Решение (комиссия) №6461/24 решение по ж Доступная Среда на ПППедагог. колледж от 20 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Доступная Среда» (вх. № 7724-ЭП/24)

 

«13» июня 2024 г. г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Пермского УФАС) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, Заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

После объявленного перерыва, до объявленного перерыва без участия представителей сторон, рассмотрев жалобу (вх. № 7724-ЭП/24) Общества с ограниченной ответственностью «Доступная Среда» (ИНН: 7717620032 ОГРН: 1087746656469) (далее – Заявитель, ООО «Доступная Среда») на действия Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Пермский профессионально-педагогический колледж» (ИНН: 5904101121 ОГРН: 1025900886230) (далее – Заказчик, ГБПОУ «Пермский профессионально-педагогический колледж»), Закупочной комиссии при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку специализированного оборудования для инклюзивного образования в рамках федеральной образовательной программы Профессионалитет в 2024 г. (извещение № 32413595937 опубликовано на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.05.2024 г. в адрес Пермского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении аукциона, доводы которой сводятся к обжалованию положений Аукционной документации.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 5486/24 от 24.05.2024 г.) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг (Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский профессионально-педагогический колледж») (далее – Положение), Извещением о проведении аукциона в электронной форме (для субъектов малого и среднего предпринимательства) на поставку специализированного оборудования для инклюзивного образования рамках федеральной образовательной программы Профессионалитет в 2024 году (далее – Извещение), Документацией об аукционе в электронной форме (для субъектов малого и среднего предпринимательства) на поставку специализированного оборудования для инклюзивного образования рамках федеральной образовательной программы Профессионалитет в 2024 году (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте – 15.05.2024 г.

Дата начала срока подачи заявок – 15.05.2024 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 23.05.2024 г.

Дата подведения итогов закупки – 27.05.2024 г.

Заявитель, ознакомившись с Техническим заданием обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, доводы которой сводятся к следующему:

- требования к объекту закупки составлены таким образом, что Заказчику по закупаемым позициям 1, 2 может быть поставлена продукция только одного производителя ООО «Исток Аудио», продукция других производителей не подходит под предъявляемые требования, в связи с чем Заказчиком исключена возможность поставки товара иного производителя, что препятствует осуществлению конкуренции;

- необоснованное объединение устройств «FM-система» и «Аудиокласс» в одну позицию «Беспроводная звукозаписывающая аппаратура коллективного пользования, работающая в FM режиме для инклюзивного образования»;

- описание объекта закупки и инструкция по заполнению заявки на участие в закупке вводят участников в заблуждение, поскольку при описании объекта закупки Заказчиком используются символы, порядок использования которых инструкция не регламентирует.

Заказчик закупки с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения и все необходимые документы в материалы дела.

Ознакомившись с доводами жалобы, возражением на жалобу и исследовав положения Документации о закупке, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.

К числу основных принципов, которым надлежит руководствоваться заказчикам, относятся принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Требования к описанию предмета закупки установлены в ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках: при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

На основании п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком, и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству; техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно Техническому заданию на поставку специализированного оборудования для инклюзивного образования рамках федеральной образовательной программы профессионалитет в 2024 году Заказчик предлагает к поставке в том числе:

  1. Инфракрасная акустическая система в комплекте с FМ-системой;

  2. Беспроводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, работающая в FM режиме для инклюзивного образования.

В Техническом задании установлены требования к техническим, качественным, функциональным характеристикам каждого из двух указанных товаров.

Как указал Заявитель при подаче жалобы в антимонопольный орган, под указанные в Техническом задании в отношении позиций 1,2 требования подходит исключительно продукция производителя ООО «Исток Аудио», эквивалента не существует.

Во исполнение принципов закупочной деятельности согласно ч. 1 ст. 3 Закона закупках, Заказчик при формировании и утверждении документации о закупке должен располагать сведениями о реальной возможности поставки эквивалентной продукции и действительном ее наличии на соответствующем рынке, обратное же приводит к нарушению Заказчиком требований Закона о закупках.

В материалы дела Заказчиком представлены сведения об иных производителях, подходящих под совокупность установленных в Техническом задании требований:

  1. Инфракрасная акустическая система в комплекте с FМ-системой:

- Акустическая система EDUS-05B, производитель Гуанчжоу Электроникс Технолоджи Ко., ЛТД (Guangzhou Xinghongde Electronics Technology Co., Ltd.);

- Акустическая система AS-N2, производитель Guangzhou Yarmee Electronic Technology Co., Ltd.

  1. Беспроводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, работающая в FM режиме для инклюзивного образования («FM-система» и «Аудиокласс»):

- Радиокласс, FM-система «Аккорд», производитель СЗ Уайз Юнит Систем Teryjkj;b Ко, ЛТД, Китай;

- Многоканальная FM-система для слабослышащих TGS102-2, производитель Нинбо Бейлун Гиллсен Электроник Ко., Лтд (Ningbo Beilun Gillsen Electronic Co., Ltd.) Китай;

- FM-радиокласс Shengyn, производитель Шэнжэнь Ньюмед Сайенс Текнолоджи ЛТД (Shenzhen Newmed Science Technology Ltd).

Таким образом, Комиссией Пермского УФАС России установлено наличие нескольких товаров, соответствующих требованиям Технического задания. Обратного материалы дела не содержат.

Комиссия антимонопольного органа дополнительно отмечает, что первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу Заказчиков в определении условий закупок (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 309-КГ17-7502).

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В связи с изложенным, Заказчик, учитывая собственные потребности, которые в рассматриваемом случае направлены на поставку медицинского оборудования, вправе устанавливать в Техническом задании требования в соответствии с объектом закупки.

В отношении довода о необоснованном объединении устройств «FM-система» и «Аудиокласс» в одну позицию «Беспроводная звукозаписывающая аппаратура коллективного пользования, работающая в FM режиме для инклюзивного образования» Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

Пунктом 2 Технического задания установлено предлагаемое к поставке оборудование: «Беспроводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, работающая в FM режиме для инклюзивного образования». В состав товара Заказчиком включено следующее оборудование: FM-система, Аудиокласс.

В Техническом задании установлены требования к техническим, качественным, функциональным характеристикам каждого из двух указанных видов оборудования.

По мнению Заявителя, наименование позиции «Беспроводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, работающая в FM режиме для инклюзивного образования» предполагает поставку беспроводного оборудования FM-система и Аудиокласс, однако Аудиокласс, включенный в состав указанной позиции является исключительно проводным устройством.

Заказчиком в материалы дела представлена ссылка на Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ), который содержит информацию о товаре «Аудиокласс» с кодом 26.30.11.190-00000016.

Из анализа характеристики Аудиокласса, представленной в КТРУ Комиссией установлено наличие двух типов Аудиклассов: беспроводной, проводной. Комиссией также установлено отсутствие в Техническом задании требования к определенному типу Аудиокласса.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В отношении довода о том, что описание объекта закупки и инструкция по заполнению заявки на участие в закупке вводят участников в заблуждение, поскольку при описании объекта закупки Заказчиком используются символы, порядок использования которых инструкция не регламентирует, Комиссией установлено следующее.

Приложение 5 к Документации содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке (далее – Инструкция)

Согласно п. 6.1. Инструкции, если при описании данного вида показателей Заказчик использует такие слова как: «не более», «не менее», «не выше», «не ниже», «от», «до», «≥», «≤»:

участник закупки должен указать конкретное (одно) значение показателя без использования указанных слов и знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно.

В соответствии с п. 6.2. Инструкции, если при описании показателей Заказчик использовал такие слова как: «более», «менее», «выше», «ниже», знаки «>», «<»: участник закупки должен указать конкретное значение показателя без использования указанных слов и знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки.

Согласно п. 6.3. Инструкции, если при перечислении показателей Заказчик использовал такой предлог как: «или»: участник закупки должен указать одно из перечисленных значений характеристики товара.

Заявителем указано на использовании Заказчиком в описании объекта закупки следующих знаков: «-», «;».

В частности, установлено использование знака «-» при описании диапазона рабочих частот FM-передатчика: < 863.5 - > 864.5 МГц.

При использовании знака при описании подобных характеристик оборудования Заказчик обозначил интервал возможных значений, используя знаки «>», «<», при этом знак «-» однозначно указывает на наличие интервала между минимальным < 863.5 МГц значением и максимальным > 864.5 МГц значением. Иного возможного прочтения Комиссия не усматривает.

Использование знака «;», в частности при описании Типа накопителя HDD, SSD; SSD; HDD и Формата дисплея 16:9; 16:10 обусловлено разделением требуемых характеристик оборудования.

Описание указанных характеристик не содержит каких-либо союзов, которые согласно Инструкции указывают на необходимость использования конкретной характеристики при оформлении заявки.

В рассматриваемом случае использования знака «;» допускает предложение оборудования с указанными характеристиками как в их полной совокупности, так и выборочно на усмотрение участника закупки. Обратного положениями Документации не установлено.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Доступная Среда» (ИНН: 7717620032 ОГРН: 1087746656469) на действия Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Пермский профессионально-педагогический колледж» (ИНН: 5904101121 ОГРН: 1025900886230), Закупочной комиссии при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку специализированного оборудования для инклюзивного образования в рамках федеральной образовательной программы Профессионалитет в 2024 г. (извещение № 32413595937 опубликовано на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной;

2. Снять ограничения, наложенные Письмом Пермского УФАС России исх. № 5486/24 от 24.05.2024 г.

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

 

 

 

 

<...>

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...>,

(342) 235-10-36

 

2024-7102

 

 

Связанные организации

АО «ТЭК-Торг»
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ООО «Доступная Среда»
ИНН 7717620032, ОГРН 1087746656469
ГБПОУ «Пермский профессионально-педагогический колледж»
ИНН 5904101121, ОГРН 1025900886230