Акт плановой выездной проверки б/н АКТ ПРОВЕРКИ Департамент культуры и молодежной политики адми... от 2 октября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
_____________ № _____________
На №___________ от ___________
|
Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми
614000, край Пермский, город Пермь, улица Ленина, дом 27
АКТ ПРОВЕРКИ № ______
г. Пермь « 02 » октября 2020 года
На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28.08.2020 № 179-п «О проведении плановой выездной проверки» проведена плановая проверка в отношении департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми (ОГРН 1125902007032, ИНН 5902293876, КПП 590201001, адрес (место нахождения): 614000, край Пермский, город Пермь, улица Ленина, дом 27).
Продолжительность проверки: 20 рабочих дней.
Акт составлен ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю <...>
Лица, проводившие проверку:
Руководитель инспекции:
- <...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов (номер служебного удостоверения 20106),
Члены инспекции:
- <...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов (номер служебного удостоверения 19608);
- <...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (номер служебного удостоверения 19607).
При проведении проверки присутствовали: <...> - начальник департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми; <...> – начальник отдела правового обеспечения и общим вопросам.
Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлась <...> - начальник департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми.
Предметом проводимой проверки являлось осуществление государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Период, за который была проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: с сентября 2017 по настоящее время.
Срок и место проведения проверки: с 07 сентября 2020 года по 02 октября 2020 года включительно, город Пермь, улица Ленина, дом 27.
В ходе проверки были получены и исследованы следующие документы и информация:
- Положение о департаменте культуры и молодежной политики администрации города Перми (утв. Решение Пермской городской Думы от 26.06.2012 N 139 (ред. от 18.12.2018) «О департаменте культуры и молодежной политики администрации города Перми»);
- соглашения о предоставлении субсидий, заключенные с подведомственными учреждениями за период с 01.09.2017;
- муниципальные задания подведомственных Департаменту учреждений за период с 01.09.2017;
- информацию, предоставленную Департаментом о совершенных действиях и проведенных подведомственными учреждениями мероприятиях в рамках исполнения соглашений о предоставлении субсидий;
- нормативные и ненормативные акты, изданные Департаментом;
- реестр закупок у единственного поставщика за период с 01.09.2017 по настоящее время;
- документы о проведении торгов, конкурентных и закупочных процедур;
- договоры (соглашения), заключенные Департаментом с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами;
- входящая и исходящая переписка с хозяйствующими субъектами;
- иные необходимые для работы Департамента документы и информация.
По результатам анализа представленных документов и информации установлено следующее:
1. Согласно п. 1.11 Положения о департаменте культуры и молодежной политики администрации города Перми (утв. Решение Пермской городской Думы от 26.06.2012 N 139 (ред. от 18.12.2018) «О департаменте культуры и молодежной политики администрации города Перми») (далее – Положение), департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми (далее также – Департамент) является функциональным органом администрации города Перми.
Как следует из п. 2.1 Положения основной целью деятельности Департамента является создание и развитие в городе Перми условий для осуществления гражданами и организациями прав в сферах культуры, дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время и работы с молодежью.
Исходя из цели деятельности Департамента, он осуществляет следующие задачи:
- организация предоставления дополнительного образования детей в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города Перми;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Перми услугами организаций культуры, а также для массового отдыха жителей города Перми;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Перми, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Перми;
- организация и осуществление мероприятий по работе с молодежью в городе Перми.
В сфере создания условий для организации досуга и обеспечения жителей города Перми услугами организаций культуры, а также для массового отдыха жителей города Перми Департамент осуществляет следующие функции:
- формирует политику в сфере культуры, организует создание условий для досуга, массового отдыха жителей города Перми, обеспечения населения города Перми услугами организаций культуры, организует обустройство мест массового отдыха, находящихся в ведении подведомственных муниципальных учреждений;
- обеспечивает культурное обслуживание жителей города Перми посредством организации городских культурно-зрелищных мероприятий, а также обеспечивает организацию культурно-зрелищных мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей жителей районов города Перми в культурном досуге;
- в рамках решаемых Департаментом задач обеспечивает организацию культурно-зрелищных мероприятий, в том числе культурно-досуговых, культурно-просветительских и иных зрелищных мероприятий, в подведомственных муниципальных учреждениях;
- в рамках решаемых Департаментом задач участвует в организации фестивалей, конкурсов и других культурных мероприятий на территории города Перми;
В сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Перми, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Перми Департамент осуществляет следующие функции:
- осуществляет в рамках решаемых Департаментом задач учет объектов культурного наследия, контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами установленного законодательством Российской Федерации порядка учета, охраны, реставрации и использования объектов историко-культурного наследия местного значения;
- в установленном порядке осуществляет обследование, консервацию, ремонт и реставрацию объектов культурного наследия местного значения;
- осуществляет популяризацию объектов культурного наследия путем создания и развития информационных систем и иными способами.
2. По итогам анализа представленных муниципальных заданий подведомственных Департаменту учреждений, соглашений о предоставлении субсидий, заключенных с подведомственными учреждениями, информации, предоставленной Департаментом о совершенных действиях и проведенных подведомственными учреждениями мероприятиях в рамках исполнения указанных соглашений, Инспекцией Пермского УФАС России установлено следующее.
21.12.2018 для муниципального автономного учреждения «Агентство социокультурных проектов» (далее также – МАУ «Агентство социокультурных проектов», Учреждение) Департаментом утверждено муниципальное задание на 2019 год, в соответствии с которым Учреждению поручена организация и проведение культурно-массовых мероприятий (мастер-классов, иных зрелищный мероприятий), организация и проведение мероприятий.
01.02.2019 между департаментом культуры и молодежной политики администрации города Перми и МАУ «Агентство социокультурных проектов» заключено соглашение № СЭД-059-09-01-19-37 о предоставлении субсидий на иные цели из бюджета города Перми.
Согласно предоставленной департаментом культуры и молодежной политики администрации города Перми информации, Учреждение в рамках исполнения данного соглашения осуществило в том числе следующие мероприятия:
- организация празднования наступившего Нового года и Рождества Христова (2018-2019);
- организация празднования наступающего Нового года (2019-2020);
- организационно-техническое обеспечение и проведение мероприятий, посвященных празднованию дня воссоединения Крыма с Россией, дня Российского Флага, международного дня инвалидов, международного дня дружбы;
- организация праздничного народного гуляния «Масленица»;
- организация карнавального шествия «Пермское яркое»;
- открытие фонтана и реализация проекта музыкального фонтана.
По результатам анализа информации о том, организовывались ли данные мероприятия собственными силами учреждения или с привлечением в соответствии с законодательством о закупках хозяйствующих субъектов, Инспекцией антимонопольного органа установлено, что средства, выделенные Учреждению в виде субсидии были израсходованы для оплаты услуг (работ) различных хозяйствующих субъектов по договорам гражданско-правового характера на оказание услуг (выполнение работ) по организации и проведению отдельных мероприятий.
Так, в рамках организация празднования наступившего Нового года и Рождества Христова (2018-2019) Учреждением были заключены, в частности, договоры на организацию и проведение следующих мероприятий:
- услуги по устройству, обслуживанию и демонтажу ледового катка (договор № 0312/3-18-п от 03.12.2018, заключен с единственным поставщиком);
- поставка природного льда для объектов ледового комплекса (договор № 0312/2-18-эо от 03.12.2018, заключен по результатам закупи № 31807108988 в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ);
- услуги охраны (договор № 2812/5-18-п от 28.12.2018, заключен с единственным поставщиком);
- услуги по устройству, обслуживанию, демонтажу ледовых объектов и инфраструктуры новогоднего ледового комплекса (договор № 0312/1-18-п от 03.12.2018, заключен с единственным поставщиком);
- услуги по изготовлению декоративного оформления на новогоднюю городскую ель (договоры № 2802/3-19-п от 28.02.2019, № 2802/2-19-п от 28.02.2019, № 0103/3-19-п от 01.03.2019, заключены с единственным поставщиком);
- услуги по монтажу, демонтажу и вывозу декоративного оформления городской ели (договор № 0103/1-19-п от 01.03.2019, заключен с единственным поставщиком);
- услуги по изготовлению видеоконтента (договор № 2612/3-18-п от 26.12.2018, заключен с единственным поставщиком);
- организация интерактивной площадки «Приемная Деда Мороза» (договор № 2812/11-18-п от 28.12.2018, заключен с единственным поставщиком);
- организация интерактивной площадки «Незамерзай-ка» (договор № 2812/12-18-п от 28.12.2018, заключен с единственным поставщиком);
- организация интерактивной площадки «Рождественские игрища» (договор № 2812/9-18-п от 28.12.2018, заключен с единственным поставщиком).
29.12.2017 для муниципального автономного учреждения культуры «ПермьПарк» (далее также – МАУК «Пермь Парк», Учреждение) Департаментом утверждено муниципальное задание на 2018 год, в соответствии с которым Учреждению поручена организация показа концертов и концертных программ.
02.02.2018 между департаментом культуры и молодежной политики администрации города Перми и МАУК «ПермьПарк» заключено соглашение № СЭД-059-09-01-19-71 о предоставлении субсидий на иные цели из бюджета города Перми.
Согласно предоставленной департаментом культуры и молодежной политики администрации города Перми информации, Учреждение в рамках исполнения данного соглашения осуществило в том числе следующие мероприятия:
- организация и проведение арт-проекта «ReФорма: Губернский город»;
- организация и проведение фестиваля «Выходные на Набережной»;
- организация и проведение мероприятия «День Набережной».
По результатам анализа информации о том, организовывались ли данные мероприятия собственными силами учреждения или с привлечением в соответствии с законодательством о закупках хозяйствующих субъектов, Инспекцией антимонопольного органа установлено, что средства, выделенные Учреждению в виде субсидии были израсходованы для оплаты услуг (работ) различных хозяйствующих субъектов по договорам гражданско-правового характера на оказание услуг (выполнение работ) по организации и проведению отдельных мероприятий.
Так, в рамках организация празднования наступившего Нового года и Рождества Христова (2018-2019) Учреждением были заключены, в частности, договоры на организацию и проведение следующих мероприятий:
- услуги по организации и проведению мероприятий Фестиваля «Выходные на Набережной» (договор с ООО «Практичное решение» заключен по результатам закупи № 31806406135 в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ);
- услуги по организации и проведению арт-проекта «ReФорма: Губернский город» (договор с ООО «УНДЕРВУДЪ» заключен по результатам закупи № 31806441452 в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ);
- услуги по организации и проведению мероприятия «День Набережной» (договор с ООО «Практичное решение» заключен по результатам закупи № 31806788777 в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ).
Инспекция Пермского УФАС России усматривает, что в рассматриваемом случае определилась ситуация, при которой Департамент наделил Учреждения функциями по организации и проведению ряда мероприятий, а Учреждения, в свою очередь, выполняли данные функции посредством заключения договоров гражданско-правового характера с иными хозяйствующими субъектами, в том числе без проведения конкурентных процедур.
Аналогичная ситуация сложилась при использовании средств субсидий иными муниципальными учреждениями, подведомственными департаменту культуры и молодежной политики администрации города Перми.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно п. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ» Об автономных учреждениях» (далее также – Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (ч. 4 ст. 4 Закона об автономных учреждениях).
В силу ст. ст. 69.1, 78.1 Бюджетного кодекса РФ, из бюджетов бюджетной системы РФ предоставляются субсидии автономным учреждениям, в том числе на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания и иные цели.
Согласно ч. 6 ст. 4 Закона об автономных учреждений, кроме указанных в части 2 настоящей статьи муниципального задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
Перечисление автономному учреждению субсидий, вне зависимости от её цели, в любом случае должно соответствовать ч. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждений, т.е. денежные средства могут передаваться только на оказание автономным учреждением услуг (выполнение работ) в установленных сферах деятельности.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).
Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
Таким образом, предметами закупок могут быть работы, услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей автономных учреждений (т.е. когда автономные учреждения сами являются потребителями (получателями) таких работ, услуг), и финансируемые за их счет.
Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд размещается в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 Закона о контрактной системе).
Таким образом, действующим законодательством РФ установлено, что орган местного самоуправления, в случае, когда для осуществления полномочий требуется выполнение работ (оказание услуг) за счёт бюджетных средств, вправе:
- учреждать и финансировать автономные учреждения, которые будут своими силами и средствами выполнять и оказывать указанные работы, услуги, в т.ч. в рамках выданного муниципального задания;
- размещать закупки на работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Исполнение заключенных подведомственными Департаменту учреждениями договоров направлено на обеспечение населения города Перми качественным безопасным позитивным досугом, созданию благоприятной социокультурной среды, творческой самореализации личности. В данном случае получателем данных услуг является не автономная организация, а население города Перми.
Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Перми услугами организаций культуры, а также для массового отдыха жителей города Перми является одной из основных задач Департамента (п. 3.1.5 Положения).
В целях осуществления своих функций Департамент может создавать автономные организации. Иным способом исполнения Департаментом возложенных на него функций, в том числе по организации культурно-досуговой деятельности населения, является формирование и размещение соответствующего муниципального заказа для обеспечения соответствующих нужд.
Следовательно, привлечение хозяйствующих субъектов для оказания услуг (выполнения работ) в целях организации культурно-досуговой деятельности населения города Перми должно было осуществляться исключительно в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Таким образом, в действиях департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми и подведомственных учреждений усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Выводы Инспекции:
В действиях (бездействии) департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми выявлены признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Подписи лиц, проводивших проверку:
Руководитель Инспекции <...>
Члены Инспекции <...>
<...>
С актом ознакомлен(-а), копию акта получил(-а):
«____»__________________ 2020 г. ____________________________________
(Ф.И.О., должность руководителя, иного
должностного лица или уполномоченного
представителя проверяемого лица)