Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Закамский автобус-3» (вх. № 016937... от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Закамский автобус-3» (вх. № 016937)

                  

« 10 » ноября 2015 г.                                                                                                                  г. Пермь

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранова Д.Е.,  начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;                          

Члены комиссии:                                                  

Белова А.Н., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов, 

 

при участии представителей: ООО «Закамский автобус-3» - Пермяковой А.В. (доверенность от 01.01.2015 г.), Стерхова В.И. (доверенность от 01.01.2015 г.); Департамента дорог и транспорта администрации города Перми - Муриной Н.В. (доверенность от 12.01.2015 г.); ООО «Закамское автотранспортное предприятие» - Поповцева А.В. (доверенность от 09.11.2015 г.), Ротманова В.А. (доверенность от 09.11.2015 г.),

рассмотрев жалобу ООО «Закамский автобус-3» (вх. № 016937) (далее – заявитель) на действия Департамента дорог и транспорта Администрации г. Перми (далее – Департамент, организатор торгов), конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № 80 сообщением «ДДК имени Кирова – микрорайон Ераничи» (далее – торги, конкурс), извещение о проведении конкурса опубликовано 29.09.2015 г. на сайте www.gorodperm.ru,

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.11.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия организатора торгов при организации торгов.

В жалобе указано, что в нарушение требований действующего, в т.ч. антимонопольного законодательства РФ (ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции); ч. 2 ст. 14, ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Закон о перевозках)) организатор торгов разместил извещение о проведении торгов без учёта:

- положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о закупках);

- того обстоятельства, что действующим перевозчиком по маршруту №80 «ДДК имени Кирова – микрорайон Ераничи» является заявитель на основании соответствующего договора от 30.09.2015 г., наличие которого свидетельствует о невозможности проведения каких-либо конкурсных процедур до истечения одного года, с момента его заключения.

Описанные действия Департамента, по мнению заявителя, нарушают его права и законные интересы, как добросовестного перевозчика и исполнителя по вышеуказанному договору, поскольку при его заключении ООО «Закамский автобус-3 исходило из невозможности проведения нового конкурса на право заключения указанного договора в порядке, установленном нормативными правовыми актами г. Перми.

Представитель Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми (организатор торгов), озвучил устную позицию, в которой высказал несогласие с доводами заявителя, а также указал, что организация проведения конкурса осуществлена в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Представители ООО «Закамское автотранспортное предприятие» поддержали позицию организатора торгов.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также – Закон о местном самоуправлении) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа является вопросом местного значения, для решения которого органы местного самоуправления городского округа вправе издавать муниципальные правовые акты.

В пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статья 5 Закона о безопасности дорожного движения приводит перечень мер, которые направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, но не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают отношения на уровне власти-подчинения, характерные для административных правоотношений.

Данные отношения возникают между перевозчиком и уполномоченными органами, устанавливающими соответствующие правила, в том числе при определении допуска перевозчиков к осуществлению регулярных перевозок.

Из приведенных норм следует, что транспортное обслуживание населения может осуществляться не только органами местного самоуправления, но и субъектами предпринимательской деятельности, при этом органы местного самоуправления могут ограничивать и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки, лишь, в части, касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения, и не вправе ущемлять их экономические интересы.

При этом, муниципальные правовые акты, принятые в указанной сфере, входят в систему законодательства РФ о безопасности дорожного движения (ст. 4 Закона о безопасности дорожного движения).

В данном случае обязательность проведения конкурса установлена п.п. 1.3, 1.7 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утверждённого Решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 N 293 (далее также – Положение), т.е. муниципальным правовым актом, непосредственно регулирующего вопросы допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок и, как следствие, соблюдения последними требований безопасности дорожного движения.

Таким образом, проведение рассматриваемых торгов обязательно в соответствии с законодательством РФ.

29.09.2015 г. на сайте Администрации г. Перми в сети «Интернет» www.gorodperm.ru было опубликовано извещение о проведении торгов, конкурсная документация.

Из совокупного анализа ст. 6 ГК РФ, п.п. 1.7.5, 10.5 Положения следует, что решение о проведении конкурса принимается организатором конкурса, в случае расторжения договора (в т.ч. в случае наличия в заявке, документах, входящих в состав заявки, предоставленных для участия в конкурсе лицом, выигравшим конкурс, недостоверной информации, позволившей ему стать победителем конкурса, о своем соответствии требованиям к участникам конкурса, установленным Положением и конкурсной документацией), и отсутствия участника конкурса, к которому могло бы перейти право на заключение договора согласно рейтингу участников конкурса, - не позднее 10 (десяти) дней после наступления указанных обстоятельств.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2015 г. по делу № А50-11256/2015 в том числе признан недействительным конкурс на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок  автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок № 80 сообщением «Детский дом культуры им. Кирова – микрорайон Ераничи», договор № СЭД-12-01-21-ДП-21 от 03.04.2015 г., заключенный между Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми и ООО «Закамский автобус-3» по итогам проведенного конкурса. Постановлением 17 ААС от 29.09.2015 г. решение Арбитражного суда в указанной части оставлено без изменения.

Учитывая, что на момент 29.09.2015 г. договор от 03.04.2015 г. был признан недействительным, следует сделать вывод, что действия Департамента по размещению извещения о торгах в полной мере соответствуют требованиям законодательства, Порядка. Какие-либо основания для выводов о нарушении прав и законных интересов заявителя отсутствуют, поскольку последний, на дату размещения извещения о торгах, не являлся лицом, осуществляющим пассажирские перевозки в соответствии с заключенным и действующим договором, выданным разрешением, паспортом маршрута регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а договор № СЭД-12-01-21-ДПвр-53, как следует из его условий и предшествующего уведомления о возможности обслуживания маршрута №80, размещённого на официальном сайте, заключен сторонами до начала исполнения обязательств перевозчиком, в рамках договора, заключенного по результатам конкурса, проведение которого будет осуществляться согласно Порядка. Более того, договор № СЭД-12-01-21-ДПвр-53 подписан, в т.ч. ООО «Закамский автобус-3» 30.09.2015 г., т.е. после даты опубликования вышеуказанного извещения о торгах и, следовательно, соглашаясь на выполнение условий данного договора, заявитель был осведомлён о факте объявления конкурсной процедуры, по результатом проведения которой право на осуществление перевозок по спорному маршруту может перейти к другому перевозчику.

Заявляя довод о необходимости организации конкурсных процедур с учётом положений Закона о закупках заявитель не учёл, что ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступает в силу с 11.01.2016 г. (ч. 2 ст. 42). При этом, то обстоятельство, что в момент действиях переходных положений Закона о перевозках сложилась ситуация при которой ранее действующий договор на осуществление пассажирских перевозок признан в судебном порядке антиконкурентной сделкой (заключен с нарушением ст. 17 Закона о защите конкуренции), т.е. ситуация, которая на прямую указанными положениями не урегулирована, не снимает с Департамента обязанности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, в соответствии с действующими нормами, в т.ч. Порядком, Положением об организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утверждённым Решением Пермской городской Думы от 29.06.2006 N 138 (далее также – Положение), согласно которого заключение временного договора, в случае досрочного прекращения исполнения перевозчиком обязательств по заключенному договору, возможно на срок не более 3 месяцев. Следовательно, действия Департамента основаны ст.ст. 15, 17 Закона о защите конкуренции, ст. 16 Закона о местном самоуправлении, Положения, Порядка.

В то же время, следуя логике ООО «Закамский автобус-3» о невозможности проведения каких-либо процедур, направленных на заключение договоров на осуществление пассажирских перевозок без применения Закона о перевозках (после даты опубликования данного закона – 14.07.2015 г.), необходимо тогда и учитывать, что указанный нормативный правовой акт не предусматривает возможности заключения разного рода временных договоров с лицами, которые не являются законными перевозчиками по конкретным маршрутам, в т.ч. в силу вступивших в силу судебных актов. По мнению Пермского УФАС России такая ситуация недопустима, поскольку в первую очередь негативно скажется на социально значимой сфере пассажироперевозок, т.е. на населении г. Перми.

Отсюда, отсутствуют основания для признания данной жалобы обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Закамский автобус-3» (вх. № 016937) на действия Департамента дорог и транспорта Администрации г. Перми, конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № 80 сообщением «ДДК имени Кирова – микрорайон Ераничи», извещение о проведении конкурса опубликовано 29.09.2015 г. на сайте www.gorodperm.ru, необоснованной.

 

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                              Д.Е. Баранов

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                    А.Н. Белова

 

 

                                                                                                                                              П.И. Литвинов

                                                                                         

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Д.Е. Баранов, (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны