Решение (комиссия) б/н по делу № 059/01/10-325/2022 от 28 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу  о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/10-325/2022

« 28 » июня 2022 года                                                                                                                 г. Пермь

Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 июня 2022 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии: <...>, руководителя Управления;
Членов комиссии: <...>, начальника отдела контроля монополистической деятельности; <...>, специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения ООО «Теплоэнерго-комфорт» (ОГРН: 1085921001033, ИНН: 5921023924; юридический адрес: 618270, Пермский край, г. Гремячинск, ул. Попова, д.1а) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования путем необоснованного осуществлении перерасчета платы за тепловую энергию потребителям в г. Гремячинск посредством ее доначисления, что привело либо могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступили заявления <...> (вх. № 004171/э от 18.03.2022), <...> в интересах жителей многоквартирного дома по ул. Молодежная, 9 в г. Гремячинске, перенаправленное от Уполномоченного по правам человека в Пермском крае (исх. № 913-427 от 18.03.2022; вх. № 004950 от 29.03.2022) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Теплоэнерго-Комфорт» (ИНН 5921023924) (далее по тексту - ООО «ТЭКОМ») при осуществлении перерасчета платы за тепловую энергию с доначислением сумм за период с 2019 года по март 2022 года потребителям, проживающим в г. Гремячинск.
Действия ООО «ТЭКОМ», по мнению заявителей, нарушают их права и лишают возможности получать тепловой ресурс по экономической обоснованной цене, что приводит к тому, что заявитель несет существенные финансовые затраты, оплачивая поставленный энергетический ресурс по цене (тарифу), которая сформировалась путем неверного толкования теплоснабжающей организацией действующего законодательства. 
По итогам рассмотрения материалов в действиях ООО «ТЭКОМ» были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в необоснованном осуществлении перерасчета платы за тепловую энергию потребителям в г. Гремячинск, что привело либо могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Заявители (их представители), а также третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явились, письменную позицию по делу и ходатайств не направили.
Ответчик по делу ООО «ТЭКОМ» с вменяемым нарушением не согласен, указывав, что его действия не нарушают действующего законодательства; в обоснование своих действий указывает на то, что перерасчет платы с доначислением сумм за поставленную тепловую энергию был произведен на основании разъяснений, предоставленных от Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края; к настоящему времени осуществленное им доначислением сумм сторнировано.
После принятия Комиссией антимонопольного органа в соответствии со ст. 48.1 Закона о защите конкуренции заключения об обстоятельствах дела от 07.06.2022 г. и направления его сторонам, ответчик сообщил о несогласии с выводами, изложенными в заключении об обстоятельствах дела, указав, что не получило выгоды в связи с принятием органом тарифного регулирования замещающего тарифа, который распространяет свое действие с 2019 года, а понесло убытки; также ООО «ТЭКОМ» считает, что не нарушало положений действующего законодательства, поскольку осуществляло деятельность на основе разъяснительных писем Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края, в том числе, ООО «ТЭКОМ» утверждает, что не является единой теплоснабжающей организацией ввиду отсутствия акта органа местного самоуправления о присвоении соответствующего статуса.
В ходе рассмотрения дела, с учетом представленных сторонами документов и сведений, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) теплоснабжающей организацией признается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. 
В силу пункта 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребителем тепловой энергии считается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
На основании п. 28 ст. 2 Закона о теплоснабжении под единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения (далее – ЕТО) понимается теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ч.ч. 1, 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции).
В силу ст. 4.2 Закона о теплоснабжении доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).
По смыслу вышеприведенных норм закона для квалификации нарушения ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) конкретного лица, необходимо установить наличие у него доминирующего положения на соответствующем товарном рынке, а также факт того, что совершенные им действия в виде злоупотребления таким положением не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Из материалов дела следует, что ООО «ТЭКОМ» является коммерческим хозяйствующим субъектом, основным видом деятельности которого является: 35.30.14 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; дополнительными видами деятельности в том числе: 35.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии); 35.30.3 Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Согласно экспертному заключению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края об установлении (корректировке) долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2022 год в долгосрочном периоде регулирования 2018-2022, ООО «ТЭКОМ» на праве собственности владеет частью здания, расположенного по адресу: г. Гремячинск, ул. Ленина, 142а (Котельная № 14), остальные котельные (здание котельной № 1,2,3,4,5,6,7,12, тепловой пункт № 4, теплотрасса) переданы в пользование ООО «ТЭКОМ» по договору аренды муниципальным образованием «Гремячинское городское поселение».
Проведенный анализ товарного рынка показал, что Администрацией Гремячинского городского округа утверждена актуализированная схема теплоснабжения города Гремячинск на период 2020-2035 годы, согласно которой ООО «ТЭКОМ» является единой теплоснабжающей организацией в системах теплоснабжения на территории города Гремячинск в границах зоны действия источников тепловой энергии по адресу: Гремячинский городской округ, город Гремячинск, ул. Молодежная, д. 14а, ул. Кирова, д. 36, ул. Ленина, д. 191а, ул. Ленина, д. 264а, ул. Ленина, д. 327, ул. Республиканская, д. 16, ул. Ушакова, д. 47, ул. Богдана Хмельницкого, д. 1, ул. Ленина, д. 142а. 
Таким образом, следует, что ООО «ТЭКОМ», осуществляя деятельность в сфере теплоснабжения в г. Гремячинск в границах зоны действия принадлежащих ему: Котельной № 1 (ул. Молодежная, д. 14а), Котельной № 5 (ул. Кирова, д. 36), Котельной № 2 (ул. Ленина, д. 191а), Котельной № 3 (ул. Ленина, д. 264а), Котельной № 4 (ул. Ленина, д. 327), Котельной Гремячинского ПНИ – филиал ГБУ ПК «Кучинский ПНИ» (ул. Республиканская, д. 16), Котельной № 6 (ул. Ушакова, д. 47), Котельной № 12 (ул. Богдана Хмельницкого, д. 1), Котельной № 14 (ул. Ленина, д. 142а), к которой имеют непосредственное присоединение потребители тепловой энергии, занимает доминирующее положение в силу наличия статуса единой теплоснабжающей организации, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. Таким образом, в рассматриваемом случае на ООО «ТЭКОМ» распространяются антимонопольные запреты, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Установлено, что в феврале-марте 2022 г. ООО «ТЭКОМ» осуществило перерасчет платы за тепловую энергию с доначислением сумм за период с 2019 года по настоящее время неопределенному кругу потребителей - собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах г. Гремячинска, мотивировав, что единовременные доначисления произведены на основании Приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края № 46-02-04-14 от 14.02.2022.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 г. № СЭД-24-02-46-133«Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов, расположенных на территории Пермского края, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, дифференцированные по 16 климатическим районам, определенные с применением расчетного метода и метода аналогов. 
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 г. № СЭД-24-02-46-149 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода, дифференцированных по 16 климатическим районам, определенные с применением расчетного метода и метода аналогов
Решением Пермского краевого суда от 30 апреля 2021 г. по делу № 3а-70/2021, оставленным без изменений Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2021 г. № 66а-283 7/2021, признаны недействующими со дня принятия нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых домов), расположенных в 12 климатическом районе (Гремячинский городской округ, Чусовской городской округ) на территории Пермского края, в отношении многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки со стенами из камня, кирпича, со стенами из дерева, смешанных и других материалов, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 г. № СЭД-24-02-46-133 (в редакции приказа от 25.12.2020г. № 46-02-04-72), а также нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов, расположенных в 12 климатическом районе (Гремячинский городской округ, Чусовской городской округ) на территории Пермского края в отношении: 1-одноэтажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича, со стенами из панелей, блоков, со стенами из дерева, смешанных и других материалов; 3- 4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича, со стенами из панелей, блоков; 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков; 4 - 5 этажных многоквартирных и жилых домов после 1999 года постройки со стенами из панелей, блоков - рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 (в редакции приказа от 25.12.2020 № 46-02-04-72). 
Во исполнение решения Пермского краевого суда от 30 апреля 2021 г. по делу № За-70/2021 и апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2021 г. № 66а-2837/2021 Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края приказом от 14 февраля 2022 г. № 46-02-04-14 были внесены изменения в нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края (далее - Нормативы по отоплению), утвержденные приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 г. № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», от 27 ноября 2019 г. № СЭД-24-02-46-133 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края». 
Согласно пункту 3 приказа от 14 февраля 2022 г. № 46-02-04-14 приказ вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования, пункт 1.2 приказа распространяет свое действие на отношения, возникшие с 11 декабря 2019 года, пункт 2.2 настоящего приказа распространяет свое действие на отношения, возникшие с 10 апреля 2019 года. 
В квитанциях, направленных ООО «ТЭКОМ» в адрес потребителей указано, что начисления с октября 2021 по январь 2022 года произведены по Приказу РСТ ПК № СЭД-46-09-24-4 (5) от 2017 года, то есть, в период отсутствия принятия нового (замещающего) тарифа, начисление платы за коммунальный ресурс производилось по ранее отменённым тарифам, которые применялись с сентября 2017 года по апрель 2019 года и с октября 2017 по декабрь 2019 года соответственно.
Однако, с февраля 2022 года начисления производятся согласно замещающим тарифам, утвержденным Приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 14 февраля 2022 г. № 46-02-04-14, в том числе осуществлен перерасчет согласно новому приказу как за период с апреля (декабря) 2019 года по мая 2021 года, так и за период с октября 2021 по январь 2022 года.
Из ответа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края (исх. № 46-01-16-исх-47 от 06.04.2022; вх. № 005567 от 07.04.2022), представленного на запрос антимонопольного органа (исх. № 03075-22 от 22.03.2022), следует, что новые нормативы существенно превышают ранее установленные, что приводит к превышению максимально допустимого (предельного) роста платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного Указом губернатора Пермского края от 14 декабря 2021 г. № 175 (1 полугодие - 0%, 2 полугодие 2022 г. - 6,4%). Не допускается превышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях выше предельных (максимальных) индексов, установленных действующим законодательством (ч. 1 ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ). В целях соблюдения установленного предельного индекса исполнители коммунальных услуг обязаны производить корректировку начислений за поставленную тепловую энергию. 
Таким образом, при начислении платы за отопление за очередной месяц оказания услуг в 2022 году, необходимо применять объем тепловой энергии на уровне, предъявленном потребителю в декабре 2021 года, а сумма, превышающая установленный предельный индекс изменения роста платы граждан за коммунальные услуги, будет компенсирована исполнителю коммунальных услуг в рамках Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов юридическим лицам, являющимся исполнителями коммунальных услуг.
Порядок определения подлежащего государственному регулированию количественного показателя, влияющего на размер платы за поставленный коммунальный ресурс в случае признания нормативного правового акта, регулирующего объем подлежащего оплате коммунального ресурса, недействующим, разъяснен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» (далее – ПП ВС № 63).
В силу п. 4 ПП ВС № 63 споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
На основании п. 7 ПП ВС № 63 в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 ГК РФ).
Из буквального толкования указанных норм следует, что перерасчет платы по нормативам по отоплению, утвержденным приказом Министерства от 14 февраля 2022 г. № 46-02-04-14, может быть произведен только в отношении потребителей, у которых имеется непогашенная задолженность за коммунальную услугу по отоплению с 10 апреля 2019 г.
Потребителям, не оплатившим или оплатившим не в полном объеме поставленную тепловую энергию по отмененным нормативам, ресурсоснабжающие организация вправе произвести доначисление и взыскать доплату в судебном порядке.
Комиссией отмечается, что ресурсоснабжающие организации не вправе производить перерасчет платы за потребленную тепловую энергию с 2019 г. по установленным заменяющим актом нормативам потребителям, которые оплатили в полном объеме тепловую энергию по признанным недействующими нормативам.
Однако, как следует из представленных документов, ООО «ТЭКОМ» произвело перерасчет платы с доначислением сумм за поставленную тепловую энергию тем потребителям, у которых отсутствовала задолженность за спорные периоды, что является нарушением положений ПП ВС № 63.
Высказанный довод ООО «ТЭКОМ» об отсутствии присвоенного статуса единой теплоснабжающей организации подлежит отклонению как противоречащий имеющимся в деле материалам.
Согласно п. 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), статус ЕТО присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением:
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти), - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения;
главы местной администрации городского поселения, главы местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек;
главы местной администрации муниципального района - в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно актуализированной схеме теплоснабжения муниципального образования Гремячинского городского округа, утвержденной постановлением администрации Гремячинского городского округа от 12.03.2021 № 114 «Об утверждении схемы теплоснабжения Гремячинского городского округа на 2020-2035 гг.» ООО «ТЭКОМ» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Гремячинского городского округа (раздел 8 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)» Схемы).
Доказательств того, что указанный акт администрации Гремячинского городского округа и схема теплоснабжения являлись на тот момент времени недействующими, отменены или в установленном порядке оспорены, не имеется. Следовательно, ООО «ТЭКОМ» был присвоен статус ЕТО в соответствии с положениями действующего законодательства, что подтверждается актуализированной схемой теплоснабжения муниципального образования Гремячинского городского округа, размещенной на сейте Администрации Гремячинского городского округа 25.02.2022 г., а также представленными самим же ООО «ТЭКОМ» к рассмотрению дела документами. 
Также ООО «ТЭКОМ» указало в ходе дела, что не использует котельную № 7 (Котельная Гремячинского ПНИ – филиал ГБУ ПК «Кучинский ПНИ») и тепловой пункт № 4, поскольку объекты переданы Администрации, а котельная № 2 (ул. Ленина, д. 191а) не имеет подключенных объектов жилого назначения, где в расчетах могли бы применяться нормативы теплопотребления (исх. № 941 от 15.06.2022; вх. № 009239/э от 15.06.2022). Рассмотрев указанный довод, Комиссия антимонопольного органа принимает его к сведению. При этом, следует отметить, что документальных доказательств, подтверждающих изложенные факты, в антимонопольный орган ответчиком представлено не было. Помимо прочего, изложенное не доказывает отсутствие у ООО «ТЭКОМ» статуса ЕТО, утвержденного действовавшей схемой теплоснабжения, что, следовательно, не доказывает отсутствие у него доминирующего положения в силу положений ст. 4.2 Закона о теплоснабжении, установленного в ходе анализа рынка.
В части осуществления ООО «ТЭКОМ» доначисления потребителям платы за поставленную тепловую энергию на основании разъяснений Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Комиссия отмечает следующее. 
ООО «ТЭКОМ» направило претензию в адрес Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края (исх. № 1596 от 22.10.2022) о возмещении убытков за период с апреля 2019 года по май 2021 года в сумме 16 061 433, 09 рублей, полученных в результате принятия замещающих тарифов.
Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края направило ответ на претензию ООО «ТЭКОМ» (исх. № 46-05-11-исх-435 от 09.11.2021), согласно которому отказало ресурсоснабжающей организации в удовлетворении требований, а также, опираясь на положения ПП ВС № 63, сообщило, что признание недействующим нормативного правового акта, регулирующего объем подлежащего оплате коммунального ресурса, не является основанием для освобождения потребителя от оплаты поставленного ресурса, с сопутствующим выводом о том, что правоприменительная практика исходит из необходимости защиты прав ресурсоснабжающей организации в период отсутствия утвержденных нормативов путем заявления соответствующих исковых требований потребителям коммунального ресурса.
За период с октября 2021 по январь 2022 года ООО «ТЭКОМ» осуществляло начисление платы потребителям за поставленный коммунальный ресурс на основании недействующих Приказов РСТ ПК № СЭД-46-09-24-4 от 17.08.2017 и № СЭД-46-09-24-5 от 27.09.2017.
Начиная с февраля 2022 года начисления производятся согласно замещающему тарифу (Приказ Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 14 февраля 2022 г. № 46-02-04-14), распространяющего свое действие на правоотношения, возникшие с 11.12.2019 года и 10.04.2019 года, в зависимости от категории многоквартирного (жилого) дома, также осуществлён перерасчет потребителям, технологически присоединенным к источникам тепловой энергии, принадлежащим ООО «ТЭКОМ», за период с октября 2021 по январь 2022 года и доначисление платы за поставленный коммунальный ресурс за период с декабря 2019 по октябрь 2021 года.
18.03.2022 г. Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края направило информационное письмо Главам администраций городских округов, муниципальных округов Пермского края (по списку) о пересмотре нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов (исх. № 46-01-19-исх-30), в котором разъяснялся порядок начисления платы за поставленный коммунальный ресурс с учетом максимально допустимого (предельного) роста платы граждан за коммунальные услуги, а также было разъяснено о недопустимости доначисления платы гражданам, у которых отсутствует задолженность за спорный период.
ООО «ТЭКОМ» полагает, что не нарушило действующее законодательство, ввиду того, что органом тарифного регулирования при принятии замещающих тарифов, не были даны разъяснения о порядке их применения. Также ООО «ТЭКОМ» считает, что осуществляло начисление платы за коммунальный ресурс потребителям на основании писем Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края, которые были направлены в адрес «ТЭКОМ» в ответ на претензию (исх. № 46-05-11-исх-435 от 09.11.2021).
Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края, является органом, уполномоченным на разработку и утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, нормативов потребления коммунальных ресурсов; имеет полномочия разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства (п. 1.1, п. 4.1.6 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 631-п).
ООО «ТЭКОМ» является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, которая определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск. Организация при осуществлении своей деятельности обязана руководствоваться нормами действующего, в т.ч. антимонопольного законодательства. 
В силу действующего законодательства акты, издаваемые Министерством и имеющие юридическую силу, могут быть обжалованы в суд заинтересованными лицами в установленном порядке. При этом, методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, не могут являться актами, имеющими юридическую силу и обязательными к применению, исходя из чего их учет в работе иными лицами может осуществляться исключительно по их усмотрению. В силу изложенного это не может препятствовать теплоснабжающим организациям руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной органом тарифного регулирования.
Кроме того, отмечается, что ресурснабжающая организация вправе при установлении тарифа на 2023 год заявить выпадающие доходы за 2019-2021 годы.
Доводы о том, что акты органа регулирования об установлении нормативов (тарифов), которые впоследствии были признаны недействующими, привели к несостоятельности (банкротству) организации, отклоняются как не относящиеся к рассматриваемому делу.
Действия (бездействие) ООО «ТЭКОМ», результатом которых является осуществление перерасчета платы за тепловую энергию в доначислением сумм за период с 2019 года по март 2022 года потребителям, проживающим в г. Гремячинск в силу принятия Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края замещающих тарифов за указанный период, свидетельствуют о злоупотреблении рыночной силой по отношению к потребителям, поскольку данные действия нарушают установленный законодателем императивный запрет требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса, у которых отсутствует задолженность по оплате за тепловую энергию за спорный период, в случае признания нормативного акта об установлении регулируемой цены недействующим.
ООО «ТЭКОМ» должно было осознавать, что совершением действий (бездействия), направленных на перерасчет платы с доначислением сумм за спорный период, теплоснабжающая организация возлагает на потребителей обязанность по возмещению выпадающих доходов организации за 2019-2021 год, прямо противоречащую положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», а также установленному порядку заявления выпадающих расходов при установлении тарифа на следующий год, что Комиссией антимонопольного органа расцениваются как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением путём нарушения установленного порядка ценообразования.
Учитывая совокупность полученных доказательств, Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым квалифицировать рассматриваемые действия (бездействие) 
ООО «Теплоэнерго-Комфорт» нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия, при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
Материалами дела установлено, что ООО «ТЭКОМ» осуществило перерасчет платы за отопление за период с 2019 года по март 2022 года потребителям в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается материалами дела (исх. №705 от 04.05.2022; вх. №007085/э от 04.05.2022), ввиду чего Комиссия Пермского УФАС приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания.
Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России,

РЕШИЛА:
1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

2. Признать в действиях (бездействии) ООО «Теплоэнерго-Комфорт» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования путем необоснованного осуществления перерасчета платы за тепловую энергию потребителям в г. Гремячинск посредством ее доначисления, что привело либо могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии                                                                    <...>

Члены Комиссии                                                                                  

<...>      
<...>          

Связанные организации

Связанные организации не указаны