Решение №106255 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Центр оказания услуг» от 28 декабря 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Центр оказания услуг» (вх. № 019496-17 от 21.12.2017 г.) 

о нарушении законодательства о закупках

 

28.12.2017 г.                                                                                                                                  г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Центр оказания услуг» (далее – Заявитель) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание комплекса услуг специализированной организации по реализации арестованного имущества и распоряжению конфискованным, движимым бесхозяйным и иным изъятым имуществом, обращенным в собственность государства, а также товарами, задержанными или изъятыми таможенными органами, на территории Пермского края Оказание комплекса услуг специализированной организации по реализации арестованного имущества и распоряжению конфискованным, движимым бесхозяйным и иным изъятым имуществом, обращенным в собственность государства, а также товарами, задержанными или изъятыми таможенными органами, на территории Пермско... (извещение № 0156100011317000044),

УСТАНОВИЛА:

Согласно извещению № 0156100011317000044 Заказчиком проводился открытый конкурс на  оказание комплекса услуг специализированной организации по реализации арестованного имущества и распоряжению конфискованным, движимым бесхозяйным и иным изъятым имуществом, обращенным в собственность государства, а также товарами, задержанными или изъятыми таможенными органами, на территории Пермского края.

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках)  нарушены действиями Заказчика.

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии «Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установлено следующее.

Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).

Исследовав представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия находит доводы подателя жалобы необоснованными.

 Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч.1,ч.2,ч.3 ст.24 Закона о закупках).

Согласно ч.5 ст.24 Закона о закупках, Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В ч.2 ст.48 Закона о закупках обозначено, что  Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.2 ст.59 Закона о закупках Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион (далее – Перечень).

Заказчик проводит открытый конкурс, поскольку полагает, что данные работы относятся к коду ОКПД 84.11.29.000 – услуг, обеспечивающие деятельность органов государственного управления, прочие, который, в свою очередь, не включен в Перечень.

Вместе  с тем, такую позицию нельзя признать верной по следующим основаниям.

  Объектом закупки, в соответствии с конкурсной документацией, является оказание комплекса услуг специализированной организации по реализации арестованного имущества и распоряжению конфискованным, движимым бесхозяйным и иным изъятым имуществом, обращенным в собственность государства, а также товарами, задержанными или изъятыми таможенными органами, на территории Пермского края.

Требования к услуге содержатся в Техническом задании документации о закупке.

   Так, согласно Разделу 1 ТЗ Исполнитель по письменным Поручениям Заказчика оказывает в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и условиями государственного контракта следующие услуги:

- услуги по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Пермского края (далее – арестованное имущество);

- услуги по распоряжению (приему, транспортировке, хранению, экспертизе, оценке, реализации, переработке, уничтожению (утилизации)) конфискованным, движимым бесхозяйным и иным изъятым имуществом, обращенным в собственность государства, а также товарами, задержанными или изъятыми таможенными органами на территории Пермского края (далее – изъятое имущество).

            Требования к реализации арестованного и иного имущества: реализация имущества путем проведения торгов осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а в отношении имущества стоимостью 1 млн. руб. и выше путем проведения аукционов на электронных площадках, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015г. №2488-р.

 Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, следует из конкурсной документации, входящие в объект закупки услуги, относятся к коду  47, который включает в себя код 47.99.50.000  – Услуги по осуществлению розничных продаж комиссионными агентами вне магазинов, который, в свою очередь, входит в Перечень.

Следовательно, Заказчик в рассматриваемом случае обязан проводить электронный аукцион.

С учетом изложенного выше, в действиях Заказчика имеется нарушение требований ч.5 ст.24, ч.2 ст.59 Закона о закупках.

В действиях должностных лиц имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

Соответствующие доводы представителя Заказчика, как озвученные в  ходе рассмотрения жалобы, так и изложенные в письменных пояснениях, отклоняются как несостоятельные.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ч.1, ч.2 ст.32 Закона  о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.

Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с ч.5 ст.32 Закона  о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.

Частью 8 ст.32 Закона  о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1085 (далее – Правила).

Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

В соответствии с п.28 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.

В документации о закупке (Глава 3) установлены критерии оценки заявок.

Так, одним из критериев является критерий «Квалификация участника конкурса», состоящий из  показателей:

         2.1 «Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема с предметом контракта»,  предмет оценки Предмет оценки – количество проведенных торгов (лотов) в электронной форме с 01.01.2017 по дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе. Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта оказания услуг (выполнения работ) сопоставимого характера и объема. Документом, подтверждающим опыт оказания услуг (выполнения работ) сопоставимого  характера и объема является выкопировка официальных интернет-сайтов www.zakupki.gov.ru, www.torgi.gov.ru, www.bankrot.fedresurs.ru или иных официальных ресурсов, заверенная участником открытого конкурса.**

** Единая комиссия оставляет за собой право проверить информацию, предоставленную участником открытого конкурса.

Расчет баллов производится следующим образом:

600 000 торгов (лотов) и более – 20 баллов;400 000 – 599 000 торгов (лотов) – 15 баллов;200 000 – 399 000 торгов (лотов) – 10 баллов;199 000 торгов (лотов) и менее – 5 баллов;0 торгов (лотов) – 0 баллов; Опыт оказания услуг (выполнения работ) считается не подтвержденным в случаях:

- отсутствие выкопировки официального интернет-сайта www.zakupki.gov.ru и/или www.torgi.gov.ru и/или www.bankrot.fedresurs.ru и/или иных официальных ресурсов;

 и (или) - предоставление информации, не соответствующей показателю оценки; и (или) - выкопировка официального интернет-сайта www.zakupki.gov.ru и/или www.torgi.gov.ru и/или www.bankrot.fedresurs.ru и/или иных официальных ресурсов не заверена участником открытого конкурса;

При отсутствии опыта оказания услуг (выполнения работ) сопоставимого характера и объема и (или) документального подтверждения заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.

2.2 «Обеспеченность участника конкурса арендованными и/или собственными складскими помещениями». Предмет оценки -  количество у участника конкурса арендованных и/или собственных складских помещений на территории г. Перми Пермского края (далее – складские помещения).Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие у участника конкурса арендованных и/или собственных складских помещений. Документами, подтверждающими наличие у участника конкурса арендованных и/или собственных складских помещений, являются:- заверенные участником открытого конкурса копии договоров аренды складских помещений и/или свидетельств о государственной регистрации права на складские помещения, расположенных на территории г. Перми Пермского края.

Расчет баллов производится следующим образом:

301 кв.м. и более – 20 баллов;201 – 300 кв.м.– 15 баллов;101– 200 кв.м. – 10 баллов;100 кв.м. и менее – 5 баллов; Отсутствие складских помещений – 0 баллов;

Наличие у участника конкурса арендованных и/или собственных складских помещений на территории г. Перми Пермского края считается не подтвержденным в случаях: - отсутствие договоров аренды складских помещений; и (или) - отсутствие свидетельств о государственной регистрации права на складские помещения; и (или) - складские помещения расположены за пределами г. Перми Пермского края; и (или)- документы, подтверждающие наличие у участника конкурса арендованных и/или собственных складских помещений, не заверены надлежащим образом.

        2.4 «Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами» - Предмет оценки – количество в штате участника конкурса специалистов, имеющих юридическое образование и работающих по специальности не менее 3-х лет (далее – специалисты). Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие в штате участника конкурса специалистов, имеющих юридическое образование и работающих по специальности не менее 3-х лет.

        2.5. «Обеспеченность участника конкурса квалифицированными специалистами» - Предмет оценки – количество в штате участника конкурса специалистов, имеющих дополнительное образование в сфере осуществления закупок и/или проведения торгов в соответствии с действующим законодательством РФ (далее – квалифицированные специалисты). Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие в штате участника конкурса специалистов, имеющих дополнительное образование в сфере осуществления закупок и/или проведения торгов в соответствии с действующим законодательством РФ.

Комиссией установлено, что порядок оценки по данному критерию (в указанной части) не противоречит Правилам.

Документы, подтверждающие квалификацию, являются предметом оценки, не являются обязательными к предоставлению в составе заявки, их отсутствие не влечет признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.

Кроме того, ни Закон о закупках, ни Правила не содержат перечня документов, которые подтверждают квалификацию участника закупки.

При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее.

В Главе 3 установлен, в том числе, следующий показатель критерия  «Квалификация участника конкурса» - 2.3.«Обеспеченность участника конкурса электронной площадкой, включенной в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015г. №2488-р». Предмет оценки – наличие у участника конкурса в собственности электронной площадки, включенной в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015г. №2488-р (далее – электронная площадка). Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие у участника конкурса электронной площадки. Документом, подтверждающим наличие у участника конкурса электронной площадки, является: - заверенная участником открытого конкурса копия выписки с бухгалтерского баланса нематериальных активов, подтверждающая постановку на бухгалтерский учет электронной площадки.

В связи с чем электронная площадка должна находиться именно в собственности у участника конкурса, а не может быть, например, арендована и т.д., представитель Заказчика пояснить не смогла.

  При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушены требования п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.

 Как указано выше, расчет баллов содержится в Главе 3 документации о закупке.

 Так, в частности, указано, что  расчет баллов по показателю 2.1 производится следующим образом: 600 000 торгов (лотов) и более – 20 баллов; 400 000 – 599 000 торгов (лотов) – 15 баллов; 200 000 – 399 000 торгов (лотов) – 10 баллов; 199 000 торгов (лотов) и менее – 5 баллов; 0 торгов (лотов) – 0 баллов.

 При этом не ясно, сколько баллов будет присвоено в случае, если участник закупки подтвердит проведение, например, 399 500 торгов (лотов).

  При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушены требования п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.

В действиях должностных лиц имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Иные доводы подателя жалобы рассмотрены и отклоняются как несостоятельные.

          В Техническом задании установлено следующее требование: Исполнитель обязан осуществлять ведение Автоматизированной системы учета принудительно изъятым и бесхозяйным имуществом (далее - АС «ПИБИ»), при этом документы по реализации и распоряжению имуществом необходимо загружать в систему.

Представитель Заявителя пояснила, что данное требование  участнику закупки не понятно. При этом запросы о разъяснении положений документации в адрес Заказчика Обществом не направлялись.

Вместе с тем, необходимо отметить, что данное требование относится непосредственно к исполнению контракта. Кроме того, в соответствии с п.  4.2.6 проекта контракта Заказчик обязан предоставить Исполнителю доступ в АС «ПИБИ».

В соответствии с Техническим заданием, минимальная стоимость арестованного имущества, подлежащего передаче Исполнителю для реализации – 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей (указанный объем не является гарантированным, так как Заказчик не знает какое количество имущества будет передано на реализацию в течении срока действия государственного контракта). Объем изъятого имущества, подлежащего передаче Исполнителю – не менее 20 000 куб.м (указанный объем не является гарантированным, так как Заказчик не знает какое количество имущества будет передано на реализацию в течении срока действия государственного контракта).

И в данном случае нарушений требований Закона о закупках Комиссия не усматривает.

На основании статей 99, 106 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Центр оказания услуг»  на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание комплекса услуг специализированной организации по реализации арестованного имущества и распоряжению конфискованным, движимым бесхозяйным и иным изъятым имуществом, обращенным в собственность государства, а также товарами, задержанными или изъятыми таможенными органами, на территории Пермского края Оказание комплекса услуг специализированной организации по реализации арестованного имущества и распоряжению конфискованным, движимым бесхозяйным и иным изъятым имуществом, обращенным в собственность государства, а также товарами, задержанными или изъятыми таможенными органами, на территории Пермско... (извещение № 0156100011317000044) необоснованной.

   2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч.5 ст.24 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.

   3. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч.2 ст.59 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.

   4. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.

5. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Конкурсной комиссии.

6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны