Решение №107222 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ИЗИДОЛГ» от 18 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

        _____________ № _____________ 

         

  На №  _____________ от  _____________

 

ООО «ИЗИДОЛГ»

354071, г. Сочи, ул. Чайковского, 41а

info@easydolg.ru

 

АО «Пермский завод «Машиностроитель»

614014, г. Пермь, ул. Новозвягинская, 57

pzmash@perm.ru

 

Закупочная комиссия
АО «Пермский завод «Машиностроитель»

v-militsyna@pzmash.perm.ru

 

Электронная торговая площадка
ЗАО «Сбербанк-АСТ»

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ИЗИДОЛГ» (вх. № 019925)

 

 

« 18 » января 2018 г.                                                                                                             г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

Лопатина К.А., специалист-эксперт отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации;

Кротова Н.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

рассмотрев жалобу ООО «ИЗИДОЛГ» (далее – заявитель) (вх. № 019925), на действия  АО «Пермский завод «Машиностроитель»; Закупочной комиссии АО «Пермский завод «Машиностроитель» (далее – организатор торгов) при организации и проведении электронного аукциона на поставку координатно-измерительной машины (извещение № 0456000000317000017, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка).

УСТАНОВИЛА:

 

29.12.2017 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика, в которой указано, что аукционная документация составлена с нарушением действующего законодательства в сфере осуществления государственных закупок.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. 15.12.2017г. заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0456000000317000017 при организации и проведении электронного аукциона на поставку координатно-измерительной машины.

В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках),  конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч.1 ст.48 Закона о закупках, под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

При этом, в силу ч.2 ст.48 Закона о закупках, для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация также должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.51 Закона о закупках, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

 

2. Комиссия антимонопольного органа, по итогам анализа документов и информации, представленной на рассмотрение жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания жалобы заявителя необоснованной, ввиду следующего.

Относительно довода о нарушении сроков проведения электронного аукциона, комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.

 В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о закупках, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Положениями части 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно ст. 191 ГК РФ Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Дата и время начала подачи заявок 15.12.2017 в 16:52. Дата и время окончания подачи заявок 29.12.2017 в 23:59. Срок подачи начинается на следующий день, т.е. 15.12.2017 + 15 дней = 30.12.2017 (включительно).

Согласно пункту 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Таким образом, срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 194 ГК РФ должен быть установлен не ранее 30.12.2017 23:59.

Исходя из этого, действиями Заказчика, не надлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушена часть 3 статьи 63 Закона о закупках.

 

Относительно довода о нарушении сроков рассмотрения первых частей заявок, комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.

Согласно ч. 2 ст. 67 Закона о закупках срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.

Согласно устным и письменным пояснениям, заказчик указал, что срок окончания подачи заявок - 29.12.2017 г., срок окончания рассмотрения первых частей - 09.01.2018 г., заказчиком был ошибочно установлен срок - 11.01.2018 г. в связи с ошибкой в календаре, так как нерабочими были отмечены даты: 09.01.2018 г. и 10.01.2018 г.

Таким образом, в нарушение ч. 2 ст. 67 Закона о закупках, заказчик установил срок за пределами 7-ми дней, установленный законодателем.

В соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона о закупках днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

Учитывая вышеуказанное, заказчик, в нарушении ч. 3 ст. 68 нарушил сроки проведения электронного аукциона.

 

Относительно довода в части неправомерного установления требований, комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.

Согласно положениям извещения в графе «Требования к участнику» в п. 4, 5 и 6 установлено:

4) Требование к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

Требование к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

5) Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Дополнительная информация к требованию отсутствует.

6) Требование к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Дополнительная информация к требованию отсутствует.

Согласно п. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Правительство РФ устанавливает данные дополнительные требования согласно Постановлению от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".

Объект закупки данного аукциона "Поставка координатно-измерительной машины" (КОД ПО ОКПД2 -26.51.66.190) не относится к отдельным видов товаров, работ, услуг, которые перечислены в Приложении №1 к данному Постановлению:

п.2. Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Таким образом, предъявляя дополнительные требования к данному объекту закупки к участникам, заказчик нарушает п. 2 ст. 31 Закона о закупках.

 

Пунктом 10 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках предусмотрено следующее единое требование к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.

Согласно п. 1.4.2.2 документации вторая часть заявки на участие должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1.18. настоящей закупочной документации об электронном аукционе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.

           Пунктом 1.18. документации установлены Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.  Пунктом 1.18.1.2 документации установлено, что участник закупки не является офшорной компанией.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что Закон о закупках не содержит требования о декларировании участниками закупки соответствия требованию, предусмотренному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках.

В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, Заказчиком нарушено положение ч. 6 ст. 66 Закона о закупках.

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, в том числе, предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами (п. 3 ст. 22 Закона о защите конкуренции).

 

 По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Учитывая вышеизложенное, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о признании жалобы  заявителя обоснованной, признании в действиях заказчика факты нарушения часть 3 статьи 63, ч. 3 ст. 68, п. 2 ст. 31 и ч. 6 ст. 66 Закона о закупках.

Однако учитывая, что согласно материалам жалобы в данном конкретном случае аукцион состоялся, участники торгов перечислили задатки на соответствующий расчётный счёт, комиссия заказчика рассмотрело поданные заявки, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным выдать предписание направленное на недопущение подобных нарушений в будущем.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС,

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «ИЗИДОЛГ» (далее – заявитель) (вх. № 019925), на действия  ООО «ИЗИДОЛГ» (далее – заявитель) (вх. № 019925), на действия  АО «Пермский завод «Машиностроитель»; Закупочной комиссии АО «Пермский завод «Машиностроитель» (далее – организатор торгов) при организации и проведении электронного аукциона на поставку координатно-измерительной машины (извещение № 0456000000317000017, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка); Закупочной комиссии АО «Пермский завод «Машиностроитель» (далее – организатор торгов) при организации и проведении электронного аукциона на поставку координатно-измерительной машины (извещение № 0456000000317000017, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка), обоснованной.

2) Признать в действиях АО «Пермский завод «Машиностроитель» факты нарушения часть 3 статьи 63, ч. 3 ст. 68, п. 2 ст. 31 и ч. 6 ст. 66 Закона о закупках.

3) Выдать АО «Пермский завод «Машиностроитель» предписание, направленное на устранение допущенного нарушения.

Заместитель Председателя Комиссии                                                                    Н.А. Хаснуллин

 

Члены Комиссии                                                                                                          К.А. Лопатина

 

Н.Д. Кротова

 

   Примечание. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду (ст. 52 Закона о защите конкуренции)

 

Лопатина К.А.,

тел.(342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны