Решение №13910/22 Дело № 059/07/3-1179/2022 от 25 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Дело № 059/07/3-1179/2022


ООО «Партнер»

614010, г. Пермь, ул. Г. Хасана, стр. 9А,

оф. 404

um.perm@yandex.ru


ГБУ ПК «Пермский ГПЦ»,

Закупочная комиссия

ГБУ ПК «Пермский ГПЦ»

614030, г. Пермь, ул Кабельщиков, д. 23

popova_y@pgpc.ru


Электронная торговая площадка

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru





РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Партнер» (вх. № 17154/22)


«22» ноября 2022 г. г. Пермь


Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Раев М.А., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Вехкалахти В.С., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Карпова С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

без участия представителей Заявителя и Заказчика (надлежащим образом уведомлены);

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Партнер» (вх. № 17154/22) (ИНН 5902175142, ОГРН 1105902009135) (далее – Заявитель, ООО «Партнер») на действия Государственного бюджетного учреждения Пермского края «Пермский геронтопсихиатрический центр» (ИНН 5907010338, ОГРН 1025901511679) (далее также – Заказчик, ГБУ ПК «Пермский ГПЦ»), Закупочной комиссии ГБУ ПК «Пермский ГПЦ» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание автотранспортных услуг (извещение № 32211819437, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),


УСТАНОВИЛА:


14.11.2022 г. в адрес Пермского УФАС поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении аукциона в электронной форме, доводы которой сводятся к обжалованию положений Документации.

Заказчик, не согласившись с доводами Заявителя, представил письменные возражения на жалобу.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 13524/22 от 16.11.2022 г.), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. При проведении аукциона в электронной форме Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг ГБУ ПК «Пермский ГПЦ», утвержденным Приказом Министерства социального развития Пермского края от 30.06.2022 № б/н (далее — Положение о закупке, Положение), Извещением о проведении закупки (далее – Извещение), Аукционной документацией (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте ЕИС - 03.11.2022г.

Дата начала срока подачи заявок – 03.11.2022 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 14.11.2022 г.

Дата подведения итогов закупки – 16.11.2022 г.

Ознакомившись с Техническим заданием Заявитель не согласился с установленным показателем такой характеристики товара как черный цвет автомобиля. По мнению Заявителя, данная характеристика не влияет на функциональное качество товара, влечет ограничение предложений эквивалентных товаров и числа участников закупки.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными и неконкурентными способами (ч. 3.1, 3.2. ст. 3 Закона о закупках), порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Порядок проведения аукциона регулируется разделом 3.7 Положения о закупке Заказчика.

Под аукционом в электронной форме понимается форма торгов, при которой информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС и на электронной площадке Извещения и Документации об аукционе в электронной форме и победителем аукциона в электронной форме признается участник, заявка на участие которого соответствует требованиям, установленным в Документации об аукционе в электронной форме, и который предложил наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в Извещении о проведении аукциона в электронной форме и Документации об аукционе в электронной форме, на величину в пределах «шага аукциона» (п. 3.7.1 Положения).

2.1. Ознакомившись с доводами жалобы, возражением на жалобу и исследовав положения Документации о закупке, Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в Документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в Документации о закупке.

Требования к описанию предмета закупки установлены в ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, согласно которым при описании в Документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться, в том числе правилом об указании функциональных характеристик (потребительских свойств), технических и качественных характеристик, а также эксплуатационных характеристик (при необходимости) предмета закупки (п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках).

Пунктом 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках предусмотрено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Кроме того, при описании в Документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться, в том числе правилом об использовании слова «(или эквивалент)», в случае указания в описании предмета закупки на товарный знак, за исключением случаев, указанных в пп. а) - г) (п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках).

Требованиям ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках также корреспондирует п. 2.8.1 Положения о закупке, регламентирующий правила формирования и описание предмета закупки.

В соответствии с ч. 10. ст. 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

В Приложении 2 к Техническому заданию «Сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при оказании услуг» Заказчиком установлены показатели и их значения для товара «Автомобиль легковой бизнес-класса», в том числе и цвет предоставляемых автотранспортных средств: черный.

В возражениях на жалобу Заказчик пояснил, что данная характеристика (черный цвет автомобиля) позволяет максимально удовлетворить его потребность с учетом специфики его деятельности (осуществление доставки сотрудников на закрытую территорию Заказчика, где находятся пожилые люди с психическими расстройствами, для которых цвет не должен быть дополнительным цветовым раздражителем, вызывающим негативные психологические реакции).

При этом, как указывает Заказчик, цвет автомобиля «черный», обусловленный предметом закупки - услуги по перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом бизнес-класса с водителем, обозначен в официально-деловом стиле, поскольку автомобиль предназначен для исполнения представительских функций.

Исследуя доводы жалобы, Комиссия отмечает, что Заказчик в Документации о закупке должен устанавливать четкие и недвусмысленные требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам к предмету закупки, поскольку, в соответствии с ч. 6. ст. 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в Документации о закупке.

Согласно п. 1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 г., для целей информационного обеспечения закупки в Документации о закупке должны содержаться достаточные сведения в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

Комиссия Пермского УФАС России, с учетом вышеизложенного, приходит к выводу, что Заказчик в Документации о закупке обязан устанавливать корректные и недвусмысленные требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, а также эксплуатационным характеристикам (при необходимости) автомобиля, в том числе и к его цвету, поскольку указание точного цвета закупаемого для оказания услуг автомобиля позволяет участникам аукциона определить необходимый цвет предлагаемого к поставке автомобиля в рамках оказания услуги по перевозке пассажиров, в полной мере удовлетворяющего потребности Заказчика.

Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу Заказчиков в определении условий закупок (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 309-КГ17-7502).

Исходя из целей Закона о закупках основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Соответственно, указание Заказчиком в Документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Требования, предъявленные к закупаемому оборудованию, подлежат применению в равной степени ко всем участникам, имевшим намерение участвовать в закупке и поставить оборудование, соответствующее потребностям Заказчика.

Указанная позиция также подтверждается Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного от 13.11.2014 № 08АП-9307/2014 по делу № А75-3424/2014.

При этом, как следует из протокола рассмотрения вторых частей заявок № 2553156 от 16.11.2022 г. по результатам аукциона были рассмотрены заявки четырех участников, которые были признаны Закупочной комиссией соответствующими требованиям Документации.

Из представленных сведений от электронной площадки Комиссией установлено, что Заявитель жалобы не подавал заявку на участие в закупке.

Рассматривая вопрос об ограничении предложений эквивалентных товаров и участников закупки в связи с указанием цвета автомобиля, Комиссия антимонопольного органа сообщает, что сам по себе вопрос об эквивалентности товаров необходимо разрешать, не только руководствуясь отдельно взятыми характеристиками (показателями) товаров, подлежащих к сравнению, но и с учетом назначения товаров, их взаимозаменяемости и, как следствие, единой направленности на удовлетворение потребности Заказчика.

Справедливо отметить, что оценка объективной возможности предложения участником эквивалентной продукции в соответствии с потребностью Заказчика осуществляется на основании всех характеристик товара в совокупности, а не отдельных его показателях.

В рассматриваемом случае Заказчиком в Техническом задании соблюдены правила описания предмета закупки: указаны функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики предмета закупки; не содержатся указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования.

В требованиях Технического задания цвет автомобиля обозначен в официально-деловом стиле, поскольку назначением автомобиля (предметом закупки) является оказание услуг по перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом бизнес-класса с водителем, с учетом специфики деятельности Заказчика.

Материалы настоящего дела не содержат доказательства, свидетельствующие об ограничении числа поставщиков либо невозможности оказания услуги в связи с установлением цвета автомобиля и отсутствия на рынке эквивалентных товаров.

Согласно протоколу подведения итогов № 2553156 от 16.11.2022 г. один из четырех участников, заявки которых признаны соответствующими требованиям Документации, определен победителем настоящей закупки.

В данном случае Комиссия антимонопольного органа, принимая решение, исходит из того, что отдельно взятая характеристика товара «цвет предоставляемых автотранспортных средств: черный» не может являться безусловным доказательством ограничения предложений потенциальными участниками закупки эквивалентных товаров, а также не может служить ограничением числа самих участников закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы Заявителя в силу того, что установленный Заказчиком такой показатель характеристики как цвет предоставляемых автотранспортных средств «черный» для товара «Автомобиль легковой бизнес-класса» не влияет на функциональное качество товара, не влечет ограничение предложений эквивалентных товаров и числа участников закупки. Допустимых доказательств обратного представлено не было.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России


РЕШИЛА:


1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Партнер» (вх. № 17154/22) (ИНН 5902175142, ОГРН 1105902009135) на действия Государственного бюджетного учреждения Пермского края «Пермский геронтопсихиатрический центр» (ИНН 5907010338, ОГРН 1025901511679), Закупочной комиссии ГБУ ПК «Пермский ГПЦ» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание автотранспортных услуг (извещение № 32211819437, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Пермского УФАС исх. № 13524/22 от 16.11.2022 г.


Заместитель Председателя Комиссии М.А. Раев



Члены Комиссии В.С. Вехкалахти



С.В. Карпова



Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.



Исп.Карпова С.В.

тел.8(342) 235-10-36


2022-3176


Связанные организации

ГБУ ПК «Пермский геронтопсихиатрический центр»
ИНН 5907010338, ОГРН 1025901511679
ООО "Партнер"
ИНН 5902175142, ОГРН 1105902009135
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666