Решение б/н Решение по делу № 100-12-а от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                      

г. Пермь

Резолютивная часть решения оглашена "19" июня 2012г.

В полном объеме решение изготовлено "28" июня 2012г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:  -  <……> заместителя руководителя управления;

Членов комиссии:      - <……> главного специалиста-эксперта отдела контроля локальных и естественных монополий;

                                            - <……> специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков,

 

в присутствии представителей:

- ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Союз» (далее также – ООО «Союз»), Общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевое объединение «Крепар» (далее также – ООО «МО «Крепар») <……> (доверенность);

- заявителя - председателя гаражно-строительного кооператива №159 <……> (паспорт <...> <……> (паспорт)

рассмотрев дело №100-12-а по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Союз» (614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, 52), Обществом с ограниченной ответственностью «Многоотраслевое объединение «Крепар» (614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, 52) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившимся в прекращении в период с августа 2009г. по настоящее время электроснабжения ГСК № 159, в результате чего были ущемлены  интересы третьих лиц, 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление  Гаражно-строительного кооператива № 159 (вх. от 09.11.2011г. № 16024-11) с просьбой провести проверку действия (бездействия) ООО «Союз» на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

ООО «Союз», ООО «МО «Крепар» нарушение не признали, ссылаясь на отсутствие надлежащего технологического присоединения  ГСК № 159 к объектам ответчиков, а также утверждая, что никаких письменных обращений со стороны Заявителя в адрес ООО «Союз», ООО «МО Крепар» о восстановлении электроснабжения не поступало.

 

Рассмотрев представленные заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, заслушав доводы сторон, комиссия установила следующее.

 

В соответствии с уставом ГСК № 159, утверждённым общим собранием членов гаражно-строительного кооператива (протокол № 1 от 07.11.2008г.) ГСК № 159 является юридическим лицом и создан с целью удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в эксплуатации, ремонте и хранении автотранспортных средств.

Электроснабжение ГСК № 159 осуществляется через ТП – 0003, принадлежащей на праве собственности ООО «Союз» до 10.12.2010г. (договор купли-продажи недвижимости от 06.12.2010г.).

Между ГСК № 159 и  ТОО «МО «Крепар» (позднее преобразовавшееся в ООО «Союз») заключён договор энергоснабжения от 15.01.1996г., в соответствии с которым Потребитель (ГСК № 159) поручает, а поставщик (ТОО «МО «Крепар») обязуется выполнять электроснабжение гаражных боксов потребителя, прилегающих к базе по адресу: ул. Чкалова, 27а.

С начала действия вышеуказанного договора ТОО «МО «Крепар», а в последующем ООО «Союз» выставлялись счета на оплату электроэнергии вплоть до 31.07.2009г., которые в свою очередь оплачивались ГСК № 159 (квитанции №№383, 3562, 2636, 1902, 307, 292, 260, 144).

ОАО «Пермэнергосбыт» - Гарантирующий поставщик электрической энергии в границах Пермского края.

Между ОАО «Пермэнергосбыт» и ООО «Союз» заключён договор электроснабжения от 16.03.2001г. № Е-3292, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязуется подавать электрическую энергию абоненту, а Абонент обязуется производить расчёты (оплачивать) за полученную (потреблённую) электрическую энергию в порядке, сроки и размере, предусмотренных разделом 6 настоящего договора. Информация о субабонентах в договоре отсутствует.

С 10.12.2010г. право собственности трансформаторной подстанции (лит. Г3) от ООО «Союз» перешло ООО «МО «Крепар» (договор купли-продажи недвижимости от 06.12.2010г.).

17.01.2011г. между ОАО «Пермэнергосбыт»  и ООО МО «Крепар» заключён договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) от  № Е-3519, в соответствии с которым  Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу (поставку) электрической энергии и мощности потребителю, а также посредством привлечения Сетевой организации обеспечивать оказание Потребителю услуги по передаче электрической энергии, а Потребитель обязуется своевременно оплачивать Гарантирующему поставщику принятую электрическую энергию и мощность и иные услуги, предоставленные Гарантирующим поставщиком. Информация о субабонентах в договоре отсутствует.

С августа 2009г. ООО «Союз» прекратило электроснабжение объектов ГСК № 159 и перестало выставлять счета на оплату электроэнергии. Доказательства направления уведомлений в адрес ГСК № 159 о предстоящем прекращении подачи электрической энергии со стороны ООО «Союз» в материалах дела отсутствуют.

Электроснабжение не восстановлено до настоящего времени.

В соответствии с пояснениями Заявителя, ГСК № 159 с момента прекращения электроснабжения неоднократно обращалось в адрес ООО «Союз», ООО «МО «Крепар» с просьбой восстановить электроснабжение, о чём также свидетельствуют письма вх. от 12.01.2012г. № 0182-12, которые надлежащим образом получены ООО «Союз», ООО «МО «Крепар» (почтовые уведомления № 61406045062057; 61406045062064).

Доказательств ответа на вышеуказанные письма ООО «Союз», ООО «МО Крепар» не представлены.

Каких-либо обоснований (технологическое, экономическое) прекращения перетока электрической энергии на объекты ГСК № 159 ответчики не представили.

 

При принятии решения комиссия руководствовалась следующим:

 

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены статьей 10 Закона о защите конкуренции, согласно части 1 которой запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ О естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ О естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

По мнению Комиссии, обеспечение перетока электрической энергии, как действие по транспортировке электрической энергии, без установления соответствующего тарифа органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, является самостоятельной услугой, не подлежащей государственному регулированию.

Деятельность субъектов, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, не препятствующих ее перетоку, по мнению Комиссии, может быть квалифицирована как оказание услуг по обеспечению беспрепятственного перетока электрической энергии на безвозмездной основе, посредством объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим им на праве собственности или на ином законом основании. Следовательно, указанная услуга носит естественно-монопольный характер, вследствие невозможности ее замены иной услугой.

В силу положений абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003г № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также - ФЗ «Об электроэнергетике») сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и(или) от указанных устройств или объектов.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), собственники объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, носит однократный характер (п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике").

В случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, повторное технологическое присоединение не требуется (п. 4 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике").

 

На основании вышеизложенного Комиссия сделала следующие выводы.

 

ООО «Союз» до 10.12.2010г являлось собственником здания трансформаторной подстанции лит. Г3  общей площадью 36м2, задействованной, в том числе в электроснабжении  гаражно-строительного кооператива № 159, следовательно, являлось владельцем объекта электросетевого хозяйства.

Наличие договора, выставление счетов на оплату электроэнергии ГСК № 159, получение платы за электроэнергию от Потребителя свидетельствует о том, что энергопринимающее устройство ГСК № 159 надлежащим образом технологически присоединено к электросетевому оборудованию, принадлежащему ООО «Союз» (в последующем - ООО «МО «Крепар»), в связи с чем, ООО «Союз» обязано соблюдать обеспечение перетока электрической энергии на объекты ГСК № 159.

ООО «Союз» до 10.12.2010г., имея договор с ГСК № 159 от 15.01.1996г., фактически  осуществляло деятельность на рынке оказания услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в границах электрических сетей, находящихся у Общества на праве собственности, в условиях естественной монополии, следовательно, ООО «Союз» занимает доминирующее положение в границах присоединенных сетей на указанном рынке.

В период с 10.12.2010г. по настоящий момент зданием трансформаторной подстанции, лит. Г3  общей площадью 36м2, на основании договора купли-продажи недвижимости владеет ООО «МО «Крепар», в  силу чего, ООО «МО «Крепар» является  владельцем объекта электросетевого хозяйства.

ООО «МО «Крепар» в период с 10.12.2010г. по настоящий момент фактически  осуществляло деятельность на рынке оказания услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в границах электрических сетей, находящихся у Общества на праве собственности, в условиях естественной монополии, следовательно, ООО «МО «Крепар» занимает доминирующее положение в границах присоединенных сетей на указанном рынке.

Прекращение перетока электрической энергии на объекты ГСК № 159 ООО «Союз», ООО «МО «Крепар» ни технологически, ни экономически необоснованно.

ООО «Союз», имея обязанность осуществлять переток электрической энергии на объекты ГСК № 159, в августе 2009г. технологически и экономически необоснованно прекратило подачу электрической энергии на объекты ГСК № 159, прекратило выставлять счета на оплату электрической энергии ГСК № 159, не отреагировало на обращения, письма ГСК № 159 с просьбой о восстановлении электроснабжения гаражно-строительного кооператива, тем самым нарушило нормы действующего законодательства, а именно Федерального закона от 26.03.2003г № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.

ООО «МО «Крепар», имея обязанность осуществлять переток электрической энергии на объекты ГСК № 159,  не выставляло счета на оплату электрической энергии ГСК № 159 в период с декабря 2010г., не отреагировало на обращения, письма ГСК № 159 с просьбой о восстановлении электроснабжения гаражно-строительного кооператива, тем самым нарушило нормы действующего законодательства, а именно Федерального закона от 26.03.2003г № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.

В результате нарушения ООО «Союз», ООО «МО Крепар» указанных выше норм были ущемлены интересы ГСК № 159.

Нарушение норм Закона об электроэнергетике, Правил недискриминационного доступа лицами, занимающими доминирующее положение на рынке передачи (перетока) электрической энергии, приведшее к ущемлению интересов других лиц, Комиссия расценила как злоупотребление доминирующим положением на указанном рынке.

Таким образом, ООО «Союз» в период с августа 2009г., ООО «МО Крепар» в период с декабря 2010г., технологически и экономически необоснованно препятствуя перетоку (передаче) электрической энергии на устройства и объекты ГСК № 159 и занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах принадлежащих им электрических сетей, нарушило требование части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело к ущемлению интересов конечных потребителей - владельцев гаражей-боксов.

Оснований для прекращения дела нет.

 В связи с тем, что ООО «Союз» с декабря 2010г. не владеет ТП-0003, которая задействована в электроснабжении объектов ГСК № 159, основания для выдачи предписания ООО «Союз» отсутствуют.  

ООО МО «Крепар» не признало факт нарушения требований антимонопольного законодательства и в связи с тем, что существует опасность препятствия перетоку электрической энергии на объекты ГСК № 159, имеются основания для выдачи предписания ООО «МО «Крепар».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:       

 

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Союз» нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном препятствии перетоку электрической энергии с августа 2009 года на объекты Гаражно-строительного кооператива №159, что привело к ущемлению интересов конечных потребителей - владельцев гаражей-боксов

2. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевое объединение «Крепар» нарушение   части 1 статьи 10 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном препятствии перетоку электрической энергии с декабря 2010 года на объекты Гаражно-строительного кооператива №159, что привело к ущемлению интересов конечных потребителей - владельцев гаражей-боксов.

3. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Многоотраслевое объединение «Крепар» предписание об устранении нарушения, выявленного в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №100-12-а.

4. Основания  для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель комиссии                                                                                  

 

Члены Комиссии                                                                                             

                                                                                                                             

                                                                                   

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны