Решение №090458 Решение по жалобе АО «Государственный Ордена Трудового Знаме... от 6 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67.

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

        _____________ № _____________ 

  На №  _____________ от  ____________

 

ФКП «Пермский пороховой завод»

614113, г. Пермь, ул. Гальперина, 11.

ppz@perm.ru

torgi@explosives.ru

 

АО «Государственный Ордена Трудового Знамени научно – исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений»

105118, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, 38

e-mail: info@eos.su

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе АО «Государственный Ордена Трудового Знамени научно – исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений» (вх. № 018407)

 

«25» января 2017 г.                                                                                                                        г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Рачева К.А., специалист 1 разряда финансово – административного отдела;

Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

при участии представителей ФКП «Пермский пороховой завод» - Окуневой Ю.В. (по доверенности от 29.12.2016 г.), Холоимова С. А. (доверенность от 11.11.2015 г.); АО «Государственный Ордена Трудового Знамени научно – исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений» - Чернецова А. Г. (доверенность от 11.01.2017 г.),

рассмотрев жалобу АО «Государственный Ордена Трудового Знамени научно – исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений» (далее – общество, заявитель) на действия (бездействие) заказчика ФКП «Пермский пороховой завод» (далее заказчик, организатор торгов, предприятие) при организации и проведении открытого запроса ценовых котировок не в электронной форме на поставку продукта ОСФ, извещение № 31604483930 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) (далее – закупка, торги, котировка),

 

 

УСТАНОВИЛА:

29.12.2016 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, в которой в частности указано на незаконность изменения условий участия в котировке, а также существенных условий исполнения договора рассматриваемой закупки, по отношению к аналогичным условиям закупки по извещению №31604383454 от 25.11.2016 г. Заявитель просит учесть, что предметом обеих закупок является поставка одного и того же товара и последний, на равнее с ООО «Волгоградпромпроект», подавал заявку на участие в «первоначальной» закупке, но та была отменена. Изложенное, по мнению заявителя, однозначно свидетельствует о создании ООО «Волгоградпромпроект» (единственный участник «повторных» торгов) преимущественных условий участия в закупке, т.к. в «повторной» закупке заявитель участвовать не смог из-за ограниченного временного интервала для подготовки и подачи заявки, в т.ч. в части оформления банковской гарантии и в этой связи представитель общества обращает внимание на п. 3 решения тендерной комиссии заказчика (протокол от 30.11.2016 г. об отмене процедуры закупки «Поставка продукта ОСФ») согласно которого по новому техническому заданию необходимо было провести именно торги, т.е. конкурс или аукцион с размещением соответствующего извещения в срок не менее чем за 20 дней до даты окончания приёма заявок. Представитель общества дополнительно просит обратить внимание на отсутствие в протоколе торгов №1 от 19.12.2016 г. информации о существенных условиях договора.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу (№68 от 25.01.2017 г.;№68-034 от 16.01.2017 г.), в которых ссылается на законность и обоснованность процедуры торгов, в т.ч. в части установления условий участия в закупке и исполнения договора, а также просит учесть тот факт, что на настоящий момент между предприятием и единственным участником котировки - ООО «Волгоградпромпроект» заключен и исполняется соответствующий договор поставки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ и услуг унитарными предприятиями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 2 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках). В этом абзаце и далее по решению Закон о закупках применяется в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей определенных данным законом юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1 Закона о закупках).

На основании ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов (закупок), осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – унитарное предприятие обязан руководствоваться в том числе утверждённым руководителем унитарного предприятия и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

28.10.2016 г. на официальном сайте размещено Положение о закупках заказчика, утверждённое Приказом генерального директора №1459 от 26.10.2016 г. Помимо прочего положением предусмотрено, что:

- заказчик вправе отменить любую закупку не позднее установленного документацией о закупке даты  окончания срока подачи заявок участниками. В случаи принятия решения об отмене процедуры закупки, Заказчик оформляет протокол об отмене процедуры закупки. Извещение  об отмене закупки размещается  в единой информационной системе не позднее следующего рабочего дня со дня принятия заказчиком соответствующего решения. Конверты с заявками (предложениями) участников закупки, поступившие до отмены закупки, в случае наличия у Заказчика информации об обратном адресе участника закупки подлежат возврату подавшим их участникам в неизменном виде не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня принятия решения об отмене закупки, а при отсутствии информации об обратном адресе участника закупки подлежат передаче в неизменном виде на архивное хранение (ч.ч. 1, 2, 3 ст. 6);

- корректировка  плана закупки согласовывается в соответствии с Приложением №8 к Положению о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФКП «Пермский пороховой завод» и утверждается  генеральным директором  предприятия (ч. 6 ст. 8);

- решение о выборе способа закупки принимается инициаторами закупки в соответствии с настоящим Положением. Способ закупки вносится в план закупки, согласовывается  заместителем генерального директора по направлению, инициатором закупки, членами тендерной комиссии и утверждается генеральным директором (ч. 2 ст. 9);

- одним из способов закупок является запрос ценовых котировок, т.е. конкурентный способ закупки, при котором информация о потребностях заказчика в товарах, работах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса ценовых котировок и победителем  в котором признается участник процедуры закупки, предложивший наиболее низкую цену договора. Запрос ценовых котировок может быть открытым (в электронной форме ст.48 и  не в  электронной форме)  или закрытым, с проведением или без проведения квалификационного отбора. Запрос ценовых котировок  применяется заказчиком при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок. Решением генерального директора может быть установлен предельный уровень цены договора для применения данного способа закупки товаров, работ, услуг (ч.ч. 1, 2                ст. 12);

- протокол о выборе победителя  запроса котировок должен содержать, в т.ч. информацию о существенных условиях договора (ч. 6 ст. 32).

13.12.2016 г. на официальном сайте размещена 212-я версия плана закупки предприятия на 2016 г.  №2150126132 в позиции 1125 которого предусмотрено проведение рассматриваемой закупки.

В тот же день заказчиком на официальном сайте размещены извещение о проведении торгов, закупочная документация, в т.ч. проект договора, формы документов. Датой окончания подачи заявок, их рассмотрения и подведения итогов закупки установлено 19.12.2016 г.

19.12.2016 г. организатор торгов опубликовал на официальном сайте протокол торгов от 19.12.2016 г. согласно которого запрос котировок признан несостоявшимся, в связи с поступлением единственной заявки (ООО «Волгоградпромпроект»). Помимо прочего в протоколе указаны предмет поставки (в т.ч. требования по качеству) и количество товара, стороны, договора, сроки поставки, цена договора.

30.12.2016 г. (т.е. по истечении 10 дней с момента размещения на официальном сайта итогового протокола торгов) между предприятием и ООО «Волгоградпромпроект» заключен договор поставки №67-361.

Учитывая вышеизложенные нормы и обстоятельства Комиссия Пермского УФАС России не находит оснований для признания жалобы обоснованной, поскольку организатор торгов в установленные законом и положением о закупках сроки, разместил на официальном сайте всю необходимую информацию, в т.ч. в части участия в торгах, оформления результатов запроса котировки.

Доводы заявителя о создании преимущественных условий участия в торгах отдельному участнику отклоняются, поскольку ничем, кроме самих доводов не подтверждаются, при том условии, что само по себе изменение сроков поставки товара, его объёма, по сравнению с иными закупочными процедурами, в т.ч. проводимыми ранее и отмененными, действующим законодательством не запрещено. Кроме того, материалы жалобы не содержат сведений о ценовом предложении ООО «Волгоградпромпроект» по «первоначальной» закупке и, следовательно, не позволяют сделать вывод, что в случае не отмены торгов по извещению №31604383454 их победителем обязательно стало бы общество. Здесь же важно отметить, что условия участия в торгах распространялись в равной степени на всех лиц и предоставление банковской гарантии было не единственным способом обеспечения заявки на участие в запросе котировок. Нельзя не учесть и факт наличии в извещении о проведении торгов указания на возможность поставки продукции, изготовляемой ОАО «Силан» (т.е. той продукции, которую и намеривался поставить заявитель).

В части обязательности проведения торгов (конкурс, аукцион) обращает на себя внимание, что основанием для указания в извещении о проведении закупки (закупочной документации) способа закупки является утверждённый генеральным директором заказчика план закупки предприятия, но ни как не итоговый протокол иных закупок.  Кроме того, именно генеральный директор предприятия утверждает способ закупки.

Из документов, представленных в материалы жалобы организатором торгов, а именно, служебной записки Заместителя генерального директора по коммерческим вопросам  Шеина А.С. от 29.11.2016 г. № 62/01/03-530, Протокола ФКП «Пермский пороховой завод» от 11.11.2016 г. № 02-03/195, служебной записки ПЭО от 23.11.2016 г. № 26-22/406, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что «первоначальная» закупка организатором торгов не была отменена безосновательно. Кроме того, стоит отметить, что антимонопольный орган не оценивал финансовое состояние предприятия, а лишь установил, что у организатора закупки возникла необходимость изменения объёма закупаемого товара и повышение размера обеспечения заявки на участие в запросе котировок, что отвечает целям и задачам работы предприятия.

Также, из материалов по делу № А36-5810/2014 следует, что организатор торгов является кредитором ОАО «Силан», что также, учтено антимонопольным органом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу АО «Государственный Ордена Трудового Знамени научно – исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений» на действия (бездействие) заказчика ФКП «Пермский пороховой завод» при организации и проведении открытого запроса ценовых котировок не в электронной форме на поставку продукта ОСФ, извещение № 31604483930 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) (далее – закупка, торги, котировка), необоснованной.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                  Д.Е. Баранов

 

Члены Комиссии                                                                                                                      К.А. Рачева

 

                                                                                                                                              Е.П. Трутнева

Примечание. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

Баранов Д.Е.,

(342) 235-14-95.

Связанные организации

Связанные организации не указаны