Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобам АО «ГСПИ» «КПИИ «ВНИПИЭТ» (вх. № 01541... от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобам АО «ГСПИ» «КПИИ «ВНИПИЭТ» (вх. № 015415), АО «ЭлТех СПб» (вх.№015248), ТУ РОСИМУЩЕСТВА по Пермскому краю (вх.№015481)

 

«16» октября 2015 г.                                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

Белова А. Н., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Ваганова Е.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

рассмотрев жалобы АО «ГСПИ» «КПИИ «ВНИПИЭТ» (вх. № 015415), АО «ЭлТех СПб» (вх.№015248), ТУ РОСИМУЩЕСТВА по Пермскому краю (вх.№015481) (далее – заявители) на действия АО «Корпорация развития Пермского края» (далее – заказчик, организатор торгов), временной комиссии АО «Корпорация развития Пермского края» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Комплекс зданий «Школа Сколково в Пермском крае», извещение № 31502700107 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) в сети «Интернет» (далее – закупка, торги, конкурс),

 

УСТАНОВИЛА:

 

          05.10.2015 г., 06.10.2015 г., 07.10.2015 г. в Пермское УФАС России поступили жалобы заявителей на действия заказчика при организации и проведении торгов. В жалобах (с учётом устных пояснений представителей) указано на:

 - несогласие с решением об отказе в допуске к торгам АО «ГСПИ» «КПИИ «ВНИПИЭТ», поскольку заявка общества в полной мере соответствовала требованиям действующего законодательства и закупочной документации;

- несогласие с решением о не признании победителем торгов АО «ЭлТех СПб», при условии наличия в его заявке более выгодных условий, по сравнению с условиями, содержащимися в заявках иных участников торгов;

- нарушения сроков размещения на официальном сайте протоколов торгов;

- незаконное отсутствие в протоколах торгов конкретизации сведений о несоответствии заявок претендентов требованиям документации;

- незаконность самого факта проведения торгов, в связи с отсутствием у заказчика, иных лиц (кроме Российской Федерации) каких-либо прав на земельный участок, указанный в закупочной документации, как место, на котором предполагается строительство объекта, по которому необходимо осуществить подготовку проектной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу (от 08.10.2015 г. б/н, от 16.10.2015г. б/н, б/д б/н), в которых указывает на законность и обоснованность процедуры торгов.

Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (представители которого входят в число членов закупочной комиссии заказчика) представило в материалы жалобы письменную позицию (вх.№015646) в которой высказалось за наличие оснований для выводов о несоблюдении заказчиком требований законодательства о закупках, в т.ч. в части допуска к торгам ОАО Территориальный проектный институт «Омскгражданпроект», при выявленном несоответствии заявки данного лица требованиям документации.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1,5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, обязан руководствоваться, в том числе Гражданским кодексом РФ, а также утверждённым советом директоров и размещённым на официальном сайте Положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, при этом могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, однако заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч. 4 ст. 447 ГК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).

Частью 2 статьи 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

Первоначальная редакция плана закупок заказчика на 2015 год опубликована на официальном сайте 29.12.2014 г. Информация о рассматриваемой закупке включена в план закупок на дату размещения извещения о торгах под номером 3.9.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Корпорация развития Пермского края» (с учётом изменений, действующих на дату размещения извещения о торгах) утверждено решением совета директоров 13.07.2015 г. (протокол № 11) и опубликовано на официальном сайте 14.07.2015 г. Пунктом 11.1 Положения предусмотрено осуществление закупок способом – конкурс, т.е. конкурентным способом закупок, в результате проведения которого победителем признаётся лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании настоящего положения.

Пунктами 11.1.43, 11.1.44 Положения установлено, что результаты рассмотрения и оценки заявок фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, который подписывается непосредственно в день рассмотрения и оценки заявок и размещается на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола. В протоколе указываются сведения об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены, информация о направленных запросах и ответах на них, об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были признаны несоответствующими конкурсной документации, с указанием причин, о порядке оценки заявок на участие в конкурсе, о принятом на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров.

26.08.2015 г. (08.09.2015 г. с учётом внесения изменений) заказчиком на официальном сайте размещено извещение о проведении конкурса, закупочная документация, техническое задание, иные необходимые документы и информация. Датой окончания подачи заявок и вскрытия конвертов установлено 24.09.2015. Подведение итогов определено провести не позднее 14.10.2015 г.

Согласно пункта 1 раздела 6 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе подается в письменной форме, в запечатанном конверте. На конверте указывается следующая информация: «Заявка на участие в конкурсе на …», наименование и адрес Заказчика, наименование участника закупки и его почтовый адрес. Заявка на участие в конкурсе должна быть подготовлена в письменной форме по формам, установленным в Главе VII «Образцы форм, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе».

В силу п.п. 3 п. 2, п. 3 раздела 6 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение участника конкурса в отношении объекта закупки по форме, установленной в главе 7 «образцы форм, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе», оформленное с учётом инструкции по её заполнению. Показатели, характеризующие работы, должны соответствовать показателям, установленным  в Главе V «Техническое задание». Предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно быть конкретным, не должно содержать неточностей. Показатели работ, в отношении которых установлены значения, которые не могут изменяться, в заявке на участие в конкурсе должны быть указаны конкретным значением (марка, характеристика, величина и т.д.). Показатели работ, в отношении которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (т.е. использованы слова «не более», «не менее», «выше», «ниже», «от», «до», знак тире и т.п.), и которые могут изменяться в рамках установленных минимальных и (или) максимальных значений, в заявке на участие в конкурсе должны быть указаны конкретным значением (марка, характеристика, величина и т.д.). Использование при указании конкретных показателей (значений) слов «не более», «не менее», «выше», «ниже», «от», «до», знака тире и т.п. возможно исключительно в случае, если указать такой показатель (значение) без использования таких слов, знака тире невозможно.

В соответствии с п. 6 раздела 10 документации основаниями для отклонения заявки на участие в конкурсе и (или) отстранения участника конкурса могут являться следующие случаи:

- участник закупки не предоставил информацию и/или документы, предусмотренные документацией о закупке, за исключением подпункта 5 пункта 2 раздела 6 документации о закупке;

- участник закупки представил недостоверную (в том числе неполную, противоречивую) информацию и/или документы об участнике закупки и/или товарах, работах, услугах;

- лицо, подавшее заявку на участие в закупке, не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке;

- заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям документации о закупке, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора;

- участник закупки совершил недобросовестные действия, которые выражаются в том, что участник закупки, представивший заявку на участие в закупке, прямо или косвенно предлагает, дает либо соглашается дать любому должностному лицу Общества вознаграждение в любой форме в целях оказания воздействия на проведение процедуры закупки.

Из анализа «Технического задания» (глава 5 конкурсной документации) следует, что целью проведения закупки является новое строительство комплекса зданий «Школа Сколково в Пермском крае» (школа, общежитие, детский сад, инженерные сети) на земельном участке с кадастровым номером 59:01:2118001:1897.

Также техническим заданием установлено, в т.ч. следующее:

- обязанность подрядчика получить все необходимые согласования проектной документации. При этом, оплата стоимости согласований ПСД и выдачи необходимых заключений, в том числе оплата стоимости Государственной экспертизы производится Подрядчиком (п. 1.13);

- требования к проектированию здания детского сада (Подготовительная группа - 2 группы (6-7 лет), наполняемость до 15 детей каждая; Спортивный блок - детский бассейн с чашей шириной 6 м при длине 10 м. Предусмотреть помещения для тренера, раздевалки с душевыми и санузлами для девочек и мальчиков, лабораторию анализа  воды. Температура воды должна составлять не менее 30-32 С.) (п. 2.3);

- требования к проектированию здания школы (3 учительские: для преподавателей начальной, подростковой, старшей школ на 15-20 преподавателей каждая) (п. 2.4);как это

25.09.2015 г. (от 24.09.2015 г. №1), 02.10.2015 г. (от 29.09.2015 г. №2) на официальном сайте размещены протоколы вскрытия конвертов, рассмотрения заявок, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, согласно которых победителем торгов признано ОАО Территориальный проектный институт «Омскгражданпроект» (72 балла), заявке АО «ЭлТех Спб» присвоен второй порядковый номер <...> , 5 баллов), АО «ГСПИ» «КПИИ «ВНИПИЭТ» отказано в допуске к участию в торгах, т.к. в составе заявки участника в предложении участника конкурса не описаны все требования главы 5 «Техническое задание» (п.п. 1 п. 3 раздела 6 конкурсной документации).

Таким образом, на официальном сайте размещены все обязательные сведения и информация. Нарушения срок размещения информации не допущено.

Комиссия Пермского УФАС России не находит нарушений в отказе в допуске к участию в торгах АО «ГСПИ» «КПИИ «ВНИПИЭТ», поскольку материалами жалобы подтверждено отсутствие в составе заявки данного лица, в т.ч. указания на оплату стоимости согласований ПСД и выдачи необходимых заключений, в том числе оплаты стоимости Государственной экспертизы за счёт Подрядчика.

Однако, при таких обстоятельствах нельзя согласиться с законностью решения закупочной комиссии о допуске к торгам ОАО Территориальный проектный институт «Омскгражданпроект», т.к. из анализа его заявки также следует, что требования закупочной документации (технического задания) выполнены не полностью. В частности в заявке победителя не конкретизированы показатели наполняемости подготовительных групп детского сада, температуры воды в детском бассейне, количества преподавателей в учительских.

Как указано выше действующим законодательством установлены прямые запреты на осуществление заказчиком, организатором торгов действий, результатом которых стало, либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на торгах, в частности путём применения к участникам торгов требований закупочной документации не в равной степени.

Конкуренция -  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключения с заказчиком договора, являющегося предметом торгов. При этом, действующее законодательство гарантирует всем без исключения заинтересованным лицам право на осуществление самостоятельных действий, в т.ч. путём участия в соответствующей процедуре закупке. В данном случае каждый из хозяйствующих субъектов в равной степени рассчитывает на победу в торгах и вправе полагать, что не признание его победителем означает наличие в заявках конкурентов, соответствующих заранее установленным требованиям, более выгодных условий исполнения договора.

Нет оснований полагать, что действия конкурсной комиссии соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, если установлено, что победителем торгов признан участник, в заявке которого содержатся нарушения, аналогичные нарушениям, послужившим основанием для отклонения от участия в торгах иному лицу, т.е. конкуренту победителю.

Комиссией Пермского УФАС России учтено, что положение о закупках, конкурсная документация не содержат норм устанавливающих малозначительность, либо несущественность одних нарушений, допущенных претендентами на этапе подготовки и подачи заявок от других подобных нарушений, в то время как законодательством установлено прямое указание на необходимость применение закупочной комиссией единого подхода к участникам конкурса, их заявкам.

Таким образом, в рассматриваемом случае для обеспечения соперничества хозяйствующих субъектов, и соблюдения требований закона о закупках организатору торгов надлежало допустить до участия в конкурсе всех лиц, чьи заявки оформлены с нарушениями требований закупочной документации, в т.ч. технического задания (в частности по причине малозначительности, несущественности и т.п.), либо не допускать из них никого.

Следует отметить, что перечень запретов, установленный ст. 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим, кроме того, согласно данной статье запрещаются не только действия, которые приводят к ограничению конкуренции, но и те действия, которые могут привести к ограничению конкуренции, в связи, с чем Комиссия Пермского УФАС России считает возможным в данном случае признать в действиях заказчика факт нарушения антимонопольного законодательства РФ выдать предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, в т.ч. об отмене протокола торгов №2.

В части доводов ТУ Росимущества по Пермскому краю необходимо отметить, что они, по своей сути направлены на защиту права собственности, в то время как целями закона о защите конкуренции является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1). Отсутствуют основания для выводов, что заказчик кому-либо из участников торгов предоставил более полную и достоверную информацию о торгах, по сравнению со сведениями, указанными в закупочной документации, в т.ч. о наличии «спорных вопросов» о правообладателе указанного земельного участка. Также нет оснований утверждать, что наличие в извещении о торгах сведений о собственнике земельного участка - РФ, привело бы к большей конкуренции на торгах, в т.ч. увеличило бы количество участников конкурса. Следовательно, производство по данной жалобе подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «ГСПИ» «КПИИ «ВНИПИЭТ» (вх. № 015415) необоснованной.

2. Производство по жалобе ТУ Росимущества по Пермскому краю (вх.№015481) прекратить.

3. Признать жалобу АО «ЭлТех Спб» (вх.№015248) обоснованной.

4. Признать в действиях АО «Корпорация развития Пермского края» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Комплекс зданий «Школа Сколково в Пермском крае», извещение № 31502700107 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» факт нарушения ч. 6 ст. 3 Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в ограничении, устранении, недопущении конкуренции на торгах, путём не применения единого подхода при рассмотрении заявок на участие в конкурсе.

5. Выдать АО «Корпорация развития Пермского края» обязательное для исполнения предписание об устранении, недопущении, устранении допущенного нарушения, в т.ч. путём отмены протокола торгов №2 и повторном проведении процедур рассмотрения заявок, их оценки и сопоставления.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                  А.В. Плаксин

 

Члены Комиссии                                                                                                                       Д.Е. Баранов

 

 Е.Д. Ваганова

 

                                                                                                                                                  А.Н. Белова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Д. Е. Баранов,

тел.: (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны