Решение б/н Жалоба ООО «СТИМ» (вх. № 001567) , на действия АО «Березнико... от 17 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________

 

На №  __________  от  ________________

 

ООО «СТИМ»

452935, Республика Башкортостан, р-н Краснокамский, д. Раздолье, ул. Новая, 11, кв. 2

bujn2@rambler.ru

 

АО «Березниковский содовый завод»

618400, Пермский край, г. Березники, ул. Новосодовая, 19

Zalimov.RR@soda.ru

                                      

Закупочная комиссия АО «Березниковский содовый завод»

Zalimov.RR@soda.ru

 

Электронная торговая площадка

АО "АГЗРТ"

info@mail.zakazrf.ru

 

Дело № 059/07/3-60/2022

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «СТИМ» (вх. № 001567)

                 

«14» февраля 2022 г.                                                                                                                     г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, без участия ООО «СТИМ» (надлежащим образом уведомлены), в присутствии представителей АО «Березниковский содовый завод» <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «СТИМ» (вх. № 001567) (далее – Заявитель), на действия АО «Березниковский содовый завод» (ИНН: 5911013780), Закупочной комиссии АО «Березниковский содовый завод» (далее – Организатор торгов) при организации и проведении конкурентного отбора на выполнение работ по замене изоляции на паропроводах (извещение № 32211065544, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка)

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.02.2022 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурентного отбора, в которой Заявитель указывает на несоответствие установленного закупочной документацией требования положениям закона.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 001083-22 от 07.02.2022) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

До рассмотрения жалобы Комиссией Пермского УФАС какой-либо информации о невозможности принять участие в рассмотрении жалобы, со стороны Заявителя представлено не было, от Заказчика  было получено ходатайство об участии в рассмотрении дела. Явка  на заседание Комиссии Пермского УФАС по рассмотрению настоящей жалобы была обеспечена Заказчиком.

В соответствии с частью 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Таким образом, учитывая, что Заявитель надлежащим образом извещен о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Пермского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в его отсутствии.

1. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке Акционерного общества «Башкирская содовая компания» (далее – Положение), Извещением о проведении  конкурентного отбора (далее – Извещение), Документацией о закупке конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по замене изоляции на паропроводах (лот №132) (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 25.01.2022 г. (текущая редакция извещения опубликована на официальном сайте 04.02.2022 г.).

Дата начала срока подачи заявок – 25.01.2022 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 09.02.2022 г.

Дата подведения итогов закупки – 18.02.2022 г.

Заявитель, ознакомившись с Извещением и Документацией, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, в которой указывает, что Заказчиком было установлено не соответствующее закону дополнительное требование к участникам закупки «Наличие специальной правоспособности, в том числе наличие специальных разрешений, лицензий, требующихся в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя. Просит признать жалобу ООО «СТИМ» необоснованной.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее:

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

В соответствии с пунктом 7.4.4 Положения Заказчик в дополнение к обязательным требованиям, в зависимости от предмета закупки и иных обстоятельств, обуславливающих особую необходимость надежного исполнения договора, вправе установить дополнительные требования к участнику, в том числе, наличие специальной правоспособности, в том числе наличие специальных разрешений, лицензий, требующихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разделом 10.2 Документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, в том числе требование: «Наличие специальной правоспособности, в том числе наличие специальных разрешений, лицензий, требующихся в соответствии с законодательством Российской Федерации». Соответствие указанному требованию подтверждается в соответствии с перечнем документов, указанных в п. 11 Технических требований заказчика (Приложение №1 к настоящей документации о закупке).

Пункт 11 Технических требований устанавливает, что для выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства на ОПО, при стоимости выполнения работ более 3  млн.рублей, при выполнении работ на территории АО «БСЗ» участник должен обладать двумя параметрами: наличие членства в СРО с правом выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, в соответствие с ЛРС, указанной в пункте №4 данного технического задания), а также наличие взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствующего уровню ответственности, равному либо превышающему стоимость выполнения соответствующих работ по договору.

Соответствие указанным требованиям подтверждается путем предоставления выписки из реестра членов СРО в соответствии с приказом № 86 от 04.03.2019 г. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и уведомления о включении сведений в национальный реестр специалистов в области строительства согласно Приложению № 11 к Регламенту ведения национального реестра специалистов в области строительства.

В жалобе Заявитель указывает, что установление требования о наличии взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствующего уровню ответственности, на момент подачи заявки на участие в закупке, противоречит положениям пунктов 2, 4 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, поскольку указанный взнос может быть внесен к моменту заключения договора.

Однако, Комиссия отмечает, что согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (часть 1).

Согласно части 3  статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации (часть 1); в реестре членов саморегулируемой организации в отношении каждого ее члена должны содержаться, в том числе сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (пункт 5 части 2); саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса (часть 4).

Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86 (далее - Приказ N 86). В пункте 3.3 данной Формы подлежат указанию сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Исходя из изложенного, Комиссия делает вывод, что установление спорного требования не противоречит принципам осуществления закупочной деятельности, установленным пунктами 2, 4 части 1 и частью 6 статьи 3 Закона о закупках, поскольку согласуется с положениями статьи 55.8 ГрК РФ о возможности осуществлять определенные виды деятельности по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, только при соблюдении в совокупности условий о наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и соответствии размера внесенного участником взноса в компенсационный фонд совокупному размеру обязательств по обеспечиваемым им договорам.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.05.2021 N Ф02-1973/2021 по делу N А58-5206/2020, где суд указывает, что установление заказчиком в Документации о закупке к участникам требований о необходимости представления в составе заявки выписки СРО в области инженерных изысканий, содержащей, в том числе сведения об уровне ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, соответствующем не менее предложенной стоимости выполнения работ по договору, не является избыточным требованием, поскольку данные требования соответствуют положениям пункта 2 части 3 статьи 55.8 ГрК РФ, устанавливающим равные требования ко всем лицам, выполняющим инженерные изыскания по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, а также пункта 3.3 Формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации, утвержденной Приказом N 86.

Комиссия также отмечает, что в соответствии с п. 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021) уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В рассматриваемом случае, спорное требование было установлено исходя из потребностей Заказчика в обеспечении своевременного и надежного исполнения участником закупки обязательств, принятых по заключаемому договору. Несоответствие участника требованию о членстве в саморегулируемой организации и наличии взноса, соответствующего уровню ответственности, влечет невозможность выполнения работ, указанных в статье 55.8 ГрК РФ и, как следствие, невозможность получения Заказчиком того результата, для достижения которого проводилась закупка.

Предъявление требования о соответствии взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств уровню ответственности, равному либо превышающему стоимость выполнения соответствующих работ по договору, не имеет целью осуществление контроля внесения участником указанных взносов, поскольку Заказчиком не установлено требование о подтверждении участником закупки совокупного размера обязательств по договорам, заключенным им с использованием конкурентных способов заключения договоров, и о том, что данный размер не превышает предельный. Таким образом, в данном случае участник, планирующий принять участие в закупе, самостоятельно принимает решение о необходимом уровне ответственности с учетом совокупного размера имеющихся договоров и цены договора, заключаемого по результатам закупки.

Доводы Заявителя о возможности Заказчика в соответствии с частью 9 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отказаться от заключения контракта с победителем в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует установленным требованиям, а также иные ссылки на указанный нормативный акт и имеющуюся в пределах контроля соблюдения его положений практику судебных и антимонопольных органов признаются Комиссией несостоятельными, поскольку спорная закупка осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в данном случае применению не подлежат.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020) указал на необходимость разграничивать правоотношения, регулируемые Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», с одной стороны, и Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с другой, поскольку цели правового регулирования этих законов в силу прямого на то в них указания нельзя назвать аналогичными.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СТИМ» (вх. № 001567), на действия АО «Березниковский содовый завод» (ИНН: 5911013780), Закупочной комиссии АО «Березниковский содовый завод» при организации и проведении конкурентного отбора на выполнение работ по замене изоляции на паропроводах (извещение № 32211065544, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Пермского УФАС России № 001083-22 от 07.02.2022.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                         <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                            <...>

 

 

                                                                                                                            <...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

<...>,  (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны