Решение №014891-16 ​РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Удача» (вх. № 014891-16 от 25.10... от 15 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе  ООО «Удача» (вх. № 014891-16 от 25.10.2016 г.) 

о нарушении законодательства о закупках

01.11.2016  г.                                                                                                                              г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Удача» (далее – Заявитель) на действия ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» (далее- Заказчик)  при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования (извещение № 0356200005116000329),

УСТАНОВИЛА:

Согласно извещению № 0356200005116000329 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования.

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии «Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установлено следующее.

Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия находит доводы жалобы в данном случае подлежащими удовлетворению в части.

Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки (ч.1 ст.105 Закона о закупках).

Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона  о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона  о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона  о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона  о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Объектом закупки, как указано выше, является оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования.

 Требования к составу второй части заявки установлены в Разделе 8 документации о закупке.

              Так, участнику закупки необходимо представить документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки:

В соответствии с требованиями п.17 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":

- копия действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники

Основание: Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 года №32 «О лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»

или

- копия действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 469 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники».

- копия лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.

Основание: Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2004 года №107 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения».

Перечень оборудования, в отношении которого производится обслуживание, установлен в Главе 5 Техническое задание.

В соответствии с п.17 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.

В соответствии с п.39 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию.

Лицензирование деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) (п.4 Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 469), лицензирование  деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) осуществляется  Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (п.2 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. №  278).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 (ред. от 06.03.2015 г.) как указано выше, утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)").

В этой связи признается обоснованным довод о том, что в документации содержится ссылка на недействующий нормативно-правовой акт - Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2004 года №107, и, как следствие, Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках.

В действиях должностных лиц имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

  В соответствии с Положением о лицензировании деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) включает проектирование, конструирование, производство, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение, утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих).

 В жалобе Заявитель указывает, что требование о спорной лицензии установлено незаконно ввиду ссылки на недействующий нормативно-правовой акт.

Данному доводу выше дана оценка.

Вместе  с тем, само по себе требование о наличии лицензии не противоречит требованиям Закона о закупках, в данном случае не ведет к ограничению количества участников закупки по следующим основаниям.

Комиссией установлено, что в перечень оборудования, находящегося в поликлинике Заказчика,  входит оборудование, требующее наличия лицензии на  осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.

Данное обстоятельство  подателем жалобы не опровергнуто.

Антимонопольный орган  отмечает, что все оборудование объединено в разделы по структурным подразделениям больницы, где оно используется, как пояснила представитель Заказчика, для работы каждого отделения и учреждения в целом необходим полный комплект исправного оборудования.

Отсутствие технологической и функциональной связи Заявителем не доказано.

Начальная (максимальная) цена сформирована на основании трех коммерческих предложений, на участие в закупке было подано пять заявок, все были признаны соответствующими требованиям документации о закупке (протокол от 31.10.2016 г.), что свидетельствует об отсутствии в действиях Заказчика ограничения количества участников закупки.

С учетом того, что для обслуживания аппарата необходима, в том числе, лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, с учетом отсутствия ограничения количества участников закупки, Комиссия в действиях Заказчика, установившего требование о наличии спорной лицензии, нарушений не усматривает.

Антимонопольный орган отмечает, что ООО «Удача», являясь коммерческой организацией,  осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и отсутствие возможности исполнить условия контракта (с учетом установленного отсутствия в действиях Заказчика ограничения количества участников закупки),   связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.

   Невозможность получения спорной лицензии подателем жалобы не доказана.

            В Техническом задании (п.4.2) установлено требование о проведении текущего ремонта, в частности, указано, что после текущего ремонта изделие медицинской техники в предусмотренных эксплуатационной документацией случаях подвергается послеремонтным испытаниям в объеме, необходимом для подтверждения соответствия эксплуатационных и технических характеристик отремонтированного изделия значениям, приведенным в эксплуатационнойдокументации.
            В п.6 Технического задания установлено следующее требование: метрологическое обеспечение (не реже 1 раза в год) – комплекс работ по подготовке изделий медицинской техники, являющейся средствами измерений, к ежегодной метрологической поверке.

           Заказчиком в п.8 Технического задания «Требования к качеству услуг» указано, что качество и безопасность услуг обеспечивается наличием у участника аттестата аккредитации метрологической службы на право поверки средств измерений (Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ) «Об обеспечении единства измерений») или договора с организацией имеющей лицензию, и работающей на рынке не менее 5-ти лет.

           Комиссия не усматривает в действиях Заказчика в части установления требования к наличию указанного аттестата нарушений требований Закона о  закупках по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

В разделе 1 Технического задания Аукционной документации приведен перечень оборудования подлежащего обслуживанию. Согласно указанному перечню, и исходя из инструкций и описаний к медицинским изделиям, метрологической поверке подлежат изделия под номерами: 2; 3; 21; 22; 88; 89; 133; 134; 171;181; 182; 183; 256; 257; 376; 377; 378; 431; 432; 462; 463; 531; 532; 587; 676; 788; 789; 876; 877; 882; 883; 907; 908; 917; 918.

            Доказательства обратного в жалобе отсутствуют.

            Кроме того, спорное требование относится к этапу исполнения контракта, предоставлять данный документ в составе второй части заявки не требуется, в случае отсутствия аттестата аккредитации, как указано в документации, победитель вправе предоставить договор с организацией, обладающей таким документом.

            Вместе  с тем, обоснованность установления требования о том, что организация  должна работать на рынке не менее 5-ти лет, Заказчиком не доказана, и, как следствие, нарушен п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.

В действиях должностных лиц имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

          Согласно  п.8 Технического задания «Требования к качеству услуг» качество и безопасность услуг обеспечивается наличием у участника, в том числе:

- уведомлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о предоставлении услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания; Требование установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" п 5.3 Правил представления уведомлений,

- аттестатом аккредитации лаборатории радиационного контроля, при наличии рентгеновского оборудования, для служб, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту рентгеновского оборудования (Согласно СанПиН 2.6.1.1192-03 п.8.11или договора с организацией имеющей лицензию, и работающей на рынке не менее 5-ти лет;

-  действующими удостоверениями по правилам электробезопасности (Основание ПТЭЭП Гл. 1.4. п. 1.4.30) не ниже III группы допуска до 1000 В.

Соответствие требованиям о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня и квалификации, для выполнения контракта в соответствии с п.4 части 2 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

          Специалисты Исполнителя должны иметь свидетельства (дипломы) установленного образца (срок действия которых не должен заканчиваться ранее окончания срока действия договора либо должны быть предоставлены документы об их продлении) о прохождении курсов повышения квалификации (обучения) по программе «Техническое обслуживание медицинской техники».

 Комиссия не усматривает в установленных требованиях, которые относятся к этапу исполнения контракта,  нарушений требований Закона о закупках, за исключением установления требования о предоставлении договора с организацией, работающей на рынке не менее 5-ти лет, аналогичное описанному выше, а также ссылки на п.4 части 2 статьи 31 Закона о закупках, которая в данном случае, с учетом объекта закупки, не применима, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ч.6 ст.31 Закона о закупках, в соответствии с  которой, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Помимо прочего, антимонопольный орган отмечает, что удостоверение по правилам электробезопасности (Основание ПТЭЭП Гл. 1.4. п. 1.4.30) не ниже III группы допуска до 1000 В, оформляется отдельно от основной лицензии. Его наличие необходимо для проведения работ связанных с силовой частью медицинского оборудования и соблюдением при этом норм техники безопасности, в силу п.1.4.30 главы 1.4. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. Приказом Мин.энергетики от 13.01.2003 №6), для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации руководитель Потребителя должен назначить приказом по организации комиссию в составе не менее пяти человек. Председатель комиссии должен иметь группу по электробезопасности V у Потребителей с электроустановками напряжением до и выше 1000 В и группу IV у Потребителей с электроустановками напряжением только до 1000 В.

Таким образом, требование о наличии специалистов с определенными навыками и квалификацией не противоречит требованиям Закона о закупках.

В установленном  требовании о наличии аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля, при наличии рентгеновского оборудования, для служб, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту рентгеновского оборудования (Согласно СанПиН 2.6.1.1192-03 п.8.11) (за исключением требования о работе на рынке  не менее 5-ти лет), нарушений также не усматривается, поскольку согласно п.8.11 указанного СанПиН  контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования проводится учреждениями, аккредитованными в установленном порядке.

          Касаемо требования об уведомлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о предоставлении услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания необходимо отметить следующее.

           В Техническом задании (п.4.1.3) установлено требование о периодическом и текущем техническом обслуживании, в том числе, настройка и регулировка.

В соответствии с п.5 (3) Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности", заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 55 и 66 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (его территориальный орган).

При этом, п.66 Перечня - Производство эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений.

 

        Согласно п.33.2 Постановления Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст (ред. от 31.03.2015) «О принятии и введении в действие ОКВЭД», к производству  средств измерения  относится, в том числе, предоставление услуг по монтажу,  ремонту и техническому          обслуживанию  приборов  и  инструментов  для  измерения, контроля, испытания, навигации, локации и прочих целей (33.20.09).

          При указанных обстоятельствах, учитывая, что часть оборудования является средствами измерения (танометры и т.д.) нарушений в данной части не усматривается.

         Обратного не доказано.

В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о закупках к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

           Комиссия отмечает, что в нарушение указанной нормы, к жалобе не приложены доказательства, подтверждающие ее обоснованность.

Кроме того, как указано выше, в соответствии с ч.1 ст.105 Закона о закупках любой участник вправе подать жалобу, если действия (бездействие) Заказчика, в данном случае, нарушают права и законные интересы участника закупки.

С учетом того, что на участие в закупке было подано 5 заявок, для установления факта нарушения прав и законных интересов участника закупки, ООО «Удача» было предложено предоставить копию лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, которая, помимо прочего, необходима для выполнения работ и требование о которой не оспаривается. Вместе  с тем, Обществом лицензия представлена не была, и, как следствие, сделать вывод о нарушении прав и законных интересов подателя жалобы антимонопольному органу не представляется возможным.

Более того, подача жалобы 25.10.2016г. (за день до окончания подачи заявок на участие в закупке), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.

Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.

С учетом п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.

На основании статей 99, 106 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

РЕШИЛА:

 1. Признать жалобу ООО «Удача» на действия ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования (извещение № 0356200005116000329) обоснованной  в части установления требований о том, что организация  должна работать на рынке не менее 5-ти лет, в части установления ссылки на недействующий нормативно-правовой акт.

2. Признать в действиях ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.

3. Признать в действиях ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» нарушение ч.6 ст.31 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.

4. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.

5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны