Решение б/н Решение и предписание по делу № 1054-12-а от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1054-12-а

 

«18» марта 2013 г.                                                                                                           г. Пермь

 

 Резолютивная часть решения оглашена "11" марта 2013 г.

 В полном объеме решение изготовлено "18" марта 2013 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии  - 

           

Члены Комиссии:       -

                                                           -

 

в ходе рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Губахинского городского поселения (Пермский край,  г. Губаха,                ул. Дегтярёва, 16«а»),  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г.    №135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» выразившегося, необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в т.ч. ИП Логиновой О.Н., ИП Ганик В.Н. путем бездействия, не утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории, в срок, установленный постановлением правительства Пермского края от 11.08.2010 г. №483-п, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговли в границах Губахинского городского поселения Пермского края

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.11.2012 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило совместное заявление ИП Логиновой О.Н., ИП Ганик В.Н. (вх.№15900-12) о проверке соответствия антимонопольному законодательству действий органов местного самоуправления Губахинского муниципального района Пермского края при создании условий для обеспечения жителей услугами торговли, в т.ч. при передаче хозяйствующим субъектам земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов.

В заявлении, в частности указано, что в 2011 г. заявителями с Администрацией Губахинского муниципального района были заключены договоры аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в целях размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Губаха. Аналогичные договоры были заключены Администрацией и с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность. После окончания сроков, установленных указанными договорами, Администрация отказалась продлевать арендные отношения и обратилась в суд с исками о понуждении освобождения занятых заявителями земельных участков.  В то же время, иным хозяйствующим субъектам Администрация предоставила право осуществлять торговую деятельность до окончания сроков действия заключенных с ними договоров аренды.

По мнению заявителей для соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ Администрации Губахинского муниципального района надлежало предоставить ИП Логиновой О.Н., ИП Ганик В.Н. право осуществлять торговую деятельность, и, как следствие право пользования земельными участками, на такой же срок, что и иным хозяйствующим субъектам, вне зависимости от истечения сроков аренды земельных участков.

Кроме того, при проведении проверки по указанному заявлению антимонопольным органом было установлено, что на территории г. Губаха отсутствует утвержденная схема размещения нестационарных торговых объектов, что свидетельствует о наличии в действиях органом местного самоуправления Губахинского городского поселения признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закона о защите конкуренции), ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее также – Закон о торговой деятельности).

Также, в силу ч.1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 06.06.2012 г. №41-ПК «О преобразовании Губахинского городского поселения в городской округ «Город Губаха» Губахинское городское поселение Пермского края преобразовано в  Губахинский городской округ Пермского края. При этом, органы местного самоуправления городского округа "Город Губаха" являются правопреемниками органов местного самоуправления Губахинского городского поселения в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Учитывая вышеизложенное, а также письмо Администрации Губахинского округа от 21.02.2013 г. №Сэд-01-12-2-355, к рассмотрению дела в качестве ответчика была привлечена Администрация Губахинского округа (как правопреемник Администрации Губахинского городского поселения).

 

Изучив представленные документы и информацию,  выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Закон о местном самоуправлении) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания является вопросом местного значения поселений.

Аналогичная норма, в части вопросов местного значения городского округа, установлена п. 15 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении.

Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (п. 2 ч. 3 ст. 17 Закона о торговле).

В силу ч. 3 ст. 10 Закона о торговле схема размещения нестационарных торговых объектов (далее также – Схема) разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Пермского края указанный порядок утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов".

Согласно п. 3.1 Порядка проект Схемы разрабатывается и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления Пермского края, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Пермского края, в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия Схемы.

Иных сроков, дат разработки и утверждения схемы размещения НТО действующее законодательства РФ не содержит.

Частью 1 ст. 6 Закона Пермского края от 06.06.2012 г. №41-ПК «О преобразовании Губахинского городского поселения в городской округ «Город Губаха» установлено, что до формирования органов местного самоуправления городского округа "Город Губаха", полномочия по решению вопросов местного значения городского округа на соответствующей территории в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания городского округа "Город Губаха" осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этой территории.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 41 Устава Губахинского городского поселения, утвержденного решением Думы Губахинского городского поселения от 12.12.2005 N 8 организация создания условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания является полномочием Администрации Губахинского городского поселения.

Следовательно, в целях решения указанного вопроса местного значения Администрация Губахинского городского поселения обязана была разработать и утвердить схему еще до 01.01.2010 г.

Однако, как указано выше на территории г. Губаха Схема не утверждена до настоящего момента.

При этом, торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2 Закона о торговле).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно ст. 15 Закона о торговле органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Таким образом, помимо прочего разработка и утверждение схемы размещения НТО должно обеспечивать возможность хозяйствующим субъектам осуществлять торговую деятельность с использованием НТО, расположенных на муниципальных земельных участках, на законных основаниях.

В свою очередь отсутствие указанной схемы свидетельствует о невозможности хозяйствующих субъектов получить в пользование муниципальное имущество для размещения НТО и как, следствие препятствует осуществлению ими деятельности.

 

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации Губахинского округа (правопреемника Администрации Губахинского городского поселения) нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, ст. 15 Закона о торговле, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществления деятельности хозяйствующим субъектам, а также дискриминации хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в предоставлении доступа к объектам инфраструктуры, путем не утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Губаха, в срок, установленный п. 3.1 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п, что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговли в границах г. Губаха.

 

Иные доводы заявителей, в т.ч. о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства РФ в действиях Администрации Губахинского муниципального района Комиссией Пермского УФАС России отклоняются, поскольку не относятся к предмету разбирательства по настоящему делу.

Необходимо отметить, что обстоятельства, изложенные в заявлении ИП Логиновой О.Н., ИП Ганик В.Н., фактически являются гражданско – правовым спором, т.е. понуждение одной стороны, продлить договорные отношения на преимущественных условиях другой стороны. При этом, отсутствуют конкурентные отношения между хозяйствующими субъектами, поскольку преимущественным правом на заключение (продление) договоров аренды земельных участков в данном случае обладают только арендаторы соответствующих земельных участков, т.е. заявители.

Оснований для прекращения рассмотрения дела № 1054-12-а, предусмотренные                ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией Пермского УФАС России не установлено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать факт нарушения Администрации Губахинского округа (правопреемника Администрации Губахинского городского поселения) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществления деятельности хозяйствующим субъектам, а также дискриминации хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в предоставлении доступа к объектам инфраструктуры, путем не утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Губаха, в срок, установленный п. 3.1 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 г. N 483-п, что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговли в границах г. Губаха.

 

2. Выдать Администрации Губахинского городского округа (правоприемнику Администрации Губахинского городского поселения) предписание, о прекращении нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2010г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в частности путем организации разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, на территории г. Губаха, в порядке, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 г. N 483-п.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       

 

Члены Комиссии                                                                                                

                                                               

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  1054-12-а

 

«  » марта 2013 г.                                                                                                             г. Пермь

 

    Комиссия Пермского УФАС России по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:

 

Председателя  Комиссии              - Удальев А.В., исполняющий обязанности руководителя управления;

 

Члены Комиссии:              - Баранов Д.Е., главный государственный инспектор отдела контроля органов власти;

  - Ужегова Г.А., специалист первого разряда отдела контроля органов власти;         

 

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего  решения  по делу №1054-12-а о нарушении Администрацией Губахинского городского округа (правопреемника Администрации Губахинского городского поселения) ч. 1 ст. 15 Федерального  закона от 26.07.2006г.  №135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации Губахинского городского округа (правопреемника Администрации Губахинского городского поселения) в срок до 30.04.2013 г. прекратить нарушение ч. 1  ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» выразившегося в необоснованном препятствовании осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, а также дискриминации хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в предоставлении доступа к объектам инфраструктуры, путем не утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории                     г. Губаха, в срок, установленный п. 3.1 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 г. N 483-п, что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговли в границах г. Губаха., а именно:

в срок до 30.04.2013 г. в рамках имеющихся полномочий и с учетом действующего законодательства РФ организовать разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Губаха.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        А.В. Удальев

 

Члены Комиссии                                                                                                                                                               Д.Е. Баранов 

 

                         Г.А. Ужегова

 

    Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его  выдачи.

 

         За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

         Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны