Решение б/н ОАО «Фирма Медполимер» (вх. № 013241) (далее – Заявитель), н... от 19 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ОАО «Фирма Медполимер»

<...> 

 

ГАУЗ ПК «ГКБ №4»

<...>

 

Закупочная комиссия

ГАУЗ ПК «ГКБ №4»

<...> 

 

Электронная торговая площадка

ООО «РТС-тендер»

<...>

 

 

 

 

Дело № 059/07/3-847/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе ОАО «Фирма Медполимер» (вх. № 013241)         

       

«12» августа 2021 г.                                                                                                                      г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва, в отсутствие сторон (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев жалобу ОАО «Фирма Медполимер» (вх. № 013241) (далее – Заявитель), на действия ГАУЗ ПК «ГКБ №4» при организации и проведении аукцион в электронной форме на поставку лекарственного препарата (Натрия хлорид, р-р для инфузий 0,9% 250 мл) (извещение № 32110500442, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.08.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой указывают на несоответствие закупочной документации положениям действующего законодательства.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы и отзыв на жалобу, в котором указывает на отсутствие нарушений при организации и проведении закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам. 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №4» (далее – Положение), Извещением об осуществлении закупки (далее – Извещение), Документацией о проведении аукциона в электронной форме на поставку лекарственного препарата (Натрия хлорид, р-р для инфузий 0,9% 500 мл) для Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №4» (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 26.07.2021 г., дата окончания подачи заявок – 11.08.2021 г., дата подведения итогов закупки – 12.08.2021 г.

Заявитель, ознакомившись с Извещением и Документацией, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, в которой ссылается на необоснованное включение дополнительных требований к упаковке предмета закупки, а именно к форме выпуска раствара для инфузий 0,9% натрия хлорида 500 мл. самоспадающийся полимерный флакон без ПВХ, с двумя отдельными стерильными портами, каждый из портов запечатан, при вскрытии одного порта стерильность второго сохраняется. Флакон имеет возможность добавления дополнительного объема лекарственных растворов 50 мл.; полагает, что при установлении подобного требования изначально ограничивается круг потенциальных участников закупки, которые могли бы предложить аналогичный товар соответствующего качества по более низкой цене.

Ввиду изложенного, Заявитель усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 3 ст. 3 Закона о закупках.

В обоснование своих требований Заявитель ссылается на Письмо ФАС России № РП/65863/16 «О взаимозаменяемости лекарственных препаратов с МНН «Натрия хлорид» от 23.09.2016.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и иные сведения, определенные положением о закупке.

Учитывая обстоятельства рассматриваемой жалобы, Комиссия Пермского УФАС России сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 Документации, предметом закупки является поставка лекарственного препарата (Натрия хлорид, р-р для инфузий 0,9% 250 мл), в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Документации (Приложение № 2), характеристиками товара (форма выпуска и дозировка) являются: раствор для инфузий 0,9% 250 мл флакон, самоспадающийся полимерный флакон без ПВХ, с двумя отдельными стерильными портами, каждый из портов изолированно запечатан, при вскрытии одного порта стерильность второго сохраняется. Флакон имеет возможность добавления дополнительного объема лекарственных растворов 50 мл.

В Примечании к Техническому заданию указано, что форма выпуска – полимерный флакон без ПВХ, что необходимо для осуществления лечебного процесса, замена недопустима.

Согласно пп. 1 п. 2.8.1. Положения, при описании в документации о конкурентной закупке, а так же в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Предоставленное Заказчику право на самостоятельное определение критериев допуска участников направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить Заказчика необходимыми ему качественными товарами. В то же самое время такое право Заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право приводит к искусственному сокращению количества участников Закупки, что недопустимо в контексте принципов, изложенных в Законе о закупках.

Из анализа характеристик товара Комиссия приходит к выводу, что при описании объекта закупки Заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, в него не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, а также требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно протоколу № 32110500442/216/ЭА рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме на право заключить договор на поставку лекарственного препарата на участие в закупке подано три заявки, две из которых признаны соответствующими требованиям.

Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что описание объекта закупки устанавливается Заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей для выполнения соответствующих функций, достижения наибольшей результативности и эффективности деятельности, нарушений требований Закона о закупках при описании объекта закупки, Комиссией не усматривается.

При этом, требования к описанию объекта закупки, поименованные в Письме ФАС России № РП/65863/16 «О взаимозаменяемости лекарственных препаратов с МНН «Натрия хлорид» от 23.09.2016, применяются исключительно к отношениям, направленным на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Указанные отношения урегулированы Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 (далее – Закон о контрактной системе).

Цели и принципы Закона о закупках и Закона о контрактной системе имеют различные сферы правового регулирования, в силу прямого на то в них указания, их нельзя назвать аналогичными, в случае осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд основополагающим является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств, а при закупках отдельными видами юридических лиц - эффективное удовлетворение потребностей самого заказчика, который самостоятельно устанавливает правила осуществления им закупок, утверждая соответствующее положение о закупках, определяя виды конкурентных процедур, критерии отбора (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Так, ст. 33 Закона о контрактной системе подробно регламентирует правила описания объекта закупки, тогда как нормы Закона о закупках более диспозитивны и предусматривают возможность описания предмета закупки не только нормами действующего законодательства, но и, при соблюдении Заказчиком закрепленных Законом о закупках принципах, Положением о закупках, где Заказчик в соответствии с собственными потребностями вправе устанавливать требования к поставляемым товарам, работам и услугам самостоятельно, при условии соответствия таких положений балансу частных и публичных интересов, в том числе, путем соблюдения запретов и предписаний конкурентного законодательства.

Различные цели действия указанных законов и принципы осуществления закупок определяют особенности регулирования отношений, возникших при применении этих законов, а также правовые последствия несоблюдения субъектами закупок их требований.

В связи с изложенным, Комиссия Пермского УФАС отмечает, что разъяснения, содержащиеся в Письме ФАС России № РП/65863/16 «О взаимозаменяемости лекарственных препаратов с МНН «Натрия хлорид» от 23.09.2016, а также положения Закона о контрактной системе не подлежат применению при проведении закупок в рамках Закона о закупках, в соответствии с которым осуществлялась спорная закупка.

Таким образом, жалоба на действия Заказчика не может быть признана обоснованной.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ОАО «Фирма Медполимер» (вх. № 013241) на действия ГАУЗ ПК «ГКБ №4» при организации и проведении аукцион в электронной форме на поставку лекарственного препарата (Натрия хлорид, р-р для инфузий 0,9% 250 мл) (извещение № 32110500442, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

2.Предписание не выдавать.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                    <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                         <...>

 

 

                                                                                                                                        <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

<...>,
(342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны