Решение б/н Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пе... от 6 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

            _________ ______________

         

На №  __________  от  ________________

 

 

 

Пермская печатная фабрика Гознака

614066, Пермский край, г. Пермь, ш. Космонавтов, д. 115

ppf@goznak.ru

 

ООО «Альтернатива»

454078, г. Челябинск, ул. Дзержинского, д. 93 Б, оф. 813

456870, Челябинская область, г. Кыштым, ул. Уральская, д.18

info@alternativa74.ru

alternativa74new@inbox.ru  

 

 

 

 

 

 

Дело №  059/10/5-996/2021

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об отсутствии оснований для включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

«1» октября 2021 г.                                                                                                                        г.Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а так же по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, направляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках  (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия Пермского УФАС России), в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

x, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

x, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

x, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи,

при участии представителя Пермской печатной фабрики Гознак - x, паспорт гражданина РФ (серия x, номер x), доверенность № 21 от 01.04.2021;

при участии представителей ООО «Альтернатива» - x, паспорт гражданина РФ (серия x, номер x), x, паспорт гражданина РФ (серия x, номер x), действующих по генеральной доверенности №2-2021 от 27.09.2021,

рассмотрев обращение Пермской печатной фабрики Гознака (вх. №015768) о включении сведений об ООО «Альтернатива» (ИНН: 7413001295; КПП 744901001, юридический адрес 454078, г. Челябинск, ул. Дзержинского, д. 93 Б, оф. 813; почтовый адрес: 456870, Челябинская область, г. Кыштым, ул. Уральская, д.18) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

31.08.2021 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило обращение Пермской печатной фабрики Гознака (вх. №015768), в котором указано об уклонении от заключения договора участника закупки - ООО «Альтернатива», признанного победителем закупки в форме запроса котировок в электронной форме, предметом которого являлся порошок перлитовый (извещение32110536409 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка), просит включить сведения об ООО «Альтернатива» в реестр недобросовестных поставщиков.

ООО «Альтернатива» в своих возражениях указало, что просит организацию в реестр недобросовестных поставщиков не включать, поскольку общество было лишено возможности обратиться к заказчику с запросом о разъяснении положений документации о закупке, в частности, положений извещения, ввиду чего, подавая заявку, ООО «Альтернатива» предложила цену исходя из единицы товара (за 1 тонну), а не из всего объёма цены товара (45 тонн).

Изучив документы и материалы, предоставленные сторонами на рассмотрение обращения, Комиссии Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Частью 2 статьи 5 Закона о закупках предусмотрено, что сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с п. 1 приказа ФАС России от 18.03.2013 г. №164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Далее – Приказ № 164/13) на Комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых заказчиками в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012г. №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – уполномоченный орган), сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не представивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (п. 1 Правил).

Таким образом, направлению в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о поставщиках, уклонившихся от заключения контракта по результатам закупки, либо о поставщиках, с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора.

При этом, согласно письма ФАС РФ №ИА/31163/14 от 04.08.2014 г. в ходе заседания Комиссии по рассмотрению обращений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) первоначальному рассмотрению подлежат действия заказчиков в части соблюдения порядка заключения договоров, установленного документацией о закупке.

2.06.08.2021 г. на сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru было размещено извещение № 32110536409 о проведении закупки в форме запроса котировок в электронной форме, предметом которого являлся порошок перлитовый.

При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд акционерного общества «Гознак» (редакция № 11) (далее – Положение), Извещением о проведении запроса котировок в электронной форме № ЗКэ_6_0001084_2021_АО на поставку порошка перлитового для Пермской печатной фабрики – филиала акционерного общества «Гознак» (далее – Извещение).

Датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок является 18.08.2021. На участие в закупке было подано 3 заявки: ООО «Альтернатива», ООО «Первая уральская ХК», ООО «НП КХК» . Каждая из заявок признана соответствующей требованиям Извещения. ООО «Альтернатива» предложила ценовое предложение в размере 44500 (с НДС, руб.); ООО «Первая уральская ХК» предложила ценовое предложение в размере 1 887 300 (с НДС, руб.); ООО «НП КХК» предложила ценовое предложение в размере 2 070 000 (с НДС, руб.).

По результатам запроса котировок в электронной форме в соответствии с №ЗКэ_6_0001084_2021_АО, победителем закупки с ценовым предложением 44 500 (с НДС, руб.) признан участник № 1 ООО «Альтернатива».

ООО «Альтернатива» от заключения договора отказалось, поскольку, как следует из письма от 23.08.2021, обществом было понято, что необходимо указать цену за единицу продукции – за тонну, что и было сделано.

В соответствии с п. 30.7 Раздела 30 «Общий порядок заключения и исполнения договора» Положения, при уклонении победителя конкурентной закупки от заключения договора заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, и заключить договор с участником конкурентной закупки, заявке которого присвоен второй номер. Участник, заявке на участие которого присвоен второй номер, обязан подписать договор и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим разделом. Одновременно с подписанными экземплярами договора этот участник обязан предоставить обеспечение исполнения договора (в случае наличия такого требования).

Руководствуясь названными положениями, заказчик заключил договор с ООО «Первая уральская ХК» по цене 1 887 300 (с НДС, руб.), что подтверждается сведениями электронной торговой площадки «РТС-тендер» (https://www.rts-tender.ru/poisk/id/c57813252159210009480000/).

К рассмотрению материалов ООО «Альтернатива» представила письменные возражения.

В представленных возражениях ООО «Альтернатива» отметило, что положения закупочной документации, в частности, Извещения, для ООО «Альтернатива» были им неясными, однако в силу императивных норм закона, а также положений Извещения в части порядка получения разъяснений документации, необходимые разъяснения ООО «Альтернатива» не могли быть получены.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Изучив представленные доводы, Комиссия Пермского УФАС отмечает следующее.

Согласно п. 3 ст. 3.2 Закона о закупках, в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с п. 9.4 Раздела 9 «Порядок проведения конкурентных закупок» Положения, в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно п. 9 Извещения, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и/или документации о закупке, разъяснения положений извещения об осуществлении закупки и/или документации о закупке, осуществляется только через электронную площадку. Документы, поступившие заказчику иным способом, не рассматриваются.

В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и/или документации о закупке заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Начало срока подачи запроса разъяснений: с момента размещения Извещения.

Дата и время окончания срока предоставления разъяснений положений документации о закупке: «13» августа 2021 года (15-00, время московское).

В соответствии с Извещением, день окончания срока приема заявок – 18.08.2021. Первым из трех рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие следует считать 13.08.2021.

В соответствии с п. 3 ст. 3.2 Закона о закупках, в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Таким образом, Заказчик, пользуясь своим правом не осуществлять разъяснение в случае, если запрос о таком разъяснении поступил позднее 13.08.2021 (15-00, время московское) фактически лишил ООО «Альтернатива» возможности подать такой запрос, что противоречит как законодательству (п. 3 ст. 3.2 Закона о закупках), так и Положению (п. 9.4 Раздела 9 «Порядок проведения конкурентных закупок»).

Действуя добросовестно и разумно, Заказчик обязан принимать от участников закупки запросы о разъяснении документации до даты и времени окончания подачи заявок включительно. Судебная практика по данному вопросу также предписывает заказчикам действовать добросовестно в части установления срока возможности подачи запросов о разъяснениях в соответствии с принципами, установленными статьей 10 Гражданского кодекса и статьей 3 Закона о закупках (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.09.2021 N Ф09-6109/21 по делу N А76-51526/2020).

В соответствии с материалами, представленными электронной торговой площадкой, ООО «Альтернатива» подало заявку на участие закупки в форме запроса котировок в электронной форме, предметом которого являлся порошок перлитовый 17.08.2021, т.е. в пределах трех рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Между тем, некоторые из положений Извещения противоречат положениям, содержащимся в проекте договора поставки. Так, в соответствии с пп. 2 п. 5 Раздела II «Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме» Извещения, цена фиксируется в договоре и остается неизменной в течение срока действия договора. Цена договора сформирована с учетом расходов на доставку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

При этом, в соответствии с п.п. 1.2, 1.3. проекта договора поставки № ЗКэ_6_0001084_2021_АО, предусмотрено, что:

«Общая сумма договора составляет ___________ (_____________ рублей ___ копеек), в том числе НДС (20%) _______ (___________ рублей _____ копеек). Цена товара устанавливается в рублях, является фиксированной и пересмотру не подлежит»,

«Покупатель имеет право после заключения Договора увеличить объем закупаемой продукции в размере до 30 процентов, либо уменьшить в размере до 30 процентов от первоначально заявленного количества без изменения цены за единицу продукции указанной в Договоре. Оплата производится за фактически поставленный товар».

Кроме того, в таблице, содержащейся в п. 1.1. проекта договора предусмотрено указание, в том числе, на цену за единицу товара:

 

№ п/п

Наименование товара

Кол-во

Ед. изм.

Цена за ед. с НДС, руб.

Сумма с НДС, руб.

1

Перлит

Производитель:

45000

Кг.

 

 

Итого:

 

В том числе НДС 20 %

 

 

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закон о закупках не содержит норм, касающихся толкования положений закупочной документации. Исходя из этого, при толковании положений Извещений возможно по аналогии закона применить нормы Гражданского кодекса о толковании договора.

В соответствии со ст. 431 Гражданского кодекса, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

ООО «Альтернатива» было лишено возможности получить разъяснение положений закупочной документации, в связи с чем растолковало спорные положения в части подачи ценового предложения в пользу цены за единицу поставляемого товара, а не из НМЦК.

Комиссия Пермского УФАС России принимает во внимание тот факт, что после установления ООО «Альтернатива» необходимости подавать в составе заявки ценовое предложение исходя из начальной (максимальной) цены договора, а не из единицы товара, общество направило в адрес заказчика письмо от 23.08.2021, где пояснило безусловное намерение заключить договор с учетом стоимости поставки единицы товара в 44 500 (с НДС, руб.), т.е. как 2 002 500 (с НДС, руб.).

Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Альтернатива» уклонилось от заключения договора, однако общество подавало заявку на участие в закупке с намерением такой договор заключить. Факт уклонения от заключения договор первопричинно обусловлен неверным истолкованием условий закупочной документации.

Комиссия Пермского УФАС России отмечает следующее.

Частью 2 статьи 5 Закона о закупках предусмотрено, что сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Вместе с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков может являться только такое уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.

Исходя из положений Закона о закупках и Правил, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств.

С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о закупках, следовательно, является механизмом защиты заказчиков, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации ("Обзор судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2017)).

Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных подрядных организаций является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущее применение к нему неблагоприятных последствий.

Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе и штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании участника аукциона уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Термин «уклонение от заключения договора» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения невыполнение условий договора, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя.

Основанием для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций является только такое уклонение от заключения договора или от исполнения условий договора, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Положения, нарушающих права заказчика. Внесение в реестр недобросовестных подрядных организаций ставится в зависимость от их добросовестного или недобросовестного поведения.

Комиссия Пермского УФАС также обращает внимание, что заказчик заключил договор с ООО «Первая уральская ХК» по цене ниже НМЦК, а именно 1 887 300 (с НДС, руб.), что подтверждается сведениями электронной торговой площадки «РТС-тендер» (https://www.rts-tender.ru/poisk/id/c57813252159210009480000/).

В связи с изложенным, Комиссия Пермского УФАС приняла решение не направлять в ФАС России сведения в отношении ООО «Альтернатива» (ИНН: 7413001295; КПП 744901001, юридический адрес 454078, г. Челябинск, ул. Дзержинского, д. 93 Б, оф. 813; почтовый адрес: 456870, Челябинская область, г. Кыштым, ул. Уральская, д.18) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

В связи с чем, руководствуясь требованиями Приказа ФАС России от 18.03.2014 г. № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия,

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

По результатам рассмотрения обращения Пермская печатная фабрика Гознака ((вх. №015768)) о включении сведений в отношении ООО «Альтернатива» (ИНН: 7413001295; КПП 744901001, юридический адрес 454078, г. Челябинск, ул. Дзержинского, д. 93 Б, оф. 813; почтовый адрес: 456870, Челябинская область, г. Кыштым, ул. Уральская, д.18) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральный законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                    x

 

Члены Комиссии                                                                                                       x

 

                                                                                                                                       x

 

Заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

x,

(342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны