Решение б/н Решение и предписание по делу № 1043-12-а от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1043-12-а

 

«01» апреля 2013 г.                                                                                                         г. Пермь

 

 Резолютивная часть решения оглашена "15" марта 2013 г.

 В полном объеме решение изготовлено "01" апреля 2013 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии  - Удальев А.В., исполняющий обязанности руководителя управления;

Члены Комиссии:       - Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

                                                              - Баранов Д.Е., главный государственный инспектор отдела контроля органов власти;

 

рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения Правительством Пермского края, Министерством социального развития Пермского края, ГАУ «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения» ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г.  №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося, необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке оказания печатных услуг, услуг реализации печатной продукции, услуг специализированных организаций, путем издания п. 2.1 приложения №1 к распоряжению Правительства Пермского края от 20.08.2008 г. №92-рп, п.п. 3, 4 раздела 2 Государственного задания на оказание государственной услуги «Изготовление и реализация социального проездного документа, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами», утвержденного Приказом Министерства социального развития Пермского края от 19.12.2011 г. №СЭД-33-01-02-345 на основании которых  ГАУ «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения» заключены договоры, оплата которых осуществлялась за счет бюджетных средств, без проведения торгов, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По информации, представленной Министерством транспорта Пермского края (вх.№14827-12 от 19.10.2012 г.) на территории Пермского края изготовление и реализацию социальных проездных документов, в целях социальной поддержки населения, осуществляет  Государственное Автономное Учреждение «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения» (далее также – ГАУ).

При этом, ГАУ заключены гражданско-правовые договоры с ООО «Знак», ФГУП «Почта России» на поставку и реализацию проездных документов соответственно.

Заключены указанные договоры ГАУ в целях исполнения государственного задания на оказание государственных услуг, выданного Министерством социального развития Пермского края (далее также – Министерство), а также на основании распоряжения Правительства Пермского края, о создании ГАУ.

Финансирование исполнения государственного задания, а также исполнение договоров осуществляется за счет субсидий, выделенных ГАУ его учредителем -Министерством.

Однако, документов о заключении указанных договоров по результатам процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о размещении заказов) в Пермское УФАС России представлено не было.

Учитывая заключение договоров с ООО «Знак», ФГУП «Почта России» без проведения торгов, а также наличие признаков дублирования ГАУ функций Министерства (социальная поддержка отдельных категорий граждан), антимонопольным органом по своей инициативе возбуждено настоящее дело.

 В письменной позиции Правительство Пермского края (далее также – Правительство) указывает, что в силу действующего законодательства органы государственной власти субъекта РФ вправе создать и финансировать автономные учреждения, в т.ч. в виде субсидий на исполнение государственных заданий. При этом, автономные учреждения имеют право заключать договоры с хозяйствующими субъектами без учета требований Закона о размещении заказов.

Министерство поддерживает позицию Правительства; также просит учесть, что вышеуказанные договоры заключены ГАУ до 01.01.2012 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 г. №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видами юридических лиц».

Согласно письменной позиции, а также устных пояснений представителя ГАУ следует, что с ООО «Знак» договор на изготовление бланков проездных документов был заключен по результатам переписки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, а с ФГУП «Почта России» во исполнение прямого указания, закрепленного в Государственном задании на оказание государственных услуг, выданном Министерством.

Также представитель ГАУ указал, что в настоящий момент (с 01.03.2013 г.) внесены изменения в соответствующее государственное задание, в т.ч. в части обязанности ГАУ заключать договор на реализацию проездных документов исключительно с ФГУП «Почта России».

ФГУП «Почта России» в письменной позиции указывает на отсутствие в действиях ответчиков нарушений антимонопольного законодательства и просит рассмотрение настоящего дела прекратить.

 

Изучив представленные документы и информацию,  выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В целях осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ, могут создаваться государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 26.11Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 г.  №174-ФЗ» Об автономных учреждениях» (далее также – Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная субъектом РФ для выполнения работ, оказания услуг в соответствии с государственным заданием в целях осуществления, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, в т.ч в сфере социальной защиты населения.

Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников             (ч. 4 ст. 4 Закона об автономных учреждений).

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ государственное задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).

Также указанной статьей Кодекса установлено, что государственные услуги     (работы) – это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти,  государственными учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг (выполнение работ) относятся, в т.ч. ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам (ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ).

Государственное задание на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам должно содержать, в т.ч. определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг (ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ)

Анализ вышеизложенных норм позволяет сделать вывод, что:

- автономные учреждения создаются и финансируются в случае, когда органам государственной власти, в целях осуществления, возложенных на них полномочий, необходимо организовать оказание государственных услуг;

- государственные услуги оказываются автономными учреждениями самостоятельно (своими силами и средствами) в соответствии с государственным заданием, выданным учредителем и за счет выделенных из соответствующего бюджета субсидий;

- органы государственной власти (автономные учреждения) не могут быть получателями (потребителями) государственных услуг, оказание которых является их обязанностью.

Между тем, в соответствии с п. 24, ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета)», относится решение вопросов по социальной поддержке и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Распоряжением Правительства Пермского края от 20.08.2008 г. №92-рп создано ГАУ «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения».

Согласно п. 6.1 распоряжения функции учредителя ГАУ возложены на Министерство социального развития Пермского края.

Пунктом 2.1 Приложения №1 к вышеуказанному Распоряжению (Цель, предмет и вид деятельности ГАУ) установлено, что в целях осуществления мероприятий, направленных на социальную поддержку отдельных категорий населения Пермского края ГАУ осуществляет предоставление услуг по обеспечению изготовления социальных проездных документов (далее также – СПД) гражданам, постоянно проживающим в Пермском крае и получающим меры социальной поддержки из средств федерального, краевого и местных бюджетов.

Предоставление указанных услуг также предусмотрено п. 2.4.1 Устава ГАУ, утвержденного приказом Министерства от 01.12.2008 г. №СЭД-33-01-01-297.

Кроме того, Уставом установлено, что ГАУ имеет право привлекать для осуществления своих функций на договорной основе юридических и физических лиц.

Приказом Министерства от 19.12.2011 г. №СЭД-33-01-02-345 утверждено государственное задание ГАУ на 2012-2014 г.г.

Согласно п. 6 Государственного задания оказание ГАУ государственной услуги осуществляется, в т.ч. в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 22.12.2010 N 1075-п «Об утверждении Порядка приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края и об установлении стоимости социальных проездных документов» (далее также – Порядок).

Указанный Порядок утвержден во исполнение Закона Пермской области от 2 октября 2000 г. N 1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж", Закона Пермской области от 30 ноября 2004 г. N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" и Закона Пермского края от 9 ноября 2010 г. N 700-ПК "О распространении действия отдельных положений Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" на граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации".

Данными Законами предусмотрена социальная поддержка отдельных категорий граждан, в т.ч. путем проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), для приобретения билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 50%.

Пунктом 6 Порядка установлено, что оказание услуг по перевозке пассажиров с использованием СПД производится хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку пассажиров транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси), независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Доходы от реализации СПД в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2010 N 739-п распределяются между хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки отдельных категорий граждан с использованием СПД.

Помимо прочего государственное задание предусматривает оказание, в срок с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г. государственной услуги: «Изготовление и реализация социального проездного документа, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами» (п.п. 3, 4 раздела 2 Государственного задания (приложение 3 к Приказу министерства социального развития Пермского края).

Следовательно, на территории Пермского края процедура изготовления и реализации СПД определена как государственная услуга, в целях социальной поддержки отдельных категорий граждан, которую, как указано выше, ГАУ должно оказывать самостоятельно, в целях социальной поддержки определенных категорий физических лиц.

Однако, п.п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7 раздела 2 Государственного задания установлено, что в целях его исполнения (оказания государственной услуги) ГАУ:

- разрабатывает форму СПД;

- заключает договоры в соответствии с законодательством о размещении заказов на изготовление СПД;

- обеспечивает изготовление СПД всех видов в необходимом для обеспечения граждан количестве путем заключения и надлежащего исполнения договора на изготовление СПД;

- заключает договор с Управлением Федеральной почтовой связи Пермского края – филиалами федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на реализацию гражданам СПД до наступления календарного месяца, в котором действует СПД, и обеспечивает надлежащее исполнение указанного договора;

- обеспечивает УФПС СПД в количестве, необходимом для обеспечения ими граждан на территории Пермского края, своевременно перечисляет УФПС вознаграждение за реализацию СПД;

- заключает договоры с органами местного самоуправления Пермского края, в которых осуществляются городские пассажирские перевозки и транспортными организациями или их представителями на перевозку граждан по СПД и своевременно перечисляет им денежные средства, полученные от реализации СПД;

- в соответствии с действующим законодательством направляет отчет о распределении доходов от реализации СПД.

Согласно п.п. 2.2.2, 2.3.1 договора о предоставлении субсидий №5 от 18.01.2012, заключенного ГАУ и Министерством исполнитель имеет право привлекать к реализации государственного задания третьих лиц, а заказчик обязан обеспечить финансирование на выполнение государственного задания. Финансирование осуществляется в соответствии с приложением 2 к договору, путем предоставления субсидии на 2012-2014 г.г.

Приложением 2 к указанному договору предусмотрено выделение бюджетных средств (субсидии) на изготовление и реализацию СПД, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами в размере 5 130,9 тыс.руб в 2012 г.,  5 135,9 тыс.руб в 2013 г., 5155,9 тыс.руб в 2014 г.

Во исполнение указанного государственного задания 12.12.2011 г. ГАУ (Комитент) и ФГУП «Почта России» (Комиссионер) заключен договор комиссии 17393.

По условиям договора комиссионер принимает на себя обязанность по реализации на территории Пермского края СПД на проезд в общественном транспорте городского и пригородного сообщения, а Комитент обязуется выплатить Комиссионеру вознаграждение за оказанные услуги.

26.12.2011 г. ГАУ (Заказчик) и ООО «Знак» (Поставщик) заключен контракт поставки №65.

В силу п. 1.1 Контракта-поставки поставщик обязуется изготовить и поставить бланки социальных проездных документов на 2012-2014 г.г., в соответствии со спецификацией, по каждому тиражу, являющейся неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять продукцию и оплатить её.

Из изложенного следует, что исполняя государственное задание (приказ Министерства №СЭД-33-01-02-345) ГАУ ни одному из физических лиц самостоятельно никаких государственных услуг не оказывает.

ГАУ, определяя бланк проездного документа, конкретных изготовителей (поставщиков) СПД, заключая договор на их реализацию и передавая проездные документы от поставщика комиссионеру, а также распределяя денежные средства от продажи СПД между перевозчиками и т.п., фактически выступает организатором предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Данные функции, в силу п. 3.1.2 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п, возложены на Министерство.

Кроме того, учитывая, положения ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, а также, что контракт поставки №65 от 26.12.2011 г. обеспечивается за счет средств бюджета субъекта РФ и необходим для осуществления функций и полномочий субъекта РФ по социальной поддержке отдельных категорий граждан, следует сделать вывод о наделении ГАУ правами государственного заказчика.

Наделение ГАУ указанными правами стало результатом утверждения п.п. 5.2.2, 5.2.3 Государственного задания, а также п.п. 2.2.2, 2.3.1 договора о предоставлении субсидий №5.

Организация и проведение мероприятий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, его территориальных органов и иных подведомственных организаций и заключению соответствующих государственных контрактов предусмотрено п. 3.2 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п.

При этом, поскольку ГАУ имеет право вести предпринимательскую и иную не запрещенную действующим законодательством деятельность для достижения уставных целей (п. 2.6 Устава) следует, что в данном случае имеет место наделение, хозяйствующего субъекта функциями и правами органа государственной власти Пермского края - Министерства.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Учитывая изложенное Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Министерства, ГАУ нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося:

- в наделении хозяйствующего субъекта (ГАУ) функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ (Министерства), по организации предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также по организации и проведению мероприятий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, его территориальных органов и иных подведомственных организаций и заключению соответствующих государственных контрактов путем утверждения п.п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7 Государственного задания, а также подписания договора о предоставлении субсидий №5 (в части п.п. 2.2.2, 2.3.1);

- в совмещении ГАУ функций хозяйствующего субъекта с функциями органа государственной власти субъекта РФ (Министерства) по организации предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также по организации и проведению мероприятий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, его территориальных органов и иных подведомственных организаций и заключению соответствующих государственных контрактов, в т.ч. путем заключения 26.12.2011 г. с ООО «Знак» контракт поставки №65, а также 12.12.2011 г. с ФГУП «Почта России» договора комиссии 17393.

 Кроме того, в силу ст. 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в т.ч. ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения.

К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения (ст. 74.1 Бюджетного кодекса РФ).

То есть, действующее законодательство разделяет бюджетные ассигнования на оказание государственных услуг; на закупку товаров работ услуг для государственных нужд; на социальное обеспечение населения (в т.ч. на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд).

В данном случае имеет место выделение перевозчикам компенсаций на перевозку отдельных категорий граждан в целях реализации мер социальной поддержки населения.

При этом, сам факт изготовления и реализации СПД и осуществление функций заказчика по организации обеспечения СПД не являются, и не могут являться государственной услугой.

Изготовление (поставка)  и реализация СПД ни одной из категорий граждан (отдельным лицом) не заказывается, получателем такой «услуги» ни одно лицо быть не может, нужды граждан не обеспечивают.

Следовательно, вышеуказанное государственное задание на оказание ГАУ государственных услуг не соответствует  п. 2 ст. 4 Закона об услугах, ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ.

Между тем, выше указано, что в случае если органам государственной власти за счет бюджетных средств необходимо привлечь хозяйствующих субъектов для выполнения работ (поставки товаров), необходимых для осуществления своих полномочий указанные органы обязаны руководствоваться Законом о размещении заказов.

В рассматриваемом случае, изготовление (поставка) и реализация СПД необходимы в целях осуществления функций Министерства, предусмотренных п. 24, ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,  Законом Пермской области от 02.10.2000 г.                        N 1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж", Законом Пермской области от 30.11.2004 г. N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" и Законом Пермского края от                  09.11. 2010 г. N 700-ПК "О распространении действия отдельных положений Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", Порядка.

Единственным заказчиком выполнения указанных работ, и, следовательно, их получателем может являться только соответствующий орган государственной власти, в чьи функции входит организация предоставления государственной социальной и иной социальной помощи населению в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области, Пермского края.

Таким образом, заключение договора (контракта) на изготовление и реализацию СПД должно заключаться Министерством по результатам процедур согласно Закона о размещении заказов.

Однако, документов, свидетельствующих о заключении контракта поставки №65, договор комиссии 17393 по результатам процедур, установленных Законом о размещении заказов, в материалы настоящего дела не представлено.

При этом, согласно ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов  настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Под конкуренцией в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции  понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключения договора на поставку (изготовление)  и реализацию документов, которые необходимы в целях осуществления полномочий органов государственной власти.

При этом, каждому хозяйствующему субъекту гарантируется возможность своими самостоятельными действиями воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке оказания услуг (изготовление и поставка печатной продукции), в т.ч. путем участия в процедурах, установленных Законом о размещении заказов.

Несоблюдение указанных требований и заключение договора с отдельным хозяйствующим субъектом свидетельствует о создании последнему преимущественных условий осуществления деятельности, и, в тоже время о необоснованном препятствовании осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам, заинтересованным в заключений договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.

 

Учитывая изложенное Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Министерства, ГАУ нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции выразившегося в создании ООО «Знак», ФГУП «Почта России» преимущественных условий деятельности, а также необоснованном препятствовании осуществлении деятельности иным хозяйствующим субъектам, путем утверждения и выдачи п.п. 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4 Государственного задания, а также подписания договора о предоставлении субсидий №5 (в части п.п. 2.2.2, 2.3.1), что впоследствии позволило ГАУ заключить с ООО «Знак», ФГУП «Почта России» контракт поставки №65, договор комиссии 17393 соответственно без проведения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг изготовления (поставки), реализации печатной продукции.

 

Комиссия Пермского УФАС России считает возможным прекратить рассмотрение настоящего дела в отношении Правительства Пермского края, в связи с отсутствием в действиях указанного ответчика нарушения антимонопольного законодательства РФ.

При этом, Комиссией учтено, что само по себе создания ГАУ, а также указание целей деятельности ГАУ в п. 2.1 приложения №1 к распоряжению Правительства Пермского края от 28.08.2008 г. не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку отсутствует конкретизация услуг и порядок их оказания.

Также Комиссия Пермского УФАС России считает возможным прекратить рассмотрения настоящего дела, в части нарушения Министерством, ГАУ ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции выразившегося в создании преимущественных условий деятельности ФГУП «Почта России», поскольку в настоящий момент отсутствует указание на обязательное заключения ГАУ договора на реализацию СПД с ФГУП «Почта России» (Приказ Министерства от 01.03.2013 г. №СЭД-33-01-03-99 «О внесении изменений в приказ»).

Иных оснований для прекращения рассмотрения дела № 1043-12-а, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией Пермского УФАС России не установлено.

 

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать факт нарушения Министерством социального развития Пермского края, Государственным автономным учреждением «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения» ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании ООО «Знак» преимущественных условий деятельности, а также необоснованном препятствовании осуществлении деятельности иным хозяйствующим субъектам, путем утверждения и выдачи Государственного задания на оказание государственной услуги «Изготовление и реализация социального проездного документа, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами» (п.п. 3, 5.2.2, 5.2.3 раздела 2 Государственного задания (приложение 3 к Приказу министерства социального развития Пермского края от 19.12.2011 г. №СЭД-33-01-02-345), а также подписания договора о предоставлении субсидий №5 от 18.01.2012 г. (в части п.п. 2.2.2, 2.3.1), что впоследствии позволило заключить с ООО «Знак» контракт поставки №65 без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг изготовления (поставки) печатной продукции.

 

2.  Признать факт нарушения Министерством социального развития Пермского края, Государственным автономным учреждением «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения» ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося:

- в наделении хозяйствующего субъекта (ГАУ) функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ (Министерства), по организации предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также по организации и проведению мероприятий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства социального развития Пермского края, его территориальных органов и иных подведомственных организаций и заключению соответствующих государственных контрактов путем утверждения Государственного задания на оказание государственной услуги «Изготовление и реализация социального проездного документа, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами» (п.п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7 Государственного задания раздела 2 Государственного задания (приложение 3 к Приказу министерства социального развития Пермского края от 19.12.2011 г. №СЭД-33-01-02-345), а также подписания договора о предоставлении субсидий №5 от 18.01.2012 г. (в части п.п. 2.2.2, 2.3.1);

- в совмещении Государственным автономным учреждением «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения» функций хозяйствующего субъекта с функциями органа государственной власти субъекта РФ (Министерства) по организации предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также по организации и проведению мероприятий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, его территориальных органов и иных подведомственных организаций и заключению соответствующих государственных контрактов, в т.ч. путем заключения 26.12.2011 г. с ООО «Знак» контракт поставки №65, а также 12.12.2011 г. с ФГУП «Почта России» договора комиссии 17393.

 

3. Выдать Министерству социального развития Пермского края, Государственным автономным учреждением «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения» предписания о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения, в частности путем принятия мер, направленных на прекращение совмещения хозяйствующим субъектом функций органа государственной власти субъекта РФ, в т.ч. по организации предоставления государственной социальной и иной социальной помощи населению, а также формированию и размещению государственного заказа при исполнении государственных заданий.

 

4. Рассмотрение настоящего дела в отношении Правительства Пермского края прекратить, в связи с отсутствием в действиях (бездействии) ответчика нарушения антимонопольного законодательства РФ.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  1043-12-а

 

«01» апреля 2013 г.                                                                                                        г. Пермь

 

Комиссия Пермского УФАС России по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:

 

Председателя  Комиссии              - Удальев А.В., исполняющий обязанности руководителя управления;

Члены Комиссии:              - Баранов Д.Е., главный государственный инспектор отдела контроля органов власти;

  - Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;         

 

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего  решения  по делу №1043-12-а о нарушении Министерством социального развития Пермского края, ГАУ «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения»               ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Государственному автономному учреждению «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения» в срок до 06.05.2013 г. прекратить нарушение ч.ч. 1, 3  ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося:

- в создании ООО «Знак» преимущественных условий деятельности, а также необоснованном препятствовании осуществлении деятельности иным хозяйствующим субъектам, путем заключения с ООО «Знак» контракта поставки №65 без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг изготовления (поставки) печатной продукции., что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг изготовления (поставки) печатной продукции;

- в совмещении Государственным автономным учреждением «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения» функций хозяйствующего субъекта с функциями органа государственной власти субъекта РФ (Министерства) по организации предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также по организации и проведению мероприятий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, его территориальных органов и иных подведомственных организаций и заключению соответствующих государственных контрактов, в т.ч. путем заключения 26.12.2011 г. с ООО «Знак» контракт поставки №65, а также 12.12.2011 г. с ФГУП «Почта России» договора комиссии 17393, а именно:

в срок до 06.05.2013 г. в рамках имеющихся полномочий, в соответствии с действующим законодательством РФ и с учетом выявленного нарушения принять исчерпывающие меры для исполнения государственного задания на оказание государственной услуги «Изготовление и реализация социального проездного документа, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами» в строгом соответствии с требованиями действующего антимонопольного законодательства, в т.ч. ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

ПРЕДПИСАНИЕ №  1043-12-а

 

«01» апреля 2013 г.                                                                                                        г. Пермь

 

Комиссия Пермского УФАС России по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:

 

Председателя  Комиссии              - Удальев А.В., исполняющий обязанности руководителя управления;

Члены Комиссии:              - Баранов Д.Е., главный государственный инспектор отдела контроля органов власти;

  - Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;         

 

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего  решения  по делу №1043-12-а о нарушении Министерством социального развития Пермского края, ГАУ «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения»               ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Министерству социального развития Пермского края в срок до 06.05.2013 г. прекратить нарушение ч.ч. 1, 3  ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося:

- в создании ООО «Знак» преимущественных условий деятельности, а также необоснованном препятствовании осуществлении деятельности иным хозяйствующим субъектам, путем утверждения и выдачи Государственного задания на оказание государственной услуги «Изготовление и реализация социального проездного документа, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами» (п.п. 3, 5.2.2, 5.2.3 раздела 2 Государственного задания (приложение 3 к Приказу министерства социального развития Пермского края от 19.12.2011 г. №СЭД-33-01-02-345), а также подписания договора о предоставлении субсидий №5 от 18.01.2012 г. (в части п.п. 2.2.2, 2.3.1), что впоследствии позволило заключить с ООО «Знак» контракт поставки №65 без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг изготовления (поставки) печатной продукции;

- в наделении хозяйствующего субъекта (ГАУ) функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ (Министерства), по организации предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также по организации и проведению мероприятий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства социального развития Пермского края, его территориальных органов и иных подведомственных организаций и заключению соответствующих государственных контрактов путем утверждения Государственного задания на оказание государственной услуги «Изготовление и реализация социального проездного документа, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами» (п.п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7 Государственного задания раздела 2 Государственного задания (приложение 3 к Приказу министерства социального развития Пермского края от 19.12.2011 г. №СЭД-33-01-02-345), а также подписания договора о предоставлении субсидий №5 от 18.01.2012 г. (в части п.п. 2.2.2, 2.3.1), а именно:

в срок до 06.05.2013 г. в рамках имеющихся полномочий, в соответствии с действующим законодательством РФ и с учетом выявленного нарушения внести изменения в выданные ГАУ «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения» государственные задания на оказания государственных услуг по изготовлению и реализации социального проездного документа (приказы Министерства от 19.12.2011 г. №СЭД-33-01-02-345, от 13.12.2012 г. №СЭД-33-01-02-518) изменения, исключающие наделение ГАУ «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения» функциями и правами органов государственной власти Пермского края.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны