Решение №092464 Решение по жалобе ООО «Трэвэл Маркет» от 3 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

На №  __________  от  _______________

 

 

ООО «Трэвэл Маркет»

614000, г. Пермь, ул. Газеты «Звезда», 12

e-mail: 2122090@inbox.ru

 

КГАУ «Центр по реализации проектов в сфере культуры»

614990, г. Пермь, ул. Ленина, 64

kgau@permkult.ru  

 

Закупочная комиссия КГАУ «Центр по    реализации проектов в сфере культуры»

614990, г. Пермь, ул. Ленина, 64

kgau@permkult.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Трэвэл Маркет» (вх. № 002140)

 

«06» марта 2017 г.                                                                                                                            г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов.

Члены комиссии:

Анущенко Г.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Рачева К.А., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и процедур торгов,

рассмотрев жалобу 16.02.2017 г. в адрес Управления поступила жалоба ООО «Трэвэл Маркет» (вх. № 002140) (далее – заявитель), на действия КГАУ «Центр по реализации проектов в сфере культуры» (далее – организатор торгов), закупочной комиссии при организации и проведении запроса ценовых котировок на оказание услуг по бронированию и выписке авиабилетов (извещение № 31704753742, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

          16.02.2017 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, в которой указано на отсутствие в извещении и документации объема оказываемых услуг. Кроме того, полагает заявитель, установлены требования, которые приводят к ограничению конкуренции.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении торгов.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно частям 1 и 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – автономное учреждение обязано руководствоваться, в том числе утверждённым руководителем унитарного предприятия и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).

Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 

  1. При проведении рассматриваемой закупки организатор торгов руководствовался Положением о закупке, утвержденным Наблюдательным советом КГАУ «Центр по реализации проектов в сфере культуры» (протокол от 24.01.2017г. № 1), размещенном на официальном сайте.

Организатор торгов на официальном сайте опубликовал также извещение о проведении закупки, закупочную документацию с приложениями и иную необходимую информацию.

Согласно извещению, опубликованному на сайте 03.02.2017г., дата окончания подачи заявок10.02.2017г., дата рассмотрения и оценки заявок – 13.02.2017г.

Как следует из Протокола определения победителя от 03.02.2016г. для участия в закупке поступила одна заявка – ООО «Виэль трэвэл компани», данный участник был признан победителем.

Основным доводом заявителя было отсутствие в документации объема оказываемых услуг.

Комиссия Пермского УФАС России в ходе анализа имеющихся документов пришла к выводу о признании  жалобы заявителя в данной части обоснованной, ввиду следующего.

В силу ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

В силу положений документации предметом договора является оказание следующих услуг:

- бронирование и выписка авиабилетов на российские и международные авиакомпании;

- бронирование и выписка железнодорожных билетов;

- обеспечение авиабилетами, железнодорожными билетами;

- бронирование и заказ трансферов;

- бронирование гостиниц в России и за рубежом;

- оформление страховых полисов;

- оформление возврата железнодорожных и авиабилетов;

- услуги по организации визовой поддержки для российских граждан, выезжающих за территорию РФ;

- услуги по организации грузоперевозок;

- иные связанные с этим услуги.

Начальная максимальная цена составляет 16 млн. руб. Каким образом сформирована данная цена и что входит в услуги, то есть каков их объем, документацией не предусмотрено.

Таким образом, из анализа положений документации следует, что объем оказываемых услуг организатором торгов, в нарушение пп. 3) ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, не установлен.

          Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным признать в действиях организатора торгов факта нарушения пп. 3) ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

         Что касается довода заявителя относительно установления заказчиком требований, указанных в п. 1-3 раздела документации «Требования к участникам закупки», которые по его мнению приводят к ограничению конкуренции, то Комиссия Пермского УФАС России не находит оснований для признания его обоснованным.

        Указанный раздел документации включает в себя следующие требования:

      - наличие действующего договора с Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА) не мене 5 лет, сертификат об аккредитации;

      - наличие договора с Транспортно-клиринговой палатой, свидетельства об аккредитации в ВВТ;

      - наличие свидетельства о внесении сведений в реестр туроператоров, сфера туроператорской деятельности – внутренний туризм, международный въездной туризм.

         Данные требования обусловлены необходимостью подтверждения наличия квалификации у участника закупки, необходимой для оказания услуг по договору.

        Требование о наличии свидетельства ВВТ, в том числе, обусловлено требованиями действующего законодательства, так, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» перевозка и размещение лиц на территории РФ является туристским продуктом, формировать который имеет право Туроператор, сведения о котором внесены в единый Федеральный реестр туроператоров РФ, имеющий гарантию исполнения обязательств перед третьими лицами в размере 500 000 руб.

        Кроме того, необходимо отметить, что из смысла положений Закона о закупках следует, что требования к участникам закупки определяются заказчиком, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товарам.

В силу п. 1.9.4 Положения, регламентирующего деятельность организатора торгов, установлено, что заказчик может установить дополнительные требования к участникам закупки:

- обладание участниками закупки исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности либо правами на использование результатов интеллектуальной деятельности в объеме, достаточном для исполнения договора;

- наличие у претендента уставного капитала в размере не менее 100 000 руб.;

- иные требования, которые указываются к документации о закупке

Таким образом, заказчик установил такие дополнительные требования правомерно согласно требованиям Положения о закупках и применял их в равной степени ко всем участникам закупки.

Доказательств различного подхода организатора торгов к участникам в материалах жалобы не имеется. Иные доводы заявителя также были исследованы Комиссией Пермского УФАС России и не нашли своего подтверждения.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Так, подавая свою заявку на участие в закупке, участник тем самым подтверждает свое согласие с условиями и требованиями, установленными в документации о закупке. Из материалов жалобы следует, что ООО «Трэвэл Маркет» заявку для участия в торгах не подавало, за разъяснениями по вышеуказанным вопросам не обращалось.

Кроме того, доказательства нарушения чьих-либо прав таким порядком организации и проведении закупки отсутствуют, как и отсутствуют доказательства ограничения конкуренции. Иного заявителем не представлено.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Трэвэл Маркет» (вх. № 002140), на действия КГАУ «Центр по реализации проектов в сфере культуры», закупочной комиссии при организации и проведении запроса ценовых котировок на оказание услуг по бронированию и выписке авиабилетов (извещение № 31704753742, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»), обоснованной.
  2. Признать в действиях КГАУ «Центр по реализации проектов в сфере культуры» факт нарушения пп. 3) ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».  

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                               Д.Е. Баранов

 

Члены Комиссии                                                                                                                   Г.А. Анущенко

 

                                                                                                                                                 К.А. Рачева

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Трутнева Е.П.,

+7 (342) 235-10-36.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны