Решение б/н Решение по делу № 095-15-А от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 095-15-А

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 марта 2015 года.

В полном объеме Решение изготовлено 19 марта 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Кудрявцева М.А., заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Бородич Ю.М., ведущий специалист-эксперт отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации;

Шилов Д.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации;

рассмотрев дело №095-15-А по признакам нарушения ИП <…> (ИНН 810200880135; ОГРН 310598122100013; Юридический адрес: 619184, Пермский край, Юсьвинский район, <…>; адрес осуществления деятельности: 619184, Пермский край, Юсьвинский район, п.Майкор, ул.Коммунистическая, д.6; далее также – ИП <…>, Ответчик) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов,

            в присутствии Ответчика <…>

 

            УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступили (вх. № 001693 от 06.02.2015г.) материалы проверки соблюдения законодательства в сфере здравоохранения в части установления розничных цен на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП), проведённой Прокуратурой Юсьвинского района Пермского края по поручению Прокуратуры Пермского края и по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации

В ходе проверки индивидуального предпринимателя <…>, осуществляющей фармацевтическую деятельность в аптеке по адресу п.Майкор, ул.Коммунистическая, д.6 (ИНН 810200880135, ОГРН 310598122100013) выявлено, что при установлении цен на ряд наименований ЖНВЛП применена розничная ценовая надбавка больше предельной, установленной действующими нормативными актами.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия установила следующее.

 

ИП <…> осуществляет фармацевтическую деятельность в аптеке готовых лекарственных форм, расположенной по адресу 619184, Пермский край, Юсьвинский район, пос.Майкор, ул.Коммунистическая, д.6, на основании лицензии № ЛО-59-02-000354 от 28.12.2010г., выданной Министерством Здравоохранения Пермского края на срок до 28.12.2015г.

 

Распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 № 2199-р (с изм. от 19.12.2013, действовало до 28.02.2015г.) утверждён Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – Перечень ЖНВЛП), который содержит список лекарственных средств под международными непатентованными наименованиями (уникальное наименование действующего вещества лекарственного средства, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения) и сформирован с использованием международной Анатомо-терапевтической и химической классификации лекарственных средств.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 26.02.2010 № 3 (ред. от 28.04.2011, далее – постановление РЭК) установлены предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты:

 N

п/п

Лекарственные препараты, включенные в перечень

жизненно необходимых и важнейших лекарственных

 препаратов

Предельные

 размеры

 оптовых

надбавок, %

Предельные

 размеры

 розничных

надбавок, %

1

Наркотические и психотропные лекарственные

препараты

 46,5

 46,5

2

Лекарственные препараты, за исключением

лекарственных препаратов, указанных в пункте 1

2.1

при фактических отпускных ценах производителей

до 50 рублей включительно

 20,0

 31,0

2.2

при фактических отпускных ценах производителей

свыше 50 рублей до 500 рублей включительно

 17,5

 26,0

2.3

при фактических отпускных ценах производителей

свыше 500 рублей

 16,0

 23,0

 

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Из смысла данной правовой нормы необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

-        наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

-        злоупотребление доминирующим положением на данном рынке.

1. Наличие доминирующего положения ИП <…> на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края.

 

В целях рассмотрения настоящего дела Пермское УФАС России провело анализ и оценку состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края (оформлен аналитическим отчётом от 17.03.2015г.).

 

В соответствии с п.2.1. Порядка № 220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Анализ ограничивался изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то есть проводился ретроспективный Анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В целях анализа наиболее актуальных данных и получения объективных выводов в качестве временного интервала исследования рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами был взят промежуток в три полных календарных года: 2012, 2013 и 2014 годы и январь 2015 года.

 

Предварительное определение продуктовых границ производится на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

  •  аптека готовых лекарственных форм;
  •  аптека производственная;
  •  аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.
  •  аптечный пункт;
  •  аптечный киоск.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

 

Таким образом, предварительно продуктовые границы исследования определены как рынок розничной реализации лекарственных средств.

 

Для окончательного определения продуктовых границ товарного рынка необходимо выявить свойства товара, определяющие выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

–            приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

–            приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

–            приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

В связи с вышеизложенным и в соответствии с Методическими рекомендациями, окончательными продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».

ОКУН 081706

ОКПД 52.3

 

Согласно п.4.1 Порядка № 220, географические границы товарного рынка определяются границами территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами).

Согласно приложениям к лицензиям на осуществление фармацевтической деятельности, выдаваемых Министерством здравоохранения Пермского края, адрес места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности ограничен конкретной аптекой или аптечным пунктом (указывается точный адрес).

Майкорское сельское поселение расположено в Юсьвинском муниципальном районе Пермского края.

Согласно данным Пермьстата, по состоянию на 01.01.2014г. численность населения Юсьвинского муниципального района составляла 18798 человек, из них 3372 (17,9%) человек проживает в Майкорском сельском поселении, площадь Юсьвинского муниципального района составляет 3080 км2, из них 115,73 (3,8%) км2 приходится на площадь Майкорского сельского поселения.

Ближайшая к посёлку Майкор аптека находится в селе Купрос Юсьвинского муниципального района, в более чем 20 км. от поселка Майкор. Следовательно, у потребителей лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, проживающих в Майкорском сельском поселении, отсутствует целесообразность в приобретении указанных товаров за пределами Майкорского сельского поселения, в связи со значительными дополнительными затратами, которые потребители понесут при передвижении до удалённой аптеки и обратно.

На основании вышеизложенного, для достижения целей настоящего исследования и в интересах рассмотрения дела № 095-15-А о нарушении антимонопольного законодательства, географические границы товарного рынка определены как границы Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края.

 

При определении состава участников товарного рынка было установлено, что покупателями на данном рынке являются физические лица, а продавцами - индивидуальные предприниматели и юридические лица, владеющие аптечными учреждениями с лицензией на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля).

Всего в Майкорском сельском поселении Юсьвинского муниципального района Пермского края по состоянию на 01.01.2015г. имели лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля) и фактически осуществляли свою деятельность в 2012-2014 годах следующие хозяйствующие субъекты:

 

№ п/п

Наименование

Юридический адрес

Адрес осуществления деятельности

1

ООО «Аматег»

619184, Пермский край, Юсьвинский район, п.Майкор, ул.Ленина, 90

619184, Пермский край, Юсьвинский район, пос.Майкор, ул.Ленина, д.90

2

ИП <…>

619184, Пермский край, Юсьвинский район, пос.Майкор, ул.Кузинская, д.6

619184, Пермский край, Юсьвинский район, пос.Майкор, ул.Коммунистическая, д.6

 

ГБУЗ Пермского края «Майкорская участковая больница» не имеет действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и не осуществляет розничную продажу лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров (вх. № 003417 от 10.03.2015г.).

ГКУП «Фармация» прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства от 22.06.2012г. (ОГРН 2125981008866).

Сведениями об иных участниках исследуемого товарного рынка Пермское УФАС России не располагает.

 

Основным показателем для расчета объема товарного рынка является годовой товарооборот аптечных учреждений. Годовой объем рынка рассчитывается как сумма годовых товарооборотов всех аптечных учреждений Майкорского сельского поселения в стоимостном выражении:

 

Год

2012, тыс.руб.

2013, тыс.руб.

2014, тыс.руб.

Объём товарного рынка

7547,5

8134

8533

 

 

Доля хозяйствующего субъекта на рассматриваемом товарном рынке в географических границах Майкорского сельского поселения рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота аптечных учреждений данного хозяйствующего субъекта к годовому объему рассматриваемого товарного рынка:

Год

2012,%

2013,%

2014,%

ООО «Аматег»

47

45

45

ИП <…>

53

55

55

ИТОГО

100

100

100

 

В январе 2015 года состав участников рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края не изменился: аптеки ООО «Аматег» и ИП <…> продолжали функционировать по установленным адресам, новых лицензий на осуществление фармацевтической деятельности в границах Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края в январе 2015 году не выдавалось.

 

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

В соответствии с п.7.1 Порядка № 220, коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей нескольких крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывается для двух (обоих) крупнейших хозяйствующих субъектов и достигает своих максимальных значений – 100%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке и в исследованный период времени HHI составил:

2012, пунктов

2013, пунктов

2014, пунктов

5018

5050

5050

 

В соответствии с положениями п.7.2 Порядка № 220, исследованный рынок характеризуется высоким уровнем рыночной концентрации. Тип рынка – олигополия. Динамика развития конкурентной среды – отсутствует.

 

На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2012-2014 годах и в январе 2015 года в границах Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края выявлены следующие барьеры входа:

  1. экономические:
    1. нехватка квалифицированных кадров. Согласно ч.2 ст. 52 Закона об обращении лекарственных средств, физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций. Проблема поиска и отбора профессионально обученных фармацевтов в Пермском крае стоит не так остро, как в других субъектах Федерации, так как в регионе работает одно из немногих в стране профессиональных учебных заведений для фармацевтов – ГБОУ ВПО Пермская государственная фармацевтическая академия (далее – ПГФА). Однако выпускники ПГФА предпочитают либо работать в краевой столице, либо уезжать в крупные города других регионов, либо работать не по специальности. Малонаселённые муниципальные районы Пермского края, например, Юсьвинский район, испытывают острую нехватку профессиональных фармацевтов;
    2. низкая платежеспособность населения в периферийных городах и удаленных от краевой столицы районах с одновременным ростом цен на фармацевтическую продукции;
    3. высокие издержки на исполнение социальных функций и программ дополнительного лекарственного обеспечения, как то – отпуск продукции по льготным ценам различным категориям граждан (инвалиды, пенсионеры, малообеспеченные и т.д.);
  2. административные:
    1. лицензирование фармацевтической деятельности. Данный барьер не является труднопреодолимым, так как процесс получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности можно получить довольно быстро и без оформления большого пакета документов;
    2. согласно ч.6. ст.55 Закона об обороте лекарственных средств, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Однако этот барьер так же не является труднопредолимым, поскольку минимально необходимый ассортимент лекарственных средств не велик и состоит, в основном, из доступных и недорогих лекарств;
    3. санитарные и технические требования, предъявляемые к помещениям будущих аптечных учреждений легко тяжело выполнимы в небольших населённых пунктах, например, в поселке Майкор;
    4. регулирование рентабельности продаж. Государственный контроль ценообразования на фармрынке ограничен, он касается, в основном, лекарственных препаратов первой необходимости и жизненно необходимых лекарственных препаратов. Рост выручки легко обеспечить диверсификацией продаж, расширением ассортимента и повышением торговой надбавки на сопутствующие товары;
    5. ограниченный перечень товаров, которые могут быть реализованы рядовым аптечным учреждением, а также запрет отпуска многих лекарственных препаратов без рецепта. В последнее время список этих препаратов (в основном, сильнодействующих) существенно расширился, например, за счёт болеутоляющих средств, содержащих кофеин, до этого доступных в широкой продаже без всяких ограничений;
    6. изготовление, торговля и уничтожение наркосодержащих или наркотических, психотропных препаратов также запрещена без получения соответсвующих разрешений, которые выдаются при соблюдении жёстких требований к хранению и реализации данных препаратов. К таким требованиям относится даже выделение отдельных помещений под складирование наркотических препаратов, предъявляемое к аптечным учреждениям с целью пресечения накроторговли;
    7. постоянный контроль со стороны органов исполнительной власти, большое количество отчётных документов, плановые и неплановые проверки.

 

В результате проведенного анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края за период 2012-2014 годов и января 2015 года установлено следующее:

1.         В силу наличия труднопреодолимых барьеров: экономических (в основном) и административных, на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами осуществляет деятельность малое количество хозяйствующих субъектов, поэтому указанный рынок является высококонцентрированным, конкуренция на нем развита слабо.

2. Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. Исходя из официальных данных о численности населения в Майкорском сельском поселении, можно сделать позитивный вывод о том, что, не смотря на высокую концентрацию товарного рынка, уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Майкорском сельском поселении следует признать высоким. Поэтому слаборазвитая конкуренция характеризуются как отсутствием положительной динамики в прошлом, так и отсутствием перспектив развития в будущем.

 

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

 

Таким образом, на основании результатов проведённого Пермским УФАС России анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края и в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, положение ИП <…> на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края признаётся доминирующим.

 

2. Злоупотребление ИП <…> своим доминирующим положением в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

 

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

Согласно товарной накладной № 00001873303/0 от 06.01.2015 поставщика ЗАО «Аптека-Холдинг», товарной накладной № 7684/14 от 19.01.2015 поставщика ЗАО «Роста», товарной накладной № 00001888131/0 от 22.01.2015 поставщика ЗАО «Аптека-Холдинг», товарной накладной № Р-2962994 от 27.01.2015 поставщика ООО «СИА Интернейшнл -Пермь», товарной накладной № 00001892642/0 от 27.01.2015 поставщика ЗАО «Аптека-Холдинг» и протоколов согласования цен к этим накладным, материалам проверки, проведённой Прокуратурой Юсьвинского муниципального района, в январе 2015 года ИП <…> были приобретены следующие лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП и установлены следующие розничные надбавки на эти препараты:

1) гептрал лиоф д/р-ра д/в/в в/м введ. Фл. 400 мг + раст-тель №5 , Франция, производитель Famar L Aigle,( Адеметионин) по цене 1944,9 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 1437,49 руб. и при цене производителя (без НДС) 1318,84 руб. Ценовая розничная надбавка составила 25%, что на 2 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

2) диара табл.жеват.2 мг. №12 (Лопарамид), Россия производитель Оболенское фармпредприятие, по цене 99 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 71,62 руб. и при цене производителя (без НДС) 65,15 руб. Ценовая розничная надбавка составила 28,21%, что на 2,21 % выше , чем установлено постановлением РЭК;

3) йодбаланс табл. 0,2 мг №12, ( калия йодид) Германия, по цене 195,5 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 141,22 руб. и при цене производителя (без НДС) 121,43 руб. Ценовая розничная надбавка составила 30%, что на 4 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

4) кетанов табл. П.п.о 10 мг №100 (Кеторолак), Румыния, по цене 275 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 198,81 руб. и при цене производителя (без НДС) 180,78 руб. Ценовая розничная надбавка составила 28.3%, что на 2,3 % выше , чем установлено постановлением РЭК;

5) кетанов табл п.п.о. 10 мг №20 (Кеторолак), Румыния, по цене 64 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 44,6 руб. и при цене производителя (без НДС) 40,22 руб. Ценовая розничная надбавка составила 33,76%, что на 2,7 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

6) кетарол табл. П.п.о 10мг №20 (Кеторолак), Индия, по цене 48,50 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 33,76 руб. и при цене производителя (без НДС) 30.44руб. Ценовая розничная надбавка составила 33,9%, что на 2,9 % выше , чем установлено постановлением РЭК;

7) конкор табл. П.п.о 5 мг №30 ( бисопролол), Германия, по цене 256,50 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 185,21 руб. и при цене производителя (без НДС) 159,49 руб. Ценовая розничная надбавка составила 30%, что на 4 % выше , чем установлено постановлением РЭК;

8) варфарин Никомед таб 2, 5 мгх50 серии 213304, по цене 125, 50 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 90,65 руб. и при цене производителя (без НДС) 77,19 руб. Ценовая розничная надбавка составила 30,36%, что на 4,36 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

9) дюфалак сироп 667 мг/мл фл. серии 346976, по цене 785 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 580,89 руб. и при цене производителя (без НДС) 499,82 руб. Ценовая розничная надбавка составила 26,7%, что на 0,6 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

10) мальтофер сироп 10 мг/мл фл. 150 мл. серии 304111, по цене 346,50 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 250,26 руб. и при цене производителя (без НДС) 213,06 руб. Ценовая розничная надбавка составила 30,3%, что на 4,3 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

11) эутирокс таб 50 мкгхЮО, серии 183283, по цене 140 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 111,11 руб. и при цене производителя (без НДС) 86 руб. Ценовая розничная надбавка составила 30,5%, что на 4,5 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

12) Бетагистин табл. 16 мг №30, Россия, производитель ЗАО «Вертекс», по цене 58.50 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 40,88 руб. и при цене производителя (без НДС) 34,38 руб. Ценовая розничная надбавка составила 35,78%, что на 4,78 % выше, чем установлено постановлением РЭК.

13) виферон 1 сусп.рект.150 тыс. ME №10 ( интерферон альфа-2), Россия, ООО «Ферон», по цене 259 руб, при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 186,96 руб. и при цене производителя (без НДС) 173,47 руб. Ценовая розничная надбавка составила 27%, что на 1 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

14) панадол детский сусп. 10 мл, Франция, ( парацетамол), по цене 105 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 75,87 руб. и при цене производителя (без НДС) 65,36 руб. Ценовая розничная надбавка составила 29,9%, что на 3,9 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

15) циклоферон табл, п/о кишеч. раств. 0,15 г №10, (меглумина акридонацетат),Россия, по цене 191,80 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 138,39 руб. и при цене производителя (без НДС) 128,34 руб. Ценовая розничная надбавка составила 28%, что на 2 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

16) циклоферон табл, п/о кишеч раств. 0,15 г №20 (меглумина акридонацетат), Россия, по цене 381,50 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 275,25 руб. и при цене производителя (без НДС) 256,68 руб. Ценовая розничная надбавка составила 27,7%, что на 1,7 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

17) дигогсин 0,25 мг табл. Х50, Россия, производитель ЗАО «Гидеон-Рихтер», по цене 59,80 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 41,53 руб. и при цене производителя (без НДС) 34,68 руб. Ценовая розничная надбавка составила 37%, что на 6 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

18) наком 250 мг+25 мг таб.ХЮО, Словения, по цене 1707,50 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 1262,27 руб. и при цене производителя (без НДС) 1159,52 руб. Ценовая розничная надбавка составила 25%, что на 2 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

19) отривин 0,05% спрей назальный дозир. д/детей 10 мл. фл. п/э XI (ксилометазолин), Швейцария, по цене 178 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 128,45 руб. и при цене производителя (без НДС) 112,31 руб. Ценовая розничная надбавка составила 29,7%, что на 3,7 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

20) смекта пор д/приг.сусп.д/пр.внутрь (ваниль) Зг пак.ХЗО, Франция, по цене 379,50 руб., при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 273,85 руб. и при цене производителя (без НДС) 252,08 руб. Ценовая розничная надбавка составила 28%, что на 2 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

21) амбробене р-р д/приема внутрь и ингаляций фл. 7,5 мг/мл 100 мл,(амброксол) Германия, по цене 207 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 149,60 руб. и при цене производителя (без НДС)128,88 руб. Ценовая розничная надбавка составила 29,9%, что на 3,9 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

22) амлодипин табл. 10 мг №30, Россия, по цене 79,50 руб. при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 57,52 руб. и при цене производителя (без НДС) 53 руб. Ценовая розничная надбавка составила 27,8%, что на 1,8 % выше, чем установлено постановлением РЭК;

23) кардиАСК табл. П.п.о кишечнораств. 100 мг №30 ( ацетилсалициловая кислота), Россия, по цене 52,50 руб, при отпускной цене организации оптовой торговли (без НДС) 36,70 руб. и при цене производителя (без НДС) 31,04 руб. Ценовая розничная надбавка составила 35,04%, что на 4,5 % выше, чем установлено постановлением РЭК.

Всего Прокуратурой Юсьвинского муниципального района было выявлено 23 наименования лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, на которые ИП <…> в январе 2015 года были установлены розничные надбавки выше предельного уровня, установленного постановлением РЭК.

Ответчик на заседании Комиссии и в письменных пояснениях (вх. № 003435 от 11.03.2015г.) признал факт установления розничных надбавок выше предельного уровня, установленного постановлением РЭК, объясняя это человеческим фактором.

 

Согласно пояснениям Ответчика, по состоянию на 19 марта 2015 года розничные надбавки на все лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП, реализуемые в аптеке ИП <…> приведены в соответствие с действующим законодательством, однако в материалы дела № 095-15-А соответствующие доказательства не представлены.

 

Действия ИП <…> по установлению завышенных розничных надбавок  на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП наносят ущерб интересам потребителей и представляют существенную угрозу общественным отношениям.

У ИП <…> имелась объективная возможность соблюдения требований к предельной величине розничных надбавок, установленных постановлением РЭК, то есть у ИП <…> имелась объективная возможность осуществления своей деятельности с соблюдением норм антимонопольного законодательства, не допуская злоупотребления своим доминирующим положением, однако ИП <…>не были приняты все необходимые меры по соблюдению норм Закона о защите конкуренции.

 

Исследовав материалы дела № 095-15-А, Комиссия приходит к выводам о том, что нарушение ИП <…>установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, привели к нарушению прав и законных интересов потребителей, однако признаки ограничения конкуренции, закреплённые в пункте 17 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции, не установлены.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, ч.1 и п.2 ч.2 статьи 39, ч. 1 – 4 статьи 41, ст. 50 Федерального закона от 27.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.         Признать положение ИП <…> доминирующим на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края в силу положений статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.         Признать ИП <…> нарушившей положения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

3.         Выдать ИП <…> предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виде установления розничных надбавок на лекарства, входящие в Перечень ЖНВЛП, выше предельного уровня, установленного Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 26.02.2010 № 3 (ред. от 28.04.2011);

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                      М.А.Кудрявцева

 

Члены комиссии                                                                                                   Ю.М.Бородич

                                                                                                                                 Д.А. Шилов

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 095-15-А о недопущении нарушений

антимонопольного законодательства

 

18 марта 2015 года                                                                                                            г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Кудрявцева М.А., заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Бородич Ю.М., ведущий специалист-эксперт отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации;

Шилов Д.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, части 4 статьи 41, статьей 50 Федерального  закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18.03.2015г. по делу № 095-15-А о нарушении ИП <…> (ИНН 810200880135; ОГРН 310598122100013; Юридический адрес: 619184, Пермский край, Юсьвинский район, <…>; адрес осуществления деятельности: 619184, Пермский край, Юсьвинский район, п.Майкор, ул.Коммунистическая, д.6; далее также – ИП <…>, Ответчик) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.         ИП <…> в срок до 06 апреля 2015 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путём установления розничных надбавок на лекарства, входящие в Перечень ЖНВЛП, не выше предельного уровня, установленного Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 26.02.2010 № 3 (ред. от 28.04.2011).

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России с приложением подтверждающих документов не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель комиссии                                                                                      М.А.Кудрявцева

 

Члены комиссии                                                                                                   Ю.М.Бородич

                                                                                                                                 Д.А. Шилов

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны