Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Буматика» (вх. № 1144... от 9 июня 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Буматика» (далее – Заявитель) на действия МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок в Орджоникидзевском районе г.Перми (извещение № 0356300058912000026),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно извещению № 0356300058912000026 Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок в Орджоникидзевском районе г.Перми.

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика.

 

Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.

 

1.Заявитель полагает, что Заказчиком не определено,  какие отходы должны быть вывезены и к какому классу опасности они относятся.

Согласно Разделу 2 «Сведения о предмете открытого аукциона в электронной форме» документации о торгах, работы должны быть выполнены в полном соответствии с требованиями документации об открытом аукционе в электронной форме (в том числе Техническим заданием и локальным сметным расчетом (Приложение № 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме) и условиями муниципального контракта (Приложение № 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме).

В соответствии с Приложением № 1 к документации о торгах в состав работ входит:

- сбор мусора,

- погрузка  и перевозка мусора,

- механизированная планировка убираемого участка,

- планировка убираемого участка вручную.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

В силу ст.11 Закона  об отходах, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

  В соответствии  со ст. 13 Закона об отходах, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Решению Пермской городской Думы от 26.06.2001 г. № 99 «Об утверждении Правил обращения  с отходами на территории города Перми», отходообразователем являются физические и юридические лица (жители, предприятия и организации всех форм собственности), в процессе деятельности которых образуются отходы.

МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района», являясь в данном случае балансодержателем объектов  - несанкционированных свалок (перечень которых содержится в Приложении № 4 к Техническому заданию), фактически приобретает обязанности отходообразователя отходов, находящихся на несанкционированных свалках, выполнение работ по ликвидации  которых является предметом открытого аукциона в электронной форме.

Согласно п. 1 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР России от 15.06.2001 N 511 (далее – Приказ № 511), юридические лица, в процессе деятельности, которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

В ст. 14 Закона об отходах закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2).

 В п.3 Раздела 1 Приказа № 511 обозначено, что отнесение отходов к классу опасности может осуществляться расчетным или  экспериментальным методами. Учитывая нормы, содержащиеся  в Приказе № 511, в случае отнесения производителем отходов отхода расчетным методом  к 5 классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5 класса опасности экспериментальным методом, отход должен быть отнесен к 4 классу опасности.

С учетом приведенных норм, в обязанности Заказчика входит определение класса опасности отходов.

В соответствии с ч.3 ст.14 Закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ на отходы  1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт <...> Такой паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.02.2002г. №785 утверждена форма паспорта опасного отхода и требования к паспорту опасных отходов.

Заказчиком в аукционной документации установлено следующее требование: сбор мусора, перевозка мусора.

При этом в соответствии со ст.16 Закона об отходах, транспортирование отходов 1-4 классов опасности должно осуществляться при наличии паспорта отходов 1-4 классов опасности. Учитывая тот факт, что транспортирование  отходов является одним из этапов обращения с отходами, которое включает в себя, помимо транспортирования, сбор, использование, обезвреживание и размещение (ст.1 Закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ), то для выполнения работ, являющихся предметом размещаемого заказа, исполнителю необходима информация об отнесении отходов к соответствующему классу опасности. Однако в составе документации об открытом аукционе отсутствуют соответствующие паспорта отходов 1-4 классов опасности.

Согласно п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчиком нарушено требование п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов, поскольку фактически требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности работ, не установлены.

2.Заявитель полагает, что документация  о торгах должна содержать требование о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности.

Частью 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего закона.

При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Согласно  п.1 ч.3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию  и составу  заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с  частями 4 и 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.

В соответствии с п.2 ч.6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Комиссией установлено, что документация о торгах не содержит требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности.    

Как указано выше, в состав работ входит: сбор мусора, погрузка  и перевозка мусора, механизированная планировка убираемого участка, планировка убираемого участка вручную.

В соответствии с п.30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2001 г. № 99 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона от 23.06.2012 г. № 93-ФЗ) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию.

 Согласно ч.3 ст.4 Закона  об отходах, собственник  отходов  1-4 класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством (ч.3 ст.4 Закона  об отходах).

При указанных обстоятельствах, Заказчик, являясь собственником отходов (данный факт признается представителем Заказчика), вправе передать их исключительно организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности.

Кроме того, в соответствии с Разделом 2 «Сведения о предмете открытого аукциона в электронной форме» документации о торгах, работы должны быть выполнены в полном соответствии с требованиями документации об открытом аукционе в электронной форме (в том числе Техническим заданием и локальным сметным расчетом (Приложение № 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме) и условиями муниципального контракта (Приложение № 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме).

Согласно названному разделу объем выполняемых работ указан в Техническом задании и локальном сметном расчете (Приложение № 1).

Локальный сметный расчет, являющийся неотъемлемой частью документации  о торгах,  содержит следующий пункт: услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на полигоне.

Комиссия отмечает, что необходимость выполнения данного вида, не смотря на то, что в Техническом задании эти работы отсутствуют, обусловлена их наличием в локальном сметном расчете, который, как отмечалось выше, является неотъемлемой частью документации о торгах и указание на который содержится в Разделе 2 документации об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии со ст. 1 Закона об отходах, размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Поскольку данный вид работ участник размещения заказа может выполнять только в случае обладания им лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, в документации о торгах следовало установить требование о предоставлении в составе второй части заявки поименованной лицензии.

При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушены требования п.2 ч.6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.

3. Заявитель полагает, что в документации о торгах содержится незаконное  требование  о вывозе мусора исключительно на городской полигон ТБО.

В соответствии с п.4 Технического задания,  вывоз мусора производится на городской полигон ТБО. Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что данная формулировка не означает, что полигон должен находиться в черте г.Перми.

 Согласно ч. 1 Закона  об отходах, объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Понятия «городской полигон» действующее законодательство не содержит.

С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу, что отсутствие в действующем законодательстве понятия «городской полигон», позволяет участнику размещения заказа в рамках выполнения работ, являющихся предметом открытого аукциона в электронной форме, осуществлять размещение отходов на любом полигоне.

При данных обстоятельствах требования документации о торгах не нарушают права и законные интересы подателя жалобы.

На основании статей 17, 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

РЕШИЛА:

 

   1. Признать жалобу ООО «Буматика» на действия МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок в Орджоникидзевском районе г.Перми (извещение № 0356300058912000026) частично обоснованной.

2. Признать в действиях МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района»   выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований п.1 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.

         3.  Признать в действиях МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района»   выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований п.2 ч.6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.

4.   Выдать МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района»  предписание об устранении нарушений требований Закона  о размещении заказов.

5. В целях устранения нарушений, допущенных МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района», выдать предписание Единой конкурсной комиссии, Оператору  электронной площадки ЗАО  «Сбербанк-АСТ».

6.   Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района»  к административной ответственности за нарушение  требований Закона о размещении заказов.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,

оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

 

 

22 августа 2012г.                                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия)

на основании решения по жалобе ООО «Буматика»  на действия МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок в Орджоникидзевском районе г.Перми (извещение № 0356300058912000026),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. В целях устранения нарушений требований  Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района»  совершить следующие действия:

- внести изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок в Орджоникидзевском районе г.Перми (извещение № 0356300058912000026) с учетом решения Комиссии от 22.08.2012 г. по жалобе ООО «Буматика» и требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов,

- продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частью 7 статьи 41.7 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,

- разместить на электронной площадке информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

2. Оператору электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ» обеспечить  МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» возможность размещения указанной информации.

3. В срок до 07.09.2012 г. МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района»  исполнить пункт 1 настоящего предписания.

4.В срок до 14.09.2012 г. МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района»  представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны