Решение №097291 Решение по жалобе ООО «ВИАЛ групп» от 18 июля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67. e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
_____________ № _____________ На № _____________ от ____________
|
ООО «ВИАЛ групп»
614068, г. Пермь, ул. Данщина, д. 1а, оф. 47
infovialgrup@mail.ru
ГАУЗ ПК « Городская больница № 10»
614113, г. Пермь, ул. Липатова, д. 17
mauz10@mail.ru
Конкурсная комиссия
ГАУЗ ПК « Городская больница № 10»
614113, г. Пермь, ул. Липатова, д. 17
mauz10@mail.ru
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ВИАЛ групп» (вх. № 008826)
«08» июня 2017 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Белова А. Н., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Члены комиссии:
Литвинов П. И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Анущенко Г.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
рассмотрев жалобу ООО «ВИАЛ групп» (вх. № 008826) (далее – заявитель) на действия ГАУЗ ПК « Городская больница № 10» (далее – организатор торгов), конкурсной комиссии ГАУЗ ПК « Городская больница № 10» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по текущему ремонту фасада здания по адресу: г. Пермь, ул.Автозаводская,82, Литер. А (извещение № 31705020148, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
31.05.2017 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении конкурса, в которой указано на предъявление требований не предусмотренных документацией к документам в составе заявки ООО «Уралстройальянс».
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу (№ 10 от 08.06.2017г.), в которых указывает на законность процедуры торгов, в т.ч. в части не допуска заявителя.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ и услуг государственными автономными учреждениями, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 2 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).
На основании ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе Гражданским кодексом РФ, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона о закупках выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (ч. 4 ст. 447 ГК РФ).
Частью 2 статьи 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (ч. 4 ст. 10 Закона о закупках).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (чч. 5, 6 ст. 3 Закона о закупках).
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2. 17.04.2017 г. заказчиком на официальном сайте размещены извещение о проведении торгов, конкурсная документация, в т.ч. проект договора, формы документов, техническое задание и иные необходимые документы и информация. Срок окончания подачи заявок установлен до 22.05.2017 г. Вскрытие конвертов с заявками назначено на 22.05.2017 г. Дата рассмотрения и подведения итогов – 25.05.2017г. План закупок заказчика на 2017 г. размещён на официальном сайте 27.12.2016 г. Рассматриваемая закупка включена в план закупок на дату опубликования информации о торгах – позиция № 8.
22.05.2017г, 25.05.2017 г., 29.05.2017 г. на официальном сайте размещены протоколы торгов от 22.05.20167г., 25.05.2017 г., 29.05.2017 г. соответственно, согласно которых заявителю (предложившему цену договора – 2 893 461,73 руб.) заявителю было присвоено второе место , исходя из баллов итогового рейтинга. Победителем признано ООО «Уралстройальянс», предложившее цену договора – 2 600 000,00 руб.
Действующая на момент проведения закупки редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика утверждена председателем наблюдательного совета Учреждения (протокол № б/н от 13.01.2017 г.) и размещено на официальном сайте 17.04.2017 г.
Помимо прочего главой 5 положения предусмотрено осуществление закупок путём проведения конкурентных процедур, в том числе открытого конкурса (без каких либо ограничений).
Согласно п. 2 раздела 12 документации Конкурсная заявка признается надлежащей, если она соответствует всем требованиям, изложенным в конкурсной документации. Комиссия отклоняет конкурсную заявку в случае:
1) непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки, а также о соисполнителях (субподрядчиках) в случае их наличия в заявке участника, если требования к предоставлению документов о соисполнителях (субподрядчиках) были установлены в конкурсной документации;
2) несоответствия участника закупки, а также соисполнителей (субподрядчиков), если таковые указаны в заявке участника, а требования к соисполнителям (субподрядчикам) были установлены в конкурсной документации, требованиям, установленным к ним в соответствии с Положением о закупках;
3) непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации.
Отсутствие документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае поступления на расчетный счет Заказчика денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе за данного участника, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. При этом, Заказчик обязано по всем заявкам участников, в которых отсутствует документ или копия документа, подтверждающего внесение денежных средств, проверить поступление на расчетный счет средств в качестве обеспечения заявки;
4) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации;
5) заявка участника содержит предложение о цене договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора.
Ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – закон об ООО) закреплено требование о необходимости одобрения крупных сделок. Согласно п. 1 ч. 7 ст. 46 закона об ООО, Положения настоящей статьи не применяются к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.
Помимо прочего в закупочной документацией указано, в том числе на обязательность представления в составе заявки на участие в конкурсе решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника конкурса заключение договора является крупной сделкой. (п. 5 раздела 7).
В рассматриваемом случае директор ООО «Уралстройальянс» Шуклин Евгений Васильевич является единственным участником данного юридического лица (выписка из ЕГРЮЛ от 11.04.2017 г. № 5103В/2017). Таким образом, предоставление решения об одобрении крупной сделки не требовалось. Учитывая изложенное, указанный довод комиссия антимонопольного органа признает необоснованным.
Согласно пп. 11 п. 2 раздела 7 документации участник закупки должен предоставить сведения и привлекаемых субподрядчиках и документы, подтверждающие их соответствие требованиям, установленным в документации о закупке, или справку о том, что субподрядчики участником закупки привлекаться не будут.
При этом, конкурсной документацией установлено, что в ходе рассмотрения заявок организатор закупки по решению комиссии вправе направить письменные запросы участникам закупки, при этом организатором закупки, не должны создаваться преимущественные условия участнику или нескольким участникам. (п. 2 раздела 12).
Согласно протоколу № 5/1 о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 22.05.2017 г., ООО «Уралстройальянс» не представил сведения о привлекаемых субподрядчиках и документы, подтверждающие их соответствие требованиям, установленным в документации о закупке, или справку о том, что субподрядчики участником закупки привлекаться не будут.
25.05.2017 г. заказчиком был направлен запрос о предоставлении недостающих документов в составе заявки ООО «Уралстройальянс», а именно сведений о привлечении (не привлечении) субподрядчиков. 26.05.2017 г. ООО «Уралстройальянс» предоставил справку об отсутствии субподрядчиков.
Согласно пояснениям представителя заказчика, указанная справка была принята в составе заявки.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Учитывая п. 11 документации, основания отклонения заявок (п. 2 раздела 12 документации), а также правило о том что письменные запросы участникам закупки не должны создавать преимущественные условия участнику Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что рассмотрения в составе заявки ООО «Уралстройальянс» справки, полученной в результате дополнительного запроса Заказчика, противоречит ч. 6 ст. 3, п.2 ч.10 ст. 3 Закона о закупках, по причине того, что Документацией не установлена возможность непредставления обязательных документов (в силу п.2 раздела7 Документации) в составе заявки.
В ходе рассмотрения жалобы заявитель, так же указал на то, что в составе заявки в п. 3 Технического задания победитель не указал модуль крупности песка.
Между тем, согласно пп. 4, 7 п. 3 раздела 7 документации все показатели, характеризующие работы, установленные в Главе VI «Техническое задание», должны быть отражены в предложении участника закупки в отношении предмета договора, а так же при описании используемого товара, в заявке на участие в конкурсе должна быть указана информация в отношении всех установленных в п. 3 Главы «Техническое задание» показателей товаров, с учетом положений Главы I документации.
Учитывая пп. 4,7 п. 3 раздела 7 документации, основания отклонения заявок (п. 2 раздела 12 документации) Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что неуказание сведений о модуле крупности песка в Перечне товаров (материалов), используемых при выполнении работ и их показателей в составе заявки, противоречит ч. 6 ст. 3, п.2 ч.10 ст. 3 Закона о закупках, по причине того, что Документацией не установлена возможность непредставления обязательных документов (в силу п.2 раздела7 Документации) в составе заявки.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
В рассматриваемом случае, жалоба ООО «ВИАЛ Групп» является обоснованной, комиссия антимонопольного органа считает возможным выдать заказчику, а так же конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, путем отмены протоколов и рассмотрению заявок заново, с учетом выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1, 22 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ВИАЛ групп» (вх. № 008826) (далее – заявитель) на действия ГАУЗ ПК « Городская больница № 10» (далее – организатор торгов), конкурсной комиссии ГАУЗ ПК « Городская больница № 10» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по текущему ремонту фасада здания по адресу: г. Пермь, ул.Автозаводская,82, Литер. А (извещение № 31705020148, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка), обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов и конкурсной комиссии ГАУЗ ПК « Городская больница № 10» факт нарушения:
- ч. 6 и п. 2 ч. 10 ст. 3 Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём предъявления к участникам торгов, а именно ООО «Уралстройальянс» требований о предоставлении документов, предоставление которых не предусмотрено документацией о закупке;
- пп. 4,7 п. 3 раздела 7 документации путем не указания обязательных показателей и их значения, согласно п. 3 Технического задания.
4. Выдать ГАУЗ ПК «Городская больница № 10» обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений.
Заместитель Председателя Комиссии А. Н. Белова
Члены Комиссии П. И. Литвинов
Г.А. Анущенко
Примечание. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду (ст. 52 Закона о защите конкуренции).
К. А. Рачева,
(342) 235-14-95.