Решение №096475 Решение по жалобам ООО «РОСМАШ», ООО «Промстройпроект» от 18 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

На №  __________  от  _______________

 

ООО «РОСМАШ»

614094 г. Пермь, ул. Горняков 6

rosmash159@mail.ru

ООО «Промстройпроект»

614015, г. Пермь, ул. Монастырская, 12

psp.perm@gmail.com

МАУК «Пермский городской дворец культуры им. А.Г. Солдатова»

614010, г. Пермь, пр-т Комсомольский, 79

priemdk@yandex.ru

ООО «Евразия-сервис»

614039, г. Пермь, ул. Краснова, 34

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобам ООО «РОСМАШ» (вх. №005552), ООО «Промстройпроект» (вх.№006672)

 

«02» мая 2017 г.                                                                                                                             г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д. Е. начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;                          

Члены комиссии:

Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Анущенко Г.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

рассмотрев жалобы ООО «РОСМАШ» (вх. № 005552), ООО «Промстройпроект» (вх.№006672) (далее – заявитель, общество) на действия МАУК «Пермский городской дворец культуры им. А.Г. Солдатова» (далее – организатор торгов, заказчик) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на приведение в нормативное состояние имущественного комплекса МАУК «Пермский городской дворец культуры им. А.Г. Солдатова» (ремонт кровли здания) по адресу г. Пермь, Комсомольский пр., д. 79 в соответствии с техническим заданием, локально-сметным расчетом и сводным расчетом (Приложение № 1 к конкурсной документации) (извещение № 31704894131, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – единая информационная система закупок, ЕИС) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.04.2017 г., 27.04.2017 г. в Пермское УФАС России поступили жалобы заявителей, в которых указано на несогласие с результатами оценки и сопоставления заявок на участие в торгах, а также на незаконное неразмещение в составе закупочной документации сведений, размещение которых обязательно.

Заказчик с доводами жалоб не согласен, представил письменные отзывы (от 17.04.2017 г, 27.04.2017 г., 02.05.2017 г.) в которых, в т.ч. указывает на отсутствие у антимонопольного органа оснований для рассмотрения настоящей жалобы, в части процедуры оценки и также просит учесть, что размещение в ЕИС проектной документации невозможно технически, а проект договора содержит условие об обязательном соответствии выполняемых работ требованиям ГОСТ, СНиП и т.п.

Представитель ООО «Евразия-Сервис» (лицо, заявке которого был присвоен первый порядковый номер <...> в ходе заседания Комиссии Пермского УФАС России поддержал позицию заказчика, а также пояснил, что при подготовке заявки на участие в рассматриваемых торгах данное общество учитывало требования проектной документации. Доступ к проектной документации имеется, в связи с ранее имевшим место фактом выполнения строительных работ  на данном объекте.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г.                № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках).

Информационная открытость является основополагающим принципом, которым должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (п.п. 1, 3, 7 ч. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

При этом, на момент размещения извещения о проведении данных торгов в ЕИС было опубликовано и действовало Положение о закупках заказчика, утверждённое протоколом заседания Наблюдательного совета учреждения № 34  от 30.01.2017 г, в силу п. 4.8 которого в документации о закупке должны быть указаны, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Таким образом, законодательно установлено, что одной из обязанностей заказчика является опубликование в ЕИС всей необходимой информации (документов), устанавливающей «технические требования» к выполняемым работам и позволяющей участникам торгов достоверно рассчитать предлагаемую ими цену договора, за которую они готовы выполнить соответствующие работы.

15.03.2017 г. в ЕИС размещено извещение о проведении торгов, закупочная документация, в т.ч. проект договора, иные необходимые документы и информация, которыми, в частности предусмотрено, что 05.04.2017 г. является днём окончания срока подачи заявок, датами рассмотрения заявок и подведения итогов торгов установлены 06.04.2017 г., 07.04.2017 г. соответственно.

Кроме того, закупочной документацией установлено, что:

- предметом конкурса является право заключить договор на приведение в нормативное состояние имущественного комплекса Муниципального автономного учреждения культуры «Пермский городской дворец культуры имени А.Г. Солдатова» (ремонт кровли здания) по адресу г. Пермь, Комсомольский пр., д. 79 в соответствии с техническим заданием, локально-сметным расчетом и сводным расчетом (Приложение № 1 к конкурсной документации). Работы  должны быть выполнены в полном соответствии с действующим законодательством, с требованиями конкурсной документации (в том числе техническим заданием) и условиями договора, являющегося приложением к конкурсной документации (раздел 2);

- цена договора включает все расходы на выполнение комплекса работ в соответствии с техническим заданием, локально-сметным-расчетом, сводным расчетом, а также расходы  на комплектацию объекта при приведении в нормативное состояние имущественного комплекса Муниципального автономного учреждения культуры «Пермский городской дворец культуры имени А.Г. Солдатова» (ремонт кровли здания) по адресу г. Пермь, Комсомольский пр., д. 79 необходимыми материалами и оборудованием, выполнение комплекса работ по текущему ремонту, включая монтажные, пуско-наладочные и иные работы, неразрывно связанные с выполнением работ на объекте, получение заключения о соответствии объекта  требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, которые могут возникнуть при исполнении договора. В ходе исполнения договора  при обнаружении необходимости выполнения работ, не предусмотренных проектной документацией, но связанных с  работами, предусмотренными договором, подрядчик должен в трехдневный срок уведомить заказчика и согласовать с ним порядок выполнения и стоимость дополнительных работ. Стоимость дополнительных работ не может превышать 10% цены договора (п.п. 2.5, 2.6 проекта договора (приложение 8 документации));

- работы должны производиться в соответствии с требованиями проектной документации, СНиПов, ГОСТов, СанПиНов, действующих  отраслевых стандартов и  других нормативных документов. Подрядчик гарантирует качество выполнения всех работ в соответствии с проектной документацией и действующими техническими нормами, ГОСТами, СНиПами, СанПиНами (п.п. 7.1, 9.1 проекта договора (приложение 8 документации);

- участник открытого конкурса должен представить предложение о качестве работ и иные предложения об условиях исполнения договора, в т.ч. предложение о цене договора, в соответствии с приложением №4 к документации (раздел 4).

Также нельзя не учесть требования ч. 1 ст. 45 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» согласно которой работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Следовательно, для успешного участия в торгах участники конкурса должны рассчитать и предложить в составе своих заявок такое предложение об условиях исполнения договора, которое было бы максимально привлекательно для заказчика и в то же время выполнимо и выгодно, в т.ч. с экономической точки зрения, для самих участников закупки, при условии, что в данном случае, исходя из проекта договора и требований действующего законодательства, необходимо рассчитывать цену договора с учётом обязательного соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, а также возможности возникновения необходимости выполнения дополнительных работ (по сравнению с работами, предусмотренными проектной документацией), финансирование которых со стороны заказчика ограничено 10 процентами от суммы договора, которая формируется на основании предложения победителя торгов.

При указанных условиях Комиссия Пермского УФАС России не может согласиться с законностью и обоснованностью факта отсутствия в составе закупочной документации проектной документации, а также информации о наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации  и считает необходимым признать в действиях учреждения факт нарушения п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Важно отметить, что в ходе заседания Комиссии Пермского УФАС России выяснилось и ни кем из участвующих лиц не оспаривалось, что отдельные лица, в т.ч. победитель торгов – ООО «Евразия-сервис», имели доступ и руководствовались требованиями проектной документации при формировании и составлении своей заявки на участие в торгах, в т.ч. в связи с ранее имевши место фактом выполнением ремонтных работ по договору с учреждением.

Кроме того, обращает на себя внимание, что в локальном сметном расчете (размещённом в составе закупочной документации) предусмотрены работы в другом объеме, чем предусмотрено проектной документацией: замена покрытий кровли, огнебиозащитная обработка деревянных конструкций кровли. Для ряда работ проектом предусмотрены иные материалы, чем указаны в сметном расчете, например для устройства стропил сметой предусмотрена доска 18х50х6000, а проектной документацией - три доски 50х200, сплоченные при помощи гвоздей в шахматном порядке.

Доводы о технической невозможности размещения в ЕИС документов в электронном виде объёмом столь значительного объёма (более 1 ГБ) Комиссией Пермского УФАС России отклоняются, как не подтверждённые документально и противоречащие сложившейся практике осуществления закупок (А40-72817/2015). Косвенным подтверждением возможности размещения в ЕИС документов в электронном виде объёмом свыше 1 Гб также служит закупочная документация по извещению №31603850560.

Доводы ООО «РОСМАШ» о нарушении заказчиком требований действующего законодательства при осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе Комиссией Пермского УФАС России не рассматриваются, как не соответствующие требованиям ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Учитывая, что в рассматриваемом случае заказчик, в нарушение законодательно установленной обязанности, не разместил в ЕИС документы и информацию, которые необходимы для подготовки и подачи соответствующей заявки, то есть имеет место факт грубого нарушения требований действующего законодательства, непосредственно влияющего на возможное число участников торгов, Комиссия Пермского УФАС России, с учётом положений ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, считает необходимым выдать учреждение предписание направленное на устранение допущенного нарушения, в т.ч. путём отмены протоколов торгов, возврата участникам торгов их заявок, внесения изменений в закупочную документацию, в части обязательного размещения в её составе проектной документации и информации о наличии положительного заключение государственной экспертизы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы ООО «РОСМАШ» (вх. № 005552), ООО «Промстройпроект» (вх.№006672) на действия МАУК «Пермский городской дворец культуры им. А.Г. Солдатова» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на приведение в нормативное состояние имущественного комплекса МАУК «Пермский городской дворец культуры им. А.Г. Солдатова» (ремонт кровли здания) по адресу г. Пермь, Комсомольский пр.,                 д. 79 в соответствии с техническим заданием, локально-сметным расчетом и сводным расчетом (Приложение № 1 к конкурсной документации) (извещение № 31704894131, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») обоснованными.
  2. Признать в действиях МАУК «Пермский городской дворец культуры им. А.Г. Солдатова» факт нарушения п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 4.8 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд, МАУК «Пермский городской дворец культуры им. А.Г. Солдатова», утверждённого протоколом заседания Наблюдательного совета учреждения № 34  от 30.01.2017 г.
  3. Выдать МАУК «Пермский городской дворец культуры им. А.Г. Солдатова» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в т.ч. путём отмены протоколов торгов, возврата участникам торгов их заявок, внесения изменений в закупочную документацию, в части обязательного размещения в её составе проектной документации и информации о наличии положительного заключение государственной экспертизы.

   

Заместитель Председателя Комиссии                                                                               Д.Е. Баранов

 

Члены Комиссии                                                                                                                Е.П. Трутнева

                                                                                                                                              

                                                                                                                                              Г.А. Анущенко

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Анущенко Г. А., (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны