Решение №018088 Решение по жалобе ООО «Пермская строительная компания» (вх. ... от 8 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобеООО «Пермская строительная компания» (вх. № 018088)

 

«18» января2017 г.                                                                               г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Анущенко Г.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

рассмотрев жалобуООО «ПСК» (вх. № 018088) (далее – заявитель)на действия КГАУ «Верхне-Курьинский геронтологический центр» (далее – организатор закупки, заказчик), при организации и проведении открытого конкурса по оказанию услуг по техническому обслуживанию инженерных систем (извещение № 31604420949, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.12.2016г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителяна действия организатора торгов при организации и проведении открытого конкурса по оказанию услуг по техническому обслуживанию инженерных систем. Заявитель указал, что заказчик смешивает критерий «качество работ» с критерием «опыт выполнения» работ, в то время как, Положение о закупке и Правила оценки заявок разделяют данные критерии. Так же, заявителем указано, что в конкурсной документации нет сведений об объемах работ предмета закупки, считает, что тем самым были созданы преимущественные условия для организаций, которые раньше обслуживали здания заказчика.

Организатор торгов с доводами жалоб не согласен, представил письменные возражения (№ 04-01 от 10.01.2017 г.), в которых указывает на законность и обоснованность процедуры закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключениидоговоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно частям 1 и 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – общество обязано руководствоваться, в том числе, утверждённым руководителем унитарного предприятия и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В части 2 статьи 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в ЕИСпри закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Пунктами 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что закупочная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

 

2.При проведении рассматриваемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Краевого государственного автономного учреждения «Верхне-Курьинский геронтологический центр», подведомственного Министерству социального развития Пермского края, утвержденным наблюдательным советом КГАУ «Верхне-Курьинский геронтологический центр» председателем Е.А. Алимбаевой (протокол от 25.12.2015 г. № 2) (далее -  Положение).

02.12.2016г. на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ruбыло размещено извещение о проведении закупки и все необходимые документы.

Дата и время окончания подачи заявок 23.12.2016 г. 10.00, дата и время вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе 23.12.2016 г. 10.00, дата и время рассмотрения заявок 23.12.2016 г. 12.00, дата и время подведение итогов 23.12.2016 г. 15.00.

          Согласно протоколу № 1 от 23.12.2016 г., в срок, указанный в извещении об открытом конкурсе заявились следующие участники: ООО «РемонтСервис», ООО «Инженерные системы», ООО «Стройпартнер».

Согласно п. 9.13.4 Положение предусматривает, в том числе, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено конкурсной документацией. При этом, в п. 9.13.3 Положения указано, что оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется по цене и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критериями оценки помимо цены договора могут быть, в том числе, качество работ.

 В главе III конкурсной документации указано, что закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085. В данном Постановлении утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а конкретно в пп. б п. 4 – характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

         Таким образом, Положение и Правила оценки заявок разделяют критерий «качество работ» с критерием «опыт выполненных работ» и критерием «квалификация работников». Заказчик смешивает в критерии качество работ с критерием «опыт выполнения работ».

Согласно пп. 2 п. 3 раздела 6 конкурсной документации показатели работы должны быть не ниже показателей, установленных в Главе IV «Техническое задание». Пункт 3 технического задания на оказание услуг по техническому обслуживанию объектов отсылает на «Регламент технического обслуживания № 1 и 2» (далее –регламент).

В регламенте в графе «периодичность выполнения работ» расписаны разные показатели периодичности, к примеру к виду работы «Замена вентилей», «Замена кранов» и «Смена параллельных задвижек (до 100 мм сталь)» указана периодичность «по заявке», в то время, как в сводном плане-калькуляция, который приложен к регламенту, данный вид работ указан в единице, соответственно «1 вентиль», «1 кран» и «1 задвижка».

При анализе данных документов, комиссия антимонопольного органа не может придти к выводу какой объем и количество работ должен будет выполнить победитель закупки, поэтому и рассчитать цену становится невозможно.

При этом в сводном плане-калькуляции указана цена за единицу работ, а из пунктов Положения не известно, как определить сумму, в то время как участник закупки должен предложить сумму.

При этом, заказчиком в материалы дела был представлен Отчет аудиторской фирмы «Инвест-Аудит» на 2017 год, который не был размещен и доступен для всеобщего обозрения в ЕИС и из которого видны количественные показатели работ, затраты времени на единицу выполненных работ и единицы выполнения работ.

 Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения - предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, тем не менее, в конкурсной документации нет сведения об объемах работ предмета закупки. При отсутствии документов о технических характеристиках зданий, которые необходимо обслуживать, подача конкурсной заявки представляется (может представляться) невозможной для потенциального участника закупки.

Из устных пояснений сторон следовало, что участники данной закупки ранее обслуживали объекты заказчика и имеют необходимую информацию для расчета цены контракта, а так же обладают сведениями об объеме работ, которые исполнялись, что указано в Протоколе заседания Комиссии антимонопольного органа по рассмотрению данного дела от 18.01.2017 г., при этом, заявитель впервые участвует в закупке у данного заказчика. Исходя из этого, подобные действия могут привести к ограничению конкуренции и нарушению действующего антимонопольного законодательства, а конкретно ст. 17 Закона о защите конкуренции.

          Как отмечалось выше, согласно части 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 

 

3.Так же, в п. 3.1. регламента технического обслуживания № 2 указан вид работ, который не подпадает, под выбранный код ОКПД.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что организатором торгов при их организации неверно был выбран код закупки согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.

В рассматриваемом случае, предметом закупки является «оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем».

Кодом для данной закупки был выбран – 68.32.1 (ОКПД2)Услуги по управлению недвижимым имуществом, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе, 68.32.11.000 (код по ОКПД2). В данный код не входит предмет закупки.

         При этом данный код был исключен из ОКПД2 (изменение 2/2015 ОКПД2утв. Приказом Росстандарта от 17.08.2015 N 1166-ст).

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России не может согласиться с таким порядком проведения закупки, т.к. пункты Положения могут привести к ограничению конкуренции. 

С учетом вышеизложенного, антимонопольный орган приходит к выводу о признании жалобы ООО «Пермская строительная компания» обоснованной и о наличии в действияхКГАУ «Верхне-Курьинский геронтологический центр» факт нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобуООО «ПСК» (вх. № 018088) (далее – заявитель)на действия КГАУ «Верхне-Курьинский геронтологический центр» (далее – организатор торгов), при организации и проведении открытого конкурса по оказанию услуг по техническому обслуживанию инженерных систем (извещение № 31604420949, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),обоснованной.

 

2) Признать в действиях КГАУ «Верхне-Курьинский геронтологический центр» факт нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального законаот 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

3)ВыдатьКГАУ «Верхне-Курьинский геронтологический центр»обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                  Д.Е. Баранов

 

 

 

Члены Комиссии                                                                Г.А. Анущенко

 

                                                                                                                                 Е.П. Трутнева

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Рачева К.А.,

+7 (342) 235-10-36

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе ООО «Пермская строительная компания» (вх. № 018088)

 

«18» января 2017 г.                                                                                                                     г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д.Е.,начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Анущенко Г.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

          Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

рассмотрев жалобу ООО «ПСК» (вх. № 018088) (далее – заявитель)на действия КГАУ «Верхне-Курьинский геронтологический центр» (далее – организатор закупки, заказчик), при организации и проведении открытого конкурса по оказанию услуг по техническому обслуживанию инженерных систем (извещение № 31604420949, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

КГАУ «Верхне-Курьинский геронтологический центр»:

  1. В срок до 17.02.2017 г. совершить все необходимые действия, направленные на устранение выявленных при рассмотрении жалобы нарушений, путем внесения изменений в пункты Положения, в плане цены и объема работ, отмены протоколов, возврата заявок участникам конкурса, а так же изменения кода закупки ОКПД2.
  2. В срок до 22.02.2017 г. представить в адрес Пермского УФАС России доказательства исполнения п. 1 предписания.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                             Д. Е. Баранов

 

Члены Комиссии                                                                                                             Г. А. Анущенко

 

                                                                                                                                               Е.П. Трутнева

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Рачева К.А.,

(342) 2351-036.

Связанные организации

Связанные организации не указаны