Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобам (вх. № 010674), (вх. № 010834) от 15 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобам (вх. № 010674), (вх. № 010834)

 

                               

«18» августа 2016 г.                                                                                                                      г. Пермь

 

            Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д. Е.,  начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;                          

Члены комиссии:                                                  

Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Анущенко Г.А., специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий,

 

рассмотрев жалобу «...» (вх. № 010674) и «...» (вх. № 010834)  на действия ООО «Велес Групп» при организации и проведении торгов – открытого аукциона по продаже имущества: Лот № 13 (АМТС Toyota Land Cruiser 200 2007г.в., г/н Р841ОС 59, собственник: «...»., н/ц – 786 000 руб., залог), извещение № 140716/12592624/01 от 14.07.2016г., размещено на сайте – www.torgi.gov.ru.

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.07.2016 г., 03.08.2016 г. в Пермское УФАС России поступили жалоба заявителей, в которых указано, что они длительное время были лишены возможности подать заявки на участия в торгах, из-за наличия постоянной очереди по адресу (месту) приёма заявок на участие в торгах. Заявители полагают, что указанная очередь является фиктивной, т.е. создаётся искусственно, состоит из подставных лиц и имеет целью максимально затянуть процесс подачи заявок, в т.ч. для ограничения права добросовестных участников торгов на участие в торгах.

Организатор торгов с доводами заявителя не согласен, представил письменные возражения, в которых указывает на законность и обоснованность процедуры торгов.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1.                      В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 3 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также – Закон об исполнительном производстве) реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Согласно ч. 1 ст. 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте организатора торгов в сети "Интернет" и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом Правительством Российской Федерации. Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (части 2, 3 ст. 90 Закона об исполнительном производстве).

  Согласно п. 3 ст. 57 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 г. №102-ФЗ организатор публичных торгов извещает о предстоящих торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети Интернет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте организатора торгов в сети "Интернет" и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом Правительством Российской Федерации. Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (части 2, 3 ст. 90 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, распоряжением Российского фонда федерального имущества от 29 ноября 2001 г. N 418 утвержден Порядок организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации (далее также – Порядок). Данный Порядок организации и проведения торгов разработан в соответствии с вышеуказанными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирует порядок проведения торгов, не противоречит законодательству и подлежит обязательному применению.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724, Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).

     

          2.  12.04.2016 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае во исполнение государственного контракта от 14.03.2016г. № 9, выдало ООО «Велес групп» доверенность №49 на организацию и проведения торгов, проводимых в рамках Закона об исполнительном производстве.

14.07.2016г. на сайте организатора торгов – http://veles-prm.ru/ было опубликовано извещение о проведении рассматриваемых торгов, согласно которому торги по Лоту № 13 проводятся 03.08.2016г., заявки принимаются с 15.07.2016г. по 27.07.2016г. с 10-00 по 16-00 часов. По адресу: г. Пермь, ул. Героев Хасана, 46И.

Согласно извещению заявки принимаются одновременно с прилагаемыми документами. Задаток перечисляется заявителем единым платежом на основании заключенного с организатором торгов договора о задатке и должен поступить на счет организатора торгов по реквизитам, указанным в договоре. Итоги приема заявок будут подведены в дни проведения торгов.

Порядок подачи заявок и порядок проведения торгов размещен на сайте организатора торгов - http://veles-prm.ru/ в разделе документы.

Из материалов жалобы следует, что до участия в торгах по лоту № 13 было допущено 2 заявки – Шаврина А.М., Лобецкого Д.А.

Вотинову Д.В. было отказано в приеме заявки по причине подачи заявки в 16 часов 39 минут 27.07.2016г. Скорняковой Е.В. – также по причине подачи заявки в 16 часов 25 минут 27.07.2016г.

        Согласно порядку подачи заявок к участию в аукционе допускаются юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели, представившие в сроки указанные в извещении о проведении торгов, оформленные надлежащим образом документы, а именно:

а) заявка на участие в аукционе (по установленной Организатором форме);

б) платежное поручение с отметкой банка об исполнении, подтверждающее внесение претендентом задатка на счет Исполнителя на основании заключенного с организатором торгов договора о задатке;

в) опись представленных документов, подписанная претендентом или его уполномоченным представителем, в двух экземплярах;

г) доверенность на лицо, подающее заявку, если заявка подается представителем.

         Для физических лиц: копия паспорта или любого заменяющего его документа, удостоверяющего личность Претендента, копия ИНН физического лица, а также дополнительно представляют согласие супруга(и) на приобретение имущества (при наличии таковых);

        Для индивидуальных предпринимателей: копия паспорта РФ, копия свидетельства о государственной регистрации вы качестве ИП, выписка из ЕГРИП, полученная не ранее чем за шесть месяцев до даты публикации настоящего извещения в печатном издании.

        Для юридических лиц: копии учредительных документов, заверенные уполномоченным органом, копия свидетельства о регистрации в ЕРГЮЛ, бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, выписка из ЕГРЮЛ, полученная не ранее чем за шесть месяцев до даты публикации настоящего извещения в печатном издании, протокол о назначении исполнительного органа, решение уполномоченного органа об участии в аукционе, надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени участника аукциона, а также копия его паспорта.

          Организатор торгов отказывает заявителю в приеме и регистрации заявки на участие в аукционе в следующих случаях:

- заявка подана по истечении срока приема заявок, указанного в извещении,

- не представлено подтверждение об уплате задатка в срок, указанный в извещении о проведении торгов,

-представлены не все документы, перечисленные в извещении, либо представлены документы, несоответствующие требованиям действующего законодательства.

Отметка об отказе в приеме документов с указанием причины отказа делается на описи представленных заявителем документов сотрудником организатора торгов, непосредственно осуществляющим прием документов.

Не принятая организатором торгов заявка с приложенными к ней документами возвращается заявителю в день ее подачи вместе с описью документов, содержащей отметку об отказе с указанием причины отказа путем вручения их заявителю или его уполномоченному представителю под расписку.

Как следует из пояснений представителя организатора торгов, в процедуру заключения договора о задатке входит: обращение потенциального участника с паспортом, реквизитами, ИНН к директору для выдачи договора о задатке, если очередь отсутствует, то само физическое лицо заполняет договор, есть шаблоны, распечатывается договор. Заявитель, при этом, должен иметь заявку и необходимые документы, когда приходит для заключения договора о задатке.

Также организатор торгов пояснил, что заключает договор о задатке, принимает заявки и разъясняет порядок действий для подачи документов лицам, желающим участвовать в торгах, лишь один человек – Скрипцова А.В., являющаяся директором ООО «Велес Групп».

На вопрос председателя Комиссии Пермского УФАС России о совершенно разном по продолжительности времени приема документов, где-то 10 минут, а где-то 40, представитель организатора торгов объяснила это наличием «человеческого фактора», необходимостью перерывов на обед и т.д.

Следуя логике организатора торгов, при указанных обстоятельствах «усталости» сотрудника, принимающего заявки, перерывов на обед, необходимости ответов на вопросы участников, с учетом фактов длительной невозможности подачи заявки отдельными лицами желающими поучаствовать в торгах за отведенное для подачи документов время и дни, в рассматриваемом случае, имеется потребность в увеличении штата сотрудников организатора торгов.

Однако, по мнению организатора торгов, такое увеличение штата для них нецелесообразно.

 

3.                      Вместе с тем, в ходе анализа имеющихся в материалах жалобы документов и информации, а также положений действующего законодательства, Комиссия Пермского УФАС России установила, что информация о проведении торгов, в частности, порядок подачи заявок и порядок проведения торгов (требования к содержанию и форме заявок, перечень документов, прилагаемых к заявке) был опубликован лишь на сайте организатора торгов. То есть, ознакомиться с правилами проведения торгов и перечнем необходимых документов можно лишь пройдя по ссылке на иной (неофициальный) сайт – сайт ООО «Велес Групп».

По мнению организатора торгов, указанной информации (Извещения со ссылкой на нахождение Порядка подачи заявок и порядка проведения торгов на ином сайте) достаточно для подачи документов.

Согласно ч. 3 ст. 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. 

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ФЗ "Об ипотеке", организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах и направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.

Статьей 448 ГК РФ установлены общие требования к организации и порядку проведения торгов.

В силу ч. 2 указанной статьи, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Порядок опубликования информации о публичных торгах считается соблюденным при одновременном выполнении требований части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве и пункта 4 статьи 449.1 ГК РФ, а в отношении заложенного недвижимого имущества - дополнительно и требований части 3 статьи 57 Закона об ипотеке.

В нарушение вышеуказанных норм информации о проведении рассматриваемых торгов, а именно порядок подачи заявок и порядок проведения торгов не был опубликован на официальном сайте торгов, определенном Правительством РФ, а именно – www.torgi.gov.ru.

Соответственно, организатор торгов не обеспечил ознакомление с полной информацией о торгах всех заинтересованных лиц. Потенциальные покупатели не имели доступа к перечню необходимых документов, следовательно, не имели возможности подать заявки. 

Согласно информационному письму Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" ненадлежащая форма доведения информации о публичных торгах является достаточным основанием для признания их недействительными.

При этом применительно к ст. 449 ГК РФ под правилами проведения торгов следует понимать те процедурные требования, которые должны быть соблюдены для обеспечения возможности всех заинтересованных лиц принять участие на торгах, надлежащего проведения торгов и определения победителя.

Таким образом, не размещение организатором торгов правил проведения торгов на официальном сайте является нарушением ч. 2 ст. 448 ГК РФ.

На момент организации торгов, Правила размещения информации в сети "Интернет" были установлены Постановлением Правительства РФ от дата N 526.

Ответчиками не представлено доказательств о размещении извещения о торгах на официальном сайте торгов.

Комиссия Пермского УФАС России, учитывая изложенные обстоятельства, приходит к выводу о том, что в результате вышеуказанных действий по неразмещению полной информации о торгах на официальном сайте согласно требованиям закона, круг покупателей был существенно ограничен.

Размещение отдельной части информации о торгах на сайте лишь организатора торгов, не свидетельствует о надлежащем извещении покупателей о предстоящих торгах, поскольку не содержит в полной мере сведений о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия на торгах, определения лица, выигравшего торги. Информационные сообщения ограничены лишь сведениями о времени, месте, предмете и о начальной цене имущества.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что само по себе заявка состоит из одного листка установленной формы, в которую необходимо внести данные персонализирующие заявителя, предмет торгов и проставить соответствующие даты. Антимонопольным органом также установлено, что, подавая заявки по лоту N 13, лица, допущенные к торгам, затратили на подачу заявок около 2 часов.

 При этом, 27.07.2016 (последний день приема заявок) Скорнякова и Вотинов прибыли в место для подачи заявки к указанному в извещении времени (Вотинов прибыл в 11-30, Скорнякова – в 12-00), однако до 16.00 часов ввиду живой (искусственной) очереди перед ними из 4 человека в кабинет для подачи заявок попасть смогли лишь «со скандалом» и с использованием видео (видеозапись была исследована Комиссией Пермского УФАС России и просмотрена на заседании Комиссии).

Так Комиссией антимонопольного органа установлено, что оба заявителя, прождали со времени их прибытия порядка 4 часов, уменьшение очереди отсутствовало, Скорнякова Е.В. заняла очередь для подачи документов за Вотиновым Д.К., в 15-25 Скорнякова Е.В. и Вотинов Д.К. зашли в кабинет с просьбой дать необходимые документы.

В результате вышеуказанного скандала, факт которого не отрицается представителями организатора торгов (зафиксированного на видео) в 15-50 заявителям вынесли договор о задатке. Заявку распечатать отказали. В 15-55, заполнив договор, заявителя зашли в кабинет, чтобы подать заявку, на что сотрудник организатора торгов ответил отказом, «ввиду отсутствия распечатанной и заполненной заявки».

При этом, из журнала заключения договоров о задатке следует, что Вотинов Д.К. заключил такой договор в 15 часов 49 минут., Скорнякова Е.В. – в 16 часов 05 минут.

Скорняковой Е.В. и Вотинову Д.К., в итоге, распечатали и заявку и приняли документы, как пояснили заявители, в 16 часов 05 минут и в 16 часов 10 минут, соответственно, указав при этом в описи документов иное время – 16 часов 25 минут и 16 часов 39 минут. и, соответственно, отказав в приеме заявки.

В итоге, заявки у заявителей с момента включения камеры были «приняты» в течение 45 минут, ранее же временные рамки для каждого зашедшего в кабинет были намного дольше.

В результате вышеуказанных неправомерных действий организатора торгов, затягиванию процесса подачи документов, заявки заявителей были отклонены, что привело к необоснованному ограничению, устранению, недопущению конкуренции на торгах.

Выше указано, что в рассматриваемом случае действующим законодательством установлена обязательность проведения торгов в форме аукциона. То есть целью проведения торгов в данном случае является продажа предмета торгов на наивысшей цене, что достигается путём конкуренции (соперничества) между участниками торгов.

Чем больше число участников торгов, тем выше конкуренция между ними и как следствие выше итоговая цена продажи предмета торгов. Следовательно, для соблюдения требований антимонопольного законодательства результатом деятельности ООО «Велес групп», как специализированной организации, должно быть обеспечение возможности подачи заявок на участие в торгах всем без исключения заинтересованным лицам, вне зависимости от даты такого обращения (первый, либо последний день приёма заявок).

В то же время, как следует из анализа журнала приёма заявок на участие в торгах 27.07.2016 г. (т.е. в последний день приёма заявок) заявки на участие в торгах по указанному лоту фактически не принимались. За шесть часов приема заявок данное право смогли реализовать лишь 2 претендента на участие в торгах – Скорнякова Е.В. и Вотинов Д.К., да и то, им отказали.

В свою очередь как следует из устных пояснений участников рассмотрения жалобы и не оспаривается организатором торгов, заявители, наравне с иными лицами, прибыли к месту приёма  заявок в срок, установленный соответствующим извещением, тем самым, по мнению Пермского УФАС России, проявили требуемую от них должную степень предусмотрительности и разумности действий, поскольку обоснованно исходили, из того, что отведённый шестичасовой срок является достаточным для осуществления всех необходимых юридически значимых действий.

Каких-либо иных обязательств действующее законодательство на заявителей (претендентов на участие в торгах) не возлагает.

В данном случае особо обращает на себя внимание, то обстоятельство, что сама заявка состоит из 1 листка установленной формы, в которую необходимо лишь внести данные персонализирующие заявителя, предмет торгов и проставить соответствующие даты. То есть сам по себе процесс подготовки и подачи заявки не требует сбора и подшивки большого объема документов, либо проведения глубокой аналитической работы по проверке представленных документов, а сводится к формальному заполнению «бланка» установленной формы и приложению соответствующих: описи, платёжного поручения.

При указанных обстоятельствах Комиссия Пермского УФАС России не может согласиться с доводами организатора торгов о законности и обоснованности процедуры торгов.

Также антимонопольным органом учтено, что в силу пп. к) п. 5.2, п. 5.4 Порядка порядок заключения договора о задатке, а также размер, срок и порядок внесения задатка, утвержденные организатором торгов формы договора о задатке, заявки на участие в торгах, договора купли - продажи имущества и протоколы о результатах торгов, имеющего силу договора, а также утвержденные формы других документов должны быть представлены организатором торгов в наглядной форме (информационная доска и т.д.) в доступном для ознакомления специально отведенном в пункте приема и регистрации заявок месте; указаны в извещении о торгах.

Следовательно, заявители не лишены возможности самостоятельно оплатить задаток на участие в торгах по реквизитам, указанным в извещении о торгах (указание которых является обязательным) и лишь после заключить соответствующий договор о задатке, и подать заявку на участие в торгах. Каких-либо запретов на такой порядок оформления участия в торгах действующее законодательство РФ не содержит, к нарушению прав и законных интересов участников торгов, либо организатора торгов не приведёт, а наоборот будет лишь способствовать оптимизации процесса приёма заявок и заключения договоров о задатке, поскольку сократит необходимость непосредственного прибытия претендентов по месту приёма заявок до одного раза.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В данном случае комиссия Пермского УФАС России считает возможным выдать организатору торгов обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение допущенного нарушения. При этом, антимонопольным органом учтено, что заявители были заинтересованы в подачи заявок лишь на один лот.

          Учитывая изложенное, на основании ст.ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «...» (вх. № 010674) и «...» (вх. № 010834)  на действия ООО «Велес Групп» при организации и проведении торгов – открытого аукциона по продаже имущества: Лот № 13 (АМТС Toyota Land Cruiser 200 2007г.в., г/н Р841ОС 59, собственник: Ковалев О.А., н/ц – 786 000 руб., залог), извещение № 140716/12592624/01 от 14.07.2016г., обоснованными.

2. Признать в действиях ООО «Велес групп» факт нарушения ч. 2 ст. 448 ГК РФ, ч. 3. Ст. 90 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 3 ст. 57 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

3. Выдать ООО «Велес групп» обязательно для исполнения предписание, направленное на устранение допущенного нарушения по Лоту № 13.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                             Д. Е. Баранов

 

Члены Комиссии                                                                                                                Е.П. Трутнева

 

                                                                                                                                              Г.А. Анущенко

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Трутнева Е.П.,

 

(342) 2351-036.

Связанные организации

Связанные организации не указаны