Решение №106263 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Теплогазстрой» от 15 января 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе  ООО «Теплогазстрой» (вх. №019914-17 от 29.12.2017 г.) 

о нарушении законодательства о закупках

 

15 января 2018 г.                                                                                                                        г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия)

           рассмотрев жалобу ООО «Теплогазстрой» (далее – Заявитель) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству блочной модульной котельной в микрорайоне «Южный» Оказание комплекса услуг специализированной организации по реализации арестованного имущества и распоряжению конфискованным, движимым бесхозяйным и иным изъятым имуществом, обращенным в собственность государства, а также товарами, задержанными или изъятыми таможенными органами, на территории Пермско... (извещение № 0356300103017000021),

 

УСТАНОВИЛА:

Согласно извещению № 0356300103017000021 Заказчиком проводился открытый конкурс на электронный аукцион на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству блочной модульной котельной в микрорайоне «Южный».

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии «Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установлено следующее.

Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).

В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).

В п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с  п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Объектом закупки, как указано выше, является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству блочной модульной котельной в микрорайоне «Южный».

            В п.2.7 Технического задания указано, что Подрядчик обязан реконструкцию и технические характеристики существующих инженерных сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения до потребителей определить на 1-ом этапе проектирования.

                В соответствии с Техническом заданием (п.1.9) градостроительный план на земельный участок под объектом капитального строительства, технические условия на подключение проектируемого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения являются исходными данными, которые передаются Заказчиком.

            В п.1.5 Технического задания указаны функциональное назначение и проектная мощность модульной котельной.

            Согласно п.1.1 Технического задания сбор исходных данных, не учтенных в п. 1.5, п. 1.9 настоящего задания осуществляется Подрядчиком.

  Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч.1 ст.2 Закона о закупках).

Согласно п.1 ч.6 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации  в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу: градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории.

  В соответствии с п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

То обстоятельство, что сети, указанные в п.2.7 Технического задания, отнесены к линейному объекту строительства, представителем Заказчика не оспаривалось.

С учетом изложенного выше, поскольку обязанность предоставить проект планировки территории и проект межевания территории возложена на Подрядчика, Заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.

Кроме того, представитель Заказчика пояснила, что в момент публикации закупки спорные документы у Заказчика отсутствовали, в настоящий момент они находятся в его распоряжении.

Согласно п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

 В соответствии с п.п. «г» п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Единые требования к участникам закупки обозначены в ч.1 ст.31 Закона о закупках.

В частности, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч.6 названной статьи).

Согласно условиям документации о закупке (Раздел 5) участник закупки должен предоставить в составе заявки документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания подачи заявок, указанной в извещении о проведении закупки. Выписка должна содержать сведения о наличии у члена СРО права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).

    В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Часть 5 статьи 48 ГрК РФ предусматривает, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.

Следовательно, выполнение работ по проектированию всегда предполагает деятельность по организации работ по подготовке проектной документации и лицо, осуществляющее данный вид деятельности  должно являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.

Согласно ч.1 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В силу ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий

То есть работы по инженерным изысканиям, выполняемые на этапе архитектурно-строительного проектирования, организуются и контролируются лицом, осуществляющим организацию работ по подготовке проектной документации.

Пунктом 1 ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что  если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

 Требование о выполнении работ лично в документации отсутствует.

 Учитывая изложенное, если проектом контракта на подготовку  проектной документации предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий и отсутствует запрет  привлечения для исполнения контракта других лиц, участник закупки, являющийся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, вправе привлечь для выполнения инженерных изысканий  субподрядную организацию.

При этом, согласно предложению третьему части 2 ст.47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенных с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, или получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

С учетом изложенного выше, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что для соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, в рассматриваемом случае, достаточно являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и представить в составе заявки соответствующую выписку.

Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч.6 ст.31, п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках.

 В указанных действиях Заказчика присутствуют признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Соответствующие доводы представителя Заказчика рассмотрены и отклоняются как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

На основании статей 99, 106 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «Теплогазстрой»  на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству блочной модульной котельной в микрорайоне «Южный» Оказание комплекса услуг специализированной организации по реализации арестованного имущества и распоряжению конфискованным, движимым бесхозяйным и иным изъятым имуществом, обращенным в собственность государства, а также товарами, задержанными или изъятыми таможенными органами, на территории Пермско... (извещение № 0356300103017000021) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.

3. Признать в действиях Заказчика нарушение п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.

4. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.6 ст.31 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.

5. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику,  Оператору электронной площадки, Конкурсной комиссии.

6.  Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны