Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Квинс» (вх. № 015245) от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Квинс» (вх. № 015245)

                               

« 13 » октября 2015 г.                                                                                                                   г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д. Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;                           

Члены комиссии:                                                  

Белова А. Н., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Ваганова Е.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

рассмотрев жалобу ООО «Квинс» (вх. № 015245) (далее – заявитель) на действия МУП «Водоканал г. Березники» (далее – заказчик, организатор торгов, предприятие) при организации и проведении открытого конкурса на разработку проекта по объекту «Строительство водопроводных и канализационных сетей малоэтажной застройки в районе Суханово», извещение № 31502698333 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) (далее – закупка, торги, конкурс),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.10.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия организатора торгов при организации и проведении закупки. В жалобе указано на несогласие с отдельными положениями закупочной документации, в т.ч. в части:

- установления критериев оценки заявок, не предусмотренных положением о закупках заказчика;

- предоставляющих преимущественные условия деятельности лицам, ранее осуществлявшим деятельность в г. Березники;

- требования о предоставлении документов, срок получения которых в уполномоченных органах власти, является достаточно длительным.

Заказчик с доводами заявителя не согласен, представил письменный отзыв (б/н, б\д), в котором указывает на законность и обоснованность положений закупочной документации.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг унитарными предприятиями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках)

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – унитарное предприятие обязан руководствоваться, в т.ч. утверждённым руководителем унитарного предприятия и размещённым на официальном сайте Положением о закупках, в котором должны содержаться требования к закупке, а именно порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Частью 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила)). Помимо прочего Правилами установлено, план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг); корректировка плана закупки может осуществляться в том числе в случае изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки; в случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.

Согласно ч. 5, ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

26.08.2015 г. (в ред. от 17.09.2015 г.) заказчиком на официальном сайте размещены извещение о торгах, закупочная документация, в т.ч. проект договора, формы документов, техническое задание, сведения о начальной (максимальной) цене договора (11 149 020 руб.), а также иная необходимая информация.

Окончание срока приёма заявок определено 05.10.2015 г. Вскрытие конвертов назначено на 06.10.2015 г. датой рассмотрения заявок указано 12.10.2015 г., оценки и сопоставления заявок 15.10.2015 г.

Помимо прочего закупочной документацией (а именно пп. 6, 9 п. 19 раздела 2) предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать:

- решение (оригинал) об одобрении или о совершении крупной сделки в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации  и\или учредительными документами юридического лица. В противном случае предоставляется справка (оригинал) участника размещения заказа о том, что сделка не является крупной или о том, что решение об одобрении или о совершении данной сделки не требуется;

- справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафов (оригинал), выданная инспекцией федеральной налоговой службы, не ранее даты размещения настоящей конкурсной документации на официальном сайте. При наличии задолженности по налогам, сборам, и/или пеням и штрафам также предоставляется копия бухгалтерского баланса за последний истекший год, заверенная инспекцией федеральной налоговой службы.

В силу раздела 3 закупочной документации критериями оценки заявок являются:

- цена договора;

- срок выполнения работ;

- опыт выполнения работ;

- опыт выполнения работ в г. Березники.

Положение о закупках заказчика, утверждено приказом руководителя предприятия №28 от 25.06.2015 г. и в тот же день размещено на официальном сайте. Статьёй 10 Положения предусмотрено проведение закупок способом открытого конкурса. Согласно п. 10.21 конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются  закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией на основании п. 10.22. настоящего Положения.

Критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в силу пп. 5 п. 10.22 Положения могут являться:

Номер
критерия

Критерии оценки заявок

Для проведения оценки

в документации необходимо установить:

Значимость критериев в процентах

 

Точная значимость критерия в баллах должна быть установлена заказчиком в конкурсной документации

 

1.

Цена договора

Начальную (максимальную) цену договора

Не менее 50%

2.

Наличие производственных мощностей

Производственные мощности за наличие которых присваиваются баллы по данному критерию

Не более 25%

3.

Опыт работы в определенной сфере деятельности

Описание работ (видов деятельности), которые учитываются при оценке по данному критерию

Не более 15%

4.

Репутация участника закупки в отношениях с Заказчиком

Указание условий при наличии которых присваиваются баллы по данному критерию

Не более 10%

Согласно пп. 7 п. 10.22 Положения количество и виды критериев могут изменяться и дополняться в зависимости от потребности заказчика.

Первоначальная редакция плана закупок заказчика на 2015 г., размещена на официальном сайте 25.12.2014 г. На дату размещения извещения о проведении торгов план закупок заказчика содержал информацию о рассматриваемой закупке (позиция № 17), с указанием начальной цены договора в размере 14 361 898 рублей.

12.10.2015 г. на официальном сайте размещён протокол вскрытия конвертов от 06.10.2015 г., согласно которого на участие в торгах поступили заявки от двух участников ООО «Геолит», ООО «Гражданпроект». Помимо прочего к заявкам указанных лиц приложены сведения и документы, предусмотренные пп. 6, 9 п. 19 раздела 2 и отсутствуют документы, подтверждающие опыт выполнения работ, аналогичных предмету торгов в г. Березники.

Анализ вышеизложенных норм и фактических обстоятельств позволяет сделать вывод, что установление требований к заявкам на участие в торгах и определение критериев оценки заявок является компетенцией лишь заказчика, а участники торгов либо соглашаются с предложенными условиями, либо вправе  в торгах не участвовать.

Не нашли своего подтверждения доводы заявителя, что положение о закупках заказчика содержит ограничения по количеству критериев оценки заявок на участие в конкурсе. Выше указано, что перечень критериев и порядок их расчёта может изменятся и дополняться, в зависимости от специфики закупки. Кроме того, в жалобе заявителя не раскрыто каким образом значения того или иного критерия оценки заявок могут или фактически нарушают его права и законные интересы, с учётом того обстоятельства, что данные применение указанных значений будет применяться ко всем заявкам в равной степени.

Также обращает на себя внимание, что опыт выполнения работ в г. Березники не является условием допуска к торгам, и соответственно не ограничивает заинтересованных лиц в праве участия в конкурсе, а победитель будет определяться исходя из совокупности условий, предложенных участниками. Более того в данном конкретном случае никто из лиц, подавших заявки указанным опытом не обладает, т.е. какого-либо значения для результата конкурса данный критерий иметь не будет.

Указание заявителя об ограничении участия в торгах путём утверждения в закупочной документации требования о предоставлении отдельных документов Комиссией Пермского УФАС России не рассматриваются, поскольку, вопреки требованиям п. 4 ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции какими-либо доказательствами не подкреплены.

Оснований применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлено. Заказчик не предъявлял к участникам торгов требований о предоставлении документов, не предусмотренных документацией о закупке. На официальном сайте размещены все сведения и документы, размещение которых является обязательным в соответствии с Законом о закупках, за исключением сведений о начальной цене договора, указанной в плане закупок заказчика, действующим на дату размещения извещения о торгах. В данной части заказчик нарушил требования п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Антимонопольный орган осуществляет функции по предупреждению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами (п. 3 ст. 22 Закона о защите конкуренции).

Комиссия Пермского УФАС России считает возможным выдать заказчику предписание о совершении действий, направленное на недопущение нарушений требований законодательства РФ при размещения в сети «Интернет» обязательных сведений.

При рассмотрении жалобы учтены положения ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, а также отсутствие возражений, ходатайств от иных лиц-участников торгов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Квинс» (вх. № 015245) на действия МУП «Водоканал г. Березники» при организации и проведении открытого конкурса на разработку проекта по объекту «Строительство водопроводных и канализационных сетей малоэтажной застройки в районе Суханово», извещение № 31502698333 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru, необоснованной.

 

2. Признать в действиях МУП «Водоканал г. Березники» факт нарушения п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932.

 

3. Выдать МУП «Водоканал г. Березники» обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на недопущение аналогичных нарушений.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                              Д.Е. Баранов

 

Члены Комиссии                                                                                                                    А.Н. Белова

 

                                                                                                                                             Е.Д. Ваганова

                                                                                                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Д. Е. Баранов, (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны