к следующим выводам.

В силу ч. 4 ст. 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Так, перечень товаров, работ и услуг, закупка, которых осуществляется в электронной форме, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616.

В соответствии с Письмом ФАС России от 05.10.2012 № ЦА/32535, «в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке». Из этого следует, что электронная форма проведения торгов исключает возможность использования бумажного документооборота, а сама процедура должна проходить с использованием именно электронного документооборота.

В рассматриваемом случае, указанный в извещении о проведении запроса котировок на поставку индикаторов стерилизации для нужд Южного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» код по ОКПД2 (20.59.52.192 Индикаторы) не включен в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616.

Таким образом, данная закупка может проводиться в бумажной (письменной) форме, что и следует из содержания самого извещения.

Следовательно, позицию заявителя, состоящую в том, что данная закупка является проводимой в электронной форме либо должна являться таковой по определению, Комиссия антимонопольного органа отклоняет как ошибочную.

В ходе изучения заявки «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М» и способа ее подачи, Комиссия антимонопольного органа пришла к однозначному выводу о том, что заявка была подана ненадлежащим образом.

Установлено, что заявка заявителя поступила в адрес заказчика 25.07.2016 г. по электронной почте в форме электронного документа (в формате .doc), удостоверенного ЭЦП генерального директора Береза А.А. Вместе с тем, факсимильная либо отсканированная электронная копия подлинника заявки, подписанной уполномоченным лицом и скрепленной печатью, которую бы и подтверждал удостоверенный ЭЦП электронный документ, в адрес заказчика от заявителя не поступала. Подлинник заявки на бумажном носителе к заказчику от заявителя также не поступил.

Тем самым, данное обстоятельство свидетельствует, что заявителем не были соблюдены требования к порядку подачи заявок, касающиеся оформления заявки именно на бумажном носителе. Подав свою заявку в форме электронного документа, удостоверенного ЭЦП, заявитель не учел того, что данная закупка не является проводимой в электронной форме. Извещение же прямо указывало на формальную необходимость оформления заявки именно на бумажном носителе, который в факсимильном, отсканированном или же подлинном бумажном виде должен попасть к заказчику. Удостоверенный же ЭЦП электронный документ здесь является вторичным документом, который только подтверждает факсимильный или отсканированный подлинник заявки, на котором, помимо подписи уполномоченного лица, должна также стоять печать организации.

При этом, Комиссия антимонопольного органа соглашается с выводом заявителя относительно признания электронного документа, подписанного ЭЦП, как имеющим юридическую силу в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (п.3 ст.4). Однако, в рассматриваемом случае, смысл спора сводится не к оспариванию удостоверенного ЭЦП заявителя электронного документа заявки как такового, а к несоблюдению заявителем бумажной (письменной) формы оформления заявки, требуемого извещением о проведении запроса котировок, проводимого не в электронной форме.

Таким образом, доводы жалобы заявителя не находят своего подтверждения. Отсюда, у Комиссии антимонопольного органа отсутствуют основания для признания жалобы обоснованной.

Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИНАР-М» (вх. № 010669) на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», единой комиссии по проведению процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок при организации и проведении запроса котировок на поставку индикаторов стерилизации для нужд Южного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», извещение № 31603906263 опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, необоснованной.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                   Д.Е. Баранов

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                   П.И. Литвинов

 

 

                                                                                                                                               Е.Д. Ваганова

 

Примечание. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

 

 

П.И. Литвинов,

(342) 235-14-95.

Связанные организации

Связанные организации не указаны