Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе АНО ДПО «Институт государственного и корп... от 9 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе  АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления»

(вх. № 12872-14 от 12.08.2014 г.)  о нарушении законодательства о закупках

 

19 августа 2014 г.                                                                                                                         г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ПКДКБ" (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг: обучение по охране труда руководителей и специалистов для ГБУЗ ПК "ПКДКБ" (извещение № 0356200001114000191),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно извещению № 0356200001114000191, Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг: обучение по охране труда руководителей и специалистов для ГБУЗ ПК "ПКДКБ".

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.

Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.

В п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является оказание услуг: обучение по охране труда руководителей и специалистов для ГБУЗ ПК "ПКДКБ".

В соответствии с п. 2.1 Раздела 2 аукционной документации, предметом гражданско-правового договора является оказание услуг: обучение по охране труда руководителей и специалистов для ГБУЗ ПК "ПКДКБ".

В п. 3.1 Раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено требование к участникам закупки: Любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Деятельность в сфере образования регулируется нормами, в том числе, Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

В ст. 2 Закона об образовании определены, в частности, следующие понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исходя из наименования объекта закупки, предмета гражданско-правового договора, а также изложенной нормы Закона об образовании, Комиссия приходит к выводу, что потенциальными участниками закупки могут быть любые организации, осуществляющие обучение, а также образовательные организации.

Учитывая, что в соответствии с п. 19 ст. 2 Закона об образовании, под организациями, осуществляющими обучение понимаются юридические лица, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), Комиссия приходит к выводу, что участниками закупки в данном случае могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в связи с чем, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках в части установления выше указанного требования к участникам закупки.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о закупках, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:

1. Единые требования к участникам (в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

2. Иные дополнительные требования к участникам (в соответствии с частью 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ). Дополнительная информация к требованию отсутствует.

3. Требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ). Дополнительная информация к требованию отсутствует.

В свою очередь, Комиссия установила, что в п.3.2 Раздела 2 аукционной документации, например, установлены такие требования, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (документ, разрешающий оказание образовательных услуг – лицензия на право ведения образовательной деятельности); правомочность участника закупки заключать контракт (документ, должным образом оформленный и свидетельствующий о том, что представитель участника закупки имеет полномочия заключить договор).

Из указанного следует, что извещение о проведении электронного аукциона содержит не весь перечень требований, который установлен Заказчиком и содержится в аукционной документации. В связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о закупках.

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").

Комиссией установлено, что во исполнение указанной нормы закона в п. 3.2 Раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено требование о предоставлении лицензии на право ведения образовательной деятельности.

В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона об образовании, образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности. В п. 3 указанного положения установлено: Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению, которое включает следующие подлежащие лицензированию образовательные услуги по реализации образовательных программ:

1. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2. Реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования

3. Реализация основной общеобразовательной программы основного общего образования

4. Реализация основной общеобразовательной программы среднего общего образования

5. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих <*>

6. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена <*>

7. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата <*>

8. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы специалитета <*>

9. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы магистратуры <*>

10. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) <*>

11. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы ординатуры <*>

12. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы ассистентуры-стажировки <*>

13. Реализация основной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих <*>

14. Реализация основной программы профессионального обучения - программы переподготовки рабочих, служащих <*>

15. Реализация основной программы профессионального обучения - программы повышения квалификации рабочих, служащих <*>

16. Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ

17. Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных предпрофессиональных программ

18. Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации

19. Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки

Из указанного следует, что образовательная деятельность включает в себя оказание образовательных услуг по реализации одной или нескольких образовательных программ.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации отсутствует указание на то, правом на осуществление какого вида образовательной деятельности должен обладать участник закупки, а также исчерпывающий перечень документов, подтверждающих такое право участника закупки.

Учитывая изложенное, комиссия пришла к выводу, что Заказчиком нарушено положение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссия также установила, что в п. 5.1 Раздела 2 аукционной документации в требованиях к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе требование о предоставлении лицензии на право ведения образовательной деятельности отсутствует. В связи с чем, в действиях Заказчика, установившего ненадлежащим образом требования ко второй части заявки на участие в электронном аукционе, имеется нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.

Довод Заявителя о том, что установленное Заказчиком требование безусловного наличия лицензии на право ведения образовательной деятельности у участника закупки нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках и ограничивает количество участников закупки, признается Комиссией, как несостоятельный, в силу следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В ст. 31 Закона о закупках также установлены требования именно к участникам закупки.

Комиссия отмечает, что требование о предоставлении лицензии относится исключительно к участникам закупки, привлечение соискателей в данном случае не представляется возможным.

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 07.08.2014г., на участие в электронном аукционе поступило 7 заявок.

Таким образом, в действиях Заказчика отсутствует нарушение требований Закона о закупках.

В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В п. 2 Технического задания Заказчиком установлено следующее требование к организации и содержанию обучения: Удаленность Исполнителя от Заказчика должна быть не более 30 км и иметь положительный опыт работы по охране труда с организациями здравоохранения.

В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика не смогли пояснить, почему и с какой целью  удаленность Исполнителя от Заказчика должна быть не более 30 км. Кроме того, Комиссия отмечает, что Обучение будет проводиться на учебных базах Заказчика (п. 3 Технического задания), в связи с чем, требование к удаленности Исполнителя от Заказчика в данном случае является излишним, ограничивающим количество участников закупки. Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках

В п. 7 Технического задания Заказчиком установлено: обучение должно проводиться в соответствии с учебным планом, согласованным с Заказчиком.

Согласно ч. 6 ст. 76 Закона о закупках, содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Исходя из приведенной нормы законы, Комиссия установила, что Заказчиком правомерно установлено указанное требование Технического задания, в связи с чем, в действиях Заказчика отсутствует нарушение требований Закона о закупках.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.08.2014г., заявка участника закупки под номером №8386013 признана несоответствующей требованиям аукционной документации, в связи с тем, что в составе заявки участника закупки отсутствуют документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Как указано выше, Заказчиком не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе лицензии на право ведения образовательной деятельности.

В ч. 6 ст. 69 Закона о закупках, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о закупках, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

Таким образом, в действиях Аукционной комиссии, признавшей заявку участника закупки под номером № 8386013 несоответствующей требованиям аукционной документации, имеется нарушение требований ч. 7 ст. 69 Закона о закупках.

На основании статей 99, 106 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» на действия ГБУЗ ПК "ПКДКБ" (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг: обучение по охране труда руководителей и специалистов для ГБУЗ ПК "ПКДКБ" (извещение № 0356200001114000191) обоснованной в части второго, третьего, четвертого, пятого доводов.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
  3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
  4. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
  5. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
  6. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.

7. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Аукционной комиссии к административной ответственности за нарушение  требований Закона о закупках.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

 

19 августа 2014 г.                                                                                                                       г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия)

на основании решения по жалобе АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» на действия ГБУЗ ПК "ПКДКБ" (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг: обучение по охране труда руководителей и специалистов для ГБУЗ ПК "ПКДКБ" (извещение № 0356200001114000191),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. В целях устранения нарушений требований  Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках) Аукционной комиссии совершить следующие действия:

- отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.08.2014г.,

- отменить протокол проведения электронного аукциона от 11.08.2014г.,

-  отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.08.2014 г.

2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить Аукционной комиссии отмену протокола подведения итогов электронного аукциона от 17.08.2014г., протокола проведения электронного аукциона от 11.08.2014г., протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.08.2014 г.

3. Заказчику внести изменения в документацию об электронном аукционе на оказание услуг: обучение по охране труда руководителей и специалистов для ГБУЗ ПК "ПКДКБ" (извещение № 0356200001114000191), с учетом решения Комиссии от 19.08.2014 г. по жалобе АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» и требований законодательства Российской Федерации о закупках, вернуть заявки участникам электронного аукциона.

4. Заказчику разместить на электронной площадке информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить Заказчику возможность размещения указанной информации.

5. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» разместить на электронной площадке информацию о новом времени проведения электронного аукциона.

6. В срок до 19.09.2014г. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки исполнить настоящее предписание.

7. В срок до 23.09.2014г. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания (с указанием заявителя жалобы).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны