Решение №106289 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Салон 2116 – электронный почтамт» от 17 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Салон 2116 – электронный почтамт» (вх.000190-17 от 11.01.2018 г.)

о нарушении законодательства о закупках

 

17 января 2018 г.                                                                                                                          г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)

 рассмотрев жалобу ООО «Салон 2116 – электронный почтамт»  (далее – Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на выполнение работ по созданию Единой информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций государственного сектора Пермского края (извещение № 0156200009917000608),

УСТАНОВИЛА:

Согласно извещению 0156200009917000608 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс на выполнение работ по созданию Единой информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций государственного сектора Пермского края.

По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии «Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установлено следующее.

Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).

В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).

В п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с  п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч.3 ст.33 Закона  о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

   Объектом закупки, как указано выше, является выполнение работ по созданию Единой информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций государственного сектора Пермского края.

Содержание, технические требования и требования к качеству выполнения работ, перечень и состав работ установлены в Техническом задании.

Так, согласно п.3.1 Технического задания объектом автоматизации являются процессы ведения бухгалтерского (бюджетного) и управленческого учета, кадрового учета и расчета заработных плат организаций государственного сектора Пермского края, консолидации учетных данных организаций государственного сектора на территории Пермского края и формирования на их основе бухгалтерской (бюджетной) и финансовой отчетности. Наиболее распространенными программными решениями в области автоматизации процессов кадрового учета, расчета заработной платы, бухгалтерского учета и отчетности в организациях государственного сектора на территории Пермского края являются решения, разработанные на базе программной платформы «1С:Предприятие» и приведенные в таблице ниже.

Единая информационная система управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций государственного сектора Пермского края должна быть построена на основе облачных технологий и платформы «1С:Предприятие 8». Разработка компонентов Системы должна быть выполнена на базе платформы «1С:Предприятие 8» или свободно распространяемого общего программного обеспечения и программного обеспечения с открытым исходным кодом (п.4.3.4 Технического задания).

     В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

 Указанный запрет в отношении допуска программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен Постановлением правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 (далее – Постановление Правительства № 1236).

Требования, предъявляемые Заказчиком  к программному обеспечению Системы, соответствуют обозначенным в Постановлении  Правительства № 1236 характеристикам программного обеспечения.

Согласно п.2 (2) Постановления Правительства № 1236 подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.

Соответствие программного продукта «1С:Предприятие» указанным требованиям подтверждается внесением его в Единый реестр российских программ для электронно-вычислительных машин и баз данных (дата регистрации – 06.09.2016, рег. номер <...> ). В соответствии с  данными Единого реестра программный продукт относится к классу «Среды разработки, тестирования  и отладки» и «Системы управления процессами организации» (регистрация в реестре подтверждается Приказом Минкомсвязи России от 06.09.2016 г. № 426).

Представитель Заказчика пояснила, что  в отношении разрабатываемой Системы применение слов «или эквивалент» не представляется возможным в целях обеспечения совместимости программного обеспечения, используемого Заказчиком, что соответствует положениям п.3.1 Технического задания, согласно которому наиболее распространенными программными решениями в области автоматизации процессов кадрового учета, расчета заработной платы, бухгалтерского учета и отчетности в организациях государственного сектора на территории Пермского края являются решения, разработанные на базе программной платформы «1С:Предприятие» (используется в качестве базовой платформы «1С:Предприятие» для автоматизации бухгалтерского учета – 88,6% от краевых организаций, для расчета заработной платы – 63,6 от краевых организаций, для кадрового учета – 77,2% от краевых организаций, использующих программные продукты), в том числе, решения, которые уже применяются в Министерстве образования и науки  Пермского края, Министерстве здравоохранения Пермского края (программный продукт «Прайд: Консолидированная отчетность финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств», разработанный на базе платформы «1С:Предприятие».

В Техническом задании также указано, что в целях сохранения преемственности пользовательских интерфейсов, снижения затрат бюджета на переподготовку пользователей Системы и использования лучших практик Система должна быть реализована на базе программной платформы «1С:Предприятие», а в качестве базового решения для формирования  сводной отчетности должно использоваться решение «Прайд: Консолидированная отчетность финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств».

Представитель Заказчика также пояснила, что применение иной базовой платформы и иных программных продуктов послужило бы препятствием для обеспечения унификации процессов кадрового делопроизводства, сокращения расходов на сопровождение и поддержку бухгалтерского программного обеспечения, повышения оперативности и качества исполнения бюджетных процессов, обеспечения интеграции подсистем единой информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций  государственного сектора Пермского края между собой, а также обеспечение интеграции с иными информационными системами, используемыми организациями государственного сектора на территории Пермского края, а также предсказуемо привело бы к дополнительным расходам краевого бюджета.

Кроме того, как указано выше, согласно положениям п.4.3 Технического задания разработка компонентов Системы должна быть выполнена на базе платформы «1С:Предприятие 8» или свободно распространяемого общего программного обеспечения и программного обеспечения с открытым исходным кодом.

При указанных выше обстоятельствах, учитывая, что из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, с учетом пояснений Заказчика, антимонопольный орган нарушений в действиях Заказчика,  Уполномоченного органа  не усматривает.

  Комиссия также отмечает, что в жалобе не указано на какой другой (аналогичной) программной платформе Заявитель хотел бы предложить создание Системы и каким образом требования Заказчика препятствуют подаче заявки и ограничивают количество участников закупки.

На основании статей 99, 106 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Салон 2116 – электронный почтамт»  на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на выполнение работ по созданию Единой информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций государственного сектора Пермского края (извещение № 0156200009917000608) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны