Решение б/н Решение от 27 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


                                                                                                

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

____________ № ____________________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «ВентТрейд»

610017, г. Киров, ул. Горбачева, 62, пом. 729

<...>

 

АО «Гознак»

614066, г .Пермь, шоссе Космонавтов, 115

KHuzyagulova_E_V@goznak.ru

Khudonogov_P_L@goznak.ru

 

Закупочная комиссия АО «Гознак»

614066, г .Пермь, шоссе Космонавтов, 115

KHuzyagulova_E_V@goznak.ru

Khudonogov_P_L@goznak.ru

 

Электронная торговая площадка

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Дело № 059/07/3-567/2020

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ВентТрейд» (вх. № 008462)

 

«26» мая 2020 г.                                                                                                                            г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя АО «Гознак» - <...> (по доверенности), без участия ООО «ВентТрейд» (надлежащим образом уведомлено),

рассмотрев  жалобу ООО «ВентТрейд» (вх. № 008462) (далее – заявитель) на действия АО «Гознак» (ИНН: 7813252159), Закупочной комиссии АО «Гознак» (далее – организатор торгов, Заказчик) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на приобретение и монтаж приточно-вытяжных систем в цехе №26 и в цехе на Пермской печатной фабрике - филиале АО «Гознак» (извещение № 32009120113, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.05.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на:

- наличие в конкурсной документации неправомерного требования, относительно наличия или отсутствия у участника статуса налогоплательщика НДС при предъявлении документов, подтверждающие критерий «Опыт аналогичных работ» (пункт 5.2 Информационной карты);

- наличие в конкурсной документации требований, обеспечивающие неравный допуск к участию, выражающиеся в требовании о наличии Лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (пп. 2.19 п. 12 Информационной карты);

- наличие некорректно сформулированного требования в Информационной карте о том, что банковская гарантия должна быть выдана банком, присутствующем в городе Москва, по мнению Заявителя, данное требование ограничивает круг потенциальных участников.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

 2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Гознак» (далее – Положение) и Документацией о проведении конкурса в электронной форме ОКэ_14_0000123_2020_АО, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение и монтаж приточно-вытяжных систем  в цехе № 26 и в цехе № 23 на Пермской печатной фабрике – филиале АО «Гознак» (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 29.04.2020 г., дата окончания приема заявок – 15.05.2020 г., дата подведения итогов - 26.05.2020 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В части довода о наличии в конкурсной документации неправомерного требования, относительно наличия или отсутствия у участника статуса налогоплательщика НДС при предъявлении документов, подтверждающие критерий «Опыт аналогичных работ», Комиссией Пермского УФАС России было установлено.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость содержатся в Приложении 1 к Информационной карте (раздел 3 Документации). Согласно данному Приложению, участнику необходимо подтвердить опыт выполнения аналогичных работ в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ с сопоставимыми объемами (с 30.04.2017 г. по 30.04.2020 г.).

Под аналогичными работами понимаются работы по монтажу приточно-вытяжных установок (промышленных кондиционеров) производительностью не менее 20000м3/ч.

Под сопоставимыми объемами понимаются объемы выполненных работ со стоимостью работ по договору не менее 10 000 000 (десяти миллионов) руб.

Опыт выполнения работ необходимо подтвердить комплектом документов, включающим:

- Договор подряда на аналогичные работы с сопоставимыми объемами;

- Акт выполнения работ по приложенному договору или другой документ (техническое задание, опись работ), подтверждающий выполнение работ по монтажу промышленных кондиционеров).

30.04.2020 г. Заказчику поступил запрос, в котором участник / потенциальный участник интересуется будут ли приниматься к зачету договор на сумму 8 700 000 рублей без НДС.

07.05.2020 г. Заказчик ответил, что такой договор приниматься к зачету не будет.

При рассмотрении жалобы, представитель организатора торгов сообщил, что в данном случае необходимо представить договор на сумму не менее 10 000 000 (десяти миллионов) руб, без учета НДС. Данное требование применяется ко всем участникам / потенциальным участникам в равной мере. Комиссия антимонопольного органа в данном требовании не обнаружила нарушений норм Закона о закупке и Закона о защите конкуренции.

Ссылка Заявителя на пункт 5.2 Информационной карты (раздел 3 Документации) несостоятельна по следующей причине.

Пунктом 5.2 Информационной карты (раздел 3 Документации) предусмотрено, что в случае, если участник освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС либо Участник не является налогоплательщиком НДС, то цена, предложенная таким Участником в заявке, не должна превышать установленную максимальную цену без НДС. При этом в указанном случае на стадии оценки и сопоставления Заявок для целей сравнения ценовые предложения всех Участников учитываются без НДС.

Из анализа данного пункта следует, что он регулирует сравнение ценовых предложений участников, и опыт выполнения работ никаким образом на применение данного пункта не распространяется.

Таким образом, довод о наличии в конкурсной документации неправомерного требования, относительно наличия или отсутствия у участника статуса налогоплательщика НДС при предъявлении документов, подтверждающие критерий «Опыт аналогичных работ» является необоснованным.

В жалобе Заявитель указывает на наличие в конкурсной документации требований, обеспечивающие неравный допуск к участию, выражающиеся в требовании о наличии Лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (пп. 2.19 п. 12 Информационной карты).

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны на требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Подпунктом 2.19 пункта 12 Информационной карты (раздел 3 Документации) установлено, что участнику / потенциальном участнику необходимо в составе заявки приложить копию Лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:

- в части монтажа, технического обслуживания и ремонта заполнений проемов в противопожарных преградах (установка противопожарных клапанов и для установки противопожарных дверей);

 - в части выполнения работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

В связи с тем, что Закон о закупках не предъявляет особых требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, данный вопрос регулируется организатором торгов или Заказчиком самостоятельно, с учетом принципов закрепленных в части 1 статьи 3 Законе о закупке.

Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что Заказчик указал, что лицензия должна быть в заявке, но в Документации отсутствуют требования о наличии Лицензии МЧС у подателя заявки. Таким образом, лицензия может быть оформлена на одного из участников коллективной заявки, на субподрядную организацию либо на организацию, которая участвует в процедуре одна.

Данное требование полностью отвечает нормам Закона о закупках и никак не нарушает права Заявителя. Довод о наличии в конкурсной документации требований, обеспечивающие неравный допуск к участию, выражающиеся в требовании о наличии Лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (пп. 2.19 п. 12 Информационной карты) является необоснованным.

В части довода о наличии некорректно сформулированного требования в Информационной карте о том, что банковская гарантия должна быть выдана банком, присутствующем в городе Москва, по мнению Заявителя, данное требование ограничивает круг потенциальных участников, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

Положением в пункте 10.2.18 предусмотрено, что в документации о проведении закупки должны быть указаны размер, форма и срок действия, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения договора в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора.

Пунктом 26 Информационной карты (раздел 3 Документации) установлено, что банковская гарантия должна быть выдана банком, отвечающим в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 № 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов»:

-  наличие у банка собственных средств (капитала)  в размере не менее 300 млн рублей, рассчитываемых  по методике Центрального банка Российской Федерации,  по состоянию на последнюю отчетную дату;

-  наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня «B-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «ruВ-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства акционерное общество «Рейтинговое агентство "Эксперт РА"». Банк, предоставляющий гарантию, должен присутствовать в городе Москве.

Действие банковской гарантии устанавливается с момента ее выдачи и завершается не ранее 60 календарных дней после даты окончания действия договора. В случае если предоставленное обеспечение в течение указанного срока перестало быть действительным (в том числе по причине отзыва лицензии у банка, выдавшего гарантию), поставщик обязуется предоставить Покупателю новую гарантию на тех же условиях.

Исследовав материалы жалобы и судебную практику, Комиссия антимонопольного органа не обнаружила нарушения Положения или норм Закона о закупках.

При рассмотрении жалоб, представитель организатора торгов сообщил, что Дирекция Заказчика находится в г. Москве. У сотрудников Пермской печатной фабрики имеется возможность обратиться в службу экономической безопасности в Дирекции, что в свою очередь приводит к ускорению процесса подтверждения подлинности предоставленных банковских гарантий.

Кроме того, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что пунктом 26 Информационной карты (раздела 3 Документации) не предусмотрена форма присутствия банка в городе Москва, а также предусмотрена возможность представить обеспечение в форме договора поручительства.

Доказательств ограничения круга потенциальных участников Заявителем представлено не было.

Таким образом, требование к банковской гарантии, выражающееся в том, что банк, предоставляющий гарантию, должен присутствовать в городе Москве никак не ограничивает допуск к участию в конкурсе, поскольку у участника / потенциального участника есть альтернативный способ обеспечения исполнения договора.

Из этого следует, что довод о наличии некорректно сформулированного требования в Информационной карте о том, что банковская гарантия должна быть выдана банком, присутствующем в городе Москва, по мнению Заявителя, данное требование ограничивает круг потенциальных участников является необоснованным.

Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что при рассмотрении указанной жалобы членами Комиссии был учтен тот факт, что ООО «ВентТрейд» не подавало заявку на участие в спорной закупке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ВентТрейд» (вх. № 008462) на действия АО «Гознак» (ИНН: 7813252159), Закупочной комиссии АО «Гознак» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на приобретение и монтаж приточно-вытяжных систем в цехе №26 и в цехе на Пермской печатной фабрике - филиале АО «Гознак» (извещение № 32009120113, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
  2. Предписание не выдавать.

 

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                           <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                       <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны