Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобам ООО «Специализированное монтажно – нал... от 28 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобам ООО «Специализированное монтажно – наладочное предприятие жилищно – коммунального хозяйства Удмуртской Республики» (вх. № 011035), ООО «Зодчий» (вх. № 011438), ООО «Майолика» (вх. № 011819), ООО «Научный Проектно-Технологический Институт «ОРТЭКС» (вх. № 012008)

 

 «12» сентября 2016 г.                                                                                                              г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя Управления;                          

Члены комиссии:

Анущенко Г.А, специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий;

Литвинов П.И. ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

рассмотрев жалобы:

 - ООО «Специализированное монтажно – наладочное предприятие жилищно – коммунального хозяйства Удмуртской Республики» (вх. № 011035) (далее - заявитель) на действия организатора закупки  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93» (далее – организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключить договор на разработку проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт здания МАОУ "СОШ № 93" г. Перми  извещение № 31603949161 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее – официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка);

- ООО «Зодчий» (вх. № 011438) (далее – заявитель) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми (далее – организатор торгов) при организации и проведении торгов на право заключить договор на разработку проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт объекта: МАОУ «СОШ № 93» г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. Полины Осипенко, 46 (Извещение № 31603949161, размещено на сайте – www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка);

- ООО «Майолика» (вх. № 011819) (далее – заявитель) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми (далее – организатор торгов) при организации и проведении торгов на право заключить договор на разработку проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт объекта: МАОУ «СОШ № 93» г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. Полины Осипенко, 46 (Извещение № 31603949161, размещено на сайте – www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка);

- ООО «Научный Проектно-Технологический Институт «ОРТЭКС» (вх. № 012008) (далее – заявитель) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми (далее – организатор торгов) при организации и проведении торгов на право заключить договор на разработку проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт объекта: МАОУ «СОШ № 93» г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. Полины Осипенко, 46 (Извещение № 31603949161, размещено на сайте – www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пермское УФАС России поступили жалобы заявителей, в которых указано на нарушение организатором торгов действующего законодательства при организации и проведении закупки.

Заказчик с доводами жалоб не согласен, указывает на соответствие процедуры проведения закупки действующему законодательству.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – автономное учреждение обязан руководствоваться, в т.ч. утверждённым наблюдательным советом и размещённым на официальном сайте, не позднее 15 дней с момента утверждения, Положением о закупках, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Частью 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. 

Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. №908).

В случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений (п. 9 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

На основании ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть установлены:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

 

2. Организатором торгов на официальном сайте 30.07.2016 г. были размещены Положение о закупках товаров работ услуг (утвержденное Наблюдательным советом МАОУ «СОШ № 93» г. Перми (протокол № 10 от 25 июля 2016г.). Извещение, документация и иные необходимые документы и информация размещены на официальном сайте 01.08.2016 г.

 Согласно Извещению № 31603949161, датой и временем окончания подачи заявок является – 22.08.2016г., датой вскрытия конвертов с заявками является – 22.08.2016г., дата рассмотрения заявок – 23.08.2016г., дата подведения итогов – 24.08.2016г.

Из информации имеющейся в материалах дела, в том числе, позиции организатора закупки, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 5 раздела IV Документации, утвержденной Директором МАОУ «СОШ № 93» г. Перми Токаревой Л.Ф. от 01.08.2016 г. (далее - Докуметнация). Документы, подтверждающие соответствие участникаоткрытого конкурса обязательным требованиям:

«опыт и деловая репутация»:

-копия выполненного за 2013 - 2016 годы государственного (муниципального) контракта или договора на разработку проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, комплексный капитальный ремонт (при котором производился ремонт несущих конструктивных элементов здания, инженерных сетей и перепланировка помещений) общественного здания*, c обязательным приложением технического задания и актов выполненных работ**, стоимость которого (контракта, договора) составляет не менее чем 50% от начальной (максимальной) цены договора. Также, указано, что Документы, необходимые для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию «квалификация участника конкурса»:

1 подкритерий:

          -копии выполненных в срок за 2013 - 2016 годы государственных (муниципальных) контрактов или договоров на разработку проектно-сметных документаций на строительство, реконструкцию, комплексный капитальный ремонт (при котором производился ремонт несущих конструктивных элементов здания, инженерных сетей и перепланировка помещений) общественных зданий*, c обязательным приложением технических заданий и актов выполненных работ**, стоимость каждого из которых (контрактов, договоров) составляет не менее чем 50% от начальной (максимальной) цены договора.

           -положительные отзывы (оригиналы) заказчиков*** о сроках разработки проектно-сметной документации, качестве реализованных проектов (по контрактам (договорам), представленным участником открытого конкурса, заверенные подписью и печатью, в которых должна быть указана информация об отсутствии претензий со стороны руководителя заказчика*** к проектно-сметной документации в части неверно принятых проектных решений, повлекших за собой внесение существенных изменений в проектно-сметную документацию и соответственно задержку по выполнению строительно-монтажных работ.

         -копии заверенных заказчиком*** (подписью руководителя и оригиналом печати) актов приемки законченного строительством объекта по форме КС-11, подтверждающих выполнение строительно-монтажных работ по разработанным проектно-сметным документациям участником конкурса  с 2013 по 2016 годы на строительство, комплексный капитальный ремонт, реконструкцию общественных зданий.

2 подкритерий:

-копии выполненных в срок за 2013 - 2016 годы государственных (муниципальных) контрактов или договоров на разработку проектно-сметных документаций на строительство, реконструкцию, комплексный капитальный ремонт (при котором производился ремонт несущих конструктивных элементов здания, инженерных сетей и перепланировка помещений)  зданий учреждений образования, получивших: в случае капитальных ремонтов - экспертные заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии санитарным нормам и правилам проектной документации, а в случае строительства, реконструкции - положительные заключения государственной экспертизы проектной документации, с обязательным приложением технических заданий и актов выполненных работ**, стоимость каждого из которых (контрактов, договоров) составляет не менее чем 50% от начальной (максимальной) цены договора.

-копии экспертных заключений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии санитарным нормам и правилам проектной документации;

- копии положительных заключений государственной экспертизы (титульный лист, раздел I) ( в случае строительства, реконструкции).

          - положительные отзывы (оригиналы) заказчиков*** о сроках разработки проектно-сметной документации, качестве реализованных проектов (по контрактам (договорам), представленным участником открытого конкурса, заверенные подписью и печатью, в которых должна быть указана информация об отсутствии претензий со стороны руководителя заказчика*** к проектно-сметной документации в части неверно принятых проектных решений, повлекших за собой внесение существенных изменений в проектно-сметную документацию и соответственно задержку по выполнению строительно-монтажных работ.

         -копии заверенных заказчиком*** (подписью руководителя и оригиналом печати) актов приемки законченного строительством объекта по форме КС-11, подтверждающих выполнение строительно-монтажных работ по разработанным проектно-сметным документациям участником конкурса  с 2013 по 2016 годы на строительство, комплексный капитальный ремонт, реконструкцию зданий учреждений образования.

Заявитель - ООО «Специализированное монтажно – наладочное предприятие жилищно – коммунального хозяйства Удмуртской Республики» указывает, что п. 5 Документации организатором торгов установлены невыполнимые требования к участникам закупки. Из анализа вышеуказанного пункта Документации следует, что обязательными требованиями являются опыт и деловая репутация, иные запрашиваемые документы являются критериями квалификации участника, за которые организатором торгов  начисляются дополнительные баллы. Комиссия Пермского УФАС отмечает, что установление критериев не влияет на допуск к участию в данной процедуре закупки, а лишь дает возможность получить дополнительные баллы участникам закупки.

Довод заявителя о требовании организатора торгов предоставления копии свидетельства СРО является необоснованным, так как согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, законодательством предусмотрено, что требования к качеству, к результату, к иным существенных характеристикам строительно-монтажных работ, устанавливаются в соответствии с проектно-сметной документацией, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Важно отметить, что проектирование и строительство являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия, в связи с чем для осуществления данных видов деятельности требуется наличие разных по составу трудовых ресурсов и организационно-технических средств.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальные предприниматели или юридические лица вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Согласно ч. 1 ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Из смысла названной правовой нормы следует, что возможность привлечения подрядчиком для выполнения работ иных лиц предполагается, если в договоре не установлена обязанность подрядчика выполнить эту работу лично.

Согласно п. 1.1. проекта Договора на разработку проектно -  сметной документации на капитальный ремонт здания (Приложение № 8 Документации), Проектировщик обязуется согласно  Техническому заданию на проектирование (Приложение № 1), утвержденному Заказчиком, выполнить разработку проектно-сметной документации  на комплексный капитальный ремонт объекта: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №93» г. Перми расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Полины Осипенко, 46, а  Заказчик обязуется в соответствии с условиями настоящего договора принять и оплатить результат работ.

В п. 5.4. проекта Договора на разработку проектно -  сметной документации на капитальный ремонт здания (Приложение № 8 Документации) следует, что при исполнении договора не допускается перемена Проектировщика.

Кроме того п. 6.1.1. Проекта договора установлена обязанность Проектировщика своевременно и качественно в соответствии с условиями настоящего договора выполнить работы и предъявить выполненную работу Заказчику. Своевременно вносить изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов.

Также, антимонопольным органом учтено, что в п. 5.9 проекта Договора на разработку проектно -  сметной документации на капитальный ремонт здания (Приложение № 8 Документации) установлено, что в случае отсутствия у проектировщика допуска на осуществление деятельности по обследованию  объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданной соответствующей саморегулируемой организацией, проектировщик представляет при сдаче выполненных работ договор субподряда и заверенную копию допуска на осуществление деятельности по обследованию объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданной соответствующей саморегулируемой организацией.

Таким образом, из анализа условий проекта договора не усматривается возможность привлечения для выполнения указанных работ субподрядчиков, за исключением осуществления деятельности по обследованию  объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требований о наличии личных допусков к выполнению которой в конкурсной документации не установлено.

Следовательно, довод заявителя о достаточности допуска СРО в составе которого имеется п. 13 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624  - работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) не является обоснованным, поскольку этого для осуществления данных работ допуска по п. 13 не достаточно, так как необходимо иметь также и личные допуски.

На основе вышеизложенного, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что требование копий свидетельств СРО от участника закупки является основанным на законе. Таким образом, у Комиссии антимонопольного органа нет оснований признать жалобу обоснованной.

3. Рассматривая доводы заявителя – ООО «Зодчий», с учетом имеющейся в материалах дела, в том числе, позиции организатора закупки, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Согласно ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания; закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Таким образом, бюджетное законодательство разделяет понятия «субсидии бюджетным и автономным учреждениям» и «закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» как две самостоятельные формы бюджетных ассигнований.

На основании статьи 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").

При этом частью 3 статьи 19 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" установлено, что расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.

Из системного толкования положений части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ и положений части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ следует, что указанные законы регулируют правоотношения в области закупки товаров, работ и услуг с различным субъектным составом. При этом случаи применения Закона N 44-ФЗ к правоотношениям в области закупки товаров, работ и услуг с участием автономных учреждений указаны в части 4 статьи 15 указанного закона.

Часть 4 ст. 15 Закона о контрактной системе также содержит норму о том, что при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего закона.

По смыслу указанных норм под капитальными вложениями в объекты государственной (муниципальной) собственности для целей применения ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе следует понимать операции, осуществляемые автономным учреждением или унитарным предприятием в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, автономное учреждение руководствуется положениями Закона N 44-ФЗ только в случае предоставления бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности и только в области мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок.

Кроме того, положения части 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ направлены на реализацию норм статей 78.2 и 79 Бюджетного кодекса, регламентирующих порядок осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной или муниципальной собственности. В этой связи в Законе N 44-ФЗ (пункт 31 части 1 статьи 93) использован установленный Бюджетным кодексом термин "субсидии на осуществление капитальных вложений", определяющий способ финансового обеспечения строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

При этом согласно положениям данной статьи правоотношения по закупкам государственного (муниципального) автономного учреждения, источником финансового обеспечения которых является субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания либо субсидия на иные цели, не являются предметом регулирования Закона N 44-ФЗ.

Аналогичные разъяснения приведены в письме Министерства финансов Российской Федерации от 11.03.2015 N 02-02-04/12917.

Частью 1 статьи 78.1 БК РФ определено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Исходя из приведенных положений, Комиссия полагает, что субсидии могут предоставляться также на цели, не связанные с выполнением бюджетными и автономными учреждениями государственного или муниципального задания. Перечень целей, на которые могут предоставляться субсидии, является открытым, при этом субсидии, выделенные некоммерческим организациям, не являющимися казенными учреждениями, могут соответствовать данным целям.

Таким образом, закупаемые работы Учреждение планирует финансировать за счет средств субсидии выделенных в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

При данных обстоятельствах доводы заявителя жалобы о том, что Учреждение должно было руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ при осуществлении данной закупки, противоречат материалам дела и содержанию указанной нормы.

В силу пункта 1 статьи 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Разработка проектно-сметной документации сама по себе не относится  к капитальным вложениям в объекты капитального строительства. При этом перечень случаев, при наступлении которых выделение субсидий производится на основании пункта 1 статьи 78.2 БК РФ, является закрытым.

Финансирование образовательных учреждений, в частности работ по проведению объекта МАОУ «СОШ № 93» в нормативное состояние, осуществляется путем предоставления образовательным учреждениям субсидий, предусмотренных целевой статьей расходования бюджетных средств 0142104 в соответствии со ст. 69.1 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ (предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческими организациями, не являющимися казенными учреждениями).

Решение об определении назначения расходования бюджетных средств при утверждении бюджета муниципального образования г. Пермь и определения целевых статей расходования бюджетных средств принимает Пермская городская Дума.

Комиссией учтено, что бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений предусмотрены отдельной строкой (целевой статьей) расходной части бюджета муниципального образования г. Пермь, которые консолидировано приведены в приложении к 13 и 14 к бюджету города, утвержденному Решением ПГД от 17.12.2013г. №285 «О бюджете города Перми на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 гг».

В части инвестиционного финансирования в объекты образования г. Перми перечень проектов, финансируемых за счет бюджетных инвестиций, продублирован в приложении № 1 Муниципальной программы обеспечения доступного образования в г. Перми, где приведен исчерпывающий перечень проектов (объектов), реализация которых должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных средств».

Таким образом, иные проекты, реализация которых осуществляется за счет средств субсидий на осуществление текущей деятельности автономных учреждений, реализуются согласно положений Закона о закупках № 223-ФЗ.

Пунктом 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление предусмотренной настоящей статьей субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее в настоящей статье - соглашение о предоставлении субсидии), на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца четырнадцатого настоящего пункта, одним из условий которого должно являться условие о соблюдении автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Между тем, из материалов жалобы не усматривается заключение между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию и автономным учреждением соглашения о предоставлении субсидии, условием которого является соблюдение автономным учреждением, предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С учетом изложенного, оснований полагать, что предоставленные средства относятся к инвестициям и капитальным вложениям, предусмотренным ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ, у Комиссии не имеется ввиду того, что они не направлены на создание новых объектов муниципальной собственности либо увеличение стоимости существующих.  Доказательств иного не представлено.

Из пояснений заказчика следует, что им сознательно введено ограничение по типу проектируемых работ для предотвращения необоснованного завышения объемов будущих строительных работ, финансирование которых не предусмотрено бюджетом г. Перми. Запрашиваемая проектно-сметная документация не должна содержать технических решений и работ, разрушающих существующее здание лишь для его восстановления и упрощения проектных решений. Решение об определении типа будущих работ было принято при выделении финансирования учредителем, закреплено в бюджете и не может быть изменено Заказчиком.

Кроме того, избранная процедура проведения конкурса предусмотрена Положением о закупках.

Ввиду того, что иной, дополнительной информации, свидетельствующей о нарушении со стороны организатора торгов процедуры закупки в материалах жалобы не имеется, на сегодняшний день из имеющихся документов основания для признания жалобы заявителя обоснованной отсутствуют. Иного заявителем не представлено.

4. Рассматривая доводы заявителей – ООО «Майолика» и ООО «НПТИ «ОРТЭКС» о наличии в подкритерии 1 пункта 5 раздела IV Документации одновременных требований к участнику закупки, которые создают необоснованные ограничения конкуренции, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Также, согласно п.3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Статьей 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат) (п. 1 ст. 720 ГК РФ). Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной (п. 4 ст. 753 ГК РФ).

На основе вышеуказанных норм антимонопольный орган приходит к выводу, о том, что именно акт приемки выполненных работ является документом, подтверждающим исполнение договора надлежащим образом и в полном объеме. Подписание заказчиком иных документов по итогу выполненных подрядчиком работ не предусмотрено действующим законодательством. Вместе с тем, положительный отзыв от заказчика о выполненной работе это документ, который свидетельствует о том, что между заказчиком и подрядчиком сложились неформальные отношения, и может свидетельствовать об определенных деловых качествах подрядчика. Предоставление отзыва также зависит от субъективного мнения заказчика о подрядчике, при этом понудить заказчика выдать данный документ, к тому же составленный определенным образом для подрядчика не представляется возможным, так как законодатель таким правом подрядчика не наделил. Таким образом, отсутствие положительных отзывов у  подрядчика не может свидетельствовать об отсутствии опыта в выполнении работ, который подтвержден наличием соответствующих договоров и актов, также запрашиваемых организатором закупки от участников.

Следовательно, начисление участнику закупки баллов в связи с наличием опыта  надлежащего исполнения контракта/договора не должно зависеть от факта наличия либо отсутствия предоставления в составе заявки положительного отзыва заказчика.

Согласно подп. 2 ч. 1. ст. 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупки обязан руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

При таких обстоятельствах нельзя посчитать соблюденными Заказчиком вышеуказанные требования Закона о закупках.

Суть проводимой процедуры закупки заключается в выявлении лучших условий, предложенных участниками при исполнении договора на разработку проектно – сметной документации, а не проведение капитального ремонта/реконструкции/строительства здания. Таким образом требование организатора торгов от участников закупки копий заверенных заказчиком актов приемки законченного строительства объекта по форме КС-11 не связано с предметом проводимой закупки, а именно с разработкой проектно – сметной документации на капитальный ремонт.

Согласно пункту 5 Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств ми нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве", акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом).

Оформление приемки производится заказчиком на основе результатов проведенных им обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора.

Таким образом, данный документ составляется при приемке объекта строительства, что не связано с разработкой проектно-сметной документации.

Таким образом, отсутствие у участников закупки актов по форме КС-11, подтверждающих выполнение строительно-монтажных работ по разработанным проектно-сметным документациям участником конкурса  с 2013 по 2016 годы на строительство, комплексный капитальный ремонт, реконструкцию зданий учреждений образования не может свидетельствовать об отсутствии опыта в выполнении работ по разработке проектно-сметной документации, который подтвержден наличием соответствующих договоров и актов, также запрашиваемых организатором закупки от участников.

Следовательно, начисление участнику закупки баллов в связи с наличием опыта  надлежащего исполнения контракта/договора не должно зависеть от факта наличия либо отсутствия предоставления в составе заявки актов по форме КС-11.

Комиссией Пермского УФАС России отмечается, что данное требование документации создает преимущественные условия участия в закупке тем организациям, которые осуществляют деятельность на различных товарных рынках, а именно на рынке разработки проектно-сметной документации, и на рынке работ по капитальному ремонту/строительству/реконструкции. Таким образом, отсутствие актов КС-11 не может свидетельствовать о том, что организации, деятельность которых заключается исключительно в разработке проектно-сметной документации, не имеют опыта и квалификации при производстве указанных работ, выполненных надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, Заказчиком в указанной части  не соблюдены требования подп. 2 ч. 1. ст. 3 Закона о закупках.

Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что из положений Закона о закупках следует, что требования к участникам закупки и закупаемым товарам определяются, прежде всего, потребностями заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применены в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товарам.

В силу положений ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом №223-ФЗ распространяются положения части 1 указанной статьи, которой определено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Из анализа вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о наличии в действиях организатора торгов факта нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении в документации требований о предоставлении в составе заявки документов не связанных с предметом договора, и не обусловливающих функциональные, качественные и иные характеристики выполняемых работ, что привело или могло привести к ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки. Заказчик при проведении закупки обязан обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (принцип, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 3 Закона о закупках).

В части доводов заявителей об отсутствии специфики выполнения работ по разработке проектно-сметной документации учреждений образования Комиссия отмечает следующее.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 объекты образования выделены в отдельный тип общественных зданий. СанПиН 2.4.2.2821-10 содержит требования к объемно-планировочным решениям, планировке территории, технологическому оборудованию и к его размещению, требования к инженерно-техническому обеспечению, которые не содержаться в других документах. Аналогичные требования к другим типам общественных зданий установлены самостоятельными СанПиНами существенно отличающиеся по содержанию от СанПиН 2.4.2.2821-10, например:

  • Проектирование объектов здравоохранения выполняется в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10.
  • Проектирование объектов торговли выполняется в соответствии с СанПиН 2. 2.3.5.021-94.

Для образовательных учреждений имеются принципиальные отличия в части объемно-планировочных решений: в оснащении технологическим оборудованием и мебелью, в элементах благоустройства территории.

СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает следующие требования к объектам образования:

В части архитектурно-планировочных решений:

  • в соответствии с п. 4.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 Архитектурно­планировочные решения здания общеобразовательных учреждений должны обеспечивать:
  • выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок;
  • расположение рекреационных помещений в непосредственной близости к учебным помещениям;
  • размещение на верхних этажах (выше третьего этажа) учебные помещения и кабинеты, посещаемые обучающимися 8-11 классов, административно-хозяйственные помещения;
  • исключение вредного воздействия факторов среды обитания в общеобразовательном учреждении жизни и здоровью обучающихся.

размещение учебных мастерских, актовых и спортивных залов общеобразовательных учреждений, их общую площадь, а также набор помещений для кружковой работы, в зависимости от местных условий и возможностей общеобразовательного учреждения, с соблюдением требований строительных норм и правил и настоящих санитарных правил.

В части технологического оборудования и его размещения:

  • в соответствии с п 5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.
  • в соответствии с п. 5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся 1 ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера. Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1 СанПин.

В части планировки территории:

- в соответствии с п.3.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 на территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная.

В данном случае индивидуальной особенностью является одновременное проектирование спортивного ядра (поле для мини футбола, комплексные площадки для занятий физкультурой, беговые дорожки и т.д.) с благоустройством территории и ремонтом существующего здания.

Таким образом, при проектировании объектов образования необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которым разрабатываются проектные решения, учитывающие параметры и расстановку мебели в образовательных учреждениях, назначения помещений, их расположение, обеспеченность естественным освещением, что в свою очередь влияет на инженерные сети и используемые при производстве работ материалы и колеры. Перечисленные требования распространяются как на новые объекты, так и на проектные работы на существующих зданиях отрасли образования.

Согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещениям общеобразовательных учреждений присвоена категория - Ф 4.1. При проектировании необходимо использовать специальные параметры элементов безопасности для объектов образования: количество и ширина путей эвакуации, системы автоматической противопожарной защиты: автоматическая пожарная сигнализация, системы дымоудаления. При этом должна обеспечивается возможность осуществления образовательного процесса по комплексу естественных наук и их экспериментальная составляющая (физические и химические опыты), производственная деятельность на уроках технологии и др.

Также, для общеобразовательных учреждений установлены индивидуальные требования для систем охранной сигнализации, видеонаблюдения и ограждения территории.

Требования регламентированы Постановлением Правительства №272 от 25 марта 2015г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей» и Стандартом безопасности объектов образовательной сферы утвержденным решением антитеррористической комиссии в Пермском крае от 31 июля 2013г.

Вышеуказанные документы имеют разную ведомственную принадлежность и не связаны между собой. Однако при проектировании капитального ремонта, реконструкции и строительства объектов образования требуется единовременное комплексное исполнение всех существующих норм (санитарных, противопожарных, строительных).

Учитывая вышеизложенное, доводы заявителей об отсутствии какой-либо специфики в работах по проектированию объектов образования не нашли своего подтверждения.

Изучив все материалы жалоб, Комиссии антимонопольного органа пришла к выводу, что жалобы ООО «Майолика» и ООО «ОРТЭКС» являются обоснованными.

Также, учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

   На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Специализированное монтажно – наладочное предприятие жилищно – коммунального хозяйства Удмуртской Республики» (вх. № 011035) (далее - заявитель) на действия организатора закупки  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93» (далее – организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключить договор на разработку проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт здания МАОУ "СОШ № 93" г. Перми  извещение № 31603949161 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее – официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка), необоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «Зодчий» (вх. № 011438) (далее – заявитель) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми (далее – организатор торгов) при организации и проведении торгов на право заключить договор на разработку проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт объекта: МАОУ «СОШ № 93» г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. Полины Осипенко, 46 (Извещение № 31603949161, размещено на сайте – www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка), необоснованной.
  3. Признать жалобу ООО «Майолика» (вх. № 011819) (далее – заявитель) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми (далее – организатор торгов) при организации и проведении торгов на право заключить договор на разработку проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт объекта: МАОУ «СОШ № 93» г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. Полины Осипенко, 46 (Извещение № 31603949161, размещено на сайте – www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка), обоснованной.
  4. Признать жалобу ООО «Научный Проектно-Технологический Институт «ОРТЭКС» (вх. № 012008) (далее – заявитель) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми (далее – организатор торгов) при организации и проведении торгов на право заключить договор на разработку проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт объекта: МАОУ «СОШ № 93» г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. Полины Осипенко, 46 (Извещение № 31603949161, размещено на сайте – www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка), обоснованной.
  5. Признать в действиях МАОУ «СОШ № 93» факт нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении в документации требований о предоставлении в составе заявки документов не связанных с предметом договора, и не обусловливающих функциональные, качественные и иные характеристики выполняемых работ, что привело или могло привести к ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.
  6. Признать в действиях МАОУ «СОШ № 93» факт нарушения пп. 2 п. 1 ст. 3  Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
  7. Выдать МАОУ «СОШ № 93» обязательное для исполнение предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений, в т.ч. путём:

- возврата поступивших заявок, внесения соответствующих изменений в Конкурсную документацию с учетом выявленных нарушений.

- продления срок приема заявок для участия в закупке с учетом Положения о закупке Заказчика, размещения соответствующей информации на официальном сайте в сети Интернет.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                         А.В. Плаксин

 

Члены Комиссии                                                                                                             Г.А. Анущенко

 

                                                                                                                                            П.И. Литвинов

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Анущенко Г.А.

(342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны