Решение б/н Решение и предписание по делу № 1016-12-а от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1016-12-а

 

«15» мая 2013 г.                                                                                                              г. Пермь

 

 Резолютивная часть решения оглашена "06" мая 2013 г.

 В полном объеме решение изготовлено "15" мая 2013 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии  -  Кудрявцева М.А., заместитель руководителя управления;

           

Члены Комиссии:       - Ужегова Г.А., специалист первого разряда отдела контроля органов власти;

                                                           - Баранов Д.Е., главный государственный инспектор отдела контроля органов власти;

в ходе рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Соликамск (618551, Пермский край, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, 106) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, в т.ч. ИП Струкову В.В. путем отказа в предоставлении прав на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности (письмо от 12.10.2012 г. №СЭД-018-01-13-3444) по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством РФ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

30.10.2012 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило заявление ИП Струкова В.В. (вх.№15412-12) о проверке соответствия антимонопольному законодательству действий Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Соликамск (далее также – Комитет), Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством (далее также – Комиссия), отказавших заявителю в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для размещения нестационарного торгового объекта (далее также – НТО).

В заявлении, в частности, указано, что заявителю отказано (письмо Комитета от 12.10.2012 г. №СЭД-018-01-13-3444) в предоставлении земельного участка, т.к. предполагаемое место размещения НТО не предусмотрено в схеме размещения нестационарных торговых объектов в г. Соликамск (далее также – Схема).

По мнению заявителя, отказ в предоставлении земельного участка не соответствует требованиям действующего федерального законодательства и препятствует осуществлению им деятельности.

Учитывая изложенное, ИП Струков В.В. просит признать в действиях ответчиков нарушение антимонопольного законодательства РФ и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

В письменной и устной позициях представитель Комитета с доводами заявителя не согласился; считает, что письменный отказ в предоставлении земельного участка основан на нормах действующего законодательства РФ, в частности Земельного кодекса, Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее также – Закон о торговле); просил учесть, что фактически решение об отказе в удовлетворении требований заявителя было принято не Комитетом, а Комиссией.

 С учетом того, что представитель Комитета не смог пояснить порядок рассмотрения органами местного самоуправления г. Соликамск заявлений хозяйствующих субъектов о внесении изменений в Схему, а также саму возможность направления такого заявления, Комиссией Пермского УФАС России было принято решение о привлечении к рассмотрению настоящего дела в качестве ответчиков Соликамской городской Думы, Администрации г. Соликамск, Комиссии (определение от 31.01.2013 г. (исх.№01176-13 от 08.02.2013 г.).

Представители Думы, Администрации, Комиссии поддержали позицию Комитета; указали, что для положительного решения вопроса ИП Струкову В.В., изначально необходимо было обратиться в органы местного самоуправления г. Соликамск с заявлением о внесении изменений в Схему (в части предполагаемого места размещения его НТО), и только после его удовлетворения направлять заявление о предоставлении земельного участка.

ИП Струковым В.В. данный порядок не соблюдён, поскольку заявление о внесении изменений в Схему поступило в Комитет только14.03.2013 г.

Более того, заявление ИП Струкова В.В. о внесении изменений в Схему не содержит сведения, указание которых является обязательным, в силу постановления Правительства РФ от 29.09.2010 г. №772.

Изложенное по мнению ответчиков, свидетельствует об отсутствии в действиях Думы, Администрации, Комитета, Комиссии нарушения антимонопольного законодательства РФ.

 

Изучив представленные документы и информацию,  выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания является вопросом местного значения городского округа.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 17 Закона о торговле органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона о торговле).

На территории Пермского края порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов утвержден постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п (далее также – Порядок).

Схема, в силу п. 1.3.17 Порядка – это документ, состоящий из текстовой и графической частей, определяющий места размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования и содержащий сведения о виде, площади, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект.

В городе Соликамск Схема утверждена постановлением от 28.10.2011 г. №1455-па «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Соликамского городского округа».

Кроме того, в силу п. 1.3.1 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Соликамского городского округа, утвержденного решением Соликамской городской Думы от 26.03.2008 N 329, на территории г. Соликамск размещение объектов мелкорозничной торговой сети осуществляется после предоставления соответствующих земельных участков (далее также – Решение Думы №329).

Анализ изложенных норм позволяет сделать вывод, что для размещения хозяйствующими субъектами НТО на территории г. Соликамск необходимо:

- включение места размещения соответствующего НТО в Схему;

- оформление прав на земельный участок, на котором предполагается размещение НТО.

При этом, согласно п. 1 ст. 2 Закона о торговле торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, отказы органов местного самоуправления в предоставлении прав на земельные участки в целях размещения НТО, а также требования указанных органов, предъявляемые к хозяйствующим субъектам при рассмотрении их заявлений о включении новых мест размещения НТО в Схему, должны быть предусмотрены законодательством РФ.

Между тем, анализ материалов настоящего дела свидетельствует, что требования антимонопольного законодательства Комитетом и Комиссией при рассмотрении заявлений ИП Струкова В.В. (от 06.09.2012 г.; 14.03.2013 г.) не соблюдены.

Так, 06.09.2012 г. ИП Струков В.В. обратился в Администрацию г. Соликамск с заявлением о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка приблизительной площадью 35 кв. м, по адресу: г. Соликамск, ул. Матросова, 61 для размещения и эксплуатации НТО.

В соответствии с п.п. 2.4, 2.7 Решения Думы №329 рассмотрение поступающих заявлений о предоставлении земельных участков осуществляется комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством. В случае принятия Комиссией решения о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для заявленных целей Комитет в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с приложением выписки из протокола заседания Комиссии.

Письмом от 12.10.2012 г. №СЭД-018-01-13-3444 Комитет отказал в удовлетворении требований заявителя, сославшись на протокол заседания Комиссии от 12.10.2012 г., в котором указано, о невозможности предоставления земельного участка, в связи с отсутствием местоположения объекта в Схеме.

В данном случае Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым отметить, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности для целей не связанных со строительством осуществляется в соответствии Земельным кодексом РФ (в частности              ст. 34), Решением Думы №329. При этом, указанные нормы, не содержат такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, как его отсутствие в схеме размещения нестационарных торговых объектов.

Следует также учесть, что целью разработки Схемы является обеспечение устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Закона о торговле).

По сути, Схема – это документ, необходимый исключительно органам местного самоуправления в целях исполнения возложенных на них функций по решению соответствующих вопросов местного значения.

То есть, целью разработки и утверждения Схемы не может являться ограничение прав хозяйствующих субъектов на использование земель для целей, не связанных со строительством.

Само по себе отсутствие места размещения НТО в Схеме (без указания на причины невозможности включения указанного места в Схему) не может считаться достаточным основанием для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

С учетом изложенного Комиссия Пермского УФАС России находит обоснованными доводы заявителя о незаконности решения Комиссии (протокол №14 от 12.10.2012 г.) и письма Комитета (от 12.10.2012 г. №СЭД-018-01-13-3444) нарушающих требования п. 2  ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

14.03.2013 г. ИП Струков В.В. направил в Комитет заявление о внесении изменений в существующую Схему, в части внесения в нее места размещения НТО по адресу: г. Соликамск, ул. Матросова, 61.

Письмом от 04.04.2013 г. Комитет указал заявителю, что в силу Постановление Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" заявление может быть рассмотрено только после дополнительного представления:

а) нормативов и фактических показателей минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования;

б) цель использования объектов, включаемых в схему размещения;

в) виды объектов, планируемых к включению в схему размещения;

г) планируемые сроки размещения объектов.

Возлагая на заявителя обязанность по представлению дополнительных документов Комитетом не учтено, что из буквального толкования п.п. 4, 5 вышеуказанных Правил следует, что данные требования распространяются на заявления, которые сам орган местного самоуправления должен направлять в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества (в т.ч. земельных участков).

Нормы, согласно которой предоставление указанных сведений возлагается на заявителей (хозяйствующих субъектов) действующее законодательство РФ не содержит.

При этом, согласно п. 4.1.4 Порядка изменения и дополнения в Схему вносятся при поступление мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

По мнению антимонопольного органа, основанием для мотивированного предложения от исполнительных органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления муниципальных образований могут являться, в т.ч. заявления хозяйствующих субъектов о предоставлении прав на соответствующие земельные участки, расположенные на территории г. Соликамск в целях размещения НТО.

Более того, в ходе заседания Комиссии Пермского УФАС России представители ответчиков не смогли сослаться на норму действующего законодательства РФ, либо нормативных правовых актов г. Соликамск, регламентирующих порядок направления хозяйствующими субъектами заявлений о внесении изменений в Схему.

Таким образом, письменный отказ Комитета от 04.04.2013 г. также не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку не основан на нормах действующего законодательства РФ и необоснованно препятствует осуществлению ИП Струковым В.В. деятельности.

В отношении иных ответчиков по делу (Соликамская городская Дума, Администрация г. Соликамск) Комиссия Пермского УФАС России считает возможным рассмотрение дела прекратить, в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства РФ.

При этом, антимонопольным органом учтено, что из анализа документов, представленных в материалы дела на территории г. Соликамск, хозяйствующие субъекты не лишены возможности учувствовать в вопросах размещения НТО.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать факт нарушения Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Соликамска, Комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем:

- отказа в предоставлении в аренду ИП Струкову В.В. земельного участка, расположенного по адресу: г. Соликамск, ул. ул. Матросова, 61 для размещения нестационарного торгового объекта (Протокол Комиссии №14 от 12.10.2012 г., письмо Комитета от 12.10.2012 г. №СЭД-018-01-13-3444);

- отказа в удовлетворении требований ИП Струкова В.В. во внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Соликамск, в части размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Соликамск, ул. Матросова, 61 (письмо Комитета от 04.04.2013 г. №СЭД-018-01-13б-453),

по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством РФ, что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговли в г. Соликамск.

 

2. Выдать Комитету по архитектуре и градостроительству администрации                       г. Соликамска, Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в т.ч. путем отмены писем Комитета от 12.10.2012 г. №СЭД-018-01-13-3444, от 04.04.2013 г. №СЭД-018-01-13б-453 и повторном рассмотрении заявлений ИП Струкова В.В. от 06.09.2012 г., от 14.03.2013 г.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  1016-12-а

 

«15» мая 2013 г.                                                                                                             г. Пермь

 

    Комиссия Пермского УФАС России по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:

 

Председателя  Комиссии              - Кудрявцева М.А., заместитель руководителя управления;

 

Члены Комиссии:              - Баранов Д.Е., главный государственный инспектор отдела контроля органов власти;

  - Ужегова Г.А., специалист первого разряда отдела контроля органов власти;         

 

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего  решения  по делу №1016-12-а о нарушении Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Соликамска, Комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством ч. 1 ст. 15 Федерального  закона от 26.07.2006г.  №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством в срок до 07.06.2013 г. прекратить нарушение ч. 1  ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем:

- отказа в предоставлении в аренду ИП Струкову В.В. земельного участка, расположенного по адресу: г. Соликамск, ул. ул. Матросова, 61 для размещения нестационарного торгового объекта (Протокол Комиссии №14 от 12.10.2012 г.);

по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством РФ, что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговле в г. Соликамск, а именно:

в срок до 07.06.2013 г. в рамках имеющихся полномочий, в соответствии с действующим законодательством РФ и с учетом выявленного нарушения повторно рассмотреть заявление ИП Струкова В.В. о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Соликамск, ул. Матросова, 61.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  1016-12-а

 

«15» мая 2013 г.                                                                                                             г. Пермь

 

    Комиссия Пермского УФАС России по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:

 

Председателя  Комиссии              - Кудрявцева М.А., заместитель руководителя управления;

 

Члены Комиссии:              - Баранов Д.Е., главный государственный инспектор отдела контроля органов власти;

  - Ужегова Г.А., специалист первого разряда отдела контроля органов власти;         

 

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего  решения  по делу №1016-12-а о нарушении Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Соликамска, Комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством ч. 1 ст. 15 Федерального  закона от 26.07.2006г.  №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Комитету по архитектуре и градостроительству администрации г. Соликамска, в срок до 07.06.2013 г. прекратить нарушение ч. 1  ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем:

- отказа в предоставлении в аренду ИП Струкову В.В. земельного участка, расположенного по адресу: г. Соликамск, ул. ул. Матросова, 61 для размещения нестационарного торгового объекта (письмо Комитета от 12.10.2012 г.                                №СЭД-018-01-13-3444);

- отказа в удовлетворении требований ИП Струкова В.В. во внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Соликамск, в части размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Соликамск, ул. Матросова, 61 (письмо Комитета от 04.04.2013 г. №СЭД-018-01-13б-453),

по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством РФ, что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговле в г. Соликамск, а именно:

в срок до 07.06.2013 г. в рамках имеющихся полномочий, в соответствии с действующим законодательством РФ и с учетом выявленного нарушения отменить (отозвать) письма Комитета по архитектуре и градостроительству администрации             г. Соликамска от 12.10.2012 г. №СЭД-018-01-13-3444, от 04.04.2013 г. №СЭД-018-01-13б-453, и повторно рассмотреть заявления ИП Струкова В.В. о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Соликамск, ул. Матросова, 61, а также внесения соответствующих изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Соликамск.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны