Решение №012560 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Спецавтоматика» (вх. № 012560) от 21 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Спецавтоматика» (вх. №  012560)

 

«14» сентября 2016 г.                                                                                                                      г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя Управления.

Члены комиссии:

Ваганова Е.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Анущенко Г.А., специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий,

рассмотрев жалобу ЗАО «Спецавтоматика» (вх. № 012560) (далее – заявитель) на действия АО «Пермский завод «Машиностроитель» (далее – заказчик), аукционной комиссии АО «Пермский завод «Машиностроитель» при организации и проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по реконструкции фасада здания, извещение № 31603987701 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее – официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка),

в присутствии представителя ЗАО «Спецавтоматика» - Муханова Андрея Валерьевича (доверенность № 42 от 13.09.2016г.), в присутствии представителя АО «Пермский завод «Машиностроитель», аукционной комиссии – Шеиной В.С. (доверенность № 887-11/238-15 от 25.12.2015г.).

УСТАНОВИЛА:

          06.09.2016 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, в которой указано, на незаконность отклонения поданной заявки, поскольку заявка ЗАО «Спецавтоматика» полностью соответствовала требования закупочной документации.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения (исх.№887-14/319-16) в которых ссылается на законность процедуры закупки, ссылается на несоответствие заявки требованиям к оформлению заявки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно частям 1 и 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – акционерное общество обязан руководствоваться в том числе Гражданским кодексом РФ, а также утверждённым и размещённым на официальном сайте положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

В части 2 статьи 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее также – ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

На основании ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупке).

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

План закупок заказчика на 2016 год опубликован на официальном сайте (обновлен 07.09.2016г.). Рассматриваемая закупка в план закупок внесена (позиция № 90).

 

Положением о закупках заказчика, утвержденного протоколом совета директоров №87/2016 от 24.06.2016 г. главой 12 Положения предусмотрено проведение закупок способом открытого запроса предложений.

12.08.2016 г. в ЕИС размещено извещение о проведении торгов, закупочная документация, в т.ч. проект договора, техническое задание, иные необходимые приложения. Заявки принимались до 26.08.2016г. в 16:00 (МСК+2). Датой рассмотрения заявок и подведения итогов определено 29.08.2016г.

Согласно протокола вскрытия конвертов №862-992 от 26.08.2016г. на участие в закупке поступила единственная заявка – ЗАО «Спецавтоматика».

Протоколом рассмотрения заявок №862-994 от 29.08.2016г. заявителю отказано в допуске к торгам, поскольку заявка не отвечала требованиям к оформлению заявок, а именно п.9 Технического задания – участник не представлен данные о применении понижающего коэффициента при расчете начальной (максимальной) цены договора.

Согласно п. 14.9.2 документации о закупке и п.п.2 п.4 ст.22 Положения о закупках Заказчика по результатам проведения рассмотрения заявок закупочная комиссия отклоняет заявки, которые не отвечают требованиям к их оформлению.

Пунктом 3 закупочной документации установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению. Подпунктами 3.3.4. и 3.3.8. документации о закупке предусмотрено, что в состав заявки должны входить предложение участника о цене (форма №5) и документы, перечисленные в п.11.4. закупочной документации и в Техническом задании.

В п.9 Технического задания (Приложение 1 к закупочной документации) указано: «В предложении Участника по условиям договора (форма №5 Приложения №3 к закупочной документации) указывается предлагаемая им цена договора и понижающий коэффициент, который был применен Участником при формировании цены». Таким образом, закупочная комиссия правомерно отклонила заявку, как не соответствующую требованиям к оформлению, т.е. п.9 Технического задания: участником не предоставлены данные о применении понижающего коэффициента при расчете начальной (максимальной) цены договора. Утверждение ЗАО «Спецавтоматика» о том, что в указанной форме «отсутствует необходимость указания применимого понижающего коэффициента» не соответствует фактическим данным, так как форма №5 «Предложение участника по условиям договора» содержит графы «данные участника процедуры закупки» и «примечание», где участник может указать размер понижающего коэффициента.

Проанализировав заявку заявителя, факт отсутствия размера понижающего коэффициента подтвердился.

Комиссия Пермского УФАС России не находит оснований для признания жалобы обоснованной, т.к. установление требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечня документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, является компетенцией исключительно заказчика. Иные лица, либо принимают установленные документацией требования, либо вправе в торгах не участвовать. В рассматриваемом случае, заявитель спорные положения документации не обжаловал, за получением разъяснений к организатору торгов не обращался, подал заявку на участие в торгах.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Статьей 27 Положения о закупках АО «Пермский завод «Машиностроитель» предусмотрено право Заказчика отказаться от заключения договора после подведения итогов по запросу предложений, запросу ценовых котировок и конкурентным переговорам, определившего победителя закупочной процедуры.

Часть 8 статьи 32 Положения также содержит положение, что процедура запроса предложений не является конкурсом, либо аукционом и ее проведение не регулируется статьями 447—449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057—1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура не накладывает на Общества, соответствующих гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия Пермского УФАС России полагает, что действиями организатора закупки была  нарушена ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Каких-либо доводов, либо пояснений, указывающих, что выбранный способ закупки - запрос предложений отличен от торгов, согласно ст. 447 ГК РФ, ст. 3 Закона о закупках, Заказчиком в материалы жалобы не представлено. Комиссией Пермского УФАС России таких отличий также не установлено.

Процедура запроса предложений является разновидностью торгов и порядок ее проведения основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный вывод также подтверждается судебными актами (Определения Верховного суда РФ № 305-КГ15-3950 от 13.05.2015 г. ; № 305-КГ15-1682; Постановление Семнадцатого ААС № 17АП-2413/2015-АК).

Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае право заказчика отказаться от закупочной процедуры (заключения договора) является нарушением антимонопольного законодательства, так как случаи отказа в Положении о закупках учреждения не конкретизированы, не мотивированы, что свидетельствует лишь о формальном, субъективном усмотрении Заказчика при принятии такого решения.

Учитывая вышеуказанные нормы, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным выдать заказчику предписание о внесении соответствующих изменений в Положение о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО «Спецавтоматика» (вх. № 012560) на действия АО «Пермский завод «Машиностроитель», аукционной комиссии АО «Пермский завод «Машиностроитель» при организации и проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по реконструкции фасада здания, извещение № 31603987701 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет», необоснованной.

2. Признать в действиях АО «Пермский завод «Машиностроитель» факт нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать АО «Пермский завод «Машиностроитель» обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в Положение о закупках АО «Пермский завод «Машиностроитель».

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                 А.В. Плаксин

 

Члены Комиссии                                                                                                                     Е.Д. Ваганова

 

                                                                                                                                                 Г.А. Анущенко

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке

в течение трех месяцев со дня его принятия.

Е.Д. Ваганова,

+7 (342) 235-10-36.

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе ООО «Спецавтоматика» (вх. №  012560)

 

«14» сентября 2016 г.                                                                                                                   г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя Управления.

Члены комиссии:

Ваганова Е.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Анущенко Г.А., специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий,

на основании решения Комиссии от 14.09.2016 г. по жалобе ЗАО «Спецавтоматика» (вх. № 012560),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АО «Пермский завод «Машиностроитель» в срок до 15.10.2016 г. внести изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика, утвержденного протоколом совета директоров №87/2016 от 24.06.2016 г., результатом которых станет:

- конкретизация случаев, при которых Заказчик вправе отказаться от проведения закупочной процедуры и заключения договора, а также порядка такого отказа.

 

2.       В срок до 25.10.2016 г. представить в адрес Пермского УФАС России письменное подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.

      

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа, не является основанием для освобождения лица от его выполнения.

 

Председатель Комиссии                                                                                             А.В. Плаксин

 

 

Члены Комиссии                                                                                                               Е. Д. Ваганова

 

 

                                                                                                                                          Г.А. Анущенко                                   

 

 

 

Предписание может быть обжаловано

в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

Ваганова Е.Д.,

тел.: (342) 235-10-36.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны